Глава 2. Организация исторической науки в 30 – 50-е годы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Организация исторической науки в 30 – 50-е годы



 

В 30-е годы в исторической науке параллельно действовали две группы аналогичных учреждений: Институт истории Коммунистической академии и исторические учреждения АН СССР. С 1933 года их деятельность объединяла Историческая комиссия, возглавляемая академиком В. П. Волгиным.

Институт Истории с Обществом историков-марксистов выделился в результате реорганизации Коммунистическойакадемии в 1929 – 1930 годах. В 1930 году в нем трудились 40 научных работников, успешно изучавших вопросы истории Октябрьской революции и Гражданской войны, истории рабочего класса, империализма и мировой войны, крестьянства, профсоюзного движения. Сотрудники Института участвовали в создании истории фабрик и заводов, истории гражданской войны, вели библиографическую работу.

С 1931 года в Комакадемии было введено планирование научной работы, больше внимания стало уделяться истории советского общества, созданию программ и учебников для вузов, критике буржуазной историографии, поляризации гуманитарных наук. Созданный в том же году Институт подготовки кадров способствовал улучшению подготовки молодых ученых в аспирантуре. Внедрялись коллективные и комплексные методы исследования исторического материала вплоть до отвергнутой впоследствии бригадной системы, ударничества, соцсоревнования.

В начале 30-х годов складывается новая структура научных учреждений Академии наук СССР. Проблемами отечественной истории занимался Историко-археографический институт, состоявший из секторов феодализма, истории народов СССР, крепостной мануфактуры и промышленного капитализма, справочных изданий, археографии и других вспомогательных дисциплин. Научные силы Академии по-прежнему изучали историю феодального периода, активно вели культурно-просветительскую работу, издавали научно-популярную литературу. Аналогичным учреждением была Государственная академия материальной культуры.

Значение Академии наук как основного научного центра определилось к середине 30-х годов, когда Президиум и часть академических учреждений переехали в Москву. В феврале 1936 года Коммунистическая академия была ликвидирована, а её учреждения и институты переданы в АН СССР. В 1937 году в состав Академии наук вошла Государственная академия материальной культуры. Ликвидация Комакадемии устранила параллелизм научных исторических центров, но прекратились серьезные исследования по советскому периоду (создание обобщающей работы по истории социалистического строительства, изучение истории фабрик и заводов), меньше стало уделяться внимания изучению немарксистской историографии.

На базе перечисленных исторических учреждений создается Институт истории АН СССР (1936) с секторами истории древнего мира, средних веков, истории СССР, колониальных и зависимых стран, археологии, вспомогательных исторических дисциплин и библиографии. Журналом Института истории стал «Историк-марксист»‚ непериодическим органом – «Исторические сборники». С 1937 года до наших дней издаются «Исторические записки» со статьями исследовательского характера. Институт истории занимался публикацией исторических документов, подготовкой научных и научно-популярных трудов, а также воспитанием квалифицированных кадров историков.

Окончательно структура Академии наук утвердилась в 1938 году: из Отделения общественных наук выделилось отделение истории и философии. В 1938 – 1940 годах историки приступили к изданию обобщающих многотомных трудов - «История СССР», «История дипломатии», задумали «Историю культуры» и «Историю Москвы». Прошли дискуссии о характере общественного строя древней Руси, об абсолютизме в России и Западной Европе и другие.

Великая Отечественная война заставила историков отказаться от довоенных планов и отдать силы созданию массовой военно-патриотической литературы. Многие научно-исследовательские институты были эвакуированы. Институт истории АН СССР разместился в Ташкенте и Алма-Ате. Находясь в эвакуации, видные ученые оказывали действенную помощь историкам союзных республик. В Ташкенте С. В. Бахрушин, С. Б. Веселовский, Ю. В. Готье подготовили «Историю народов Узбекистана», в Алма-Ате под руководством А. М. Панкратовой была написана «История Казахской СССР с древнейших времен до наших дней».

Во время Отечественной войны и после нее началось расширение сети научно-исследовательских учреждений за счет образования Академий наук в союзных республиках. В 1943 – 1945 годах открылись Академии наук Узбекистана, Армении, Азербайджана, в 1946 – 1954 годах – Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Туркмении, Латвии и Эстонии. Последняя республиканская Академия наук была создана в 1961 году в Молдавии[71][71]. В составе Академий учреждались Институты истории.

