Методы обследования нарушений в развитии дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы обследования нарушений в развитии дошкольников



Для более точного обследования ребенка и вынесе­ния правильного диагноза крайне важно собрать и изу­чить анамнестические сведения.

Медико-педагогическая комиссия осуществляет все­стороннее обследование ребенка, как правило, в следую­щем порядке:

* проверка сохранности слуховой функции;

* проверка состояния вибрационной чувствительности;

* проверка сохранности зрительного анализатора;

* проверка состояния речи;

* проверка двигательной сферы;

* проверка уровня развития сенсорных я интеллек­туальных процессов;

* наблюдение за поведением.

Исследовать особенности развития дошкольника в полной мере можно только наблюдая за его игрой. Поэтому этот метод является ведущим в изучении такого ребенка.

Для всестороннего обследования ребенка дошколь­ного возраста необходимо иметь следующий игровой материал.

1. Пирамида из четырех колец. Наблюдая за тем, каким образом ребенок манипулирует игрушкой, на­сколько точно он надевает кольца на стержень, можно выяснить особенности развития моторики дошкольни­ка. Различение дошкольником цвета, величины, ко­личества предметов можно с помощью следующих ука­заний:

• «надень на стержень зеленое кольцо...»;

• «собери пирамидку, чтобы внизу было самое боль­шое, а наверху самое маленькое кольцо...»;

• «положи сначала маленькое кольцо, потом поболь­ше..., и самое большое кольцо...»;

• «дай мне три кольца...»;

• «покажи третье, четвертое кольца пирамиды».

Нормальные дети к 5 годам прекрасно справляются с поставленными задачами. Дети с аномалиями разви­тия страдают нарушениями моторики. Им трудно сразу надеть кольцо на стержень пирамиды, иногда наблюда­ются тремор или гиперкинезы. Часто такие дошкольни­ки не способны соотнести величину колец при собира­нии пирамидки, поэтому выбирают кольца в хаотичном порядке. Дошкольники с глубокой умственной отстало­стью не воспринимают слова специалиста, выполняя неадекватные действия с предметами, быстро отвлека­ются на посторонние вещи.

2. Доски Сегена, представляющие собой доски с вкла­дышами, выполненными, а форме различных геометри­ческих фигур. Эта методика используется с целью ха­рактеристики деятельности ребенка, а также умения соотносить предметы по форме, сравнивать их. В про­цессе проведения методики исследуется также уровень развития мелкой моторики пяльцев рук. Дошкольнику с аномалиями развития трудно понять цель этого зада­ния, поэтому нередко он хаотично переставляет фигур­ки-вкладыши. Только после многочисленных показов экспериментатором способа действия некоторые из де­тей способны выполнить задание. Иногда вместо гео­метрических фигур нужно вложить в прорези вклады­ши известных ребенку животных. Это облегчает зада­чу, и дети лучше справляются с ней. Глубоко умствен­но отсталые дети не способны понять инструкцию к этому заданию.

3. Разноцветные брусочки и палочки. Эта методика позволяет исследовать характер деятельности детей, спо­собность к анализу, синтезу, умение сравнивать, а так­же особенности памяти. Задача ребенка — по образцу построить такую же фигуру. Дошкольник с аномалиями развития очень пассивен в процессе работы, невнимате­лен, поэтому нуждается в постоянной стимуляции дея­тельности со стороны специалиста. Самокритичность такого ребенка снижена, он не в состоянии сравнить об­разец с результатами своего труда. Глубоко умственно отсталые дошкольники не в состоянии понять стоящую перед ними задачу.

4. Почтовый ящик, представляющий собой коробку с прорезями, куда опускаются объемные фигуры. В от­личие от досок Сегена, здесь ребенок должен сопоста­вить объемный предмет с формой прорези. Нормальные дети к 6 годам без труда справляются с задачей. Ум­ственно отсталый ребенок испытывает серьезные затруд­нения при выполнении задания. Он не может развернуть фигуру, соотнеся ее с прорезью. Только при помо­щи специалиста такой дошкольник справляется с зада­нием. Глубоко умственно отсталые дети вообще не пони­мают задания.

5. Кубики различной величины. Методика направле­на на выявление представлений ребенка о понятии ве­личины предметов. Дошкольнику предлагается разло­жить кубики от маленького к большому, и наоборот. Как правило, умственно отсталые дети испытывают труд­ности при выполнении задания, поскольку понятие ве­личины формируется у них в более позднем возрасте и для этого требуется специальное обучение.

6. Набор геометрических фигур. Методика направле­на на выявление у ребенка способности к простейшим обобщениям. Задача дошкольника разложить геометри­ческие фигуры по группам. С помощью фигур можно проверить счет. Умственно отсталые дети с трудом по­нимают инструкцию, однако принимают помощь взрос­лого и к 6 годам начинают справляться с заданием. Дети с глубокой умственной отсталостью не в состоянии по­нять инструкцию.

