Сбалансированное пространственное развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сбалансированное пространственное развитие



Общие положения

Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года
(далее – Стратегия) подготовлена в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а также во исполнение перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года.

Стратегия подготовлена с учетом:

Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период
до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208;

Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642;

Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 13 февраля 2019 г. № 207-р;

Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р;

Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. № 312-р;

Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р;

новых инициатив социально-экономического развития Российской Федерации;

Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации;

Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренного 23 сентября 2020 г. на заседании Правительства Российской Федерации (протокол № 36, раздел VII);

государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710;

государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1596;

Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. №3684-р;

Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года;

Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года;

Бюджетного прогноза Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 558-р;

Прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года;

и иных документов стратегического планирования.

Показатели Стратегии достигаются, в том числе за счет реализации мероприятий вышеуказанных документов стратегического и программного планирования.

Стратегия направлена на обеспечение достижения к 2030 году национальных целей и стратегических задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Целями Стратегии являются:

повышение комфорта, качества и уровня жизни граждан;

формирование высокотехнологичных, конкурентоспособных отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства;

минимизация негативного воздействия на окружающую среду.

Сбалансированный и комплексный подход к планированию застройки городских территорий позволит полноценно реализовать градостроительный потенциал городов и населенных пунктов и достигнуть к 2030 году объема ввода жилья не менее чем 120 млн кв. метров ежегодно, улучшая при этом общественное пространство для удобства и комфорта жителей.

Обновление застроенных и создание новых территорий позволит качественно изменить облик городов, сформировать точки притяжения граждан путем обеспечения их доступным жильем, необходимой транспортной, социальной и коммунальной инфраструктурой, удовлетворяющей трудовые, социальные и культурные потребности населения.

Действующие и новые программы государственной поддержки будут способствовать решению жилищных потребностей граждан, что в свою очередь положительно скажется на укреплении института семьи и повышении уровня рождаемости.

Результат реализации указанных мероприятий к 2030 году позволит ежегодно улучшать жилищные условия не менее 5 млн семей и окажет мультипликативный эффект на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации: будут созданы новые рабочие места, увеличен рост доходов населения и предпринимательской активности, снижен уровень безработицы, увеличены налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.

Наращивание объемов строительных работ в строительстве, в том числе жилищном, невозможно без сокращения избыточных требований, процедур и административных барьеров, внедрения инновационных технологий и цифровизации процессов. Сокращение сроков и снижение издержек инвестиционного-строительного цикла объектов капитального строительства (далее – ОКС) позволят обеспечить переход на более качественный уровень, снизить технологическое отставание и повысить эффективность и производительность труда.

В совокупности весь комплекс мероприятий Стратегии, направленный на развитие новых жилищных возможностей и переход на новый ритм строительства, повлияет на увеличение вклада отрасли строительства в валовой внутренний продукт (далее – ВВП), рост инвестиций и повышение конкурентоспособности.

Кроме того, для улучшения качества городской среды в 1,5 раза к 2030 году необходимо комплексно решать задачи по обеспечению комфорта и безопасности жизни граждан, в том числе путем повышения уровня доступности городской среды, внедрения электронных сервисов и услуг, создания востребованных общественных пространств и рекреационных зон, повышения экономической привлекательности территорий, обеспечения населения качественными коммунальными услугами.

В результате реализации Стратегии увеличится доля населения, удовлетворенного предоставляемыми жилищными услугами (превысит 75%).

Мероприятия Стратегии реализуются в два этапа. Первый этап реализуется в период с 2020 года по 2024 год, второй этап - с 2025 года по 2030 год. В качестве базового периода определен 2020 год.

 

Промышленное строительство

Реализация задачи формирования высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности способна обеспечить переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития, обеспечивая тем самым обороноспособность страны и безопасность государства, занятость населения и повышение уровня жизни граждан Российской Федерации. Промышленные предприятия уже сегодня являются ключевыми работодателями, успешно совмещающими рост производительности труда и увеличение занятости. Заработная плата работников, занятых в промышленности, близка к средней по экономике Российской Федерации, но вместе с тем значительно отличается в зависимости от отрасли и места расположения производства.

