По субъекту управления экономический анализ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По субъекту управления экономический анализ



- анализ проводимый руководством

- …… функциональными службам

- …… собственниками

- …… поставщиками

- …… покупателями

- …… кредитными организациями

По пользователю

- внутренний (само предприятие для своего использования)

- внешний (банки, партнеры)

По периодичности

- ежедневный,- месячный, - квартальный, - годовой, - разовый

По пространственной характеристики

- внутрехозяйственный

- межхозяйственный

По отраслевому признаку

- отраслевой

- межотраслевой

По полноте охвата

- сплошной (выводы после изучения всех объектов)

- выборочный (после изучения отдельных объектов)

- локальный и - климатический

По временному признаку

- последующий = исторический (после свершения хозяйственной операции. Используется для контроля над выполнением плана, оценки результата деятельности.)

- предварительный = перспективный

- оперативный

- экспресс-анализ

По методике исследования

- сопоставительный

- диагностический

- детерминированный

- стохастический

- маржинальный (метод на основе причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на переменные и постоянные)

- функционально-стоимостной

- комплексно-системный

По источникам информации

- инвестиционный

- инновационный

- финансовый

- управленческий

Как всякая наука ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ базируется на диалектическом методе (ДМ) познания→

- исследование объекта, процессов, явлений в их движении, развитии, изменении.

- исследование всех внутренних противоречий, причинно-следственных взаимосвязей.

ДМ → рассмотрение объектов в качестве сложных систем, которые требуют в процессе исследования определенной детализации как состава, так и причин, факторов.

Анализ завершается обобщением полученных результатов.

Главная особенность системного подхода (СП):

- динамичность

- взаимосвязь

- взаимодействие

- комплексность

- целостность

- соподчиненность

- выделение ведущего звена

СП → максимальная детализация объектов, процессов на элементы и их систематизация.

Степень детализации зависит от цели и от объекта анализа.

Систематизация элементов проводится на основе изучения их взаимосвязи, выявление главного элемента.

Системный подход достигается путем разработки системы показателей, характерных причинно-следственных связей процессов и явлений.

Особенность ДМ →использование системы показателей для характеристики различных аспектов деятельности предприятия→формируется под воздействием объективных явлений→показатели меняются→ важно измерить причинно-следственные взаимосвязи между показателями.

ДМ включает способы изучения, измерения и обобщения

ДМ исследования объекта:

- изучение явлений в процессе движения, развития, изменения

- выявления положительных и отрицательных сторон, внутренних противоречий

- определение причинно-следственных связей

- изучение количественных параметров причинно- следственной взаимосвязи

- оценка объекта как сложной системы с детализацией факторов и причин развития

- разработка системы показателей, ее исполнение для комплексного изучения хозяйственной деятельности предприятия.

Методика: общая (одинаково используется при изучении различных объектов) и частные (конкретизируют общую относительно определенных отраслей)

Методика = методологические советы по проведению ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

Она содержит: цель, задачу, объект, систему показателей, советы по последовательности и периодичности ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, описание способов исследование изучаемого объекта, источники информации, кто проводит ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, технические средства, программные продукты, указания по оформлению результатов ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, для кого проводится ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

Этапы:

1. Определение объекта, задач, целей. Составление плана аналитических работ.

2. Разработка системы показателей, характеризующих объект анализа.

3. Сбор информации, ее подготовка к анализу (проверка на достоверность, точность, приведение ее в сопоставимый вид)

4. Сравнение фактических результатов деятельности предприятия с показателями плана отчетного периода, с фактическими данными прошлых периодов, с лидерами отрасли, конкурентами, с нормативами.

5. Факторный анализ. Устанавливаются факторы влияющие на изменение деятельности предприятия.

6. Выявление неиспользованных резервов для повышения эффективности производства.

7. Оценка результатов деятельности предприятия с учетом влияния различных факторов и выявленных резервов. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

В качестве важнейшего элемента методики выступают приемы и способы анализа (инструменты):

Логические способы обработки инфор-и Способы детерминированного ФА Способы стохастического ФА Методы оптимизационного решения эконом-их задач
Сравнения Цепной подстановки Корреляционный анализ Линейное и нелинейное программирование
Относительных и средних величин Абсолютных разниц Дисперсионный анализ Теория игр
Графического и табличного представления данных Относительных разниц Компонентный анализ Теория массового обслуживания
Группировки Индексный Дискриминантный анализ Исследование операций и т.д.
Балансовый Интегральный Многомерный математический ФА  
Эвристические методы Пропорционального деления    
  логарифмирования    

Каждое экономическое явление, каждый процесс чаще определяется не одним, обособленным, а целым комплексом взаимосвязанных показателей. Например, эффективность использования основных средств производства характеризуют уровень фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, производительности труда и т.д. От того, насколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты анализа.