Развитие исторической науки требовало совершенствования структуры научно-исследовательских учреждений. В 1942 – 1944 годах были созданы Институт славяноведения, Институт истории искусств АН СССР. После войны в составе Института истории АН СССР и республиканских институтов появились новые специализированные отделы, сектора, проблемные группы, по сей день составляющие организационную основу академических учреждений. Со второй половины 50-х годов началось образование научных Советов АН СССР по крупнейшим комплексным проблемам и Отделения истории. Были также созданы Комиссия по истории исторической науки (1946) и Археологическая комиссия (1956).

Полтора послевоенных десятилетия – наиболее плодотворный период в развитии исторической науки 30 – 50-х годов. В ходе широкого обмена мнениями определились основные направления дальнейших исторических изысканий, появились крупные монографические исследования главным образом по древней истории, проблемам феодализма, частью капитализма. История советского общества почти не изучалась. Серьезная исследовательская работа велась в национальных республиках, продолжалось издание трудов по истории народов СССР. Были завершены задуманные до войны «Очерки истории СССР»[72][72], «История культуры Древней Руси»[73][73], «История Москвы»[74][74]. Был проведен ряд научных дискуссий: о причинах образования русского централизованного государства, о генезисе и развитии капитализма в России, об основном экономическом законе феодализма и т. п. Устойчивый характер приобрели связи советских историков с зарубежными исследователями.

 

 

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПОДГОТОВКА КАДРОВ ИСТОРИКОВ

 

В результате реорганизаций 20-х – начала 30-х годов наблюдалось заметное снижение теоретического уровня преподавания общественных наук в высших учебных заведениях. Университеты не имели исторических факультетов, что особенно пагубно сказалось на периферийных университетах. В Москве и Ленинграде историческое образование давали самостоятельные институты философии, литературы и истории (МИФЛИ и ЛИФЛИ). На качестве подготовки специалистов сказывалось сокращение срока обучения до 2 – 3 лет: понизился профессиональный и общетеоретический уровень молодых специалистов, хотя количественно проблема кадров в стране решалась. Вместо историков широкого профиля готовили музейных работников, краеведов, учителей. Вместо лекций и семинаров внедрялся бригадно-лабораторный метод обучения, индивидуальные формы вытеснялись коллективными, были отменены зачеты, экзамены, защита дипломных работ. Существенно ухудшился профессорско-преподавательский состав. Уже в 1932 году стала очевидна необходимость увеличения сроков обучения до 4 – 5 лет, замена бригадно-лабораторного метода твердым учебным планом, необходимость зачетно-экзаменационной системы, лекций и семинаров, защиты дипломов. Научно-исследовательской работой студентов стали руководить такие квалифицированные специалисты, как С. В. Бахрушин, Ю. В. Готье, Е. В. Тарле и другие. Однако подготовка студентов страдала из-за отсутствия учебников по отечественной и всеобщей истории.

С 1 сентября 1934 года постановлением СНК и ЦК ВКП (б) были восстановлены исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах, а во второй половине 30-х годов еще в 15 университетах страны. В 1937 году в вузах были введены ученые степени, звания и штатные должности. Университеты готовили преподавателей средних школ, вузов и научных работников, стали ведущими центрами исторической науки и исторического образования. Аспирантура давала знания не только по специальности, но и по проблематике, педагогике, требовалось знание иностранных языков В 1937 – 1940 годах вышли в свет вузовские учебники по истории, где коллектив ученых под руководством С. В. Бахрушина, Б. Д. Грекова, В. И. Лебедева и М. В. Нечкиной научно осмыслил общую концепцию истории народов СССР, безусловно, руководствуясь марксистско-ленинской методологией. В 1948 – 1949 годах вузовские учебники по истории СССР переиздавались но изложение в них так и не было доведено до современного момента, оно завершалось концом XIX века. Потребность в учебнике по истории советского общества остро ощущалась, однако непосредственная работа развернулась только во второй половине 50-х годов. Получила распространение публикация лекционных курсов, временно заменявших студентам учебники.