В связи с этим возникает необходимость координации планов отраслевого и промышленного развития Российской федерации с политикой пространственного, территориального и градостроительного развития территорий субъектов Российской Федерации, крупнейших городских агломераций, опорных пунктов и внеагломерационных территорий в целях нивелирования диспропорций в сложившейся схеме расселения и мест приложения труда, а также межрегиональной дифференциации уровня социально-экономического развития.

Вместе с тем, реализация целей промышленной политики сдерживается рядом вызовов, включающих в себя:

неравномерность распределения высококвалифицированных кадров и профессионально-квалификационный дисбаланс (несоответствие компетенций квалификационным требованиям) в субъектах Российской Федерации;

различия по уровню обеспеченности субъектов Российской Федерации ресурсами для стимулирования промышленного роста;

существенные диспропорции в размещении региональной промышленной инфраструктуры, включающей в себя объекты недвижимого имущества, транспортной инфраструктуры и коммунальной инфраструктуры, необходимых для осуществления деятельности в сфере промышленности;

неравномерность концентрации площадок с подготовленной промышленной и технологической инфраструктурой (индустриальные (промышленные) парки и промышленные технопарки) среди субъектов Российской Федерации. Более 70% индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков расположены на территории Центрального и Приволжского федеральных округов. При этом на территории регионов с низким уровнем социально-экономического развития размещено только 1,9 %, в моногородах – 9,5 %, на геостратегических территориях – менее 17 % парков.

Основными задачами Стратегии в данном направлении являются:

оценка территориально-отраслевого состояния и развития промышленности в целях определения заказа для строительной отрасли на развитие промышленной и связанной с ней инфраструктуры;

обеспечение условий для опережающего развития современной промышленной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности в субъектах Российской Федерации, направленное на усиление их индустриального потенциала и обеспечение долгосрочного социально-экономического роста;

координация реализации федеральных и региональных инфраструктурных проектов, формирующих спрос на промышленную продукцию (транспорт, связь, энергетическая инфраструктура);

развитие инструментов территориального планирования, предусматривающих меры поддержки индустриальных парков, промышленных технопарков, промышленных кластеров, в целях повышения их востребованности со стороны бизнеса и субъектов Российской Федерации;

содействие в обеспечении трудовой мобильности и трудовой миграции квалифицированного промышленного персонала, а также создание условий для перемещения избыточных трудовых ресурсов в регионы, испытывающие потребность в квалифицированных кадрах;

формирование предпосылок для диверсификации промышленного потенциала моногородов;

содействие в создании системообразующих условий для реализации приоритетных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях промышленности путем рационального пространственного планирования;

координация реализации мероприятий федеральных и региональных программ по развитию промышленности в рамках пространственного развития территорий.

В рамках Стратегии планируется реализация следующих мероприятий:

анализ уровня отраслевого развития, состояния производственных фондов и обеспеченности ресурсами субъектов Российской Федерации, а также оценка торгового оборота, структуры импорта и экспорта для формирования сценариев пространственного развития агломераций, опорных пунктов и внеагломерационных территорий, обеспечивающих долгосрочный социально-экономический рост и сокращение диспропорции в сложившейся схеме расселения и мест приложения труда;

совершенствование законодательной, нормативно-правовой и методической базы, направленной на совершенствование порядка территориального планирования размещения площадок с подготовленной промышленной и технологической инфраструктурой (индустриальные (промышленные) парки и промышленные технопарки) в целях повышения их востребованности со стороны бизнеса и субъектов Российской Федерации;

обеспечение синхронизированного планирования программ развития жилой, транспортной, цифровой и иной инфраструктуры с мероприятиями федеральных и региональных программ промышленного развития;

применение территориальных инструментов в интересах развития промышленности;

организация работы по разработке территориальных схем (мастер планов) субъектов Российской Федерации и 41 агломераций, обеспечивающих сбалансированное планирование размещения мест приложения труда и проживания населения, эффективное использования ресурсов и максимальную реализацию социально-экономического, промышленного, инвестиционного и инновационного потенциалов территорий;

