Основные итоги десятилетия и тенденции в развитии российского финансового рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные итоги десятилетия и тенденции в развитии российского финансового рынка



 

За десять лет в период с 2010 года как мировой, так и российский финансовый рынок прошли через кардинальное изменение технологических, экономических, социальных, институциональных и регуляторных, а также геополитических условий, что отразилось на многих аспектах развития финансового рынка. При этом в указанный период на российском финансовом рынке проявились как общие, характерные для глобального рынка тренды, так и внутренние, страновые факторы.

Значимыми изменениями на макроэкономическом уровне в России стали переход к плавающему валютному курсу и режиму таргетирования инфляции, последовательной политике по поддержанию финансовой стабильности, а также современной конструкции бюджетных правил. Замедление инфляции до целевого исторически низкого уровня мерами денежно-кредитной политики, плавающий валютный курс как стабилизатор внешних шоков, усиление системной финансовой стабильности, обеспечение устойчивости государственных финансов и снижение зависимости экономики от колебаний конъюнктуры мировых рынков энергоносителей – все это внесло вклад в создание в России более благоприятной экономической среды, снизило неопределенность, сделало экономические условия более предсказуемыми, повысило доверие к национальной валюте.

При этом в целях укрепления устойчивости финансового, в том числе банковского сектора, и повышения запасов капитала банков в периоды экономической турбулентности Правительство Российской Федерации и Банк России предоставляли субординированные кредиты банкам и приобретали привилегированные акции в отдельных контролируемых Правительством Российской Федерации банках. Это расширило возможности кредитования реального сектора экономики в сложных условиях.

Наделение Банка России функциями мегарегулятора позволило проводить последовательную скоординированную политику по повышению устойчивости финансового сектора, укреплению финансовой стабильности, повышению доверия к финансовому рынку. Этому способствовала поэтапная настройка Банком России регулирования финансового рынка, а также вывод с рынка недобросовестных и слабых игроков.

Работа Банка России по повышению устойчивости финансового рынка также включала и иные меры, в частности, создание механизма финансового оздоровления кредитных организаций с помощью государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее – ГК АСВ) и Фонда консолидации банковского сектора.

Совершенствование подходов к регулированию проводилось Банком России в связке с внедрением международных стандартов регулирования и надзора, которое также осуществлялось во многих странах в связи с масштабной реформой регулирования, запущенной «Группой двадцати» после глобального финансового кризиса 2008-2009 годов. Кроме того, Банк России активно развивал поведенческий регулирование и надзор, нацеленные прежде всего на сферу взаимодействия финансовых посредников с их клиентами.

Хотя за 10 лет произошло заметное сокращение числа финансовых организаций, совокупные показатели финансового сектора демонстрировали положительную динамику по объему активов, капитала, оказываемых услуг. При этом накопленные финансовыми организациями запасы капитала позволили им осуществлять бесперебойную деятельность и оказать поддержку экономике даже в период кризиса 2020 года в условиях пандемии, а по мере улучшения экономических условий – продолжить расширение предоставляемых финансовых продуктов и услуг. В то же время рыночная оценка капитала финансовых организаций, прежде всего кредитных, оставалась невысокой, что отражает не столько российскую, сколько глобальную тенденцию, связанную в том числе с существенным ужесточением регулирования банковского сектора.

Постепенно происходило изменение структуры финансового посредничества в пользу усиления роли рынка капитала, в первую очередь облигаций. Этому росту способствовало сокращение административных, стоимостных и временных издержек эмитентов на выпуск облигаций, развитие биржевой и учетной инфраструктуры, институтов внешней оценки рисков, в том числе создание национальной рейтинговой индустрии.

Хотя позиции банков на российском финансовом рынке по-прежнему остаются преобладающими, рост значимости рынка капитала и некредитных финансовых организаций уже отражается в пропорциях распределения активов в финансовом секторе.

Кроме того, важным трендом последних лет как в России, так и в других странах стал массовый приход на рынок капитала начинающих инвесторов, которые пока еще имеют недостаточный объем знаний и навыков, чтобы осуществлять осознанный выбор финансовых инструментов с учетом их особенностей, в том числе сопряженных рисков. Это создает новые вызовы в сфере защиты прав потребителей и повышения финансовой грамотности.

Развитие цифровых технологий существенно изменило традиционные подходы к оказанию финансовых услуг, особенно в странах с развивающимися финансовыми рынками. И уже к настоящему времени многие клиенты финансовых организаций в России могут совершить большинство финансовых операций онлайн 24/7 с помощью мобильных приложений. Развитие подобных решений, позволяющих получить финансовые услуги «в один клик», без географической привязки к отделениям организаций, привело к упрощению процесса перехода между поставщиками услуг. Как следствие, конкуренция финансовых организаций стала развиваться не на рынках отдельных продуктов и услуг, а за лояльность клиента к бренду в целом – чтобы он как можно дольше оставался активным клиентом организации.

