Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Европейская культура Нового времениСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Европейская культура Нового времени XVII в. – XVIII в. формировалась в процессе утверждения капиталистических отношений в производстве и становления новой общественной силы – буржуазии. С начала XVII в. европейская цивилизация набирает мощный темп в своем научно-техническом развитии. Буржуазные революции в Нидерландах, Англии, Франции утвердили новые принципы устройства мира. С развитием капитализма поощрялась частная инициатива, рос интерес к личности. Происходило разрушение созерцательного отношения к миру, большое значение придавалось созидательным способностям человека. Было провозглашено равенство людей не только перед Богом, но и перед законом. Постепенно сглаживалось сословное деление, главным становилось не происхождение, а личные заслуги, прежде всего, деловой успех. Обособляются личная и общественная жизни человека. В хозяйствовании акцент делается на торговлю и промышленность. Культура приобретает, с одной стороны, техногенный характер, с другой стороны, светский. Растет динамичность культуры. Появляются музеи, как забота о сохранении прошлого. Обособляются политика, экономика, искусство и наука. Характерные особенности эпохи Одной из фундаментальных новаций в духовной культуре XVII в. стал переворот в науке, который был связан не только с научными открытиями и целой плеядой знаменитых ученых, но и появлением и новой научной картиной мира. Микроскоп А. Левенгука позволил изучать строение живых организмов, телескоп дал возможность Галилею и Кеплеру развить учение Коперника, открыть законы движения планет. Ньютон совершил открытие в области оптики (дисперсия света). Р. Декарт открыл преломление света. Б. Паскаль доказал наличие атмосферного давления. М. Фарадей открыл явления электромагнитной дуги. И. Павлов разработал теорию условных рефлексов. Ч. Дарвин изучил происхождение видов животных и человека. Р. Кох открыл возбудителей туберкулеза, брюшного тифа, дифтерии. В научной картине мира человек утратил свое исключительное место. Новый тип науки был ориентирован на рациональное, систематизированное, достоверное и экспериментально подтверждаемое знание. Важнейшим методом научного познания стал эксперимент. Тогда же утвердилось понятие естественного закона, который понимался как вселенский разум. Он ничего не предписывал, кроме морали и ничего не запрещал, кроме аморального. Пренебрегать им – значило поступать против собственной природы. Из этого пренебрежения проистекали все личные и общественные несчастья: войны, социальная несправедливость и т.д. Главной характеристикой культуры Нового времени стал рационализм, затронувший все ее сферы. Он основывался на идее, что в мире существует порядок, доступный человеческому познанию. Соответственно общество, отношения людей, государство, нравственность могут строиться на разумных, рациональных основаниях. При этом разум понимался как прирожденная познавательная способность, присущая всем людям в равной мере. Разумность человеческой природы означала, что человек может регулировать свою и общественную жизнь сообразно требованиям естественных законов. Основной задачей человека должно было стать познание естественных природных законов. Принцип рационализма рассматривался в качестве универсального ключа, открывающего как тайны природы, так и тайны человеческой души. В различных сферах общества рационализм получил различное проявление: - в экономике он выразился в строгом расчете, планомерном и трезвом стремлении к поставленной цели; - в политике – в подчинении гражданского общества со всеми государственно-правовыми институтами утилитарным принципам. XVIII столетие вошло в историю мировой культуры как век Просвещения. Сам термин «Просвещение» наиболее полно и точно характеризует дух жизни того времени. Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философии и научной деятельности, в свободе мысли – путь культурного и социального прогресса. Своими главными целями сторонники просвещения считали пропаганду знаний, в том числе научных, направленных на воспитание в народе смелости мысли и независимости суждений. В этих условиях сформировался новый тип личности, для которого было характерно стремление к свободе. Человек Нового времени все более освобождался от предрассудков. Научные открытия убеждали в мысли, что человек – это только частица мироздания. Создавалось ощущение одиночества человека в мире, обреченности действовать на свой страх и риск, во всем полагаться только на себя. Новый тип культуры основывался на осознании суверенности и самодостаточности личности. Экономические, политические, социальные условия Просвещения изменили статус и характер художественного творчества, появились «свободные художники», создающие произведения в соответствии со своими личными вкусами. Отличительные черты европейского Просвещения:
1. Деизм (учение о Боге, как творце Вселенной, отвергающее его участие в жизни природы и общества после акта творения). Основоположники деизма иронически относились к христианскому откровению и преданию, противопоставляли вере разум. В этом свойстве культуры Просвещения проявилось стремление освободить религию от слепой веры и вывести ее из естественного знания. 2. Космополитизм, который выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации. 3. «Научность», ставшая возможной благодаря бескорыстной любви многих просветителей к интеллектуальным видам знания. 4. Рационализм. Просветители глубоко верили, что именно с помощью разума будет достигнуто абсолютное знание о человеке и окружающей природе. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и искусства: человек мог и должен был действовать разумно; 5. Идея прогресса. В эпоху Просвещения была сформулирована концепция «веры в прогресс через разум», определившая развитие европейской цивилизации. 6. Абсолютизация роли воспитания в формировании нового человека. Деятели эпохи Просвещения считали, что достаточно создать целесообразные, разумно обоснованные условия для воспитания детей, и все проблемы будут решены. Сочетание этих черт в итоге привело к новому значению самого понятия «культура», встречающемуся у немецкого просветителя Самюэля Пуффендорфа (1632-1694). В своих исследованиях под культурой он понимал все жизненные блага и удобства, которых добился человек в результате деятельности по преобразованию природы и усовершенствованию своего внутреннего мира. При этом С. Пуффендорф рассматривал культуру не только как процесс усовершенствования, но и как состояние, ступень развития человека и общества. В этом значении культура становится предметом изучения для многих просветителей, которые в своих теоретических концепциях стремятся обосновать и раскрыть смысл культуры и определить перспективы культурного развития человечества. К концу XVIII в. понятие «культура» прочно вошло во все европейские языки и в научную литературу. Культура и искусство XVII в. Классицизм и барокко
Огромный интерес к конкретной личности, к индивидуальным особенностям физического облика и характера человека привели к расцвету портретного искусства. Т.к. в искусстве XVII в. важное значение имела среда существования человека, более многозначным становится восприятие природы, отраженное в пейзаже. Не меньшее значение приобрел исторический жанр, в котором изображение действительных событий нередко сочеталось с аллегорическими и мифологическими мотивами. Именно в этот период получили самостоятельное значение такие жанры живописи, как натюрморт и изображения животных. Если в предыдущие эпохи искусство развивалось в рамках однородных больших стилей, которые последовательно сменяли друг друга, то в XVII в. почти одновременно возникли стили, охватывавшие разные виды искусств, - классицизм и барокко. Родиной классицизма (от лат. образцовый) считается Франция. Его характерной стал его нравственный пафос, гражданская направленность. Центральное место в нем занял образ разумного человека, сознающего свой общественный долг. Большое значение стало придаваться моральным моментам, понятиям о норме, добродетели. Резко противопоставлялись добро и зло, возвышенное и низменное. Основным содержанием классицизма стали противоречия между естественной природой человека и гражданским долгом, страстями и разумом. Герои классицизма жертвовали собой во имя долга – главного регулятора поведения человека. Эстетика классицизма была ориентирована на подражание завершенным гармоническим формам, уравновешенной композиции. Обязательным условием произведения художники считали симметрию, гармонию, единство времени и места действия, особую приподнятость художественного языка. Основа эстетики классицизма – концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями. Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы требовалось, чтобы сюжет был правдоподобным. Понимание правдоподобия у классицистов было свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой. Художественные каноны классицизма нередко отводили искусству роль иллюстратора морали, житейских истин, требуя от него усиления воспитательной функции. Стремление к нравственному пафосу, культ точного слова приводили к назидательности художественных образов. Законодателем и теоретиком классицизма в литературе стал французский писатель Никола Буало (1636-1711), создавший в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» свод правил, обязательных для поэта. Он акцентировал внимание на воспитательном значении искусства, прославлял разум, придерживался принципа правдолюбия «Нет ничего прекрасней правды». Основоположник и главная фигура классицизма в живописи - французский художник Никола Пуссен (1594-1665) разработал строгую регламентацию жанров. Ведущим считался жанр исторической картины, включавший композиции на исторические, мифологические и библейские сюжеты. Ступенью ниже стояли портрет и пейзаж. Образцом для творчества Н. Пуссена стали сюжеты из античной мифологии. Точное происхождение термина «барокко» не установлено. В переводе с итальянского языка он означает – странный, вычурный, причудливый, а с португальского - «жемчужина неправильной формы». Новый стиль связал в себе разнообразные явления своего времени: 1. В барокко наиболее явным образом осознана условность всякого порядка, гармонии; 2. Получила развитие тенденция дистанционирования общества от природного мира. Развился интерес к фантастическому, гротескному, возросла значимость элементов зрелищности, эффектного