использование инструментов комплексного развития территорий в целях строительства объектов производственного назначения, объектов социальной, коммунальной, транспортной инфраструктуры, обеспечивающих формирование комфортной городской среды с высоким инвестиционным потенциалом и бюджетной эффективностью;

В результате реализации Стратегии к 2030 году будет:

обеспечена синхронизация документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документов по планировке территории с мероприятиями федеральных и региональных программ промышленного развития;

созданы условия по привлечению частных инвестиций и развитии институтов государственно-частного партнерства в части создания промышленных объектов;

ликвидированы инфраструктурные ограничения, осуществлено планирование развития доступной и качественной транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры для опережающего промышленного развития Российской Федерации;

созданы условия для обеспеченности ресурсами и их концентрации на развитии приоритетных территорий и отраслей промышленности;

увеличено количество высокопроизводительных рабочих мест путем создания новых производств;

обеспечен устойчивый рост реальных доходов граждан и снижен уровень бедности за счет роста производительности труда и занятости в промышленности;

увеличено количество действующих индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков;

созданы условия для развития исследовательских кластеров и платформ;

созданы условия для развития на территории Российской Федерации новых высокотехнологичных производств (как готовой продукции, так и комплектующих) в гражданских отраслях промышленности, а также развития международной конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий;

созданы условия для технологического развития отраслей промышленности и поддержки инноваций;

созданы условия для взаимодействия промышленных предприятий и научных институтов в контексте повышения конкурентоспособности и наукоемкости российской промышленной продукции.

 

Новые жилищные возможности

Общий совокупный объем ввода жилья на территории Российской Федерации в период с 2011 по 2020 гг. составил 767,4 млн кв. метров, максимальный объем ввода зафиксирован в 2015 году – 85,35 млн кв. метров.

По итогам 2020 года объем ввода жилья составил 82,2 млн кв. м, из которых многоквартирные дома (далее – МКД) - 42,4 млн кв. м, индивидуальное жилищное строительство (далее – ИЖС) – 39,8 млн кв. м.

Общая площадь жилищного фонда в Российской Федерации на конец 2020 года составила 3,9 млрд кв. м, из которых площадь жилых помещений в многоквартирных домах – 2,4 млрд кв. м, при этом на одного человека приходится в среднем 26,9 кв. м.

Доля жилья с износом более 2/3 составляет порядка 7 %.

В частной собственности находится 92% жилья.

Объем вводимого жилья на одного человека в 2020 году составил 0,56 кв. м на человека.

Уровень доступности жилья по итогам 2020 года в Российской Федерации составил 53%.

В конце 2020 года более 48 млн. кв. метров жилья строилось с использованием счетов эскроу, что составляет 51% от всего строящегося жилья по проектным декларациям. Объем введенного с использованием счетов эскроу жилья за 2020 год увеличился в 2 раза и составил 5,3 млн кв. м (945 домов).

По состоянию на июль 2021 года строительство жилья в Российской Федерации осуществляют 2 195 групп компаний – застройщиков, которые состоят из более чем 3 650 юридических лиц. При этом 100 крупнейшими компаниями строится более 50% от общего объема многоквартирного жилья.

По данным проектных деклараций около 62,6% жилья в многоквартирных домах строится монолитно-каркасным способом, около 13,8% - бескаркасное строительство со стенами из кирпича, около 13,2% - панельное домостроение.

Доля арендного жилья на рынке приблизительно составляет 10 %.

Доля ИЖС в общем объеме ввода находится на уровне 48 %. Большая часть индивидуальных жилых домов строится хозяйственным способом.

Доля индивидуальных жилых домов в общем объеме ввода увеличивается на протяжении последних 5 лет. Это является следствием совокупности факторов, в числе которых возрастающий спрос на загородное жилье у жителей мегаполисов, упрощение требований к оформлению документов при строительстве ИЖС.

Обеспеченность жильем во всех регионах страны ниже аналогичного показателя стран Восточной Европы – 35 кв. м на человека. При этом по итогам 2020 года в 21 регионе обеспеченность составила менее 21,3 кв.м. на человека.

