Психология творческой деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология творческой деятельности.



Психология творческой деятельности.

Тема семинарского занятия «Феномен творчества. Творчество в историческом контексте» предусматривает 4 часа академической работы (2 пары).

Цель семинарского занятия: раскрыть сущность феномена творчества и генезис представлений о творчестве в историческом контексте.

Вопросы семинарского занятия № 1:

1. Определение понятия «творчество».

2. Рассмотрение проблематики творчества в философском контексте.

3. Предмет психологии творчества, проблемное поле данной дисциплины.

4. Рассмотрение проблематики творчества в эпоху Античности и Средневековья.

Вопросы к самопроверке (ответить письменно):

1.Как менялся смысл понятия «творчество» на разных этапах истории человечества?

2. В чем заключаются главные идеи в рассмотрении проблематики творчества в философском контексте?

3.Назвить основные черты определения понятия творчества в эпоху античности.

4. Что является отличительной чертой определение понятия творчества в эпоху Средневековья?

Терминологический минимум к занятию: ассоциации; гуманизм; демиург; детерминизм; бихевиоризм; гносеология; гештальт; психология творчества; творческий процесс, рефлексия; вдохновение; метафизика; интуиция.

При подготовке к занятию необходимо тщательно изучить все разделы, письменно ответить на вопросы (кратко), письменно раскрыть содержание терминологического минимума к занятию.

Литература.

1. Аверьянова Г. А. К вопросу об истории развития понятия творчества / Г. А. Аверьянова // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). – 2016. – № 3. – С. 4-11.

2. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский; [сост., авт. послесл. М. Г. Ярошевский]; под ред. М. Г. Ярошевского; [подгот. текста и коммент. В. В. Умрихина]. – М.: Педагогика, 1987. – 341 с.: ил.

3. Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней: учеб. для вузов по спец. „Психология” / А. Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 366 с.

4. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976. - 294 с.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ – ЭТО ВИД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА, КОТОРАЯ ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ НА ПРОВЕРКУ ДО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА.

Уважаемые студенты! Пожалуйста, начинайте заполнять рабочую тетрадь уже с первого занятия.


Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко

Кафедра психологии

Предмет

«Психология

Творческой деятельности»

 

Составитель - Марусенко Е. А.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 

Студент (ФИО)

____________________________________________________________

 

Курс______________________

 

 

Группа ____________________

 

 

Отметка о проверке:               Допущен(а) / не допущен(а) к итоговому тестированию

 

Преподаватель ____________________________________________

 

Дата зачета/ «___»____________2020___ г.

 

 

Луганск-2020

Пояснительная записка

Курс «Психология творческой деятельности» являетсяобязательным, интегрированным курсом, который предусматривает предварительную подготовку специалистов психологического направления по вопросам общей, возрастной, педагогической психологии, дифференциальной психологии, истории психологии, культурологии, антропологии.

По завершению прохождения курса студенты должны овладеть категориальным аппаратом дисциплины, иметь представление о сущности феномена творчества и творческой деятельности, знать терминологический минимум и ориентироваться в современных направлениях, концепциях и теориях психологии творчества.

ЦЕЛЬ КУРСА: дать студентам основные теоретические представления по актуальным вопросам психологии творчества, ее исторических аспектов, направлений, школ и современной проблематике.

ЗАДАЧИ КУРСА:

- Дать представление о предмете психологии творчества;

- Сформировать научный взгляд на эволюцию понятия «творчество» в историческом контексте;

- Предоставить информацию об особенностях течения ведущих психических процессов творческого человека, а также личностных качеств креативных лиц;

- Ознакомить слушателей с современными направлениями изучения проблематики творчества и творческой деятельности, современными методами стимуляции творческой активности личности и современными психологическими школами по проблемам психологии творчества.

Итог по дисциплине предусматривает: ответы на семинарских занятиях (до 40 баллов), ведение рабочей тетради с выполнением творческой и самостоятельной работы (до 30 баллов), модульная работа (30 баллов). Всего - 100 баллов.


Литература к курсу «Психология творческой деятельности»

Основная:

1.Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

2. Кульчицкая Е. И., Моляко В. А. Сирень одаренности в саду творчества. Житомир, 2008.

3.Моляко В. А. Творческая одаренность и воспитание творческой личности. Киев, 1991.

4. Психологія творчості: навчально-методичний посібник / В. М. Чернобровкін, О. А. Марусенко, О. М. Мазаненко, А. В. Ковальова, Н. В. Власова, Ю. С. Веретяннікова / за заг. редакцією В. М. Чернобровкіна; Держ. Заклад «Луганський національний університет імені Тараса Шевченка. – Луганськ. – 2012. – 208 с.

Дополнительная:

1. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества (теоретико-методологические аспекты проблемы): Докт. дис. М., 1994.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1986. Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопр. психол. 1993. № 5. С. 5 – 12.

3. Абрамян Д.Н. Специфика художественного воображения и проблемы психологии личности. Ереван, 1985.

4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М., 1994. с.272-295.

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

6. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1999.

7. Гарин И.И. Воскрешение духа. М., 1992.

8.  Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальная психология искусства // Творчество в искусстве - искусство творчества. / Под редакцией Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М., 2000.

