Общие понятия об особенностях горных театров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие понятия об особенностях горных театров



Предисловие

Долголетняя личная боевая работа в горах позволила нам собрать ряд ценных наблюдений и выводов. Нами также учтены уроки гражданами войны в Дагестане и в Средней Азии. Все эти наблюдения и легли в основу данной книжки. В нашей работе нам оказали существенное содействие бывшие слушатели Военной академии РККА имени М. В. Фрунзе тт. Алексанкин, Буковский, Заев и Исаев.

Выдвигаемые в труде вопросы весьма актуальны для горных театров. Действительно обширные горные азиатские театры, как называет боевой опыт империалистической и гражданской войн, всегда были связаны с активными действиями наших войсковых соединений. Это требовало повышенного напряжения сил людей и животных при движениях в горах и в борьбе с суровыми природными условиями.

Всякое движение в горах, даже простая переброска, при активной обороне резерва, которому придется преодолевать крутости в горах, отнимает много времени и вызывает значительную трату физических сил.

В горной войне от войск требуется особая выносливость и высокая подвижность. При этом наибольшие результаты в горах могут быть достигнуты при совершении усилий более трудных, чем это предполагает противник. Например – внезапное появление даже небольших сил на труднодоступных «орлиных» высотах является чрезвычайно эффективным вследствие того, что ликвидировать эту часть и добраться до нее в условиях гор весьма трудно и на это необходимо затратить много времени. К тому же успешный захват одной высоты в горах часто имеет решающее значение для овладения другими близлежащими вершинами, господствующими над окружающей местностью. Ясно, что такие действия требуют особой тренировки войск в горной обстановке и умения производить точные расчеты движений, совершающихся в горах иногда в 2–3 раза медленнее, чем на равнинах. В горных условиях пространство и время измеряются другими мерами, чем на равнинных театрах.

Между тем в литературе все эти вопросы, равно как расчеты движения, организующая роль штабов в горной обстановке и особенно применение современной техники, почти не находят отражения.

В горах приходится уделять большое внимание сердцу. Этот фактор подлежит постоянному контролю. Неучет его ведет к полному выматыванию частей. Мы освещаем также и этот вопрос.

В дальнейшей нашей работе, которая явится продолжением этого труда, мы намечаем затронуть целый ряд вопросов, связанных с использованием техники в горных условиях при совершении маршей, их обеспечением и т. д.

Н. Корсун

Темп горного марша

Темп горного марша сказывается чрезвычайно сильно на утомляемости войск. Нам приходилось наблюдать, когда войска, развивая без надобности «спортсменский» шаг, приходили к финишу совершенно выдохнувшимися и своей задачи выполнить не могли.

Обычно путь такой колонны обозначается большим количеством отсталых. Кроме того в горах, особенно на подъемах, требующих большого напряжения сил, люди быстро потеют; в высокогорной местности на перевалах и в ущельях подчас даже летом «тянет» холодный ледяной ветер, который, «охватывая» людей, естественно ведет к простудным заболеваниям.

Вот почему хорошо тренированная часть, во главе которой стоит командир, проделавший не один горный переход, совершает марш ровным, выдержанным, допускающим спокойное дыхание темпом. Следует также присматриваться к горцам и учиться у них «горному шагу». На подъемах в 15–20° и выше горец никогда не делает 120 шаг. в минуту (уставной шаг), как на равнине, а всего 60–80 шаг.; но зато он идет, заложив руки назад, развернув свою грудь, наклонив корпус вперед, шагая равномерно, «не теряя дыхания», дыша носом. Дыхание носом – особенно трудная задача для новичка, и большинство на подъемах дышит носом и ртом. Интересно, что на Востоке у вьючных осликов (в молодых годах) обычно прорезают ноздри, с тем, чтобы облегчить дыхание животному на подъемах.

Во главе колонны обязательно должен стоять опытный колонновожатый, который поддерживает необходимый темп, сообразуясь с ходом среднего по росту бойца. Пройдя через перевал, необходимо несколько умерить марш, пока не перевалит вся колонна данного эшелона. В противном случае неизбежна растяжка головы колонны.