Великая Отечественная война подчинила работу университетов интересам обороны и помощи фронту. Ряд университетов эвакуировался или временно закрылся, студенты и преподаватели уходили на фронт. Восстановление высшего исторического образования началось сразу после войны в 1946 году исторические и историко-филологические факультеты действовали в 23 университетах страны. Учителей истории для общеобразовательной школы стали готовить педагогические институты, специалистов по вспомогательным историческим дисциплинам стал готовить Московский государственный историко-архивный институт (МГИАИ), основанный в 1931 году. В условиях мирной жизни число научных работников в области исторических наук быстро росло, особенно резко в первой половине 50-х годов, когда аспирантуру заканчивали лучшие выпускники исторических факультетов, многие бывшие фронтовики. В 1960 году число научных работников составило около 16,5 тысячи человек, число учителей истории с высшим образованием – 78,4 тысячи.

Остро стоял в 30-е годы и вопрос о преподавании истории в начальной и средней школе. В начале десятилетия в школе преподавалось обществоведение, что оправдывалось необходимостью борьбы с буржуазной идеологией. В курсе обществоведения школьник получал неполные и схематичные знания отдельных исторических фактов. Имевшиеся учебники по истории также страдали схематизмом и обилием социологических схем, отсутствием имен и описаний конкретных событий.

Созданная в начале 30-х годов комиссия для разработки предложений по улучшению преподавания истории и подготовке учебников истории высказалась за введение элементарного курса истории СССР в 3 – 4 классах, за параллельное изучение истории СССР и всеобщей истории в 5 – 7 и 8 – 10 классах. Подготовка учебников была сложной научной задачей, поскольку основой для них не могли стать ни дореволюционные курсы русской истории, ни «Русская история в самом сжатом очерке» М. Н. Покровского, ни «Русская история в сравнительно-историческом освещении» Н. А. Рожкова. Ряд важных проблем всеобщей и отечественной истории не был разработан марксистской исторической наукой, создание учебников подводило итоги развитию марксистской историографии в 20-е годы.

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР» (1934) признало преподавание истории в школах неудовлетворительным, утвердило состав авторских коллективов и сроки представления учебников. Постановление «Об учебниках по истории» (1936) предусматривало создание комиссии для пересмотра и объявления конкурсов на Учебники во главе с А. А. Ждановым. В 1934 году А. А. Жданов, С. М. Киров и И. В. Сталин выступили с «Замечаниями по поводу конспекта учебника по истории СССР» (учебник группы Н. Н. Ванага для 8 – 9 классов средней школы). Комиссия приняла учебник коллектива авторов кафедры истории СССР МГПИ имени В. И. Ленина под руководством А. В. Шестакова для 3 – 4 классов, для 8 – 10 классов учебник написали сотрудники АН СССР К. В. Базилевич, С. В. Бахрушин, А. М. Панкратова, А. В. Фохт (1937 – 1938). В 1940 году под редакцией А. М. Панкратовой был издам учебник по истории СССР от феодального периода до лета 1940 года.

Учебники были написаны на высоком для того времени научном уровне. Они содержали конкретный материал по истории СССР, начиная с характеристики первобытнообщинного строя и кончая победой социализма. Это была история не только русского народа, а всех народов, населяющих СССР. Дискуссии вокруг учебников по отечественной истории несомненно отражали уровень развития исторической науки 30-х годов. Под влиянием «Замечаний…» укоренялся тезис о полуколониальном положении России накануне первой мировой войны. Большинство авторов находилось под влиянием взглядов М. Н. Покровского, в текстах отсутствовала четкая терминология. В учебниках недооценивалась роль помещичьего землевладения и помещиков накануне Великого Октября, преувеличивалась степень сознательности выступлений крестьянства до XIX века и т. п. Все эти вопросы еще предстояло решать исторической науке.

В цепях укрепления идеологического фронта при Высшей партийной школе ЦК ВКП (б) в 1946 году был создан ряд общественных кафедр, в том числе истории ВКП (б), истории СССР и всеобщей истории. Школа готовила руководящих партийных и советских работников областного, краевого и республиканского масштаба Для выпуска теоретических работников и квалифицированных преподавателей высших учебных заведений была создана аспирантура в Академии общественных наук по специальностям: история ВКП (б), история СССР и всеобщая история.