7. Матрешки (2-3-4-составные). Методика направ­лена на выявление способности понимания инструкции, умения сопоставлять величину предметов. Дошкольник должен сначала собрать, а потом разобрать матрешку. Нормальные дети без труда выполняют задание. Дети с аномалиями развития не в состоянии справиться с зада­ниями. Они не учитывают величину матрешек, поэтому их действия характеризуются хаотичностью. В резуль­тате у умственно отсталого ребенка ничего не получает­ся, и он теряет интерес к заданию.

8. Разрезные картинки, которые представляют собой изображения знакомых предметов, разрезанные на 2 ча­сти по горизонтали и вертикали; на 3 части по вертика­ли. Методика направлена на исследование восприятия дошкольника. Дети с аномалиями развития затрудняются в выполнении задания, поскольку не в состоянии представить себе целое произведение. У них нарушено пространственное восприятие. Умственно отсталый ре­бенок способен принять помощь взрослого, если тот рас­положит части таким образом, чтобы ребенку осталось только соединить их.

9. Мозаика направлена на исследование наличия ин­тереса, волевых усилий, ориентировки в пространстве, воображения, развития мелкой моторики. Задача дош­кольника — по образцу составить изображение, соста­вить картинку по подражанию, проявить фантазию и самостоятельно создать узор или изображение. Дети с аномалиями развития не проявляют особого интереса к выполнению данного задания. Они не соотносят образец с результатами своей деятельности, часто отвлекаются от задания, нередко бросают его на середине работы.

10. Предметные картинки представляют собой изоб­ражения предметов, знакомых детям. Методика направ­лена на исследование внимания, зрительной памяти, мышления ребенка, определение запаса общих представ­лений, определение способности детей к обучению. Кро­ме того, при помощи предметных картинок исследует­ся речь дошкольника: словарный запас, фонетические и грамматические особенности.

Особенности эффективно-личностной сферы:

1) контакт;

2) интерес;

3) аффективный компонент продуктивности;

4) активность;

5) критика.

Особенности работоспособности:

6) динамика продуктивности;

7) истощаемость;

8) переключаемость;

9) внимание.

Общая характеристика деятельности:

10) ориентировочная деятельность;

11) понимание обращенной речи;

12) вербализация;

13) целенаправленность.

 

Частные показатели интеллектуально-мнестической деятельности:

• непосредственная память (кратковременная); 

• непосредственная память (долговременная);

• простое кодирование;

• качество опосредованного запоминания;

• доступность опосредования;

• динамика обучения (обучающий эксперимент);

• качество переноса (обучающий эксперимент);

• конструктивный праксис; 

• логические построения;

• простые обобщения;

• усложненные обобщения;

• анализ несообразностей.

По каждому параметру выставляются баллы, кото­рые впоследствии суммируются по группам показателей. В качестве примера можно привести способ количествен­ной оценки первого раздела.

Группа показателей

Особенности аффективно-личностной сферы

I. Контакт (но глубине, степени сотрудничества, ха­рактеру, устойчивости)

4 балла — высший уровень контактности, ребенок легко устанавливает полноценный контакт, способству­ет совместной деятельности, контакт стабильный на про­тяжении всего исследования;

3 балла — контакт устанавливается постепенно, впос­ледствии становится полноценным и стабильным;

2 балла — относительно полноценный контакт вна­чале, впоследствии в процессе работы при столкновении с трудностями, замечаниями экспериментатора контакт ухудшается; ухудшение отношений может быть вызва­но пресыщением деятельности;

1 балл — легко или постепенно устанавливает кон­такт, но он неполноценный по своей глубине, затрудне­на совместная деятельность; недооценивается значение информации, исходящей от взрослого, ориентация на собственную программу деятельности;

0,5 балла — недостаточный, нестойкий, хрупкий контакт на протяжении всего исследования из-за нега­тивного отношения к ситуации эксперимента, не вызы­вающей у ребенка интереса; подобное отношение может быть обусловлено чрезмерной стеснительностью, скован­ностью ребенка, неуверенностью в собственных силах, боязни допустить ошибку.

Для нормальных детей характерен средний резуль­тат — 2,3 балла, для детей с задержкой развития — 1,7 балла, для умственно отсталых детей — 1,2 балла.

