Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Советская историческая наука в 1917 – 20-е годыСтр 1 из 11Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, изучающих историю исторической науки. Деление на разделы определяется хронологическими рамками соответствующих периодов: 1917 – 20-е годы, 30 – 50-е годы, 60 – 80-е годы. Каждый раздел имеет следующие структурные части: господствующая концепция в пределах указанного периода, организация исторической науки (научно-исследовательские и образовательные учреждения, организация хранения и публикация исторических источников, историческая периодика, розыск и публикация произведений классиков марксизма-ленинизма), портреты выдающихся отечественных историков и проблематика исторических исследований. Безусловно, советская историческая наука возникла не на пустом месте, ее становление происходило на основе и в борьбе с отечественной историографией дооктябрьского периода. 20-е годы XX века – это период, который следует рассматривать как продолжение 80-х годов XIX – 10-х годов XX века, лишь с той поправкой, что марксистское направление превращается в господствующее и стремится подавить и искоренить любые проявления немарксистской исторической мысли. Однако реализация этой задачи оказалось достаточно сложной: победа была достигнута лишь к началу 30-х годов. Без полноценного представления о состоянии русской историографии конца XIX – начала XX веков невозможно понять дальнейший ход её развития. В 80-е годы XIX века были заметны новые тенденции в развитии отечественной исторической науки под влиянием целого ряда причин: изменяются её теоретико-методологические основы, вследствие усиления зависимости науки от политики и общественного движения, усиливается охранительность официальной историографии, среди историков наблюдается крайнее разнообразие в истолковании исторического процесса. Эти тенденции свидетельствовали о кризисных явлениях. Социальной основой кризиса официальной исторической науки, как и всего обществоведения в России была утрата буржуазией той прогрессивной роли, которую она играла на начальном этапе развития капиталистических отношений. Это обусловило поворот в политических настроениях от демократизма к консерватизму и реакции, порождало кризис всей официальной идеологии и науки. Особенно заметными эти явления стали со вступлением России в стадию империализма.
Утрата буржуазией прогрессивной роли в историческом развитии заставила буржуазную историческую науку изменить решаемую ею основную задачу. Если прежде она стремилась раскрыть поступательный и закономерный ход исторического процесса, показать неизбежность и прогрессивность утверждения и развития буржуазного строя, то теперь требовались историческое обоснование незыблемости капитализма и апология буржуазной политической системы. Решать новую задачу официальная историческая наука могла, лишь отойди от прежних своих достижений и отказываясь от действительно научного изучения прошлого. Среди ученых получили распространение антиисторизм и исторический пессимизм, субъективные построения и выводы. Потерю связи с потребностями современности и объективным ходом исторического развития понимали прогрессивные историки. Например, Н. П. Павлов-Сильванский писал, что «историография наша… оказалась далеко не на высоте требований, предъявляемых к истории». «История, которая каждым словом учит о движении вперёд, большинство наших историков научила регрессу, а не прогрессу»[1][1]. Кризисное состояние современной исторической науки осознавали такие крупные ученые, как В. О. Ключевский, Р. Ю. Виппер, они же пытались найти выход из него. Р. Ю. Виппер в статье, вошедшей позднее в сборник «Кризис исторической науки», писал о крушении «теории прогресса», признавал, что в реальном историческом процессе «произошло все как раз обратно предвидению теории»[2][2]. Взамен «теории прогресса» ученый предлагал «теорию круговорота», имевшую хождение в первой четверти XVIII века. Существенно то, что именно Виппер дал всему комплексу наблюдаемых явлений название «кризиса исторической науки». Наступление кризиса официальной историографии было связано с появлением материализма, нанесшего в 80 – 90-е годы XIX века заметный удар по основам буржуазного естествознания и особенно философии истории. Поиски историками выхода из кризиса основывались на неприятии марксистского варианта материализма и борьбе с ним. В то же время они не могли не испытывать влияния исторического материализма.
