Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия Др.Китая (основные черты, периоды, представители-школы)
Созданная великой восточной цивилизацией существующее от древности до наших дней, китайская философия характеризуется самобытность, традиционностью, высоким статусом философии в обществе, отношением к философии как к образу жизни. Однако в Китае, в отличие от индии, особая значимость придается истории, книжной учености, государственности, социальной активности индивида. В национальном мировоззрении ведущее положение занимают государственные и семейно родовые ценности, ориентация на самоосуществление в земной жизни. Ценностные образцы правления воспринимаются в форме традиции-ритуала, возводятся к мифическим «начальным» временам первых правителей и канонизируются в государственной истории, в книгах, фактически выступающие как священные тексты. Особым понятием вэнь (письменность, культура) обозначается гармония, упорядоченность, к которой приближается жизнь человека высокообразованного и культурного. Важнейшими источниками философского знания в китае считаются древние книги, прежде всего: Книга перемен, беседы и изречения, книга конфуцианца, книга о пути и добродетели. Философское мировоззрение древнего китая в общих чертах можно представить следующим образом. Справедливость, порядок и закономерность в мире исходят от неба. Главная дорога – движение вверх по ступеням государственной иерархии и семейно родовой. В человеке 2 возвышающие его силы – любовь и долг. Долг требует поддерживать мировое единство. Для этого необходимо занять согласно традициям и собственным возможностям место в семейно родовом и государственном строю, выполнять обязательства перед предками и потомками. Добро – следование порядку, исходящему от неба, зло – нарушение этого порядка. Согласно китайской историко-философской традиции в древности существовало 6 основных школ: натурфилософы, конфуцианцы, моисты, номеналисты, легисты, даосы. Позднее появились буддийские школы. Школа конфуцианцев основана почтенным учителем Куном – Кун Фу-цзы. Главная цель его учения – содействие благополучия общества, руководимого государством, и тем самым поддержанию мировой гармонии. Высшие ценности – патриархальные и государственные, традиция и порядок, деятельное служение обществу. Моральная норма ценностей выше правовой. Школа даосов, великого пути, пути и силы дополняет конфуцианство. Даосизм более созерцателен, отрешен, мистичен, соредоточен на вопросах смерти и небытия. Они полагают что наилучшее общество, то где люди живут просто, не пользуясь плодами цивилизации, а о правителе знают только, что он есть. Своеобразие китайского буддизма наиболее ярко представляет философская школа Чань-буддизма – Чань-цзун. Школу основал в 6 веке выходец из индии Бодхидхарма. Буддизм в этой школе развивается в направлении признания ценности жизни в мире, сближения с даосизмом. Натурфилософы – разрабатывают своего рода числовую методологию – нумерологию на основе концепции двух всеобщих противоположных начал – инь-ян и пяти первоэлементов. Легисты (школа заона – фа цзя), обосновывающие необходимость установления всевластия государственного закона и жесткой централизации власти. Моисты. Называемы по имени основателя Мо ди, развивающего идеи всеобщей любви и благополучия, взаимной выгоды, прагматической целесообразности. Номиналисты –мнение было сосредоточено на логико-гносеологических исследованиях, особенно – на вопросе о соотношении понятий имен и реалий.
Древнекитайская философия делится на три периода: 1. Начальный классический период (6-3 вв до н.э.) 2. Философия эпохи Хань (2 в до н.э. – 2 в н.э.), когда конфуцианство утверждается в качестве ведущего направления философии. 3. Послеханьская средневековая философия (3-5 вв), когда развивается философия китайского буддизма и оказывает возрастающее влияние на другие учения. 6. Периодизация античной философии (с характеристикой периодов) В своём развитии античная философия прошла через ряд периодов, существенно отличающихся между собой: 1. Философия физиков (6 – сер. 5 вв. до н.э.). Первых греческих философов принято называть физиками, поскольку основным объектом их исследования была природа. Природа в представлении греческих мыслителей совпадала с космосом как современным гармоничным, упорядоченным состоянием мироздания. Физика подразумевала в античности совокупность всего знания о природе, в котором ещё не произошла чёткая дифференциация между частными естественными науками и философией. Перед первыми греческими философами стояла проблема первоначала, из которого всё происходит. На роль такого первоначала, как правило, претендовали 4 стихии: земля, вода, огонь, воздух. Сам набор этих первоначал указывает на господство стихийно-материалистической тенденции во взглядах первых античных философов. К «физическому» этапу существования античной философии относят философов ионийской и элейской школ, Пифагора и его последователей, первых античных атомистов (Левкиппа и Демокрита), Эмпедокла и Анаксагора.
2. Классический период (сер. 5 – кон. 4 вв. до н.э.). В начале этого периода происходит антропологический поворот в греческой философии, связанный с деятельностью софистов и Сократа. В рамках антропологического поворота подчёркивается, что мир общества и культуры развивается по иным принципам, чем природа, что многое в нём возникло «по установлению». Главным предметом философии становится человек. Возникает, наряду с физической, и этическая философия, а также логика. В классический период появляются чётко сформулированные учения субъективного (софисты) и объективного идеализма (Платон). Основным итогом классического периода античной философии следует считать размежевание основных направлений в философии, создание первых грандиозных философских систем Платон, Аристотель, а также совершенствование терминологии и философского метода. 3. Эллинистическая философия (3 - 1 в. до н.э.). В этот период разворачивается деятельность множества философских школ (скептики, киники, эпикурейцы и др.). На первое место выходит этическая проблематика; изучение природы должно лишь помогать изгонять страхи, содействовать исцелению души, её покою, невозмутимости. Философия воспринимается как искусство счастливой жизни, намечается расхождение философии и науки. 4. Философия Римского периода (1 в. до н.э. – 6 в. н.э.). По основным тенденциям развития философии этот период мало отличается от предыдущего. Продолжают существовать те же школы, что и в период эллинизма, одним из значительных феноменов поздней античной философии следует считать распространения, появившегося в 3 в. н.э. неоплатонизма. Появляется плеяда древнеримских мыслителей (Лукреций, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий), однако они философствуют в рамках сложившихся в эллинистическую эпоху школ. К числу языков философствования наряду с древнегреческим присоединяется и латинский язык, который начинает активно разрабатывать философскую терминологию. Развитие античной философии было прервано общим крушением античной культуры под напором варварских нашествий и победы христианства. Датой окончания античного периода развития философии считается 529 г., когда была закрыта последняя философская школа – платоновская Академия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.006 с.) |