Перевалы, карнизы, мосты, ущелья (каньоны) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перевалы, карнизы, мосты, ущелья (каньоны)



Карта является хотя и ценным, но вспомогательным средством для выбора пути в горах. Даже карты крупного масштаба, обычно имеющие сечения горизонталей через 20 или 40 м, не дают вполне ясного представления о тех перевалах, карнизах, мостовых переправах, бродах, ущельях, крутостях, спусках и т. п., которые могут встретиться на пути. Поэтому об этих объектах необходимо иметь дополнительные сведения от местных жителей, разведка и проводников. Крайне полезно использование аэрофотоснимков.

Если не представляется возможным произвести разведку и исправить путь заблаговременно, то к головным частям охранения присоединяют саперные команды и вьючных животных с инженерным имуществом и подрывными средствами.

ПУ 29, ст. 385, отмечая общие правила прохождения разного рода теснин и переправ, указывает, что для руководства переправами по понтонным мостам, на паромах, лодках и вброд необходимо назначать комендантов переправ (командиров инженерной части).

Эти правила полностью сохраняют свою силу и для горных театров, на которых кроме того трудными местами являются перевалы, карнизы и узкие ущелья-трещины (каньоны). Путь, следующий по ущельям, не раз пересекает горную речку то вброд, то по мостику (азиатского типа). Мосты на горных реках, на мало торных путях обычно крайне примитивны и почти всегда требуют усиления или капитальных исправлений. Прохождение через них может совершаться только с соблюдением особого порядка. При прохождении колонны через большие мосты на горных реках (не допускающих переправ вброд даже в малую воду) должны назначаться коменданты с достаточным числом инженерных частей соответствующей специальности.

Черт.17. Брод

В дальнейшем на мостовых переправах, расположенных на главнейших путях, по которым производится работа тыла, обязательно должна быть организована охрана. Броды через горные реки весьма изменчивы. Наиболее удобные места для бродов на горных реках указаны на черт. 17.

При переправе вброд артиллерии и обозов дистанции между частями и отдельными запряжками увеличиваются в зависимости от силы течения. Чтобы избежать сноса людей сильным течением, рядом с бродом протягивается канат, за который могут держаться сносимые течением бойцы. Если маршрут позволяет прохождение повозок, а брод широк, то вдоль брода и ниже его следует установить заблаговременно арбы, на которых кладутся речные камни (во избежание сноса арб). Между этими арбами протягиваются прочные канаты или веревки; на арбах – дежурные с длинными шестами для оказания помощи сносимым течением.

При переправе через горные реки следует иметь в виду, что вода сбивает с ног человека раньше, чем она достигнет пояса. Поэтому как общее правило при переходе через горные реки с сильным течением глубина брода должна быть пехотинцу и вьючному животному по колено, кавалерийскому коню – по брюхо, а для артиллерии и колесных обозов – до оси хода. При переходе через горные реки вброд необходимо заблаговременно назначить в пунктах переправ комендантов с командами. Наряду с этим переправы следует обеспечить всеми мероприятиями по ПВО и ПХО. Проведение этих мер должно быть сосредоточено в руках комендантов.

При переходах через горные реки вброд в холодное время года или вблизи ледников, чтобы избежать массового простудного заболевания людей, следует организовывать переправу пеших людей вброд на лошадях, арбах, верблюдах и т. и.

Весьма ценно снабжение колонн горным переправочным имуществом, канатными мостами и пр.

Чем труднее перевал, через который производится движение значительных колонн или тыловых учреждений (если войска продвинулись за перевал), тем вероятнее скопление на нем войск и обозов. Поэтому здесь обязательно потребуется помощь со стороны пехоты и конницы бронечастям, артиллерии и обозам.

На длинных подъемах и на плохой дороге номера и ездовые слезают и идут пешком, причем номера ведут подручных лошадей. При необходимости часть лошадей берется из одних запряжек для усиления других.