Безусловно, корни кризиса лежали в общих тенденциях развития самой науки. Основным здесь было то, что в конце XIX века в результате успехов в развитии естественных наук потерпели крах идеи механистического детерминизма. Философия и обществознание восприняли крах этих идей как несостоятельность детерминизма вообще, как невозможность научного, объективного познания. Отказ от признания всеобщей, объективной закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества вел к торжеству идеализма. Ученые отрицали объективность познания на основании относительности наших знаний (релятивизм и субъективизм), приходили к выводу о невозможности познания исторического прошлого вообще (агностицизм и иррационализм). Таким образом, переход на другие философские позиции выдвигал на первый план вопросы, связанные с пониманием сущности и возможностей самого исторического познания, и чаще всего вопрос о возможности исторического познания решался отрицательно. За отрицанием объективности исторического знания следовал отказ от признания объективности и самой исторической действительности, упразднялась историческая наука. В конкретных исследованиях кризисные явления вели к уходу от синтеза и обобщенных исследований, к искажению хода исторического развития, к абстрактным и субъективным построениям. Однако уход от обобщений имел и положительную сторону: развивались вспомогательные исторические дисциплины, появились «вертикальные» ответвления науки – история экономического развития, история государственных учреждений, история литературы и общественного движения, расширялась, следовательно, проблематика исторических исследований. Совершенствовались методика и техника исторической науки, её конкретно-фактическая и источниковая база. В среде историков происходило размежевание: не только не было единства в понимании исторического процесса, но и обозначилось резкое противостояние разных по философской и политической направленности течений исторической мысли, что также является проявлением кризиса. Хронологические рамки кризиса достаточно широки: он продолжался по 20-е годы XX века включительно. После 1917 года началась борьба за утверждение марксистско-ленинского мировоззрения, шел насильственный процесс консолидации историков разных поколений и школ, вытеснения дореволюционных исторических школ. На исторической мысли сказывалось влияние экономического материализма и вульгарного социологизма, проявлялись черты неисторического подхода к прошлому, его модернизация.
ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, изучающих историю исторической науки. Деление на разделы определяется хронологическими рамками соответствующих периодов: 1917 – 20-е годы, 30 – 50-е годы, 60 – 80-е годы. Каждый раздел имеет следующие структурные части: господствующая концепция в пределах указанного периода, организация исторической науки (научно-исследовательские и образовательные учреждения, организация хранения и публикация исторических источников, историческая периодика, розыск и публикация произведений классиков марксизма-ленинизма), портреты выдающихся отечественных историков и проблематика исторических исследований.
Безусловно, советская историческая наука возникла не на пустом месте, ее становление происходило на основе и в борьбе с отечественной историографией дооктябрьского периода. 20-е годы XX века – это период, который следует рассматривать как продолжение 80-х годов XIX – 10-х годов XX века, лишь с той поправкой, что марксистское направление превращается в господствующее и стремится подавить и искоренить любые проявления немарксистской исторической мысли. Однако реализация этой задачи оказалось достаточно сложной: победа была достигнута лишь к началу 30-х годов. Без полноценного представления о состоянии русской историографии конца XIX – начала XX веков невозможно понять дальнейший ход её развития. В 80-е годы XIX века были заметны новые тенденции в развитии отечественной исторической науки под влиянием целого ряда причин: изменяются её теоретико-методологические основы, вследствие усиления зависимости науки от политики и общественного движения, усиливается охранительность официальной историографии, среди историков наблюдается крайнее разнообразие в истолковании исторического процесса. Эти тенденции свидетельствовали о кризисных явлениях. Социальной основой кризиса официальной исторической науки, как и всего обществоведения в России была утрата буржуазией той прогрессивной роли, которую она играла на начальном этапе развития капиталистических отношений. Это обусловило поворот в политических настроениях от демократизма к консерватизму и реакции, порождало кризис всей официальной идеологии и науки. Особенно заметными эти явления стали со вступлением России в стадию империализма. Утрата буржуазией прогрессивной роли в историческом развитии заставила буржуазную историческую науку изменить решаемую ею основную задачу. Если прежде она стремилась раскрыть поступательный и закономерный ход исторического процесса, показать неизбежность и прогрессивность утверждения и развития буржуазного строя, то теперь требовались историческое обоснование незыблемости капитализма и апология буржуазной политической системы. Решать новую задачу официальная историческая наука могла, лишь отойди от прежних своих достижений и отказываясь от действительно научного изучения прошлого. Среди ученых получили распространение антиисторизм и исторический пессимизм, субъективные построения и выводы. Потерю связи с потребностями современности и объективным ходом исторического развития понимали прогрессивные историки. Например, Н. П. Павлов-Сильванский писал, что «историография наша… оказалась далеко не на высоте требований, предъявляемых к истории». «История, которая каждым словом учит о движении вперёд, большинство наших историков научила регрессу, а не прогрессу»[1][1].