Так как в анализе используется большое количество разно-качественных показателей, необходима их группировка и систематизация.

Комплексное изучение экономики предприятий предусматривает систематизацию показателей, потому что совокупность показателей, какой бы исчерпывающей она не была, без учета их взаимосвязи, соподчиненности, не может дать настоящего представления об эффективности хозяйственной деятельности.

Рис. 3.2. Система показателей комплексного АХД

Показатели исходных условий деятельности предприятия характеризуют:

а) наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов для нормального функционирования предприятия и выполнения его производственной программы;

б) организационно-технический уровень предприятия, т.е. производственную структуру предприятия, структуру управления, уровень концентрации и специализации производства, продолжительность производственного цикла, техническую и энергетическую вооруженность труда, степень механизации и автоматизации, прогрессивность технологических процессов и т.д.;

в) уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, рынков сбыта, организации торговли, рекламы и т.д.

Показатели приведенной подсистемы оказывают влияние на все остальные показатели хозяйствования и в первую очередь на объем производства и реализацию продукции, ее качество, на степень использования производственных ресурсов (производительность труда, фондоотдачу, материалоотдачу), а также на другие показатели экономической эффективности: себестоимость, прибыль, рентабельность и т.д.

Основными показателями подсистемы 2 являются фондорентабельность, фондоотдача, фондоемкость, среднегодовая стоимость основных средств производства, амортизация. Наряду с этими показателями большое значение имеют и другие, например, выработка продукции за один машино-час, коэффициент использования наличного оборудования и т.д.От них зависит уровень фондоотдачи и фондорентабельности.

В подсистеме 3 основными показателями являются материалоемкость, материалоотдача, стоимость использованных предметов труда за анализируемый отрезок времени. Они тесно связаны с показателями подсистем 5, 6, 7, 8. От экономного использования материалов зависят выход продукции, себестоимость, а значит, и сумма прибыли, уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия.

Подсистема 4 включает в себя показатели обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, полноту использования фонда рабочего времени, фонда заработной платы, показатели производительности труда, прибыли на одного работника и на рубль заработной платы и др.

В пятый блок входят показатели производства и реализации продукции: объем валовой, товарной и реализованной продукции в стоимостном, натуральном и условно-натуральном измерении, структура продукции, ее качество, ритмичность производства, объем отгрузки и реализации продукции, остатки готовой продукции на складах. Они очень тесно связаны с показателями всех последующих блоков.

Показатели шестого блока — это общая сумма затрат на производство и реализацию продукции, в том числе по элементам, статьям затрат, видам продукции, центрам ответственности, а также затраты на рубль товарной продукции, себестоимость отдельных изделий и др. От уровня себестоимости продукции непосредственно зависят показатели седьмого блока: прибыль предприятия, уровень рентабельности.

К последней подсистеме (блок 8) относятся показатели, которые характеризуют наличие и структуру капитала предприятия по составу его источников и формам размещения, эффективность и интенсивность использования собственных и заемных средств. К этой подсистеме относятся также показатели, которые характеризуют использование прибыли, фондов накопления и потребления, кредитов банков, платежеспособность, кредитоспособность и инвестиционную привлекательность, риск банкротства, зону безубыточности, финансовую устойчивость предприятия и др. Они зависят от показателей всех предыдущих подсистем и в свою очередь оказывают большое влияние на показатели организационно-технического уровня предприятия, объем производства продукции, эффективность использования материальных и трудовых ресурсов.

Например, чтобы определить плановый объем производства продукции, необходимо провести маркетинговые исследования рынков сбыта, изучить спрос на продукцию, сформировать портфель заказов. Надо знать также условия и возможности производства, его обеспеченность необходимыми средствами в требуемых пропорциях и достигнутый уровень использования средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Только тогда можно точно обосновать объем производства продукции. Себестоимость единицы продукции можно рассчитать, зная затраты труда, материалов, сырья, сумму амортизации и другие расходы, а также объем производства продукции. Финансовый результат можно определить после реализации продукции путем сравнения суммы выручки с суммой затрат на производство и реализацию продукции и т.д. Финансовое состояние отражает все стороны хозяйственной деятельности, зависит от всех внутренних и внешних факторов, поэтому его анализ является завершающей стадией эконом. анализа.

Способы обработки экономической информации

1. Табличное отражение экономической информации.

Таблицы - компактное концентрированное отражение деятельности предприятия в цифровом выражении. Роль таблиц высока из-за возможности безтекствого анализа. Является самой удобной и рациональной формой для восприятия информации. Существуют 3 вида таблиц: простые, групповые, комбинированные.

