Философия Др.Индии (основные черты, периоды, представители-школы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Др.Индии (основные черты, периоды, представители-школы)



Индийская философия подобно греческой и китайской, автохтонна, т.е. возникает на собственной, культурной почве. Она традиционна и самобытна, существуя тысячелетиями без серьезных воздействий и наземных идей. Истоки неисчерпаемой мудрости видятся в далеком прошлом, которое воспринимается больше мифологически, чем исторически. Сложившееся в древности философские учения освящены веками и расцениваются как образцовые. В философии преобладает спиритуалистическая направленность – склонность к усмотрению высшего духовного начала, сосредоточению на вопросах внутреннего совершенствования. Все учения воспринимается как имеющее нравственную значимость, в связи с этим этика не выделяется в специальный раздел. В индийской традиции сохраняется характерная для всей древней философии антропоморфное миропредставление, основанное на мифологическом архетипе человек-вселенная. Почти все даршаны принимают учения о карме – сансаре (переселение душ) и об освобождении от телесных воплощений как высшей цели. Задача философа – понять строение мира и человека, выявить ценность каждого, из пластов существования, найти пусть к освобождению. При этом школы сильно различаются между собой в представлении философской картины мира и путей освобождения. Наиболее ценный способ передачи философской мудрости – устный, от учителя к ученику. Учеником воспринимается не только теория, но и практические жизненный ориентации, методы философского диалога и дискуссии. К философии в Индии относятся с большим почтением. Религиозно-философская деятельность традиционно считается занятием людей высшего, жреческого сословия – брахманов. Образ древнего философа слабо индивидуализирован, близок образу святого. Высший авторитет принадлежит философу – основателю школы – личности, как правило легендарной.

В философии древней индии различаются 2 группы школ (даршан). В первую, ортодоксальную, включается 6 даршан: санкхья, йога, нъяя, вайшешика, пурва-миманса, веданта. Во вторую, неортодаксальную, 3: буддизм, джайнизм, локаята. 1. Санкхья – одна из самых древних школ, основателем считается мудрец капила. Все многообразие вселенной рассматривается как результат взаимодействия двух первоначал – материального и идеального. Задача познания и самосовершенствования – понять устройство мира, независимость пуруши от пракрити, самодостаточность духа отождествить свою сущность с ним. (Пракрити – правосоздательница, источник различных качеств. Пуруша – человек, мужчина – бездеятельный и бескачественный дух).

 2. Йога – основателем считается Патанджале. Йога переводит в практическое русло намеченные санкхьей пути и методы освобождения. 3. Ньяя. Даршана основана Готамой. Сторонники школы считают, что к освобождению следует идти, пресекая привязанности человеческого Я к объектам, обращаясь к атману в себе, являющемуся органом чистой мысли. Главный путь к этому познание. 4. Вайшешика. Школа основана Канадой. В основе метафизики вайшешики лежат идеи теизма, атомизма, а также реализма схоластического типа. 5. Пурва-мимамса. Основателем считается Джаймими.

6. Веданта. Основоположником считается бадараяна.

Нортодоксальные школы. 1. Буддизм – мировая религия и философское учение. Основан в индии в 6 веке до нашей эры сиддхартхой гаутамой. Главное произведение буддизма – типитака. Более тысячи лет буддизм был широко распространен в индии. Но к началу второго тысячелетия оказался почти вытесненным из страны. Основные ветви буддизма – хинаяна (узкий путь спасения) и махаяна (широкий путь спасения). Главные идеи первоначального буддизма – четыре благородные истины: 1. Жизнь полна страданий. 2. Привязанность к жизни – корень страданий. 3. Можно пресечь корень страданий. 4. Есть пусть пресечения корня страданий. 2. Джайнизм. – индийская религия и философское учение, схожее с буддийскими. Основатель – Вардхамана. 3. Локаята. Основателем учения является мудрец Брихаспати. Представители признают истина существующим только то что доступно чувственному восприятию, оно же признается единственно надежным источником познания. Утверждается, что каждое явление есть осуществление заложенной в нем изначально собственной индивидуальной природы.

История индийской философии делится на три крупных периода. 1. Ведийский период примерно с 10 по 5 до н.э. идет становление индийской философии. 2. Классический с 5 до н.э. по 10 век н.э. в этот период после возникновения буддизма и джайнизма, в условиях острых философско-религиозных споров сформировались основные классические даршаны. 3. Индуистский с 11 в н.э. К этому времени влияние буддизма существенно ослабевает и философская деятельность протекает в основном в русле культуры индуизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.004 с.)