 

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА

 

Утверждение марксистско-ленинской концепции в науке поставило новые задачи перед исторической периодикой. В 30 – 50-е годы наблюдается дальнейшая специализация периодики, числа отраслевых изданий. Преимущественное внимание к истории революционной борьбы и национально-освободительного движения сменилось попытками осознать общий ход исторического развития и его отдельные периоды, проследить историю отдельных стран и народов. В центре внимания журналов оказались проблемы этногенеза, формирования племен, народов и наций, изучения социально-экономических формаций. На страницах журналов прошли дискуссии по ряду принципиальных и малоизученных проблем – об общественном строе древней Руси, о происхождении славян, об образовании буржуазных наций и народностей, о периодизации феодальной и капиталистической формаций в России и другие. Происходило также коллективное обсуждение учебников по истории, пособий и программ. В годы Отечественной войны периодика видела важную задачу в разоблачении фашистской идеологии, в освещении роли славянских народов в истории человечества и их борьбы с немецкими агрессорами за национальную и государственную независимость. Возник большой интерес к истории стран антигитлеровской коалиции, внимание уделялось вопросам международных отношений и дипломатии.

Первое послевоенное десятилетие отличается обилием периодических изданий научно-исследовательских и учебных центров – «Трудов», «Ученых записок», «Докладов», «Кратких сообщений». Как правило, подобные издания носили информационный характер, отличались пестротой содержания и существовали недолго. Более устойчивым был интерес к истории второй мировой войны, и проблеме кризиса капитализма и распада колониальной системы, истории стран народной демократии. Периодика 30 – 50-х годов накопила конкретно-исторические исследования и публикации источников, что позволило в дальнейшем перейти к широким обобщениям и разработке актуальных теоретических проблем.

Среди общественно-политических изданий ведущим становится журнал «Большевик» (1924 – 1952, с 1952 года – «Коммунист»), орган ЦК ВКП (б). Перед журналом была поставлена задача освещать актуальные вопросы марксистско-ленинской теории, проблемы коммунистического строительства, экономические и политические задачи развития народного хозяйства СССР, руководящую роль партии и развитие творческой активности масс, вопросы идеологической работы. Журнал обращался также к вопросам развития мировой социалистической системы, современного капитализма, мирового коммунистического и национально-освободительного движения. В журнале публиковались теоретические статьи, лекции и консультации, ответы на вопросы читателей, международные обозрения, велся отдел критики и библиографии.

Систематическую публикацию архивных материалов осуществляли журналы Главного архивного управления СССР и РСФСР – «Красный архив» и «Архивное дело». Журнал «Архивное дело» (1923 – 1941) освещал все вопросы архивной работы: общие проблемы организации архивов, вопросы техники и методики, состояние архивохранилищ за рубежом. Публиковались также обзоры архивных фондов, тематические обзоры источников, статьи по вспомогательным историческим дисциплинам, был создан отдел критики и библиографии.

Институтом истории АН СССР для публикации документальных материалов издавался непериодический сборник «Исторический архив» (1936 – 1940, 1949 – 1954. – 10 выпусков). В 1955 году его сменил журнал под тем же названием (1955 – 1962) «Исторический архив» публиковал материалы по истории СССР дооктябрьского и советского периодов, дневники и воспоминания соратников В. И. Ленина, участников Октябрьской революции, социалистического строительства, Отечественной войны и другие материалы. Вниманию читателей предлагались статьи по источниковедению, архивоведению и археографии, критико-библиографические материалы, рецензии и аннотации на документальные сборники, информация о научных совещаниях и хроника зарубежного архивного дела.

В начале 30-х годов появился популярный исторический журнал Общества историков-марксистов «Борьба классов» (1931 – 1936). Авторами научно-популярных статей, очерков и заметок выступали советские историки М. Н. Покровский, Е. М. Ярославский, А. М. Панкратова и другие. Специальные номера журнала посвящались жизни и деятельности В. И. Ленина, 1 Интернационалу, истории Москвы и Ленинграда. Выход популярного журнала вызвал живой интерес и у специалистов-историков, и в широких читательских кругах. Позднее журнал стал публиковать материалы по методике преподавания отечественной и всеобщей истории, об учебных пособиях для средней и высшей школы.

В 1937 году «Борьба классов» был преобразован в «Исторический журнал» (1931 – 1945), издававшийся Институтом истории АН СССР. Это было по-прежнему научно-популярное массовое издание, способствующее широкому ознакомлению читателей с марксистской историографией. Использовались различные формы подачи материала: статьи обзорного характера, ответы на вопросы, консультации, специальные рубрики типа «К изучению истории ВКП (б)», «Биографии революционеров и исторических деятелей», «История в школе», «Книжная полка». Публиковались воспоминания о революционной борьбе в России и странах Западной Европы.