По аналитическому содержанию различают таблицы, отражающие характеристику изучаемого объекта по тем или другим признакам, порядок расчета показателей, динамику изучаемых показателей, структурные изменения в составе показателей, взаимосвязь показателей по различным признакам, результаты расчета влияния факторов на уровень исследуемого показателя.

2. Графический способ отражения информации.

Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

Основные формы графиков – диаграммы, которые по своей форме бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные. По содержанию – диаграммы сравнения (Самый простой график сравнения величин показателей – столбиковые, полосовые диаграммы. Для их составления используют прямоугольную систему координат.), структурные (секторные), динамические, графики связи (На оси абсцисс откладываются значения факторного показателя, а на оси ординат – значения результативного показателя в соответствующем масштабе.), графики контроля (на графике будут две линии: плановый и фактический уровень показателей за промежуток времени.) и т.д.

3. Способ сравнения

Сравнение – научный метод познания, в процессе которого неизвестное явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. Исп-ся при:

- сравнение фактических отчетных данных с плановыми;

- сравнение показателей в динамике;

- сравнение показателей анализируемого ПП со средними показателями по отрасли;

- сравнение результатов деятельности до и после принятия управленческого решения.

4. Использование относительных и средних величин

Абсолютные показатели показывают количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и т.д.

Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой задругой период или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения.

Для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики. Их определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста (прироста) и выражаются обычно в процентах или коэффициентах. Относительные величины динамики могут быть базисными и цепными.

Показатель структуры — это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах.

5.Группировка информации

Широкое применение в АХД находит группировка информации — деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам. Взависимости от цели анализа используются типологические, структурные ианалитические группировки.

Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки.

Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями.

6. Балансовый способ

Балансовый метод служит главным образом для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами производства и т.д., а также при анализе полноты их использования.

Балансовый способ может быть использован при построении детерминированных аддитивных факторных моделей. В анализе можно встретить модели, построенные на основе товарного баланса. Например,

Остатки на н.г.+ Производство +Ввоз= Реализов. продукция+ вывоз+ Остатки на к.г.

7. Многомерные сравнения

При необходимости дать оценку деятельности нескольких предприятий одной отрасли, страны, субъекта. По уровню этих показателей проводят ранжирование деят-ти предприятия. По разным показателям одно предприятие может занимать разные места, поэтому исп-ся различные методы. Многомерный сравнительный анализ, основанный на методе Эвклидовых расстояний, позволяет учитывать не только абсолютную величину, но и близость/дальность данного показателя до показателей предприятия-эталона. В связи с этим координаты сравниваемых предприятий выражаются в долях, соответствующих координат предприятия-эталона (его координаты = 1)

Этапы проведения многомерного сравнительного анализа, основанного на методе Эвклидовых расстояний:

1. Обоснование системы показателей, по которым оценивается рез-ты деят-ти предприятий, сбор информации и составление матрицы исходных данных.

2. В каждой графе в матрице определяется максимальное значение, которое приравниваетя к 1. Затем все элементы графы делятся на максим.значение.

3. Полученные коэффициенты возводят в квадрат и умножают на величину соответствующих коэффициентов значимости, после чего суммируют в отдельную графу рейтинговой оценки.

4 Полученные рейтинговые оценки ранжируют и определяют мест каждого предприятия по сумме. 1 место у предприятия с максимальной рейтинговой оценкой.

При методе суммы мест в каждой графе проставляются места предприятия по данному коэффициенту, в последнем столбце места суммируются. У кого меньше сумма – 1 место. Если одинаковые места, то смотрят на коэффициент значимости (самый значимый – коэффициент абсол.ликвидности)

8. Способы приведения показателей в сопоставимый вид.

Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, — необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины.

Несопоставимость показателей может быть вызвана различными причинами: разным уровнем цен, объемов деятельности, структурными изменениями, неоднородностью качества продукции, различиями в методике расчета показателей, неодинаковыми календарными периодами и т.д. Сравнение несопоставимых показателей приводит к неправильным выводам по результатам анализа. Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем стоимостной оценки, то для нейтрализации данного фактора их уровень выражают в одних и тех же ценах.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

- единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

- единство периодов времени, за которые производится сравнение;

- сопоставимость условий производства;

- сопоставимость методики исчисления показателей.

Способами приведения показателей в сопоставимый вид являются:

· нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису

· использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т.д.

Например: для реализации влияния объемного фактора при анализе суммы затрат на производство S = Σ (V ∗ S), необходимо плановую сумму затрат пересчитать на фактический объем производства продукции Σ (V1 ∗ S1) и затем сравнить с фактической суммой затрат S1 = Σ (V1 ∗ S1).

Фактор от латинского = делающий, производящий.

Фактор – движущая сила процесса, определяющая его характер.

ФА – методика комплексного системного изучения, измерения воздействия фактора на величину результативного показателя.

