Тема 1. 5: Россия В начале двадцать первого века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 5: Россия В начале двадцать первого века.



План:

1. Особенности социально-экономического развития.

2. Особенности внутриполитического развития.

3. Особенности внешнеполитического развития.

1

 

В. В. Путину осталось в наследство от Ельцина множество социально-экономических проблем, которые были вызваны негативными последствиями либеральных реформ. Путин провел в 2001 году налоговую реформу с целью снижения налогового бремени и развития предпринимательства: прогрессивная шкала налогообложения была сменена на пропорциональную. Физические лица стали платить единый налог с доходов – 13%.  Последствия налоговой реформы были положительными: собираемость налогов по стране улучшилась. Были приняты Налоговый, Трудовой, Земельный кодексы. Цель – навести порядок в правовом регулировании предпринимательства. Был решен и вопрос об обороте сельскохозяйственных земель.

С 2000 до 2008 г. наблюдался экономический рост. Способствовала этому благоприятная экономическая конъюнктура: росли мировые цены на нефть, которую Россия продолжала экспортировать. Улучшение положения в экономике позволило Путину выступить инициатором принятия «национальных проектов»: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса». Их целью – повышение качества жизни и социальной защиты жителей России. Однако много, что говорилось, не было выполнено.

Большое внимание уделялось решению демографической проблемы. Цель – преодоления «русского креста»: быстрой убыли населения России в результате повышенной смертности и малой рождаемости. Была провозглашена политика «сбережения народа» (А. И. Солженицын). С 2007 г. были увеличены пособия на детей, а за рождение второго ребенка – «материнский капитал» (В. Путин). На 2013 год сумма – выше 400.000 рублей.

Со второй половины 2008 г. Россия стала ощущать последствия глобального экономического кризиса. Власти принимали меры по преодолению последствий кризиса в социально-экономической сфере. Была оказана финансовая помощь банкам, предприятиям, увеличены социальные выплаты и пособия населению. С 2010 года экономический рост возобновился, но с каждым годом сильнее замедлялся. К 2013 году – российская экономика – на стадии стагнации. До 2020 года экономика растет крайне медленно.

Руководство страны провозгласило, что взяло курс на модернизацию на основе инновационных технологий. Продолжается реформирование образования. ГИА, ЕГЭ – составной частью современного образовательного пространства.

На рубеже двадцатого – двадцать первого веков обострились следующие экономические проблемы: монополизация экономики и слабая конкуренция (государственный капитализм), сырьевой характер экономики, слабая ее диверсификация, экономическая стагнация и замедление темпов экономического роста, развитие отечественного производства в связи с введением западных антироссийских санкций в 2014 году, слабая инвестиционная привлекательность.

Не решены и социальные проблемы: рост бедности и социального расслоения, маргинализация интеллигенции (врачи, воспитатели, учителя, преподаватели, ученые, работники культуры), низкий по сравнению с западными странами уровень жизни.

2

В качестве главных акторов, то есть субъектов, оказывающих влияние на политический процесс, в начале 21 века выступали следующие политические лидеры и государственные деятели:  1) Путин Владимир Владимирович – Президент РФ с 2000 до 2008 гг., с 2008 до 2012 года – глава правительства РФ, с 2012 г. – Президент РФ. По данным опросов политических экспертов, проводимых «Независимой газетой» Путин по степени влияния на политическую жизнь страны всегда занимал и продолжает занимать первое место; 2) Медведев Дмитрий Анатольевич  – с 2008 до 2012 г. – Президент РФ, с 2012 года до 2020 года – глава правительства. Их отношения с Путиным политологи охарактеризовали как двуумвират. При этом всегда в правящем тандеме первое место всегда занимал Путин. Медведев – на вторых ролях. Даже когда Медведев был Президентом, то по опросам экспертов «НГ», он шел вторым, после Путина. Период премьерства Медведева хорошо характеризует его фраза: «денег нет, но вы держитесь»; 3) Мишустин Михаил Владимировичглава Правительства РФ с 2020 года. Позиционирует себя как государственный деятель, которому не чужды народные интересы; 4) Касьянов Михаил Михайлович – глава правительства РФ с 2000 до 2004 гг., при первом президентстве Путина. На данный момент – в оппозиции к правящему режиму Путина; 4) Фрадков Михаил Ефимович – глава правительства с 2004 по 2008 год, при втором президентстве Путина. С 2017 года – директор Российского института стратегических исследований.