Журнал «Историк-марксист» (1926 – 1941) в 30-е годы также трансформируется в научно-исследовательский журнал широкого профиля. Во временных рамках от первобытно-общинного строя до современности в журнале рассматривались теоретико-методологические и конкретно-исторические проблемы, печатались методические и документальные материалы по всеобщей истории, истории СССР и истории Коммунистической партии. Были попытки расширить тематику за счет вспомогательных исторических дисциплин и проблематики новейшего времени.

В 1941 году «Исторический журнал» и «Историк-марксист» объединились в один «Исторический журнал», который позднее был переименован в «Вопросы истории» (1945 – продолжающийся) – по сей день единственный периодический орган, публикующий материалы по всем отраслям исторического знания. Содержание журнала составили статьи, сообщения, публикации, рецензии, библиографические заметки по широкому кругу проблем. Журнал часто выступал инициатором дискуссии, пропагандировал исторические знания тематическими подборками к юбилейным датам, систематическим рецензированием работ советских и зарубежных историков, публикаций хроники научной жизни. Разделы журнала: статьи, историческая наука в СССР, историческая наука за рубежом, критика и библиография, письма и заметки.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА. ПУБЛИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

 

В 1938 году Центрархив был передан в ведение Наркомата внутренних дел СССР и назван Главным архивным управлением (ГАУ). По положению 1941 года значительно расширился Государственный архивный фонд, который включил материалы научных, культурных, технических учреждений и предприятий, органов печати и другие. Новым научным центром разработки архивоведения, археографии и источниковедения стал созданный в Москве Историко-архивный институт (1931).
Итогом значительной работы по розыску, изучению и публикации источников стало принятие в 1955 году «Правил издания исторических документов», в 1956 году – правил комплектования государственных архивов. Еще в годы войны начала работать, а в 1956 году оформилась организационно Археографическая комиссия при АН СССР. Результатом кропотливой работы по описанию документальных материалов на местах стало издание в 50-е годы описей и обзоров архивных фондов, путеводителей по архивам. Теоретические и методологические вопросы архивного дела разрабатывались в информационном бюллетене «Вопросы архивоведения» (издается с 1956 года).

В 30 – 50-е годы по-прежнему широко изучались документы феодальной эпохи, продолжалось издание «Полного собрания русских летописей», «Писем и бумаг Петра I». Большое значение имела подготовка академического издания «Русской Правды» Б. Д. Грековым и М. Н. Тихомировым. В послевоенный период углубленно изучался актовый материал, опубликованный в сборниках «Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV – XVI веков» (1950), «Акты феодального землевладения и хозяйства XIV – XV веков» (Т. 1 – 3. – 1951 – 1961) и других. Подобные публикации создавали документальную базу для изучения социально-экономического развития России в эпоху феодализма. Продолжалось также освоение материала по истории крестьянских восстаний и войн[75][75]. Новыми направлениями в публикаторской деятельности историков стали русская культура и наука, русское военное искусство в эпоху феодализма, а со второй половины 40-х годов – история народов СССР.

История России XIX – начала XX веков представлена очередными томами документального сборника «Восстание декабристов»[76][76], трехтомным изданием «Рабочее движение в России XIX века» (1950 – 1952), переизданием материалов съездов Коммунистической партии, публикациями по истории первой русской революции[77][77]. Тематика отражает устойчивый интерес советской исторической науки к революционным традициям и пролетарскому движению. Отечественная война породила интерес к документам русско-японской и первой мировой войн.

В связи с подготовкой многотомной «Истории гражданской войны в СССР широко развернулась публикация источников по истории Октябрьской революции и гражданской войны. Отбор документов определялся идеологическими установками и современными политическими событиями. Например, оккупация Украины вызвала появление сборников «Документы о разгроме немецких оккупантов на Украине в 1918 году» (1942) и «Разгром немецких захватчиков в 1918 году» (1943). В послевоенный период количество публикаций по указанной тематике возросло, улучшилось их качество, расширилась география. Интерес представляют издания протоколов ЦК РСДРП (б) за август 1917 – февраль 1918 годов, переписки Секретариата ЦК РСДРП (б) с местными партийными организациями и другие документы.