Больше 5 пар лошадей запрягать нецелесообразно. На особенно крутых подъемах передки следуют отдельно, а орудия и задние ходы зарядных ящиков втягиваются на канатах. На крутых спусках передний и средний уносы выпрягаются; номера помогают тормозить, удерживая орудие или ход зарядного ящика сзади на канате. Для содействия артиллерии в таких местах назначается на батарею не менее стр. взвода. При больших крутостях (30° и больше), если дороги не разработаны зигзагами, горная артиллерия и ее вьюки переносятся на руках; то же и вьюки обозных транспортов.

Зимой перевалы, как и все горы, обычно покрываются мощным слоем снега, который днем и вообще в теплую погоду на расчищенной дороге может подтаивать, покрывая ее льдом, что увеличит трудности передвижения через них.

Во время снежных буранов расчистка перевалов на главнейших путях должна производиться регулярно (часто круглые сутки). Все это требует также назначения комендантов на важнейшие перевалы. В распоряжении этих комендантов должны находиться команды для содействия прохождению обозов, для исправления и для разработки пути, прилегающего к перевалу (часто зигзаги), и для расчистки перевала. Полезно применение, если местность допускает, легких снегоочистителей, а для подъема грузов и втаскивания артиллерии, обозов и пр. – тракторов и блоков. Понятно, что перевалы, где будут происходить скопления войск и обозов, явятся естественными объектами для нападения авиации противника, почему здесь и должны быть организованы ПВО и ПХО.

Таким образом меры ПВО и ПХО, а также регулировка прохождения обозов и маршевых команд (если перевал в тылу) должны находиться в руках одного и того же лица – коменданта. Ясно, что на таких точках должны быть обязательно сооружены бараки, шалаши, шатры и т. п. для обслуживания команд. Особое внимание надо уделять маскировке этих сооружений и зенитных средств.

Особые команды с комендантом во главе должны назначаться также для наблюдения за трудными участками пути, например карнизами и притом осыпающимися.

Для улучшения этих путей в первую очередь производятся скальные работы по разработке тропы.

На таких участках, идущих часто зигзагообразно на протяжении многих километров, ПВО трудна и потребует много средств. В первую очередь следует подумать об организации ПХО, для чего команды необходимо снабдить дегазационными средствами.

Прохождение через ущелья, имеющие характер трещин (каньонов), в обычное время, если дорога исправна, особых трудностей не представляет. Часто стены этого ущелья, подымающиеся на много десятков и даже сотен метров, закрывают небосклон и маскируют проходящие по дну ущелья войска. Но в этих теснинах войскам грозит другая опасность, а именно внезапный подъем уровня ручейка, который в течение короткого времени может подняться на 1–2 м, затопить узкое дно ущелья и обратиться в ревущую всесокрушающую на своем пути реку. Войска и обозы, застигнутые внезапным подъемом ручья в таком ущелье, могут оказаться в катастрофическом положении.

Поэтому в таких местах следует организовать службу оповещения. Для этого вверх по течению реки или ручья высылаются наблюдательные посты, объединенные одним лицом, которые, наблюдая за выпадением дождевых осадков в верховьях реки и за ее уровнем, оповещают по телефону или какими-либо другими средствами дежурные посты, стоящие у входов в ущелье. При малейшей опасности эти посты извещают проходящие войска и обозы, тем самым прекращая втягивание последних в ущелье. Вся эта служба оповещения, а также организация ПВО (подходу к ущелью) и ПХО находятся в руках одного лица – коменданта.

Таким образом, служба обеспечения на трудных участках маршрута должна быть заблаговременно предусмотрена и продумана штабом колонны. Всякая импровизация в этом отношении может вызвать большие осложнения, которые в горных условиях могут быть трудно поправимыми.

Задержки в пути могут явиться следствием начавшейся грозы в горах. Стоустое эхо повторяет раскаты грома по всем ущельям, вызывая беспокойство не только у животных, но и у людей, особенно недавно попавших в горы. Естественно, внимание всех привлекают ручьи и реки, вдоль которых нередко идет путь. Во время грозы, сопровождающейся, ливнем, все эти водные источники быстро, на глазах, вздуваются и с ревом несут громаднейшие камни и вырванные с корнем деревья. Всякая попытка переправы вброд через эти бушующие потоки, иногда глубиной до одного метра, оканчивается гибелью смельчаков. Приходится или выжидать несколько часов после окончания грозы, пока река не приобретет более нормальный уровень и станет проходимой вброд, или же приступать к сооружению моста.