В зависимости от крутости дороги средний темп марша будет следующий:

при 5° - не свыше 100 шагов в 1 минуту

10°–14° - 60–80 шагов в 1 минуту

15°–19° - 60–70 шагов в 1 минуту

20°–24° - 60–70 шагов в 1 минуту

25°–30° - 40–50 шагов в 1 минуту

 

В боевой обстановке, когда боевая задача потребует быстрого достижения какого-либо района, темп марша может и должен быть увеличен. В гражданскую войну было немало случаев, когда части Красной армии в труднейших горных условиях значительно превышали всякие положенные нормы. На удобных горных дорогах большую помощь может оказать конница. Держась за путлище стремени, пехотинец сохранит на подъеме свои силы и легче выполнит форсированный марш.

Для того чтобы правильно определять крутости и для самоконтроля, каждый командир, которому приходится работать в горной обстановке, должен иметь хотя бы самодельный, но выверенный эклиметр.

 

Ночные марши

Современное развитие авиации выдвигает необходимость совершения войсками ночных маршей в целях маскировки и в горных театрах. Ночные марши могут производиться или с целью нападения на противника, например для обхода его фланга, или же с целью переброски войск из тыловых зон к фронту при выходе из боя и т. п. Наиболее трудно выполним, а порой даже совершенно невозможен по условиям горного рельефа или атмосферным условиям первый тип марша для значительных сил. Действительно, движения в горах ночью по тропинкам всегда тяжелы и опасны даже для местных жителей. Нужна большая осторожность особенно если на тропах встречаются камни, карнизы и т. п. Все это вызывает большое физическое напряжение. Особенно большому риску подвергаются при ночном марше животные.

Совершая ночной переход, например с целью нападения на рассвете, следует помнить, что другая сторона ведет наблюдение на всех опасных для нее направлениях. Если ей к тому же содействуют партизаны – местное горное население, то противник будет следить за каждым шагом наступающего. Все это отражается на работе охранения и разведки, которые должны быть высланы заблаговременно, с тем, чтобы засветло занять важнейшие исходные пункты хотя бы на начальном участке маршрута колонны. В дальнейшем с наступлением темноты работа разведки и охранения, подвижного или неподвижного в зависимости от особенностей горного ландшафта, чрезвычайно затрудняется. Между тем высылка этих органов настоятельно необходима; они будут стремиться взобраться под покровом ночной темноты на боковые высоты, окаймляющие узкую долину или ущелье, по которому совершается марш. До тех пор, пока органы неподвижного охранения не займут указанные им места (для чего они должны подать условный знак), колонна не имеет права продвигаться вперед. Говоря о боковом охранении в горных условиях, мы имеем в виду указанное выше требование ПУ 29, ст. 316 о боковом охранении, относящееся к действиям днем, в полной мере действительное и для ночных действий в нагорьях; соблюдение его, во избежание катастроф, должно быть обязательным. Ясно, что движение колонны в таких условиях будет происходить как бы скачками по рубежам, с паузами; на подъемах в 20° скорость марша может замедлиться в 2 и более раз, т. е. она дойдет до 0,5-0,75 км в час.

Боевые действия в горах дают многочисленные примеры, когда колонна, начав движение к избранному впереди фронта объекту, пропускалась умышленно противником в ущелье и, когда она углублялась в последнее, попадала под внезапно открываемый огонь с тыла и фланга; одновременно части противника обрушивались огневым шквалом на голову колонны. В результате даже незначительные силы противника срывали хорошо задуманный маневр войскового соединения, которое принуждено было с большими потерями и трудностями, отходить в темноте в свое исходное положение. И хорошо, если этот отход удавался.

В сфере действия противника несколько безопаснее ночные марши по дорогам «топ-иолам», особенно когда вправо и влево по долинам наступают соседние колонны. В этом случае войсковое соединение, занимая командующее положение, находится в более выгодном положении по отношению к противнику, который мог бы угрожать ей с фланга.

Надо сказать, что всякий ночной марш в горах с целью внезапного подхода к противнику и уничтожения его таит ряд неожиданностей и опасностей.