В 50-е годы исследователи обращаются к истории социалистического строительства издаются документальные сборники «Национализация промышленности в СССР» (1954), «Развитие электрификации Советской страны 1921 – 1925» (1956) и т. п. Появились первые научные публикации документов внешней политики Советского Союза: «Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны» в двух томах (1946 – 1947), «Документы и материалы кануна второй мировой войны» в двух томах (1948). В связи с подготовкой «Летописи» Великой Отечественной войны публиковались материалы по её истории.

 

 

РОЗЫСК И ПУБЛИКАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КЛАССИКОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА

 

С 1931 года единственным научным центром по собиранию документов основоположников марксизма-ленинизма, изданию трудов, разработке и пропаганде их идейного наследия стали Институт Маркса-Энгельса-Ленина (с 1956 года – Институт марксизма-ленинизма). Архивы в основном сформировались, и приток новых документов сократился. Наступило время целенаправленного розыска новых материалов классиков марксизма-ленинизма, понимаемого как одна из центральных задач исторической науки в целом.

По-прежнему важное место в деятельности института занимала публикация произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. Первое издание Сочинений Маркса и Энгельса, начатое в 1928 году, было в основном завершено к 1940 году. Только два последних тома появились в 1946 – 1947 годах. 28-томное издание включило около 1250 произведений и около 3300 писем К. Маркса и Ф. Энгельса, причем более 1200 произведений и писем были или впервые введены в научный оборот, или впервые переведены на русский язык. Издание имело ряд недостатков: ошибки в предисловиях к томам, отсутствие примечаний, погрешности в переводе.

ИМЭЛ продолжал также публиковать «Архив К. Маркса и Ф. Энгельса» (тома I (XV) – XV), «Ленинские сборники» (тома 28 – 35), биографии и другие сборники документов. Значительно расширился общий объем издательской работы ИМЭЛ в послевоенные годы: помимо указанных изданий публиковались партийные документы, сочинения И. В. Сталина.

Целенаправленная работа позволила обнаружить в центральных и местных архивах около 4 тысяч документов В. И. Ленина. Четвертое издание Собрания сочинений Ленина было выпущено в 1941 и 1946 – 1950 годах в 35 томах. В него вошло более 2900 произведений, в том числе более 80 публиковалось впервые и более 500 впервые входило в Собрание сочинений. Издание имело ряд недостатков: был значительно сокращен научно-справочный аппарат, указатель имен давался без биографических данных, предметный указатель вышел только в 1955 году.

С середины 50-х годов функции Института марксизма-ленинизма расширились. Перед институтом были поставлены задачи подготовки второго издания Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса (1954), Полного собрания сочинений В. И. Ленина (1957), многотомных трудов «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза: 1941 – 1945» (1957) и «История КПСС» (1960). В соответствии с новыми задачами к началу 60-х годов в ИМЛ входили отделы истории КПСС и истории Отечественной войны, сектора произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, произведений В. И. Ленина, международного рабочего и коммунистического движения, Центральный партийный архив и библиотека, Музей К. Маркса и Ф. Энгельса. В 40 – 50-е годы сложилась система филиалов ИМЛ при ЦК КПСС – институты истории партии при ЦК компартий союзных республик и некоторых обкомах КПСС.

Значительно пополнилась документальная база института. В 50-е годы в ЦПА поступили материалы XV – XVII партийных съездов, партийных конференций, а также Пленумов ЦК ВКП (б) за 1924 – 1941 годы, из Польши свыше тысячи документов Краковско-Поронинского архива В. И. Ленина. Новые документы поступали и от отдельных лиц. С 1957 года действовал перспективный план розыска документов В. И. Ленина в СССР и за рубежом.

Начиная с 1958 года ИМЛ начал публиковать серию новых изданий протоколов и стенографических отчетов партийных съездов и конференций, снабженных справочным аппаратом и приложениями. Появились фундаментальные библиографические издания по истории партии. Была начата работа по изданию избранных произведений Ф. Э. Дзержинского, М. И. Калинина, Г. К. Орджоникидзе, С. Г. Шаумяна. Признание получила серии мемуарных изданий ИМЛ.

С 1957 года начал издаваться печатный орган института – журнал «Вопросы истории КПСС». Партийные документы стали более доступными для научных работников: если в 1952 году ЦПА обслуживал всего 460 исследователей (5 тысяч дел), то в 1956 году – более 2200 человек (55 тысяч дел). Безусловно, для изучения истории Коммунистической партии создавались более благоприятные условия, нежели для развития других отраслей исторической науки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.191.134 (0.052 с.)