Активное проникновение и адаптация к нуждам потребителей дистанционных каналов доступа к финансовым услугам, а также развитие платежной инфраструктуры одновременно с расширением охвата сети Интернет являлось важным катализатором повышения доступности финансовых услуг для социально значимых групп потребителей, в том числесельского населения и жителей отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территорий, людей с инвалидностью, пожилых людей и иных маломобильных групп граждан, субъектов малого и среднего предпринимательства. Цифровая трансформация также расширила возможности для субъектов малого и среднего предпринимательства использовать небанковское инструменты финансирования.

Перевод финансовых сервисов в цифровой вид также привел к росту объема и роли данных, получаемых поставщиками в процессе оказания финансовых услуг. В этом контексте данные стали одним из главных ресурсов организаций, позволяющим им лучше анализировать потребности своих клиентов и создавать персонализированные предложения. Важным источником создания стоимости становится высокоскоростная обработка больших данных, поскольку транзакции происходят в режиме реального времени и зачастую одновременно. Поэтому многие поставщики финансовых услуг начали внедрять технологии искусственного интеллекта, чтобы персонализировать продукты, прогнозировать тренды, выявлять мошеннические действия и эффективно принимать решения. С целью развития цифровизации предоставления услуг финансовые организации заключают партнерские соглашения с финтех-компаниями или приобретают их, встраивая их инновационные решения в свои сервисы.

На финансовый рынок как в мире, так и в России активно выходят бигтех-компании, имеющие широкую клиентскую базу и обладающие разнообразными данными о пользователях. Экспансия нефинансовых организаций осуществляется преимущественно по двум направлениям: с одной стороны, их цифровые платформы используются для продажи услуг традиционными финансовыми организациями (банковских, брокерских, страховых и т.д.); с другой стороны, сами нефинансовые организации начинают предлагать финансовые услуги, сопутствующие их видам деятельности.

Стремясь максимально удовлетворить разнообразные потребности клиентов, и банки, и бигтех-компании развивают свои экосистемы, включающие финансовые и нефинансовые направления. Причем, если глобальным трендом является развитие таких экосистем преимущественно на базе бигтех-компаний, то в России активную роль в формировании экосистем играют как бигтехи, так и банки. Экосистемы могут предоставлять клиентам комплексные, персонализированные продукты и сервисы, однако опыт других стран показывает, что их нерегулируемое развитие несет риски монополизации финансового рынка, в ущерб интересам широкого круга потребителей и поставщиков финансовых услуг.

Взрывной рост финансовой доступности, в том числе с расширением дистанционных каналов облуживания и покупок в кредит, хотя и несет много выгод для потребителей, но создает риски распространения феномена эмоционального потребления и роста долговой нагрузки граждан, что требует принятия соответствующих макропруденциальных мер.

Развитие цифровых технологий привело к появлению экстерриториальных денежных суррогатов, которые несут угрозы отмывания денег и финансирования терроризма (далее – ОД/ФТ), снижения действенности денежно-кредитной политики центральных банков, нацеленной на поддержание ценовой стабильности, а также существенных потерь для частных лиц.

С учетом этого и в ответ на потребность населения в безопасном цифровом платежном средстве многие регуляторы начали исследования в области цифровой валюты центрального банка, которая представляет собой новую форму денег, выпускаемых центральным банком в цифровом виде. Банк России совместно с Правительством Российской Федерации и заинтересованными сторонами, в том числе участниками рынка, также прорабатывают вопросы внедрения в перспективе цифрового рубля.

Оборотной стороной бурного технологического развития и цифровизации в мире является рост киберпреступности и кибермошенничества, что порождает встречный тренд в виде развития технологий борьбы с такого рода преступлениями и соответствующих изменений в законодательстве и правоприменении.

Цифровизация финансового рынка способствует росту производительности труда, но дополнительно усиливает значимость эффекта масштаба деятельности, учитывая повышение роли доступа к данным и способности нести затраты на их анализ и обработку с помощью современных технологий. Поэтому возникают предпосылки для усиления позиции крупных финансовых организаций на рынке.

В этом контексте для формирования конкурентных условий на финансовом рынке Правительство Российской Федерации и Банк России предпринимают меры по созданию правовых основ, равноудаленной инфраструктуры и безбарьерного доступа к данным и инфраструктуре всех финансовых организаций независимо от масштаба их деятельности. В частности, в рамках работы в данном направлении были созданы и развиваются Единая биометрическая система, Цифровой профиль, Система быстрых платежей.

Задача обеспечения финансового суверенитета России, особенно в условиях действия геополитических факторов, потребовали создания достаточно автономных подсистем, инфраструктуры финансового рынка России. За прошедшее десятилетие для решения этой задачи были созданы Национальная система платежных карт, Система передачи финансовых сообщений и Акционерное общество «Российская Национальная Перестраховочная Компания».

Внешнеэкономическая ситуация за прошедшее десятилетие оставалась и в дальнейшем будет оставаться источником макроэкономических рисков. Это связано с ростом числа уязвимостей в глобальной экономике и на мировых финансовых рынках в условиях накопления долговых проблем, рисков ускорения инфляции и возможных последствий нормализации денежно-кредитной политики в условиях неустойчивого экономического роста. Правительство Российской Федерации и Банк России будут учитывать эти факторы и риски при разработке и реализации макроэкономической политики, а также политики по развитию и обеспечению устойчивости финансового рынка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.008 с.)