Ночью наиболее благоприятным для марша является небольшой отрезок времени (1-0,5 часа) предрассветных сумерек, которые в горах часто сопровождаются легким утренним туманом. Однако в горных условиях на крутостях в 20–25° войска могут сделать за это время максимум 2–3 км. Следовательно широкое использование ночного времени для маневра значительными силами и горах невозможно, тем не менее, намечая марш в горах ночью, штабу войскового соединения тщательно следует по карте изучить маршрут, дополнив его показаниями местных жителей и проводников. Как и при марше без дорог в горах, рекомендуется внимательно проработать в штабе колонны кроки, с тем, чтобы отметить все характерные повороты горной дороги, типичные ориентиры, расстояния между ними в шагах (метрах) и во времени с указанием, где будут выставлены маяки. Вместе с тем на кроки должны быть отмечены все трудные подъемы и спуски, в особенности имеющие характер ступенек. Такой проработанный расчет позволит легко проконтролировать себя и проводников, которые могут ночью ошибиться.

При марше в указанных условиях часть проводников размещается по длине всей колонны, чтобы части ее не сбились с пути на перекрестках дорог и т. п.

Штабу колонны, организующему марш, следует хорошо продумать вопрос об обходных путях на тот случай, если окажется, что основной маршрут использовать нельзя.

В голове колонны в распоряжении начальника штаба должен обязательно находиться наряд для выставления на характерных точках маршрутов маяков, которые затем провожают части колонны до следующего маяка.

При движении соблюдается строжайшая маршевая дисциплина: воспрещается курить, разговаривать, громко произносить команды, подавать сигналы звуковыми и зрительными средствами, разводить огни. Особенно осторожно пользоваться фонарями: свет от них где-нибудь на вершине перевала выдает движение колонны за много километров. Стрельба без разрешения командиров ни в коем случае не допускается.

При движении по тропе с карнизами надо придерживаться нагорной стороны. Вьючный обоз в предвидении встречи с противником ночью, особенно по трудным тропам, с опасными участками, ни в коем случае нельзя вклинять между частями.

Если обозы сформированы из осликов, то необходимо помнить, что в тихую ночь их звонкий крик выдает наступающего издалека.

Лунные ночи облегчают марши в горах, но и в этом случае следует держаться теневой стороны, помня, что отблеск на лунном свете оружия может выдать марш колонны.

При появлении самолета противника маскироваться.

Если движение ночью в горах предстоит в тыловой зоне, то маршрут, по которому предстоит марш, должен быть заблаговременно тщательно обрекогносцирован. Войсковому штабу, организующему марш, следует снабдить все подразделения, до рот и выше, соответствующими кроки. Весь путь надо тщательно протрассировать, выставив белого цвета опознавательные знаки, видимые и ночью, особенно вблизи опасных мест и на всех разветвлениях. Целесообразно также заблаговременное (засветло) выставление по пути маяков, раскладка по дороге белых бумажных лент или рассыпание мела, извести и применение флуоресцирующих веществ, – самосветящихся в темноте. Зимой опознавательные знаки иметь темного цвета. Все эти знаки, ориентиры и маяки должны быть отмечены штабом, организующим марш, и на кроки.

Что касается охранения, то в обычных условиях оно сведется к высылке небольших передовых частей для устранения задержек, могущих произойти в пути. Если части действуют в условиях возможных партизанских действий противника, то следует обязательно выслать во все стороны разведывательные и охраняющие части.

В обычных условиях ночного марша найдут широкое применение фонари; партизанские действия делают пользование ими опасным.

В отношении движения ночью вьючных обозов французская инструкция для действий войск в горах рекомендует не высылать без фонарей обозную колонну по вьючной тропе даже в светлые ночи, так как в узких ущельях, на карнизах, в такие ночи все же темно.

При появлении самолетов противника фонари немедленно тушатся или их свет заслоняется особыми приспособлениями; если дорога опасна, колонна приостанавливается.

В отношении наблюдения за самолетами противника следует иметь в виду не только ночью, но и днем, что при марше по тропам, пролегающим вдоль бурлящих горных рек, рев бешено мчащейся по камням воды, часто заглушает шум (например выстрел), производящийся даже вблизи; в таких условиях шум пропеллера в большинстве не слышен.