Кризисное состояние современной исторической науки осознавали такие крупные ученые, как В. О. Ключевский, Р. Ю. Виппер, они же пытались найти выход из него. Р. Ю. Виппер в статье, вошедшей позднее в сборник «Кризис исторической науки», писал о крушении «теории прогресса», признавал, что в реальном историческом процессе «произошло все как раз обратно предвидению теории»[2][2]. Взамен «теории прогресса» ученый предлагал «теорию круговорота», имевшую хождение в первой четверти XVIII века. Существенно то, что именно Виппер дал всему комплексу наблюдаемых явлений название «кризиса исторической науки». Наступление кризиса официальной историографии было связано с появлением материализма, нанесшего в 80 – 90-е годы XIX века заметный удар по основам буржуазного естествознания и особенно философии истории. Поиски историками выхода из кризиса основывались на неприятии марксистского варианта материализма и борьбе с ним. В то же время они не могли не испытывать влияния исторического материализма. Безусловно, корни кризиса лежали в общих тенденциях развития самой науки. Основным здесь было то, что в конце XIX века в результате успехов в развитии естественных наук потерпели крах идеи механистического детерминизма. Философия и обществознание восприняли крах этих идей как несостоятельность детерминизма вообще, как невозможность научного, объективного познания. Отказ от признания всеобщей, объективной закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества вел к торжеству идеализма. Ученые отрицали объективность познания на основании относительности наших знаний (релятивизм и субъективизм), приходили к выводу о невозможности познания исторического прошлого вообще (агностицизм и иррационализм). Таким образом, переход на другие философские позиции выдвигал на первый план вопросы, связанные с пониманием сущности и возможностей самого исторического познания, и чаще всего вопрос о возможности исторического познания решался отрицательно. За отрицанием объективности исторического знания следовал отказ от признания объективности и самой исторической действительности, упразднялась историческая наука. В конкретных исследованиях кризисные явления вели к уходу от синтеза и обобщенных исследований, к искажению хода исторического развития, к абстрактным и субъективным построениям. Однако уход от обобщений имел и положительную сторону: развивались вспомогательные исторические дисциплины, появились «вертикальные» ответвления науки – история экономического развития, история государственных учреждений, история литературы и общественного движения, расширялась, следовательно, проблематика исторических исследований. Совершенствовались методика и техника исторической науки, её конкретно-фактическая и источниковая база.
В среде историков происходило размежевание: не только не было единства в понимании исторического процесса, но и обозначилось резкое противостояние разных по философской и политической направленности течений исторической мысли, что также является проявлением кризиса. Хронологические рамки кризиса достаточно широки: он продолжался по 20-е годы XX века включительно. После 1917 года началась борьба за утверждение марксистско-ленинского мировоззрения, шел насильственный процесс консолидации историков разных поколений и школ, вытеснения дореволюционных исторических школ. На исторической мысли сказывалось влияние экономического материализма и вульгарного социологизма, проявлялись черты неисторического подхода к прошлому, его модернизация.
РАЗДЕЛ 1. СОВЕТСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В 1917 – 20-Е ГОДЫ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.11 (0.012 с.) |