Кроме политических лидеров, к политическим акторам, оказывающим влияние на современный политический процесс, можно отнести следующие политические партии: 1)   парламентские партии – это такие партии, которые набрали 5% и более голосов на выборах и попали в Государственную Думу. К таким партиям относится: а) «Единая Россия». Была образована в 2001 году путем слияния партий «Отечество – вся Россия» и «Единство». Первоначально лидерами партии являлись: Грызлов, Лужков, Шаймиев, Шойгу. На данный момент реальным лидером партии является Путин, который пытается дистанцироваться от «Единой России» с помощью создания общественно-политического движения «Народный фронт». Формальным лидером на данный момент является Медведев. Первоначальный лозунг «Единой России» - мы за Президента, но против правительства. «Единая Россия» позиционирует себя как центристская массовая партия, отражающая интересы всего народа. Всегда поддерживала правящий режим Путина, являлась и является его опорой. Первую победу «Единая Россия» одержала в декабре 2003 года, набрав более 37% голосов. С тех пор не без помощи административного ресурса «ЕР» побеждала на выборах в 2007г. и на других выборах. «Единую Россию» можно охарактеризовать как правую, консервативную, правящую партию. На выборах в сентябре 2021 года «ЕдРо» набрала 49,82%; б) КПРФ во главе с Г. Зюгановым создана в 1993 году. Главный оппонент «ЕР». С 2003 года стала терять поддержку: в 2003 году получила 12% голосов. Не в малой степени этому способствовала политика Кремля – «разделяй и властвуй». Кремлевскими технологами были созданы ряд партий с «левой», социалистической идеологией: «Родина», «Справедливая Россия». Задача этих партий – оттянуть голоса у коммунистов. С этой задачей эти партии успешно справились КПРФ можно охарактеризовать как оппозиционную, «левую» партию. На выборах 2021 г. – 18,93%; в) ЛДПР во главе с лидером В. Жириновским была создана в 1989 году. ЛДПР позиционирует себя как партия маргиналов: «мы за бедных, мы за русских». Целевая аудитория демагогии Жириновского – обездоленные, неустроенные, незащищенные люди. Отсюда – показная демонстрация «силы», политической решимости и воли. В этом – успех Жириновского: партия всегда попадала в Государственную Думу. Но по сравнению с 1993 годом ЛДПР сдала свои позиции. В 2003 году за ЛДПР отдали голоса 11% избирателей. ЛДПР позиционирует себя как центристская партия. На выборах 2021 г. – 7,55%; г) «Справедливая Россия». Лидер – С. Миронов. Партия была образована в 2006 году. По своей идеологии – это социал-демократическая партия, которая пытается создать политическую конкуренцию КПРФ. В 2012 году разгорелся скандал вокруг «Справедливой России. В центре  политического скандала – Гудковы и Понамарев. На выборах 2021 г. – 7,46%; д) «Новые люди» - образована 01.03. 2020 г. Ее основателем – Алексей Нечаев (учредитель компании «Фаберлик»). Председатель партии – Александр Даванков. Девиз партии – «люди важнее». Их идеология: коммунитаризм, правоцентризм, прогрессивизм, регионализм. Выступают за сменяемость власти, против бюрократизма, за развитие демократии. На выборах 2021 г. набрали 5,32% голосов. 2) непарламентские партии – политические партии, которые на набрали 5% голосов на выборах в Государственную Думу, и, следовательно, не попали в нее. Таких партий насчитывается несколько десятков. Но самая видная из них – это партия «ЯБЛоко», которое возглавляет один из ее основателей Г. Явлинский. Эта партия была образована в 1993 году. Это «правая» партия, находящаяся в оппозиции политическому режиму В. Путина. По идеологии – либерал-социальная партия (социальная ответственность бизнеса).

Таким образом, современную партийную систему можно охарактеризовать как многопартийную. Но при этом необходимо сделать одно замечание. Не стоит, рассматривая основных акторов политического процесса, преувеличивать значение российских политических партий. Все они создавались «сверху», лишены обратной связи с народом, массовой его поддержки, представляют собой «вещи в  себе», то есть не защищают народных интересов, а заняты реализацией своих собственных выгод.

Вернемся к событиям политической жизни рассматриваемого периода. Когда 31.12.1999 г. Ельцин заявил о своей отставке, то Путин, будучи главой правительства, стал исполнять обязанности Президента. В связи с ельцинской отставкой на март 2000 г. были назначены досрочные президентские выборы. 26 марта 2000 г. Путин победил на президентских выборах.