Типы ФА:

1. Детерминированный – методика исследования влияния факторов связь которых с результативным показателем носит функциональный характер→ результативный показатель можно представить в виде произведения, суммы, частного факторов.

2. Стохастический – методика исследования влияния факторов связь которых с результативным показателем носит корреляционный характер (неполный) → может быть несколько значений.

3. Прямой – исследования проводятся дедуктивным методом (от общего к частному)

4. Обратный – исследования проводятся индуктивным методом (от частного к общ.)

5. Одноступенчатый – используется для исследования факторов одного уровня подчинения.

ВП = ЧР * ГВ 1 ступень

ВП = ЧР * Д * ДВ 2 ступень

ВП = ЧР * Д * П * ЧП 3 ступень → Многоступенчатый

 

6. Статистический – исследование влияния факторов НА соответствующую дату

7. Динамический – исследование причинно-следственных связей в динамике

8. Ретроспективный – изучает причины изменения результатов за прошлые годы

9. Перспективный – исследует поведение факторов и результативных показателей в будущем.

Основные задачи ФА:

1. Отбор факторов для анализа исследуемых показателей

2. Классификация и систематизация их с целью обеспечения системного подхода

3. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями

4. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

5. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами)

Одна из главных особенностей экономического анализа – изучение причин (факторов), влияющих на изменение различных экономических показателей деятельности орг-ции.

Классификация факторов служит основой систематизации, создания методики анализа их влияния на результативн.показатели.

Классификация и систематизация факторов:

Классификация факторов по признакам:

по своей природе:

- основные;

- второстепенные;

по степени воздействия на результаты:

- основные (работы орг-ции-средства труда, предмет труда)

- второстепенные (структурн.сдвиги в составе продукции, нарушения хоз. и технологич. дисциплины);

по отношению к объекту исследования:

- внутренние (зависящие от деятельности орг.);

- внешние (не зависящие от деятельности организации);

по зависимости от коллектива:

- объективные;

- субъективные;

по степени распространенности:

- общие;

- специфические;

по времени действия:

- постоянные;

- переменные;

по характеру действия:

- экстенсивные;

- интенсивные;

по свойствам отражаемых явлений:

- количественные;

- качественные;

по своему составу:

- сложные;

- простые;

по уровню соподчиненности:

- первого порядка;

- второго порядка;

- и т.д.

по возможности измерения влияния:

- измеримые;

- неизмеримые.

Системный подход в АХД вызывает необходимость взаимосвязанного изучения факторов с учетом их внутренних и внешних связей, взаимодействия и взаимоподчиненности, что достигается с помощью их систематизации (создание факторной системы).

Одной из задач факторного анализа является моделирование взаимосвязей между результативными показателями и факторами, которые определяют их величину.

Моделирование - это один из важнейших методов научного познания, с помощью которого создается модель (условный образ) объекта исследования. Сущность его заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с факторными передается в форме конкретного математического уравнения.

В факторном анализе различают модели детерминированные (функциональные) и стохастические (корреляционные). С помощью детерминированных факторных моделей исследуется функциональная связь между результативным показателем (функцией) и факторами (аргументами).

При моделировании детерминированных факторных систем необходимо выполнять ряд требований.

1. Факторы, включаемые в модель, и сами модели должны иметь определенно выраженный характер, реально существовать, а не быть придуманными абстрактными величинами или явлениями.

2. Факторы, которые входят в систему, должны быть не только необходимыми элементами формулы, но и находиться в причинно-следственной связи с изучаемыми показателями. Иначе говоря, построенная факторная система должна иметь познавательную ценность. Факторные модели, которые отражают причинно-следственные отношения между показателями, имеют значительно большее познавательное значение, чем модели, созданные при помощи приемов математической абстракции. Последнее можно проиллюстрировать следующим образом. Возьмем две модели:

1)ВП=ЧР х ГВ:

2)ГВ=ВП/ЧР, где ВП - валовая продукция предприятия; ЧР - численность работников на предприятии; ГВ — среднегодовая выработка продукции одним работником.

Информационная база анализа: Бухгалтерская отчетность (ф. № 1, 2, 4, 5,6)

Доступность информации: Открыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности

Содержание и основная целевая установка финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.

Финансовое состояние хозяйствующего субъекта – это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т. е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа – внутренний и внешний.

Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами).

Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:

· определение финансового положения;

· выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;

· выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

· прогноз основных тенденций финансового состояния.

Достижение этих целей осуществляется с помощью различных методов и приемов.

Финансовый анализ деятельности предприятия включает:

· анализ финансового состояния;

· анализ финансовой устойчивости;

· анализ финансовых коэффициентов:

· анализ ликвидности баланса;

· анализ финансовых результатов, коэффициентов рентабельности и деловой активности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.141 с.)