воздействия; 3. Оказались реализованы интересы монархической власти и высшей аристократии. Абсолютизм предполагал, что воля короля – высший закон для всех. Поэтому мир, окружающий монарха, должен был вызывать трепетное благоговение у его подданных. Отсюда сверкающее великолепие, пышность, помпезность, роскошь, поражающие воображение простых смертных. Синонимом красоты становится сияющее величие и богатство; 4. Художественная логика барокко сумела выразить интересы католической церкви. Католицизм вел в XVII в. борьбу не только с язычеством, атеизмом, но и с православием и с протестантизмом. Реформация привела к отходу от католической церкви Германии, Англии, Дании, Швеции, Нидерландов и других стран. Стремясь удержать и сохранить свое влияние, католическая церковь обратилась к испытанному средству – искусству. Культовые сооружения в стиле барокко, поражающие воображение, прославляющие величие Бога, активно воздействовали на внутренний мир человека. В архитектуре барокко можно выделить две основные тенденции: 1. Стремление к вычурности и выразительности; 2. Тяга к уравновешенным ордерным построениям. В парадных интерьерах архитектура сливается со скульптурой, лепкой, резьбой. Самым грандиозным ансамблем в стиле барокко являются собор и площадь святого Петра в Риме. Лидером и классиком стиля барокко считается итальянский скульптор и архитектор Лоренцо Бернини (1598-1680). В изобразительном искусстве барокко преобладали виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического и аллегорического характера, парадные портреты, подчеркивающие привилегированное общественное положение человека. Главным критерием живописи считалась красота. Стиль барокко наиболее ярко представлен в творчестве знаменитого фламандского художника Питера Пауля Рубенса (1577-1640). Современники называли его королем художников и художником королей. В его произведениях цвет и живопись преобладают над рисунком. П. Рубенс не любил слишком четкие контуры, предпочитая яркие чистые и насыщенные тона. Одной из центральных тем его творчества является женщина, любовь и ребенок, как прекрасный плод любви. Идеал женской красоты для П. Рубенса: пышная блондинка с развитыми формами тела, довольно длинными ногами, выпуклым животом, широкой спиной, нежно-розовой эластичной кожей, мягкими локонами светлых волос и красивым лицом («Венера и Адонис», «Персей и Андромеда», «Союз Земли и Воды»). Предметом искусства голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669) становится неисчерпаемое богатство духовной жизни человека. Он передает проявления индивидуального человеческого характера. В последний период творчества Рембрандт все больше углублялся в жанр психологического портрета. Он открыл совершенно новую для европейского искусства проблему – одиночество человека. Художественным выражением этой проблемы стала его знаменитая картина «Возвращение блудного сына». Культура и искусство XVIII в. Рококо и сентиментализм
В XVIII в. появились первые попытки научного осмысления человеческой культуры. Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий общественных зол, а в образовании, научной деятельности, в свободе мысли – путь культурного и социального прогресса. Одним из самых распространенных художественных стилей в эпоху Просвещения стал стиль рококо (от фран. рокайль - раковина), который свое название получил из-за прихотливости и причудливости форм морских раковин. Новый художественный стиль зародился во Франции при оформлении интерьеров аристократических гостиных. Интерьеры украшались шелковыми обоями, декоративными тканями, живописью, лепниной. Особенностью убранства интерьера в стиле рококо было использование огромного количества зеркал, которые помещали над камином и в многочисленных простенках между окнами. Зеркала создавали иллюзию бесконечного пространства. Художественно привлекательными считались хрупкое тело, бледное лицо. Художники стремились подчеркнуть нежность, кокетливость, легкость, игривость. Новый художественный идеал воплощался соответствующими средствами: элегантностью внешнего вида, мягкими округлыми линиями, тонкими нюансами формы и цвета, ассиметричными композициями. Все яркие краски сменились приглушенными пастельными тонами – белыми, розовыми, оливковыми, светло-голубыми и т.п. Яркое проявление стиль рококо нашел в прикладном искусстве – в мебели, посуде, бронзе, фарфоре. Многие вещи создавались с использованием инкрустации. Самым знаменитым живописцем рококо был французский художник Франсуа Буше (1703-1770) – «Портрет маркизы де Помпадур», «Купание Дианы». Он создавал рисунки для севрского фарфора, расписывал веера и т.д. Новым явлением в европейской культуре Просвещения стало формирование еще одного стиля, получившего название сентиментализм. Зародился он в лирике и романе, позднее проник в театральное искусство. Сентиментализм развивал тенденцию, направленную на усиление эмоциональной стороны художественного образа, непосредственно воздействующего на чувства, вызывающие сопереживания. Отцом сентиментализма считают английского романиста Лоуренса Стерна (1713-1768). Его роман «Сентиментальное путешествие Йорика по Франции и Италии» дал название этому направлению.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.247.221 (0.009 с.) |