Во время грозы в горах следует также опасаться внезапных обвалов камней и деревьев, вырванных с корнем. Загроможденный путь задержит обозные колонны всех видов и артиллерию. Обвалы камней на крутых скалистых склонах могут дать начало лавинам из обломков скал. Такая лавина представляет опасность, которой вообще не следует пренебрегать, тем более что противник может использовать эти обвалы для задержки нашего марша и нанесения нам потерь.

Пробираясь по крутым скалам, каждый боец обязан сосредоточить все свое внимание на том, чтобы не сдвинуть с места камней и не подвергнуть опасности тех, кто следует за ним.

Самое трудное положение при марше бывает в тех случаях, когда обвалы камней и оползни скал совпадают с осью движения. Чтобы избежать задержек от встречных каменных лавин, лучше всего избрать обходную тропу.

На скалы всегда легче подыматься, чем спускаться. Опасны для передвижения влажные или обледенелые наклонные выступы на тропе; порой животных совершенно нельзя переводить через них; люди должны переползать (в таких местах рекомендуется пользоваться веревкой).

Если дорога пролегает хвойным лесом, то в сухое лето надо учитывать опасность лесных пожаров. Пользуясь благоприятным направлением ветра, противник может устроить заграждение в виде пожара в тот момент, когда войска втянутся в лесной массив, где обычно в условиях малонаселенного горного театра боковых дорог почти не имеется. Для заблаговременного предупреждения войск о грозящей опасности наибольшую пользу может оказать авиация.

Службе ППЗ в этом случае должно быть уделено большое внимание.

Авиация окажет также большую помощь, предупреждая войска, следующие эшелонировано по горным путям, о внезапно происшедших горных обвалах на данном маршруте, наводнениях и т. п., с тем, чтобы следующие сзади эшелоны не налезли на впереди идущие и попытались выйти в указанный район по боковым путям и даже без них.

Если по пути имеются места, заведомо опасные в отношении обвалов, то на них необходимо выставить особые наблюдательные посты.

Из всего сказанною следует, что штаб колонны, организующий марш, изучив все данные, которые скажутся на марше войск и обозов, должен заблаговременно и очень тщательно продумать вопрос о службе обеспечения марша на трудных участках. Например наметить комендантов и команды (с мерами ПВО и ПХО) на главнейшие трудные точки или участки; договориться со штабом авиации, обеспечивающей марш, о способах оповещения войск в пути как о грозящей опасности со стороны противника, так и о происшедших впереди внезапных обвалах камней и прочих препятствиях, которые затормозят марш.

 

Ночные марши

Современное развитие авиации выдвигает необходимость совершения войсками ночных маршей в целях маскировки и в горных театрах. Ночные марши могут производиться или с целью нападения на противника, например для обхода его фланга, или же с целью переброски войск из тыловых зон к фронту при выходе из боя и т. п. Наиболее трудно выполним, а порой даже совершенно невозможен по условиям горного рельефа или атмосферным условиям первый тип марша для значительных сил. Действительно, движения в горах ночью по тропинкам всегда тяжелы и опасны даже для местных жителей. Нужна большая осторожность особенно если на тропах встречаются камни, карнизы и т. п. Все это вызывает большое физическое напряжение. Особенно большому риску подвергаются при ночном марше животные.