9. Калошина И. П. Структура и механизмы творческой деятельности. – М., 1983.

10.  Леонтьев Д.А. Личность в психологии искусства // Творчество в искусстве - искусство творчества. / Под редакцией Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М., 2000.

11. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. – Киев, 1995..

12. Мейлах Б. С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования. – В кн.: Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.

13. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология
и проблема происхождения архетипических сюжетов.
Бессознательное. Сборник. - Новочеркасск, 1994, с.159-167.

14.  Роменець В. А. Психологія творчості: навч. посіб. / В. А. Роменець. – 2-ге вид, доп. – К.: Либідь, 2001. – 288 с.

Вопросы к итоговому контролю по курсу

1. Определение понятия «творчество»; рассмотрение проблематики творчества в философском контексте.

2. Предмет психологии творчества.

3. Творчество в русле различных психологических теорий.

4. Рассмотрение проблематики творчества в эпоху античности.

5. Творчество в эпохи Средневековья, Возрождения и Реформации.

6. Философия Нового времени и творчество.

7. Проблема творчества в немецкой классической философии и философии марксизма.

8. Проблема творчества в зарубежной психологии и философии Х1Х-ХХ веков.

9. Понимание творчества в различных направлениях психологии (психоанализ, аналитическая психология К. Юнга, психосинтез Р. Ассаджоли, гуманистическое направление, трансперсональное направление, гештальт).

10. Связь психических процессов с творческим поиском. Сознательные и бессознательные компоненты творческого процесса.

11. Умственная деятельность и творчество. Особенности когнитивных процессов, способствующие творчеству.

12. Воображение и творчество.

13. Этапы творческого процесса.

14. Художественное творчество.

15. Структура коммуникативного акта.

16. Личностные особенности человека-творца.

17. Уровни проявления способностей личности.

18. Психолингвистический подход к анализу текста.

19. Методики стимулирования творчества личности.

20. Проблема детской одаренности.

21. Педагогическое творчество.


Задание 3.2.

Заполнить таблицу, охарактеризовав индивидуальные особенности мышления, от которых зависит творчество личности:

№ п/п Индивидуальные особенности мышления Сущность индивидуальных особенностей мышления
1 Гибкость мышления  
2 Скорость мышления    
3 Широта мышления        
4. Глубина мышления  
5. Самостоятельность мышления  

Задание 3.3. Выделить и кратко охарактеризовать индивидуальные особенности памяти, которые способствуют творческому процессу:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 

Задание 3.4. Проанализируйте и расположите в надлежащем порядке стадии творческого процесса по Г. Уоллесу; охарактеризуйте эти стадии:

Инкубация - Мыслительная работа - Инсайт - Воплощение идеи

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 

Задание 3.5. Что относится к процессам воображения?

А) агглютинация;

Б) абстракция;

В) индукция;

Г) типизация.

Задание 3.6. Как взаимодействуют сознательные и бессознательные компоненты психики в творчестве?………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 

Психология творческой деятельности.

Тема семинарского занятия «Феномен творчества. Творчество в историческом контексте» предусматривает 4 часа академической работы (2 пары).

Цель семинарского занятия: раскрыть сущность феномена творчества и генезис представлений о творчестве в историческом контексте.

Вопросы семинарского занятия № 1:

1. Определение понятия «творчество».

2. Рассмотрение проблематики творчества в философском контексте.

3. Предмет психологии творчества, проблемное поле данной дисциплины.

4. Рассмотрение проблематики творчества в эпоху Античности и Средневековья.

Вопросы к самопроверке (ответить письменно):

1.Как менялся смысл понятия «творчество» на разных этапах истории человечества?

2. В чем заключаются главные идеи в рассмотрении проблематики творчества в философском контексте?

3.Назвить основные черты определения понятия творчества в эпоху античности.

4. Что является отличительной чертой определение понятия творчества в эпоху Средневековья?

Терминологический минимум к занятию: ассоциации; гуманизм; демиург; детерминизм; бихевиоризм; гносеология; гештальт; психология творчества; творческий процесс, рефлексия; вдохновение; метафизика; интуиция.

При подготовке к занятию необходимо тщательно изучить все разделы, письменно ответить на вопросы (кратко), письменно раскрыть содержание терминологического минимума к занятию.

Литература.

1. Аверьянова Г. А. К вопросу об истории развития понятия творчества / Г. А. Аверьянова // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). – 2016. – № 3. – С. 4-11.

2. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский; [сост., авт. послесл. М. Г. Ярошевский]; под ред. М. Г. Ярошевского; [подгот. текста и коммент. В. В. Умрихина]. – М.: Педагогика, 1987. – 341 с.: ил.

3. Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней: учеб. для вузов по спец. „Психология” / А. Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 366 с.

4. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976. - 294 с.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ – ЭТО ВИД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА, КОТОРАЯ ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ НА ПРОВЕРКУ ДО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА.

Уважаемые студенты! Пожалуйста, начинайте заполнять рабочую тетрадь уже с первого занятия.


Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко

Кафедра психологии

Предмет

«Психология

Творческой деятельности»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.033 с.)