В отношении привалов для войск ночью надо помнить, что от больших привалов следует отказаться совсем, а малые назначать чаще. Если в гoрax днем, например на подъемах в 20°, малые пятиминутные привалы, не считая передышек, назначаются через каждые 15 мин. марша, т. е. в течение часа – 45 мин. движение и 15 мин. отдыха, то в ночных условиях возможно принять на подъемах в 20° до 35 мин. движения и 25 мин. малых привалов.

При ночном марше в горах штаб войскового соединения должен внимательно проработать все вопросы ПВО, ПХО и ПБО.

В горном районе ПБО получает значение там, где имеются пути типа «топ-иол», или в долинах с колесными или аробными дорогами, на этих направлениях возможно внезапное появление бронечастей противника. На случай нападения бронечастей в головных, боковых и тыловых охраняющих частях следует обязательно иметь артиллерию.

ПХО приобретает особое значение в предвидении марша по дефиле (узкие долины, ущелья, корзины и т. п.) с отсутствием обходных путей.

Таким образом ночные марши в горах затруднительны и таят много «сюрпризов»: они утомительны для войск, но обстановка заставит широко прибегать к ним враждующие стороны. В будущем насыщение горных театров войсками несравненно будет вообще больше, чем в предшествовавшие войны. Достаточно отметить, что в 1917 г. кавказская армия, вооруженная скудной техникой, имела в своем составе больше миллиона ездоков при нескольких десятках тысяч животных.

В будущих войнах на горных театрах армии противников используют технику в громадном размере. Это подтверждается например экспедициями Франции на Марокканском и Сирийском театрах и Англии в Ираке и на северо-западных границах Индии.

Все эти вопросы подчеркивают важную организующую роль штаба войскового соединения, совершающего ночной марш в горах. Ни одна деталь в подготовке его не должна быть упущена, ни один вопрос общего организационного порядка не может быть переложен этим штабом на нижестоящих командиров. За всю подготовку в целом ответственны штаб и командир данной войсковой части, которой предстоит марш.

Следует помнить, что в горной обстановке побеждает только активный и инициативный, хорошо знающий особенности действий войск в горных условиях.

 

Предисловие

Долголетняя личная боевая работа в горах позволила нам собрать ряд ценных наблюдений и выводов. Нами также учтены уроки гражданами войны в Дагестане и в Средней Азии. Все эти наблюдения и легли в основу данной книжки. В нашей работе нам оказали существенное содействие бывшие слушатели Военной академии РККА имени М. В. Фрунзе тт. Алексанкин, Буковский, Заев и Исаев.

Выдвигаемые в труде вопросы весьма актуальны для горных театров. Действительно обширные горные азиатские театры, как называет боевой опыт империалистической и гражданской войн, всегда были связаны с активными действиями наших войсковых соединений. Это требовало повышенного напряжения сил людей и животных при движениях в горах и в борьбе с суровыми природными условиями.

Всякое движение в горах, даже простая переброска, при активной обороне резерва, которому придется преодолевать крутости в горах, отнимает много времени и вызывает значительную трату физических сил.

В горной войне от войск требуется особая выносливость и высокая подвижность. При этом наибольшие результаты в горах могут быть достигнуты при совершении усилий более трудных, чем это предполагает противник. Например – внезапное появление даже небольших сил на труднодоступных «орлиных» высотах является чрезвычайно эффективным вследствие того, что ликвидировать эту часть и добраться до нее в условиях гор весьма трудно и на это необходимо затратить много времени. К тому же успешный захват одной высоты в горах часто имеет решающее значение для овладения другими близлежащими вершинами, господствующими над окружающей местностью. Ясно, что такие действия требуют особой тренировки войск в горной обстановке и умения производить точные расчеты движений, совершающихся в горах иногда в 2–3 раза медленнее, чем на равнинах. В горных условиях пространство и время измеряются другими мерами, чем на равнинных театрах.

Между тем в литературе все эти вопросы, равно как расчеты движения, организующая роль штабов в горной обстановке и особенно применение современной техники, почти не находят отражения.

В горах приходится уделять большое внимание сердцу. Этот фактор подлежит постоянному контролю. Неучет его ведет к полному выматыванию частей. Мы освещаем также и этот вопрос.