Совершая ночной переход, например с целью нападения на рассвете, следует помнить, что другая сторона ведет наблюдение на всех опасных для нее направлениях. Если ей к тому же содействуют партизаны – местное горное население, то противник будет следить за каждым шагом наступающего. Все это отражается на работе охранения и разведки, которые должны быть высланы заблаговременно, с тем, чтобы засветло занять важнейшие исходные пункты хотя бы на начальном участке маршрута колонны. В дальнейшем с наступлением темноты работа разведки и охранения, подвижного или неподвижного в зависимости от особенностей горного ландшафта, чрезвычайно затрудняется. Между тем высылка этих органов настоятельно необходима; они будут стремиться взобраться под покровом ночной темноты на боковые высоты, окаймляющие узкую долину или ущелье, по которому совершается марш. До тех пор, пока органы неподвижного охранения не займут указанные им места (для чего они должны подать условный знак), колонна не имеет права продвигаться вперед. Говоря о боковом охранении в горных условиях, мы имеем в виду указанное выше требование ПУ 29, ст. 316 о боковом охранении, относящееся к действиям днем, в полной мере действительное и для ночных действий в нагорьях; соблюдение его, во избежание катастроф, должно быть обязательным. Ясно, что движение колонны в таких условиях будет происходить как бы скачками по рубежам, с паузами; на подъемах в 20° скорость марша может замедлиться в 2 и более раз, т. е. она дойдет до 0,5-0,75 км в час.

Боевые действия в горах дают многочисленные примеры, когда колонна, начав движение к избранному впереди фронта объекту, пропускалась умышленно противником в ущелье и, когда она углублялась в последнее, попадала под внезапно открываемый огонь с тыла и фланга; одновременно части противника обрушивались огневым шквалом на голову колонны. В результате даже незначительные силы противника срывали хорошо задуманный маневр войскового соединения, которое принуждено было с большими потерями и трудностями, отходить в темноте в свое исходное положение. И хорошо, если этот отход удавался.

В сфере действия противника несколько безопаснее ночные марши по дорогам «топ-иолам», особенно когда вправо и влево по долинам наступают соседние колонны. В этом случае войсковое соединение, занимая командующее положение, находится в более выгодном положении по отношению к противнику, который мог бы угрожать ей с фланга.

Надо сказать, что всякий ночной марш в горах с целью внезапного подхода к противнику и уничтожения его таит ряд неожиданностей и опасностей.

Ночью наиболее благоприятным для марша является небольшой отрезок времени (1-0,5 часа) предрассветных сумерек, которые в горах часто сопровождаются легким утренним туманом. Однако в горных условиях на крутостях в 20–25° войска могут сделать за это время максимум 2–3 км. Следовательно широкое использование ночного времени для маневра значительными силами и горах невозможно, тем не менее, намечая марш в горах ночью, штабу войскового соединения тщательно следует по карте изучить маршрут, дополнив его показаниями местных жителей и проводников. Как и при марше без дорог в горах, рекомендуется внимательно проработать в штабе колонны кроки, с тем, чтобы отметить все характерные повороты горной дороги, типичные ориентиры, расстояния между ними в шагах (метрах) и во времени с указанием, где будут выставлены маяки. Вместе с тем на кроки должны быть отмечены все трудные подъемы и спуски, в особенности имеющие характер ступенек. Такой проработанный расчет позволит легко проконтролировать себя и проводников, которые могут ночью ошибиться.

При марше в указанных условиях часть проводников размещается по длине всей колонны, чтобы части ее не сбились с пути на перекрестках дорог и т. п.

Штабу колонны, организующему марш, следует хорошо продумать вопрос об обходных путях на тот случай, если окажется, что основной маршрут использовать нельзя.

В голове колонны в распоряжении начальника штаба должен обязательно находиться наряд для выставления на характерных точках маршрутов маяков, которые затем провожают части колонны до следующего маяка.

При движении соблюдается строжайшая маршевая дисциплина: воспрещается курить, разговаривать, громко произносить команды, подавать сигналы звуковыми и зрительными средствами, разводить огни. Особенно осторожно пользоваться фонарями: свет от них где-нибудь на вершине перевала выдает движение колонны за много километров. Стрельба без разрешения командиров ни в коем случае не допускается.

При движении по тропе с карнизами надо придерживаться нагорной стороны. Вьючный обоз в предвидении встречи с противником ночью, особенно по трудным тропам, с опасными участками, ни в коем случае нельзя вклинять между частями.

Если обозы сформированы из осликов, то необходимо помнить, что в тихую ночь их звонкий крик выдает наступающего издалека.

Лунные ночи облегчают марши в горах, но и в этом случае следует держаться теневой стороны, помня, что отблеск на лунном свете оружия может выдать марш колонны.

