Научный статус философии. Черты философского мышления. Религиозная, научная и  философская картины мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научный статус философии. Черты философского мышления. Религиозная, научная и  философская картины мира.



Структура философского знания.

Структура философского знания включает в себя в качестве своих важнейших разделов онтологию, гносеологию и социальную философию. К онтологическим вопросам относятся вопросы о соотношении бытия и небытия, объективно предметного и субъективного бытия, вопрос об уровнях бытия – существующее в возможности и существующее в действительности. Если конкретизировать эти вопросы, то это такие вопросы, как: обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства? Является ли мир в своем существовании неизменным, или он постоянно развивается. В этом разделе рассматривается пространство, время, движение, системность как важнейшие формы бытия. Гносеология – это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, типы познавательных отношений, виды знания, условия достоверности и истинности знания. Главная гносеологическая категория – это истина, а главная проблема – можно ли достоверно познать предметы, их сущность и проявления? В этом разделе рассматриваются вопросы: что является источником наших знаний о мире и каким методом мы получаем новое знание? Чем научное знание отличается от других видов знания? Каковы критерии истинны? Какими познавательными способностями обладает человек? и т.д. социальная философия – это раздел философского знания, изучающий наиболее общие законы и ценности общественного бытия и социального познания. Основные проблемы этого раздела – природа общества, его специфика, стадии движущие силы человеческой истории, общество как целостная система, общественные идеалы и перспективы человеческого общества, специфика познания общества и его истории. Основными компонентами социальной философии в широком смысле слова являются философия истории, общая социология, этика, эстетика, аксиология, философская антропология.

  

Проблемы.

1. Проблема соотношения веры и разума выступает на первый план в христианской философии. Ее важной задачей является соединение опыта мистического, интимного, молитвенного общения с Богом с внешне выраженными, устоявшимися, рационально осмысленными формами культуры. В такой философии мистицизм и рационализм находится в отношениях взаимодополнения и взаимоотталкивания. В средние века приоритет христианской веры по отношению к человеческому разуму представляется несомненным. Вера – это и доверие богу, верность ему и уверенность в истинах, данных в его откровении. При ее соприкосновении с разумом возникает три основные позиции: 1. Верую, чтобы понимать. Догматы веры принимаются без критики, без основного и становятся фундаментом для рациональных выводов. 2. Понимаю, чтобы верить. Истины веры должны получать рациональное обоснование и философское истолкование. 3. Верую, ибо нелепо. Предполагает расхождение истин разума и веры. 2. Доказательствами бытия бога называется рациональные доводы, которые приводились в поддержку веры в существование бога. Бытие бога как истина веры не вызывало сомнений. Спорили о возможности и способах его подтверждения разумом. Оккам например считая иррациональным само понятие бога, утверждал, что в его существование можно только верить, оно не подлежит рациональному обоснованию. Основными доказательствами считаю онтологические, космологические и теологические. Онтологическое – из идеи бога как высшего существа, абсолютно совершенной реальности вытекает его бытие, поскольку оно есть составная высшего совершенства. Космологическое – относительность и обусловленность существования всего в мире предполагает бытие абсолютного его начала, безусловно необходимой сущности – творца. Теологическое – сводится к суждению о том, что целесообразность и порядок в мире свидетельствует о наличии его совершенного, мудрого устроителя. 3. проблема универсалий. В средние века эта проблема заострялась тем, что затрагивала фундаментальные мировоззренческие вопросы о соотношении божественной сущности и ипостаси, замысла божьего и сотворенных вещей, идеи человека и конкретной личности, сущности и существования. Ее классическая постановка принадлежит неоплатонику порфирию. Основные позиции по проблеме: реализм, номинализм, концептуализм. Реализм – универсалии существуют реально, самостоятельно. Номинализм – универсалии возникают в человеческом уме, закрепляются названиями, именами и не существуют вне человеческого ума. Концептуализм – позиция промежуточная между реализмом и номинализмом. Общим понятием соответствует нечто в самих вещах, но это нечто не обладает самостоятельным существованием, выявляется в результате абстрагирующей концептуализации в человеческом уме.   