В дальнейшей нашей работе, которая явится продолжением этого труда, мы намечаем затронуть целый ряд вопросов, связанных с использованием техники в горных условиях при совершении маршей, их обеспечением и т. д.

Н. Корсун

Общие понятия об особенностях горных театров

На горных театрах войскам приходится не только бороться с противником, но и преодолевать горный рельеф и горные стихии, создающие необычайные препятствия на путях движения войск. Пересеченный, высокий и труднодоступный рельеф – характерная особенность горных театров. Основными факторами, влияющими на наступление войск в горах, являются: высоты гор над уровней моря, их строение и имеющиеся проходы и перевалы. Климатология данного горного района является производной от его абсолютной высоты, от близости морских бассейнов или пустынных пространств и географической широты. Немаловажное значение имеет для действий войск флора горного театра, особенно лесной покров.

Различают три основных типа горных театров: 1) предгорья 2) горы средней высоты и 3) высокогорные зоны. Горы второго и третьего типа с высотами выше 500 м характеризуются узкими долинами, переходящими во многих районах, особенно там, где зарождается долина, в ущелья.

Если на Ближневосточном театре кроме некоторых paйонов горы носят более округленный и местами сравнительно доступный характер, то горы Среднеазиатского театра, включающие величайшие высоты на земном шаре, отличаются резкими контурами, скалистыми труднодоступными гребнями, крутыми скатами (на которых много осыпей) и узкими долинами, имеющими часто характер теснин.

Находящиеся между горными хребтами и их отрогами долины, если они доступны и пригодны для жизни человека, в большинстве случаев включают значительную часть всей редкой дорожной сети горного театра. Железнодорожная сеть в таких театрах или совершенно отсутствует или же развита очень слабо.

Горные театры отличаются малой плотностью населения. Население горных районов обычно хорошо вооружено и способно развивать широкие партизанские действия. Население горных районов Ближнего Востока преимущественно занимается горным кочевничеством. Перекочевки со стадами происходят весной из долин, где кочевое население имеет зимнее жилище (на картах они названы кишлаками), на вершины и скаты гор, которые после таяния снегов представляют собой роскошные альпийские луга. В этих лугах население устраивает себе временные жилища – землянки и загоны для скота (на картах они названы яйлами). Оседлое население нагорных долин пограничных зон в основной массе занимается сельским хозяйством, носящим экстенсивный характер, с применением искусственного орошения посредством арыков, часто пересекающих дороги и тормозящих движение колонн.

Вообще эти горные театры отличаются слабо развитыми местными производительными силами.

Как правило, войска, действующие в таких горных районах, могут считать себя обеспеченными на первое время лишь мясной порцией и объемистым фуражом, все остальное, в особенности топливо, должно подвозиться с тыла. Отсюда вытекает громадная зависимость войск в горах от бесперебойной работы обозов и транспортов.

Черт. 1. Дорога "Топ-иол"

 

Несмотря на то, что в горах, на некоторых сравнительно небольших участках, малые отряды смогут двигаться даже без дорог, тем не менее переброска значительных сил, и в особенности оснащенных техникой, возможна лишь по существующим дорогам. Между тем в горных условиях вопрос о предоставлении войскам дорог, пригодных для колесного сообщения, стоит особенна остро. Шоссе на горных театрах встречаются редко. Вместо большаков или транспортных дорог имеются аробные пути, по которым могут проходить только местные двухколесные повозки – арбы. Наиболее распространенным видом путей в горах являются вьючные пешеходные тропинки.

По своему строению складчатые горы Ближневосточных театров характеризуются на некоторых направлениях плоскими вершинами водоразделов (черт. 1). Часто хребет с такой плоской вершиной тянется на многие десятки километров. Местное население использовало эти грандиозные естественные «насыпи», с которых вода быстро стекает в обе стороны, и проложило по ним аробные пути или тропинки для прохода вьючных животных. Такие пути носят общее название «топ-иолов» или пушечных дорог (по-турецки «топ» – пушка, «иол» – дорога).

Благодаря выгодному своему положению «топ-иол» не так сильно подвергается разрушающему действию воды и при хорошей погоде, а особенно при ветре, скоро просыхает. Особенно крутых подъемов или спусков на них также не встречается.