Несмотря на то, что Россия обладает 25% запасов мировых лесных ресурсов, до недавнего времени строительство домов из древесины востребовано в основном в индивидуальном жилищном строительстве. При этом использование древесных материалов при строительстве жилья в России составляет всего 0,003 м3/м2, что в 17 раз меньше, чем в Финляндии, США и Канаде.

К 2021 году сформировался ряд вызовов, препятствующих развитию жилищного строительства:

около 2/3 граждан хотят улучшить жилищные условия, однако финансовые возможности и инструменты для приобретения жилья ограничены;

половине семей недоступна ипотека, 2,27 млн семей стоят в очереди на жилье в среднем 25 лет, отсутствуют механизмы обеспечения жильем людей с невысокими и низкими доходами;

сложности с изъятием неэффективно используемых земельных участков, отсутствие свободных участков под застройку в центральных районах городов, наличие земельных ресурсов с неурегулированными правами собственности;

монополизированный рынок подведения инфраструктуры, в застроенных районах в основном отсутствуют резервы мощностей для нового строительства, на вновь застраиваемых территориях наблюдается полное отсутствие коммуникаций, не синхронизированы сроки ввода инфраструктуры со сроками строительства домов;

жилищные условия и окружающая инфраструктура не соответствуют растущим запросам граждан высокого уровня комфорта, экологичности и безопасности нового жилья;

отсутствует институциональный рынок аренды и легальный арендный фонд жилья, при этом доля «теневой» аренды составляет порядка 10% от общего объема жилого фонда;

накоплен значительный объем непригодного для проживания аварийного жилищного фонда и жилья, находящегося в предаварийном состоянии;

территории, на которых возможно жилищное строительство, используются неэффективно;

отсутствуют доступные механизмы финансирования индустриального строительства индивидуальных жилых домов и эффективные ипотечные продукты для строительства ИЖС;

действующие меры поддержки спроса и предложения недостаточно эффективны в отдельных регионах страны в связи со значительными различиями в структуре себестоимости жилищного строительства, инфраструктурной обеспеченности территорий и уровне платежеспособного спроса населения на жилье.

Рынок жилищного строительства в Российской Федерации определяется дисбалансом спроса и предложения, обусловленного сочетанием неравенства интересов покупателей и направления развития, определяемого выгодой застройщиков, отсутствием факторов для формирования долгосрочного прогноза устойчивого платежеспособного спроса и обеспечения, соответствующего этому спросу предложения.

Для обеспечения строительства к 2030 году 1 млрд кв. метров жилья необходимо более 70 трлн рублей частных инвестиций и значительный объем (около 7 трлн рублей) инвестиций в создание инфраструктуры для жилищного строительства.

Кроме того, развитие жилищного строительства влияет на динамику и приоритеты строительства социальной инфраструктуры.

Одним из главных факторов, влияющих на основные направления совершенствования механизмов строительства социально-значимых объектов, являются растущие масштабы жилищного строительства, новые подходы к территориальному планированию, в том числе в городских агломерациях, а также потребность в повышении экономической эффективности строительства таких объектов.

Развитие социальной инфраструктуры позволит обеспечить социальные гарантии граждан, повысить качество жизни, в том числе путем реализации проектов КРТ, с целью создания современной, качественной городской среды.

Основной задачей Стратегии в рамках формирования новых жилищных возможностей является обеспечение доступности приобретения, строительства или аренды жилья, для не менее чем 2/3 граждан страны[1] за счет реализации совокупности взаимоувязанных мероприятий по следующим основным направлениям:

формирование сквозной системы управления реализацией жилищной политики в Российской Федерации с установлением зон ответственности и ключевых показателей эффективности для всех участников;

кластеризация субъектов Российской Федерации в зависимости от уровня социально-экономического развития регионов, основанная на анализе совокупности показателей, в том числе характеризующих динамику спроса и предложения жилья в регионе и учитывающая региональные цели развития в целях адресного применения мер поддержки жилищного строительства с учетом специфики региона, обеспечивающее эффективное использование ресурсов и выполнение целей развития;

эффективное территориальное планирование в целях сбалансированного пространственного развития городских агломераций и возрождения малых форм расселения;