                         

Научный статус философии. Черты философского мышления. Религиозная, научная и  философская картины мира.

Целью науки является получение объективных знаний о реальности, пригодных для практического использования и применения. Науку можно определить как наблюдение, классификацию, описание, экспериментальные исследования и теоретические объяснения естественных явлений. Если исходить из выработанных философией науки 20 в. критериев научности, то можно сказать что философия не является наукой, так как большая часть философских утверждений эмпирически непроверяемая и неопровержима. В философии никогда не было господствующей парадигмы, т. е. совокупности ценностей, технических средств, способов решения исследовательских задач и установок, разделяемых всем научным сообществом. В ней всегда шла борьба течений, школ, направлений. Аксиомы философии не предполагают эмпирического обоснования. Большинство философских утверждений нельзя оценивать как истинные или ложные. В то же время если под наукой иметь в виду методически организованное мышление, то философия бесспорно является гуманитарной наукой, специфика которой состоит в соотношении различных способов видения объектов. Философия говорит не о законах, а о смыслах, не о первой, а о второй природе или культуре. Философия является службой обеспечения объективных предпосылок человеческой свободы. Так как именно философия проясняет обоснованность той или иной системы ценностей в ответ на главный мировоззренческий вопрос – для чего живет человек? Тем самым она, с одной стороны, задает человеку четкие критерии выбора системы ценностей, с другой стороны, позволяет человеку и требует от человека осуществлять этот выбор самостоятельно. Философия обогащает наше интеллектуальное воображение и уменьшает догматическую уверенность, мешающую заниматься творчеством.

Философское мышление есть прежде всего выделение самого важного, существенного из бесконечного многообразия окружающих нас явлений. Три черты философского мышления. 1. Рефлексивность – это стремление к предельной осознанности своих действий, т.е. настроенность на выявление смысла событий и их связи между собой. Рефлексия – это приобретенная сознанием способность сосредоточится на самом себе, и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением. 2. Целостность философского мышления означает направленность на объединение многообразия человеческой жизни – личной, социальной, познавательной – через выявление их связи. Подходить к миру с точки зрения целостности вовсе не означает все знать об этом мире. Целостность какого либо явления – это отнюдь не сумма его свойств, которые можно было бы выделить до бесконечности. Философски мыслящий человек представляет себе основные тенденции развития мира, общества, познания, может соотнести свою жизнь с этими тенденциями и понять свое место в этом развитии. 3. Критичность как черта философского мышления означает в первую очередь способность оценивать и обновлять основания своей собственной деятельности в меняющемся мире. Философское мышление сильно именно своим умением задавать все новые и новые вопросы миру и самому себе. В философии нет запрета на критику, запрета на сомнение.

Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий, принципов и теорий. В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности. Определяющим элементом выступает картина той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки. Также выделяют естественнонаучную картину мира - в зависимости от предмета познания может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п.

Основной элемент любой религиозной картины мира — образ единственного Бога или множества богов. Религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Специфической чертой религиозной картины мира являются разделение реальности на естественную и сверхъестественную сферы, причем первая считается зависимой от последней. Достижение сферы сверхъестественного бытия, понимаемого как единственно подлинное, становится целью человеческого существования.

Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: человек и мир. Это отношение может пониматься материалистически или идеалистически, диалектически или метафизически, объективистски или субъективистски и т.п. Соотношение человека и мира в философии рассматривается во всем многообразии его аспектов — онтологическом, гносеологическом, методологическом, ценностном (аксиологическом), деятельностном и др. Именно поэтому философские картины мира так множественны и не похожи одна на другую. В истории мировой культуры философские картины мира стояли ближе то к религиозной, то к научной картинам мира, но всегда отличались от них. Философия существенно отличается от любой частной науки, прежде всего тем, что она является мировоззрением. Это означает, что философская картина мира включает в себя не только учение о сущности и всеобщих законах развития действительности, но и нравственные, эстетические и иные идеи и убеждения людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.007 с.)