Достоинством этих путей является также то, что на них совершенно отсутствуют искусственные сооружения (преимущественно мостики), которых особенно много на путях, проложенных в долинах. Кроме артиллерии на колесах и таких же транспортов по «топ-иолу» возможно движение и бронесил.

К недостаткам «топ-иолов» относятся:

а) отсутствие воды; за водой приходится спускаться вниз по скатам к родникам или рекам;

б) отсутствие на этих путях постоянных жилищ;

в) отсутствие топлива вследствие того, что вершины хребтов, по которым проходят эти дороги, обычно находятся выше уровня распространения лесов;

г) трудность движения зимой, когда дороги покрываются глубоким снегом, часто прекращающим сообщение по ним;

д) затрудненность маскировки войск, так как «топ-иолы» пролегают на большой высоте – 2 000 м и выше над уровнем моря в альпийской зоне, лишенной лесной растительности; трудность маскировки усугубляется и тем, что края водоразделов представляют собой крутости, по которым не всегда возможен спуск;

е) затрудненность связи с соседними колоннами и боковыми охраняющими частями, так как пролегающие на большой высоте «топ-иолы» часто бывают окутаны облаками;

ж) резкое понижение температуры, наблюдающееся по ночам и летом в период антициклонов.

Хребет, по которому пролегает «топ-иол», обычно представляет собой открытую теснину шириной от 1–2 км и до нескольких метров. В последнем случае при наличии угрозы нападения авиации противника движение войск (особенно при обрывистых скатах хребта) таит в себе большие опасности: в этом случае войска лишены возможности свернуть куда-либо в сторону, точно так же как при движении в ущелье.

Качество дорог, пролегающих в долинах, зависит от свойства последних.

Различают долины широкие (черт. 2) – иногда в несколько километров – и долины узкие (черт. 3), часто напоминающие трещины (каньоны), со дна которых не видна даже узкая полоса неба (черт. 4).

Черт.2. Широкая долина

 

Черт.3. Узкая долина

Дороги в широких долинах, имеющих сравнительно небольшой уклон, пролегают или по обеим сторонам реки или в зависимости от ее течения и свойств впадающих притоков переходят с одного берега на другой. В местах переходов существует в низкую воду брод, а в половодье обычно имеются хрупкие мосты или небольшие паромы. В узких долинах дороги следуют обычно по карнизу вдоль ручья, пересекая встречные притоки бродами или легкими мостиками. В очень узких долинах и трещинах дороги идут или карнизами или пролегают по руслу рек.

В общем долинные дороги, имеющие умеренные продольные уклоны, отличаются большим количеством искусственных сооружений и требуют значительных земляных работ для укрепления полотна против размыва высокими водами. Долинные пути преимущественно имеют характер аробных дорог или троп. Последние иногда поднимаются по карнизу над протекающей внизу рекой, на высоте нескольких сот метров (черт. 5).

Черт.6. Деревянный балкон

 

Черт. 7. Тропа из камня и дерева

На отдельных участках некоторых дорог вместо карниза в скате ущелья устраиваются деревянные балконы, становящиеся весьма скользкими после дождей и во время гололедицы (черт. 6).

В период империалистической войны на кавказском фронте войска, прокладывая и улучшая существующие дороги в горах, сооружали тропы из наносного материала, например камня и дерева (черт. 7).

Черт.8. Тропа с крутым поворотом

 

Черт.9. Перевальная дорога

Большую опасность в горах представляет узкая тропа, делающая крутые, около 90°, повороты (черт. 8). На таких поворотах вьючные животные часто ударяются о выступы скалы внутренним вьюком и вследствие этого срываются в пропасть. В таких местах вьючных животных приходится останавливать, а вьюки снимать и переносить на руках через опасный участок тропы. Понятно, что эти остановки задерживают движение.

Вместе с тем весьма опасны на таких тропах неожиданные встречи колонн, которые не имеют возможности разойтись или даже повернуть обратно. Во избежание этого следует на тропах регулировать движение и принимать меры предупреждения.