II. Интерес (оценивается по степени увлеченности ребенка, характеру выполняемой работы: отдельных заданий или всех в совокупности, глубины, устойчивос­ти, широты интереса)

3 балла — выраженный стойкий интерес по отноше­нию к большинству заданий, стимулирует деятельность ребенка, который работает увлеченно, с азартом;

2,5 балла — те же качества, но менее выразительные во внешнем плане: эмоции, речевая реализация;

2 балла — достаточно выраженный, но избиратель­ный или угасающий по мере столкновения с трудностя­ми интерес; увлеченность может угасать после коррек­ции ошибочных решений экспериментатором;

1,5 балла — поверхностный интерес, который слабо стимулирует деятельность, но частично компенсируется старанием заслужить положительную оценку взрослого или просто подчинением взрослому;

1 балл — интерес проявляется в незначительной сте­пени в связи с угнетенностью ситуации экспериментом или стойкой боязнью допустить ошибку;

0 баллов — слабый, поверхностный, ничем не компен­сируемый интерес, деятельность возможна только лишь при наличии массивной и разнообразной стимуляции.

Нормальные дети набирают в среднем 2,4 балла, дети с задержкой развития —1,9 балла, умственно отсталые дети — 1,5 баллов.

III. Аффективный компонент продуктивности (отра­жает характер, выраженность и стабильность эмоцио­нального тонуса, аффективную реакцию ребенка на труд­ности, возникающие при выполнении заданий, порица­ние, похвалу)

3 балла — внешние эмоциональные проявления от­четливо выражены, адекватны, разнообразны, затруд­нения и ошибки затрудняют и огорчают его, однако стимулируют ребенка, поощрение и порицание одина­ково способствуют улучшению продуктивности дея­тельности;

2,5 балла — адекватные, внешне достаточно выра­женные реакции на затруднения. Ошибки, поощрения и порицания понимаются в целом правильно, но мало влияют на продуктивность деятельности;

2 балла — внешние проявления могут быть различ­ными, затруднения и ошибки, а также порицания при­водят к некоторой дезорганизации деятельности, одна­ко она корригируемая, поощрения и успехи улучшают темп и продуктивность деятельности;

1,5 балла — стойкое, несколько утрированное выраже­ние серьезности, напряженной работы мысли, наряду с этим выраженная нерешительность в самостоятельных действиях и высказываниях, часто это состояние наблюдается в свя­зи со страхом обнаружить свою несостоятельность;

1 балл — на фоне адекватных достаточно выражен­ных реакций возникают яркие эмоции на ситуации экс­перимента (слезы, агрессия), нередко затруднения и по­рицания грубо дезорганизуют деятельность;

0,5 балла — стойкий негативизм, подавление поло­жительных эмоций ситуацией исследования, грубая де­зорганизация деятельности;

0 баллов — безразличное отношение к ситуациям эксперимента, неадекватная реакция, на пример, «аф­фект благодушия» в силу фактического интереса к пред­лагаемой деятельности.

Нормальный ребенок набирает в среднем 2,3 балла, дети с задержкой психического развития — 1,9 балла, умственно отсталые дети — 0 баллов.

IV. Активность (оценивается по массивности внешних стимуляций).

3 балла — ребенок работает сам с незначительной стимуляцией при выполнении отдельных заданий, во всех случаях наблюдается положительный эффект от стимуляции;

2,5 балла — ребенок нуждается в незначительной стимуляции при столкновении с трудностями во время выполнения заданий эксперимента, стимуляция оказы­вает положительный эффект;

2 балла — нужна незначительная, но постоянная сти­муляция при невысоком интересе к работе или легкая стимуляция при наступлении насыщения в отдельных заданиях (снижение интереса);

1,5 балла — незначительная стимуляция в большин­стве заданий в сочетании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при нерешительных действиях, эф­фект от стимуляции не всегда достигается;

1 балл — стимуляция в большинстве заданий в соче­тании с массивной стимуляцией в отдельных заданиях при невысоком интересе к работе, быстро наступает пре­сыщение в отдельных заданиях;

0,5 балла — необходима массивная разнообразная стимуляция в подавляющем числе заданий из-за от­сутствия интереса к заданию, быстрого пресыщения, постоянной нерешительности, что, в свою очередь, при­водит к грубой дезорганизации деятельности.

Нормальные дети в среднем набирают 2,4 балла, дети с задержкой развития — 2 балла, умственно отсталые дети — 1 балл.

V. Оценка собственных достижений (оценивается по адекватности восприятия результатов собственного труда)

4 балла — адекватное, самостоятельное и аргументированное восприятие;

3 балла — снижение первоначально завышенной оцен­ки после вопросов типа «Все ли ты хорошо сделал? По­смотри внимательно…»;

2 балла — снижение первоначальной завышенной оценки после прямых указаний на допущенные ошибки и имевшиеся трудности;

1 балл — аффективное, неадекватное: снижение оцен­ки после указания на допущенные ошибки;

0,5 баллов -- отказ от опенки;

0 баллов -- неадекватно завышенная оценка даже после массивной коррекции.

В норме ребенок набирает в среднем 2,5 балла; дети с задержкой психического развития — 1,8 балла, умствен­но отсталые дети — 0,6 балла.

Аналогично просчитываются и другие разделы, пос­ле чего выставляется общая оценка. Данная методика применима и в отношении школьников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.041 с.)