формирование и реализация субъектами Российской Федерации новой градостроительной политики с приоритетным применением механизмов КРТ;

синхронизация инвестиционных программ естественных монополий с программами по жилищному строительству;

обеспечение необходимой социальной и городской инфраструктурой, в том числе с использованием финансовых инструментов «Инфраструктурного меню», и путем применения типовых проектов;

проведение межведомственной работы по обеспечению взаимной увязки мероприятий национального проекта «Жилье и городская среда» и мероприятий других национальных проектов;

совершенствование законодательного регулирования использования помещений в многофункциональных зданиях, в том числе установление правового режима и технологических требований к ним;

развитие ИЖС («Мой частный дом»);

развитие рынка ипотечного кредитования;

выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

активное формирование и развитие рынка арендного жилья;

восстановление прав всех «обманутых дольщиков»;

реализация новой программы расселения аварийного жилья;

кадровое обеспечение отрасли, в том числе привлечение граждан иностранных государств. Для этих целей будет обеспечен гарантированный спрос на мигрантов со стороны работодателей и соответствующий стимул, и условия для граждан, упрощен учет граждан иностранных государств, привлекаемых в строительную отрасль, в том числе посредством перевода его в электронный формат, разработаны механизмы закрепления отобранных работников за конкретным работодателем.

В результате реализации Стратегии к 2030 году будет:

построен 1 млрд кв. метров жилья (каждый 5 кв. м жилой площади в Российской Федерации будет новым);

обеспечен объем МКД, находящихся в стадии строительства, в размере не менее 140,0 млн. кв. м.;

достигнута обеспеченность населения жильем на уровне 33,8 кв. м/чел.;

созданы условия для ускоренной ликвидации накопившейся очереди граждан и осуществлен переход на обеспечение их жильем в плановом порядке;

восстановлены права всех «обманутых дольщиков»;

обеспечено превышение ежегодного объема расселения над ежегодным объемом признания жилья аварийным;

обеспечено развитие ИЖС и достигнут объем ввода ИЖС в размере 50 млн кв. м ежегодно;

увеличены объемы строительства многоэтажных жилых зданий с применением деревянных конструкций, в том числе перекрестно-клееных CLT панелей.

5.1. Развитие индивидуального жилищного строительства
(«Мой частный дом»)

Согласно исследованию ВЦИОМ порядка 59% живущих в квартирах граждан Российской Федерации (23,2 млн семей) хотят переехать в индивидуальные дома.

Основными барьерами, сдерживающими развитие ИЖС, являются низкая ликвидность индивидуальных жилых домов, а также отсутствие профессионального и квалифицированного рынка услуг.

Для обеспечения развития индустриального строительства индивидуальных жилых домов на территориях комплексного развития необходима градостроительная подготовка и обеспечение инфраструктурой более 72 тыс. гектаров земли в населенных пунктах.

Основной задачей Стратегии в данном направлении является обеспечение доступности строительства или приобретения индивидуального жилого
дома и стимулирование роста ввода объектов индивидуального жилищного строительства.

В рамках Стратегии по данному направлению планируется реализация следующих мероприятий:

совершенствование законодательного регулирования в сфере ИЖС;

градостроительная подготовка земельных участков для ИЖС;

создание условий для ипотечного кредитования ИЖС, в том числе при строительстве хозяйственным способом;

распространение проектного финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу на ИЖС;

упрощение процедуры предоставления земельных участков на льготных условиях;

выработка комплекса мер, направленных на обеспечение доступности жилья;

формирование банка земельных участков с доступной инженерной и транспортной инфраструктурой;

оптимизация процедур по обеспечению объектов ИЖС необходимой жилищно-коммунальной инфраструктурой;

внедрение социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения населения в субъектах Российской Федерации;

установление «выравненного платежа» за подключение ко всем видам сетей;

внедрение реестра типовых проектов для строительства индивидуальных жилых домов;

запуск массового строительства индивидуальных жилых домов индустриальным способом;

реализация комплекса мер по развитию деревянного домостроения, включая мероприятия по стимулированию производства и применения домокомплектов из дерева.