Став президентом, Путин провел ряд административных реформ, нацеленных на укрепление вертикали власти, на усиление позиций федерального центра на местах: а) введение округов с полномочными представителями президента на местах; б) правовая реформа: создать единое правовое поле, сделать так, чтобы российские законы действовали на всей территории РФ, ликвидировать противоречия между местным и федеральным законодательством: все принятые и принимаемые законы не должны входить в противоречие с действующей Конституции; в) министерская реформа предусматривала создание трехзвеневой системы управления во главе с министерствами. Раньше министерство издавало законы, их реализовывало и контролировало исполнение. Чтобы избежать этого, создали помимо министерств ведомства и специальные службы. Однако это имело свои «издержки»: рост бюрократического аппарата. В годы путинского правления российских чиновников стало в два раза больше, чем было в СССР.

Помимо усиления федеральной власти на местах, Путин занялся реформированием Совета Федерации. Если раньше в СФ попадали главы глав субъектов РФ – президенты, губернаторы – своеобразные политические «тяжеловесы», которые не боялись высказать своего мнения, поскольку чувствовали за собой поддержку на местах, то на смену им – избираемые представители субъектов РФ. Совет Федерации, как и Государственная дума, где заседало пропрезидентское большинство, тоже стал «карманным».

Реформированием Совета Федерации Путин не ограничился. В Государственную думу стали избирать по партийным спискам. Кроме того, проходной барьер с 5% был увеличен до 7%, что привело к резкому сокращению численности парламентских партий.

Воспользовавшись тем, что в 2004 году активизировались террористы, Путин изменяет порядок избрания глав регионов РФ: они перестали избираться местными жителями по итогам проведения региональных выборов, а стали назначаться президентом и его администрацией.

Еще одна политическая проблема для Путина –  идеологический раскол в обществе. Его Путин решил преодолеть с помощью примирения политических символов дореволюционной и советской России. В 2000 году Путин утвердил гимн, герб, флаг. Все эти действия были призваны консолидировать межпоколенческие  идеологические разломы.

Таким образом, Путин провел реформы, направленные на усиление вертикали власти. С одной стороны, был наведен элементарный порядок, политическая жизнь стала более стабильной, политические процессы – предсказуемыми. Но за это – «цену» в виде снижения демократического тренда, роста бюрократизма и коррупции («сердюковщина»).

Главная политическая проблема Путина – терроризм, который стал для России реальной угрозой. О серьезности проблемы свидетельствовали захват в заложники зрителей спектакля «Норд-Ост» в октябре 2002 г., взрыв в московском метро в 2004 г. Чудовищный теракт произошел в сентябре 2004 года в г. Беслане, в Северной Осетии, где террористы захватили школу, взяли в заложники учителей,  детей и их родителей. Федеральные власти не пошли на переговоры. В результате заложники были освобождены, но погибло 330 человек, в большинстве дети.

Постепенно нормализировалась ситуация в Чеченской Республике. Об этом – президентские выборы в Чечне. 5 октября 2003 г. состоялись выборы президента Чеченской Республики. Им стал А. Кадыров. В этой ситуации непримиримые сепаратисты – к террористическим актам. С октября 2002 по август 2003 гг. было проведено восемь крупных террористических актов в Москве, Моздоке, в самой Чечне. В декабре 2002 г. – взрыв Дома правительства в Грозном. В мае 2004 г. в результате террористического акта погиб А. Кадыров. К 2013 г. – основные силы террористов – из Чечни – в Дагестан. В 2013 году Волгоград становился трижды мишенью для террористов: прогремели взрывы в автобусе, на железнодорожном вокзале, в центре города, в троллейбусе. Погибли люди. Путин сам приезжал 01.01. 2014 году в Волгоград, чтобы выразить свои соболезнования. Жители города Волгограда на Новый год не запускали фейерверки: не было праздничного настроения. Отношение Путина к террористам не изменилось: не идти на уступки, уничтожать.

В 2008 году Путин, согласно Конституции РФ, был вынужден оставить должность. Президентом РФ – Медведев. Поддержанный Путиным, Медведев набрал более 70% голосов избирателей.

Медведев продолжил линию Путина, нацеленную уже не только на централизацию, но и на монополизацию политической власти. По инициативе Медведева были внесены поправки в Конституцию РФ: увеличен строк пребывания Президента на должности с 5 до 6 лет, пребывания в депутатском кресле – с 4 до 5. Все это объяснялось необходимостью политической стабилизации.

На парламентских выборах в декабре 2011 года в очередной раз победу одержала партия «Единая Россия». Отмеченные в ходе выборов многочисленные нарушения законов вызвали митинги оппозиционных сил в 2011-2012 гг. Возник феномен «болотной площади». Не смотря на это, в марте 2012 г. победу одержал Путин, вновь став Президентом РФ. Став Президентом РФ, Путин назначил Медведева главой правительства, продолжил  курс на укрепление политического режима с помощью административно-правовых методов. В 2012-2013 гг. были внесены поправки в КоАП РФ, ужесточающие наказание за проведение несанкционированных митингов. Были предпринять меры, направленные на «усмирение» оппозиционных сил.