Следующий тип горных дорог – перевальные, поднимающиеся из долины на перевал через водораздельный хребет. Перевальные дороги отличаются продольными уклонами, обилием кривых малого радиуса; иногда они следуют зигзагами (черт. 9) («серпантины»). Трудности сообщения по дорогам этого типа зависят:

а) от величины уклонов: чем больше уклон, тем меньше скорость движения; и

б) от грунта и ширины дороги.

Дороги каменистые или с ползучим грунтом на крутых склонах особенно трудны для движения. Приспособление таких дорог для движения обозов, тем более автотранспорта, требует устройства большого количества подпорных стен, особенно там, где прокладываются зигзаги. При движении по этим дорогам войска встретят особые трудности: на мостах, на крутых поворотах тропы, по карнизам, на балконах и наконец, у некоторых перевалов, где очень часто имеются большие крутости вследствие размыва скатов. Благодаря этому дороги, допускающие колесное сообщение, у некоторых перевалов прерываются и переходят в тропы, по которым возможно лишь вьючное сообщение. Движение через такие перевалы особенно затруднительно для артиллерии, бронечастей и обозов.

В зависимости от способа передвижения по горным дорогам их можно подразделить на:

а) пешеходные тропы, которые встречаются наиболее часто в горах и допускают лишь движение пешеходов;

б) вьючные дороги, допускающие проход грузов и артиллерии на вьюках или на салазках в разобранном виде;

в) аробные или двуколочные, допускающие прохождение артиллерии в запряжке, легких горных арб и двуколок, и

г) автомобильные и транспортные, допускающие движение автомобилей и четырехколесных повозок (фургонов).

 

Как показал опыт войны 1914–1918 гг. (Залесский, Дороги в горной войне, журнал «Техника и снабжение Красной армии», № 1 (32) и № 5 (36), в горах главные магистральные дороги (автомобильные и транспортные) не должны иметь продольные уклоны круче 1/20 = 0,05 = 3°, чтобы при надобности по ним можно было проложить узкоколейные полевые железные дороги. Для дорог немагистрального значения продольные уклоны, судя по опыту той же войны, не должны быть выше следующих пределов:

а) для автомобильных и транспортных – 1/151/12 =0,06–0,08 (4-5°);

б) для аробных дорог – 1/101/8=0,10–0,12 (6–8°) и на коротких участках длиною до 20 м – до 1/6 = 0,15 (10°);

в) для вьючных дорог – 1/61/5 = 0,15–0,20 (10–12°) и на коротких участках длиною до 20 м – до 1/4 = 0,25 (15°);

г) для пешеходных троп уклон до 1/3 = 0,33 (20°), а в передовых боевых районах и круче с выделкой ступеней и твердом грунте.

Для бесперебойной работы тыла и свободы маневрирования тыловые дороги отмеченных типов должны иметь определенную ширину, обеспечивающую проезд повозок, автомобилей и проход встречных вьюков. На кавказском театре были приняты следующие нормы ширины военных дорог, считая полную ширину земляного полотна:

а) для транспортных дорог – 5 –7 м;

б) для аробных (двухколесных) дорог –3–5 м;

в) для вьючных дорог – 2–3 м и

г) для пешеходных троп –1–2 м.

Если по условиям местности и грунта дороге нельзя придать требуемую ширину, то приходится ограничиваться шириной, обеспечивающей проезд одной повозки или проход одного вьюка, но в этом случае обязательно надо устраивать по возможности чаще уширенные участки разъездов.

Вообще в горах, если дорога или тропа допускают движение только поодиночке между этапами, необходимо разработать пункты скрещения, в которых груженые транспорты могут разойтись с порожними, обратными, иначе неизбежны пробки. Для этой цели избираются маскированные места, причем транспорт, прибывший первым, должен стянуться и снять грузы, пока не прибудет другой транспорт. Если подходящего места не имеется, то необходимо разработать тропу, на которой мог бы стоять порожний транспорт, пока не пройдет груженый.

Улучшенные горные дороги, проходящие по скатам и каменным осыпям, снабжаются ограждающими стенками для предохранения от завалов камнями, сползающими с вышележащего склона. Для безопасности движения разработанные горные дороги должны иметь в тех местах, где путь следует карнизом или по насыпи, соответствующие ограждения (надолбы, каменные тумбы, парапеты).