При появлении самолета противника маскироваться.

Если движение ночью в горах предстоит в тыловой зоне, то маршрут, по которому предстоит марш, должен быть заблаговременно тщательно обрекогносцирован. Войсковому штабу, организующему марш, следует снабдить все подразделения, до рот и выше, соответствующими кроки. Весь путь надо тщательно протрассировать, выставив белого цвета опознавательные знаки, видимые и ночью, особенно вблизи опасных мест и на всех разветвлениях. Целесообразно также заблаговременное (засветло) выставление по пути маяков, раскладка по дороге белых бумажных лент или рассыпание мела, извести и применение флуоресцирующих веществ, – самосветящихся в темноте. Зимой опознавательные знаки иметь темного цвета. Все эти знаки, ориентиры и маяки должны быть отмечены штабом, организующим марш, и на кроки.

Что касается охранения, то в обычных условиях оно сведется к высылке небольших передовых частей для устранения задержек, могущих произойти в пути. Если части действуют в условиях возможных партизанских действий противника, то следует обязательно выслать во все стороны разведывательные и охраняющие части.

В обычных условиях ночного марша найдут широкое применение фонари; партизанские действия делают пользование ими опасным.

В отношении движения ночью вьючных обозов французская инструкция для действий войск в горах рекомендует не высылать без фонарей обозную колонну по вьючной тропе даже в светлые ночи, так как в узких ущельях, на карнизах, в такие ночи все же темно.

При появлении самолетов противника фонари немедленно тушатся или их свет заслоняется особыми приспособлениями; если дорога опасна, колонна приостанавливается.

В отношении наблюдения за самолетами противника следует иметь в виду не только ночью, но и днем, что при марше по тропам, пролегающим вдоль бурлящих горных рек, рев бешено мчащейся по камням воды, часто заглушает шум (например выстрел), производящийся даже вблизи; в таких условиях шум пропеллера в большинстве не слышен.

В отношении привалов для войск ночью надо помнить, что от больших привалов следует отказаться совсем, а малые назначать чаще. Если в гoрax днем, например на подъемах в 20°, малые пятиминутные привалы, не считая передышек, назначаются через каждые 15 мин. марша, т. е. в течение часа – 45 мин. движение и 15 мин. отдыха, то в ночных условиях возможно принять на подъемах в 20° до 35 мин. движения и 25 мин. малых привалов.

При ночном марше в горах штаб войскового соединения должен внимательно проработать все вопросы ПВО, ПХО и ПБО.

В горном районе ПБО получает значение там, где имеются пути типа «топ-иол», или в долинах с колесными или аробными дорогами, на этих направлениях возможно внезапное появление бронечастей противника. На случай нападения бронечастей в головных, боковых и тыловых охраняющих частях следует обязательно иметь артиллерию.

ПХО приобретает особое значение в предвидении марша по дефиле (узкие долины, ущелья, корзины и т. п.) с отсутствием обходных путей.

Таким образом ночные марши в горах затруднительны и таят много «сюрпризов»: они утомительны для войск, но обстановка заставит широко прибегать к ним враждующие стороны. В будущем насыщение горных театров войсками несравненно будет вообще больше, чем в предшествовавшие войны. Достаточно отметить, что в 1917 г. кавказская армия, вооруженная скудной техникой, имела в своем составе больше миллиона ездоков при нескольких десятках тысяч животных.

В будущих войнах на горных театрах армии противников используют технику в громадном размере. Это подтверждается например экспедициями Франции на Марокканском и Сирийском театрах и Англии в Ираке и на северо-западных границах Индии.

Все эти вопросы подчеркивают важную организующую роль штаба войскового соединения, совершающего ночной марш в горах. Ни одна деталь в подготовке его не должна быть упущена, ни один вопрос общего организационного порядка не может быть переложен этим штабом на нижестоящих командиров. За всю подготовку в целом ответственны штаб и командир данной войсковой части, которой предстоит марш.

Следует помнить, что в горной обстановке побеждает только активный и инициативный, хорошо знающий особенности действий войск в горных условиях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.155.100 (0.042 с.)