Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неоплатонизм как самобытное течение в античной философской мысли.
Неоплатонизм -завершающий период в истории античного платонизма. Началом неоплатонической философии считается учение Плотина. Характерными чертами неоплатонизма являются учение об иерархически устроенном мире, порожденным от запредельного ему первоначала, особое внимание к теме «восхождения» души к своему истоку, разработка практических способов единения с божеством (теургии) на основе языческих культов, в связи с этим устойчивый интерес к мистицизму, пифагорейской символике чисел. Античный неоплатонизм существовал как школьная философия и был ориентирован на комментирование диалогов Платона и систематическую разработку его учения. К школе Плотина в Риме принадлежали Амелий и Порфирий. Уже в этот ранний период были разработаны основные понятия неоплатонической системы: Единое превыше бытия и мышления, оно может быть познано в сверхразумном выходе за пределы дискурса (экстазе); в переизбытке своей мощи Единое порождает путем эманации, т.е. как бы излучая, остальную реальность, представляющую собой последовательный ряд ступеней нисхождения единого. За единым следуют три ипостаси: бытие-ум, содержащий в себе все идеи, живущая во времени и обращенная к уму мировая душа, и порождаемый, организуемый ею видимый космос. Внизу мировой иерархии - бесформенная и бескачественная материя, провоцирующая всякую высшую ступень к порождению своего менее совершенного подобия. Система Плотина была изложена им в ряде трактатов, изданных после смерти Плотина Порфирием под названием «Эннеады». Зафиксированная в Эннеадах антиаристотелевская позиция Плотина в дальнейшем развитии неоплатонизма сменяется признанием роли Аристотеля как последователя Платона, философия Аристотеля, в особенности его логика, понимается как введение в философию Платона. Начиная с Порфирия, в неоплатонизме начинается систематическое толкование сочинений Платона и Аристотеля. Неоплатонизм оказал огромное влияние на развитие средневековой философии и теологии. Разработанный в школе понятийный аппарат, учение об устремленности к нетленному и вечному были переосмыслены и вошли в контекст христианского богословия, как на Востоке (каппадокийцы), так и на Западе (Августин). 12. Важнейшие принципы средневековой христианской философии. Какие вопросы можно выделить в качестве наиболее спорных для этого периода?
Принципы средневековой христианской философии определяются ее принадлежностью эпохе, в культуре которой господствующее положение занимает христианская религия. Зарождение этого типа философии относится ко времени, когда античная философская мысль начала испытывать влияние христианских идей, т.е. ко 2-3 вв. В средневековой философии обычно выделяют два основных этапа: патристику (со 2-3 по 8 в) и схоластику (с 9 по 15 в). В качестве важнейших принципов философии выделяют следующие. 1. теоцентризм. В центре мироведения- бог монотеистической религии – духовный личностный трансцендентный абсолют, вневременный и внепространственный. Он исток всех ценностей: бытия, могущества, творческой силы, святости, добра, истины, красоты, любви. 2. креационизм. Бог – творец, он создал мир из ничего, в начале творения были Божественная Воля Божественное слово – Логос. Мир – осуществление замысла Божъего, явление его всесовершенства. Божественное творение изначально гармонично, прекрасно. Мир безусловно реален и создан благим. Самостоятельного источника зла не может быть. 3. провиденциализм. Бог управляет миром, история – исполнение Божественного предначертания. События земной жизни имеют высший, Божественный смысл. 4. Персонализм выступает как фундаментальный принцип христианской антропологии. В соответствии с ним каждый человек – личность. Бог творит человека по своему образу и подобию, наделяет разумом, речью, свободой выбора, властью над природой. Дает каждому Душу и является ее верховным судьей. Люди созданы телесными. Тело – храм души. Высшее в человеке – это дух, открытый Божественному Духу, благодати. В душе идет борьба добра со злом. 5. Ревеляционизм – принцип откровения. Бог открывает человеку свою волю, глубочайшие смыслы, истины бытия, они запечатлены в священном писании, авторитет которого основывается на божественном. Библия – книга книг, в ней ключи к смыслам товарного мира, тайнам отельной жизни и спасения. Проблемы. 1. Проблема соотношения веры и разума выступает на первый план в христианской философии. Ее важной задачей является соединение опыта мистического, интимного, молитвенного общения с Богом с внешне выраженными, устоявшимися, рационально осмысленными формами культуры. В такой философии мистицизм и рационализм находится в отношениях взаимодополнения и взаимоотталкивания. В средние века приоритет христианской веры по отношению к человеческому разуму представляется несомненным. Вера – это и доверие богу, верность ему и уверенность в истинах, данных в его откровении. При ее соприкосновении с разумом возникает три основные позиции: 1. Верую, чтобы понимать. Догматы веры принимаются без критики, без основного и становятся фундаментом для рациональных выводов. 2. Понимаю, чтобы верить. Истины веры должны получать рациональное обоснование и философское истолкование. 3. Верую, ибо нелепо. Предполагает расхождение истин разума и веры. 2. Доказательствами бытия бога называется рациональные доводы, которые приводились в поддержку веры в существование бога. Бытие бога как истина веры не вызывало сомнений. Спорили о возможности и способах его подтверждения разумом. Оккам например считая иррациональным само понятие бога, утверждал, что в его существование можно только верить, оно не подлежит рациональному обоснованию. Основными доказательствами считаю онтологические, космологические и теологические. Онтологическое – из идеи бога как высшего существа, абсолютно совершенной реальности вытекает его бытие, поскольку оно есть составная высшего совершенства. Космологическое – относительность и обусловленность существования всего в мире предполагает бытие абсолютного его начала, безусловно необходимой сущности – творца. Теологическое – сводится к суждению о том, что целесообразность и порядок в мире свидетельствует о наличии его совершенного, мудрого устроителя. 3. проблема универсалий. В средние века эта проблема заострялась тем, что затрагивала фундаментальные мировоззренческие вопросы о соотношении божественной сущности и ипостаси, замысла божьего и сотворенных вещей, идеи человека и конкретной личности, сущности и существования. Ее классическая постановка принадлежит неоплатонику порфирию. Основные позиции по проблеме: реализм, номинализм, концептуализм. Реализм – универсалии существуют реально, самостоятельно. Номинализм – универсалии возникают в человеческом уме, закрепляются названиями, именами и не существуют вне человеческого ума. Концептуализм – позиция промежуточная между реализмом и номинализмом. Общим понятием соответствует нечто в самих вещах, но это нечто не обладает самостоятельным существованием, выявляется в результате абстрагирующей концептуализации в человеческом уме.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.004 с.) |