Опыт войны на Ближневосточных театрах указывает на необходимость иметь данные не только военно-географического порядка, но и геологического. Даже краткое знакомство с горообразовательными процессами и со строением гор данного театра позволяет в некоторых случаях избежать оперативных ошибок, которые могут явиться следствием игнорирования геологической структуры данного района. Сведения по геологии позволят охватить более широким взором горные театры. Так при складчатом строении может оказаться, что в известной зоне восточные скаты основных хребтов круче западных; местами эти скаты представляют сплошные обрывы. Как отражается подобное строение гор данного участка на ведении операций, показывает следующий пример. Противник занял на пути наступления колонны горный рубеж, лобовая атака которого чрезвычайно трудна. Охват и особенно обход обещают успех, поэтому высылается сильная обходная колонна. Последняя, будучи не в состоянии по метеорологическим условиям заблаговременно произвести авиаразведку, подойдя к подножию хребта, через который она должна была перевалить, остановилась, так как оказалась бессильной форсировать этот хребет, представлявший со стороны наступавшего обрывистый на протяжении многих километров скат из осыпающихся шиферных пород. Чем объясняется этот просчет? Объясняется он тем, что войска, ведя операции в нагорьях Ближнего Востока, порой располагали лишь картами масштаба 10 верст в дюйме, очень слабо отражавшими топографические особенности. Поэтому в данном случае на помощь могли и должны были придти знания иного порядка, а именно знания общей геологической структуры данного района.

Чрезвычайно важным фактором при движении в горах является почва: на скатах – в большинстве каменистая, в узких долинных – смешанная с мелким речным гравием, в широких долинах – слои плодородной почвы, представляющие в ненастье большие трудности для движения.

Например кавказская армия после овладения в начале 1916 г. крепостью Эрзерум испытывала в дальнейшем, в предвесенний период, невероятные трудности при преследовании турок, ввиду того что дорога по долинам, по которым пролегают лучшие пути, сделались совершенно непроезжими. Вследствие этого работа тыла чрезвычайно замедлилась, что в свою очередь приостановило преследование. Командование русских на Кавказе в своих официальных донесениях отмечало, что успех дальнейшего наступления частей армии на эрзерумском направлении зависит от работы «солнца и ветра», которые только и могут привести пути в должное состояние. Влияние климата на движение войск в горах особенно сильно сказывается в высокогорных зонах и вообще в зимний период. Опыт войны 1914-1918 гг. на кавказском фронте показывает, что климатические условия непосредственно отражались на ходе операций; они приостанавливали их и служили основной причиной разрушения дорог, что приводило к колоссальнейшим потерям животных, обслуживавших обоз, а также в артиллерии и коннице.

Климатические «сюрпризы» обычны для горных театров, и их надо всегда учитывать.

Ниже, в главе об особенностях маршей в зимней обстановке, мы указываем, насколько неблагоприятно может например сказаться в горах похолодание в начальный период осени, сопровождаемое неожиданными морозами и снегопадом. Поэтому в нагорных театрах следует подумать о зимней одежде и лопате для расчистки снега уже в начале лета.

Успех операций в горных районах часто зависит от заблаговременного снабжения войск всем необходимым – до экипировки включительно.

Наряду с этим горный климат характеризуется следующими особенностями.

1. Обратным распределением зимой в условиях антициклона (т. е. при ясной погоде) температуры, которая выше в горах, чем в долинах, покрытых мощным покровом снега.

2. Уменьшением средней годовой температуры на 0,5º с каждыми 100 м высоты.

3. Сильной инсоляцией в ясные зимние дни, что вызывает нагрев южных скатов гор; значительная инсоляция вызывает также пигментацию кожи, защищающую тело от действия солнечных лучей.

4. Более значительным, чем на равнинных театрах, колебание суточной температуры, в силу чего войска необходимо снабдить в летний период не только летней, но и теплой одеждой, иначе окажется много заболеваний простудного характера.

5. В горах воздух содержит значительно меньше паров и пыли, чем на равнинах. Вследствие этого воздух отличается – особенно в летний, осенний и весенний периоды – необыкновенной прозрачностью, и все дали представляются ясными и обманчиво близкими. Это должно постоянно учитываться, особенно при определении дистанции наглаз.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.099 с.)