3

Внешняя политика РФ – многовекторную направленность. Но в качестве главного вектора – американский, что неудивительно, если учесть американское влияние на всю современную систему международных отношений.

11 сентября 2001 г. – террористическая атака на США. Путин заявил о поддержке, выразил готовность на совместную борьбу с глобальной проблемой двадцать первого века, с международным терроризмом. Все это способствовало нормализации российско-американских отношений.

В 2002 г. РФ способствовала операции США и их союзников по свержению режима талибов в Афганистане. В мае 2002 г. Россия в Риме заключила соглашение с НАТО о координации действий по обеспечению международной безопасности.

Однако политика Джорджа Буша-младшего, нацеленная на усиление гегемонии США, подрыв роли ООН и норм международного права (вторжение в Ирак без решения ООН), вызывала возражение российского руководства, которое настаивало на мирном урегулировании конфликта, а не с позиции военной силой, как это делали США.

В Ираке – сложная ситуация. В апреле 2003 г. США, Англия, их союзники без согласия ООН организовали военную операцию по свержению С. Хусейна. Президент США уже первого мая заявил о победе союзников. В этой ситуации – РФ – взвешенную, осторожную позицию. Оставаясь противником военного решения иракского вопроса, РФ заявила, что она стремится сохранить партнерские отношения с США в деле борьбы с международным терроризмом.

Не менее сложная ситуация – в бывшей Югославии. После того, как США нанесли ракетно-бомбовые удары по объектам Сербии, Россия настояла на том, чтобы она приняла участие в разрешении югославского вопроса. После согласия Сербии в составе международных сил в Косове до 2003 г. находился батальон российских десантников.

Расширение НАТО на восток, приближение военно-политического проамериканского блока к границам России вызывало усиленное беспокойство российского истеблишмента. США решили разместить систему противоракетной обороны в Чехии и Польше, вынудили Россию объявить в 2007 году мораторий на исполнение Договора об ограничении вооруженных сил в Европе. Нормализация российско-американских отношений началась лишь после того, как Президентом США стал Б. Абама – первый в истории США чернокожий президент.

Российская дипломатия при Путине – во всех направлениях. В 2001 г. был подписан российско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве. Отношения партнерства установлены с Вьетнамом, Индией и Ираном. Большое внимание ШОС (2001 г.).

Сложно развивались отношения с ближним зарубежьем, особенно с Украиной и Грузией. В 2008 году Грузия напала на Южную Осетию, убив российских миротворцев, и, таким образом, грубо нарушив нормы международного права. В итоге России пришлось вмешаться в вооруженный конфликт, принудить Грузию к заключению мира. По плану Медведева-Саркази начали регулироваться отношения между Грузией, Россией, Южной Осетии. РФ после событий 2008 года признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

РФ – курс на экономическую интеграцию. В 2012 г. Россия стала членом ВТО.

В 2013 году Путин – с инициативой мирного урегулирования ситуации, сложившейся в Сирии. Принятие предложений Путина – о росте международного влияния РФ.

Таким образом, внешняя политика РФ продолжала сохранять многовекторную направленность. Стремление России отстоять свои национальные интересы зачастую приводило к политическим международным конфликтам.

 

 

Вопросы и задания:

1. Что представляла собой проблема «русский крест»? Как эта проблема связана с национальными проектами?

2. В чем суть национальных проектов? Как4ая идея была положена в основу их реализации?

3. Насколько, по вашему мнению, оказались эффективны эти национальные проекты?

4. В чем причина, сущность налоговой реформы? Какое имела она последствие для российской экономики?

5. Что происходило с российской экономикой в начале двадцать первого века?

6. О каких политических лидерах и государственных деятелей современной России вам известно? Дайте им характеристику.

7. Что представляет собой партийная система современной России? Какую роль играют политические партии в современной политической жизни?

8. В чем суть административной реформы В. В. Путина? Каковы ее последствия?

9. С какой главной политической проблемой столкнулся В. В. Путин в начале двадцать первого века? В чем она проявилась и как он ее решал?

10.  Что такое «болотное движение? Когда и почему оно возникло?

11. Дайте характеристику современной российской внешней политике. Какие факты говорят о том, что внешняя политика России носила многовекторный характер?

12. Как складывались российско-американские отношения? Какие факторы способствовали сближению между этими странами, а какие – обострению отношений между ними?

13. Какие направления современной внешней политики России, на ваш взгляд, были удачными, а какие – нет? Свою точку зрения обоснуйте.

14. Что вы знаете о В. В. Путине? Как вы к нему относитесь?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.028 с.)