В результате реализации Стратегии к 2030 году будет:

запущено массовое строительство индустриального ИЖС;

обеспечена защита интересов всех участников рынка ИЖС.

 

Ипотечное кредитование

Ипотечное кредитование является основным рыночным способом улучшения жилищных условий: ежегодно около 50% всех сделок с жильем оформляется с привлечением кредитных средств. Ежегодно с их помощью более 1,3-1,8 млн семей приобретают жилье.

Существует потенциал роста рынка ипотеки в 1,5 раза: по итогам 2020 года накопленный ипотечный портфель составляет около 10% ВВП (15%, что в 1,5 раза ниже уровня – в восточноевропейских странах с сопоставимой структурой собственности на жилье), а доля ипотеки в совокупных кредитах населения – около 40% (60-80% в развитых странах).  

В 2020 году в целях поддержки граждан и рынков жилья и ипотеки в условиях ухудшения макроэкономической ситуации из-за пандемии запущена программа льготной ипотеки на новостройки. Принятые решения позволили не допустить снижения уровня ипотеки и жилищного строительства.

С помощью Единой информационной системы жилищного строительства (далее – ЕИСЖС) организовано единое цифровое пространство для взаимодействия ключевых участников рынков жилищного строительства и ипотечного кредитования, реализована платформа для оперативного запуска любых программ поддержки населения и отрасли.

Ключевым риском недостижения целевых показателей по росту объемов ввода жилья до 120 млн кв. м в год является рост ставок по ипотеке в результате изменения макроэкономических условий и повышения стоимости фондирования. Рост ипотечных ставок в сочетании с опережающим ростом цен на жилье (по сравнению с доходами населения) снижает доступность ипотеки и сокращает спрос на жилье в новостройках. В результате, снижаются запуски новых проектов, в том числе в рамках долгосрочных проектов комплексного освоения.

Основной задачей Стратегии в данном направлении является обеспечение доступности ипотеки для не менее половины российских семей в целях обеспечения стабильного долгосрочного спроса на жилье и опережающего роста запуска новых проектов.

В рамках Стратегии планируется реализация следующих мероприятий:

реализация программ льготной ипотеки для отдельных категорий граждан для обеспечения устойчивого снижения ставок по ипотеке и стабильного спроса на новостройки. При этом, для поддержки отдельных категорий граждан, в том числе семей с детьми, в случае реализации негативного макроэкономического сценария (отставание темпов роста доходов населения от целевой траектории, предусмотренной Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации, снижение спроса на новое жилье) будет осуществлено оперативное изменение существующих параметров реализации ипотечных программ с господдержкой и продлен срок действия отдельных программ до 2030 года;

развитие дополнительных финансовых механизмов приобретения жилья (накопительные жилищные счета, за счет которых заемщики смогут накопить первоначальный взнос и снизить ставку по ипотеке) и лучших региональных практик (жильё в рассрочку для отдельных категорий и др.);

запуск льготной ипотечной программы для жителей расселяемых домов, непригодных для проживания; 

повышение инвестиционной привлекательности и ликвидности ипотечных ценных бумаг;

стандартизация и цифровизация рынка ипотеки;

расширение возможности использования цифровых активов в строительстве (цифровые деньги, цифровая закладная);

развитие механизма ипотечного кредитования строительства индивидуальных жилых домов.

В результате реализации Стратегии к 2030 году будет:

обеспечена выдача не менее 2,3 млн кредитов ежегодно, в том числе не менее 30% на новостройки – уровня, достаточного для формирования запусков в объеме не менее половины от целевого объема ввода многоквартирных домов (70 млн кв. м).

Новый ритм строительства

В 2020 году объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составил порядка 9,5 трлн рублей.

К 2021 году сформировался ряд вызовов, препятствующих развитию строительной отрасли:

избыточное количество процедур;

устаревшие нормативы;

отсутствие возможности применения новых технологий;

избыточные административные барьеры, в том числе осуществление большинства процедур в бумажной форме;

низкий уровень цифровизации отрасли;

низкий уровень цифровой зрелости участников градостроительной деятельности;

низкая производительность труда;

необходимость повышения эффективности управления капитальными вложениями;

недостаточная квалификация и профессионализм государственных заказчиков;

недостаток квалифицированных трудовых ресурсов;

высокий уровень производственного травматизма.

