Философия Др.Китая (основные черты, периоды, представители-школы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Др.Китая (основные черты, периоды, представители-школы)



Созданная великой восточной цивилизацией существующее от древности до наших дней, китайская философия характеризуется самобытность, традиционностью, высоким статусом философии в обществе, отношением к философии как к образу жизни. Однако в Китае,  в отличие от индии, особая значимость придается истории, книжной учености, государственности, социальной активности индивида. В национальном мировоззрении ведущее положение занимают государственные и семейно родовые ценности, ориентация на самоосуществление в земной жизни. Ценностные образцы правления воспринимаются в форме традиции-ритуала, возводятся к мифическим «начальным» временам первых правителей и канонизируются в государственной истории, в книгах, фактически выступающие как священные тексты. Особым понятием вэнь (письменность, культура) обозначается гармония, упорядоченность, к которой приближается жизнь человека высокообразованного и культурного. Важнейшими источниками философского знания в китае считаются древние книги, прежде всего: Книга перемен, беседы и изречения, книга конфуцианца, книга о пути и добродетели. Философское мировоззрение древнего китая в общих чертах можно представить следующим образом. Справедливость, порядок и закономерность в мире исходят от неба. Главная дорога – движение вверх по ступеням государственной иерархии и семейно родовой. В человеке 2 возвышающие его силы – любовь и долг. Долг требует поддерживать мировое единство. Для этого необходимо занять согласно традициям и собственным возможностям место в семейно родовом и государственном строю, выполнять обязательства перед предками и потомками. Добро – следование порядку, исходящему от неба, зло – нарушение этого порядка. Согласно китайской историко-философской традиции в древности существовало 6 основных школ: натурфилософы, конфуцианцы, моисты, номеналисты, легисты, даосы. Позднее появились буддийские школы. Школа конфуцианцев основана почтенным учителем Куном – Кун Фу-цзы. Главная цель его учения – содействие благополучия общества, руководимого государством, и тем самым поддержанию мировой гармонии. Высшие ценности – патриархальные и государственные, традиция и порядок, деятельное служение обществу. Моральная норма ценностей выше правовой. Школа даосов, великого пути, пути и силы дополняет конфуцианство. Даосизм более созерцателен, отрешен, мистичен, соредоточен на вопросах смерти и небытия. Они полагают что наилучшее общество, то где люди живут просто, не пользуясь плодами цивилизации, а о правителе знают только, что он есть. Своеобразие китайского буддизма наиболее ярко представляет философская школа Чань-буддизма – Чань-цзун. Школу основал в 6 веке выходец из индии Бодхидхарма. Буддизм в этой школе развивается в направлении признания ценности жизни в мире, сближения с даосизмом. Натурфилософы – разрабатывают своего рода числовую методологию – нумерологию на основе концепции двух всеобщих противоположных начал – инь-ян и пяти первоэлементов. Легисты (школа заона – фа цзя), обосновывающие необходимость установления всевластия государственного закона и жесткой централизации власти. Моисты. Называемы по имени основателя Мо ди, развивающего идеи всеобщей любви и благополучия, взаимной выгоды, прагматической целесообразности. Номиналисты –мнение было сосредоточено на логико-гносеологических исследованиях, особенно – на вопросе о соотношении понятий имен и реалий.

Древнекитайская философия делится на три периода: 1. Начальный классический период (6-3 вв до н.э.) 2. Философия эпохи Хань (2 в до н.э. – 2 в н.э.), когда конфуцианство утверждается в качестве ведущего направления философии. 3. Послеханьская средневековая философия (3-5 вв), когда развивается философия китайского буддизма и оказывает возрастающее влияние на другие учения. 

6. Периодизация античной философии (с характеристикой периодов)

В своём развитии античная философия прошла через ряд периодов, существенно отличающихся между собой:

1. Философия физиков (6 – сер. 5 вв. до н.э.). Первых греческих философов принято называть физиками, поскольку основным объектом их исследования была природа. Природа в представлении греческих мыслителей совпадала с космосом как современным гармоничным, упорядоченным состоянием мироздания. Физика подразумевала в античности совокупность всего знания о природе, в котором ещё не произошла чёткая дифференциация между частными естественными науками и философией. Перед первыми греческими философами стояла проблема первоначала, из которого всё происходит. На роль такого первоначала, как правило, претендовали 4 стихии: земля, вода, огонь, воздух. Сам набор этих первоначал указывает на господство стихийно-материалистической тенденции во взглядах первых античных философов. К «физическому» этапу существования античной философии относят философов ионийской и элейской школ, Пифагора и его последователей, первых античных атомистов (Левкиппа и Демокрита), Эмпедокла и Анаксагора.

  2. Классический период (сер. 5 – кон. 4 вв. до н.э.). В начале этого периода происходит антропологический поворот в греческой философии, связанный с деятельностью софистов и Сократа. В рамках антропологического поворота подчёркивается, что мир общества и культуры развивается по иным принципам, чем природа, что многое в нём возникло «по установлению». Главным предметом философии становится человек. Возникает, наряду с физической, и этическая философия, а также логика. В классический период появляются чётко сформулированные учения субъективного (софисты) и объективного идеализма (Платон). Основным итогом классического периода античной философии следует считать размежевание основных направлений в философии, создание первых грандиозных философских систем Платон, Аристотель, а также совершенствование терминологии и философского метода.

3. Эллинистическая философия (3 - 1 в. до н.э.). В этот период разворачивается деятельность множества философских школ (скептики, киники, эпикурейцы и др.). На первое место выходит этическая проблематика; изучение природы должно лишь помогать изгонять страхи, содействовать исцелению души, её покою, невозмутимости. Философия воспринимается как искусство счастливой жизни, намечается расхождение философии и науки.

4. Философия Римского периода (1 в. до н.э. – 6 в. н.э.). По основным тенденциям развития философии этот период мало отличается от предыдущего. Продолжают существовать те же школы, что и в период эллинизма, одним из значительных феноменов поздней античной философии следует считать распространения, появившегося в 3 в. н.э. неоплатонизма. Появляется плеяда древнеримских мыслителей (Лукреций, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий), однако они философствуют в рамках сложившихся в эллинистическую эпоху школ. К числу языков философствования наряду с древнегреческим присоединяется и латинский язык, который начинает активно разрабатывать философскую терминологию. Развитие античной философии было прервано общим крушением античной культуры под напором варварских нашествий и победы христианства. Датой окончания античного периода развития философии считается 529 г., когда была закрыта последняя философская школа – платоновская Академия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.006 с.)