Основными задачами Стратегии в рамках формирования нового ритма строительства являются:

сокращение инвестиционно-строительного цикла объектов капитального строительства без снижения безопасности и качества;

снижение административной нагрузки на строительный бизнес;

повышение конкурентоспособности строительных услуг на международном рынке;

повышение производительности труда;

оптимизация и приведение к единообразию процедур технологического присоединения к инженерным сетям;

сокращение временных и финансовых издержек при строительстве объектов капитального строительства;

совершенствование системы технического регулирования в сфере строительства и эксплуатации объектов;

повышение энергоэффективности и экологичности строительства и эксплуатации зданий и сооружений.

В рамках формирования нового ритма строительства назрела потребность проведения совокупности взаимоувязанных мероприятий по следующим основным направлениям:

административная, цифровая и профессиональная трансформация строительной отрасли;

совершенствование системы управления государственными капитальными вложениями;

совершенствование ценообразования в строительстве;

совершенствование саморегулирования в строительстве и проектировании;

совершенствование механизмов технологического присоединения объектов капитального строительства к инженерным сетям;

совершенствование системы технического регулирования;

повышение энергоэффективности и экологичности;

развитие промышленности строительных материалов;

развитие института экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

В результате реализации Стратегии к 2030 году будут:

оптимизированы сроки и затраты инвестиционного-строительного цикла объектов капитального строительства без снижения безопасности и качества;

увеличена производительность труда в строительной отрасли на 10%, в том числе за счет внедрения новых технологий, материалов, повышения уровня профессиональных компетенций кадров, ТИМ.

 

Коммунальная инфраструктура

Сфера коммунального хозяйства в настоящее время характеризуется неудовлетворительным состоянием активов, продолжающаяся ускоренными темпами деградация основных средств не способствует формированию источников для ее развития, в том числе ограниченны финансовые возможности бюджетов различных уровней.

Система теплоснабжения Российской Федерации состоит из 50 тыс. локальных систем и 18 тыс. обслуживающих предприятий. Общая протяженность тепловых сетей составляет порядка 170 тыс. км, при этом нормативный срок отслужили более 60% из них.

В системе водоснабжения и водоотведения Российской Федерации действует порядка 100 тыс. насосных станций водопровода, 60 тыс. очистных сооружений водопровода, 20 тыс. канализационных насосных станций, 12 тыс. очистных сооружений канализации. Протяженность сетей водоснабжения составляет порядка 600 тыс. км, сетей водоотведения – 201 тыс. км.

Удельный вес сетей, нуждающихся в замене в общей протяженности сетей (по итогам 2020 года, по данным Росстата):

тепловых сетей – 30,8% от 167,4 тыс. км (заменено – 2% или 3,4 тыс. км);

водопроводных сетей – 43,5% от 584,1 тыс. км (заменено – 1,1% или 6,2 тыс. км);

канализационных сетей – 45,6% от 200,8 тыс. км (заменено – 0,4% или 0,8 тыс. км).

Удельный вес потерь воды по отношению ко всему объему поданной воды в
2020 году составил 22,9%, в 2019 году - 22,8%, в 2018 году - 22,8%, в 2017 году - 22,5%, в 2016 году - 22,9%, в 2015 году - 23,1%, в 2014 году - 23,1%. Данный показатель в 2020 г. по сравнению с 2014 г. снизился на 0,2%. Сокращение утечек воды в указанный период связано с повсеместной установкой приборов учета и снижением полезного отпуска воды.

Удельный вес потерь тепла в сетях в 2020 году составил 12,3%, в 2019 году - 11,8%, в 2018 году - 12,5%, в 2017 году - 11,2%, в 2016 году - 11,8%, в 2015 г. - 11,1%, в 2014 году - 11,4 %. Данный показатель в 2020 году по сравнению с 2014 годом. увеличился на 0,9%. Основным фактором, влияющим на рост потерь в сетях, является прогрессирующий износ теплосетевого оборудования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.136 с.)