Понятие «культура». Современные подходы в определении культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «культура». Современные подходы в определении культуры



Что такое культура? Генезис понятия

 

В Древнем Риме, откуда пришло слово культура, под ней понимали возделывание земли и окультуривание почвы. Само понятие прочно вошло в лексикон социологов, психологов, публицистов, политиков, экономистов, в обыденную речь широких слоев населения в XIX в. и особенно XX в. Но уже в Древнем Риме Цицерон, отождествляя культуру души и культуру тела, рассматривал их как развитие умственных способностей, которые необходимо уважать и почитать. В определении Платона, культура – это руководство к изменению всего человека в его существе.

 Впервые попытка дать научное объяснение феномену культуры была предпринята в XVII в. английским философом Т. Гоббсом и немецким просветителем и правоведом С. Пуфендорфом, которые высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях: естественном (природном) и культурном. Естественное состояние человека является низшей ступенью его развития, т.к. оно творчески пассивно. В XVIII в. культура приобрела духовный, аристократический оттенок. Термин «культура» стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. Значительные успехи в развитии учения о культуре были достигнуты на рубеже XVIII-XIX вв. в трудах немецкого просветителя И.Г. Гердера (1744-1803). Он рассмотрел культуру в историческом аспекте, т.к. развитие культуры, по его мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса.

И.Г. Гердер первым предложил употреблять слово «культура» во множественном числе, подчеркивая уникальность различных национальных культур. В это же время утвердилось мнение, что ядро культуры составляет духовная жизнь человека, его духовные способности.

Слово «культура» впервые зафиксировано в «Карманном слове иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX в. оно не получило. Вместо него употреблялись близкие по смыслу понятия «образованность», «просвещение», «разум», «воспитанность». Они включали вопросы религии, науки, языка, государственности, образования. Только в 1860-е гг. новый термин входит в русские словари, а в 1880-е гг. утверждается в научной и художественной литературе. В современном русском языке он  употребляется очень часто, преимущественно в двух значениях – широком и узком. В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В узком смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.

Общепринятыми значениями понятия «культура» являются следующие:

1. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, т.е. культура в широком смысле – все, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду в отличие от явлений природы;

2. Культура в более узком смысле – это идейное и нравственное состояние общества;

3. Культура как уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности (культура труда, культура речи и т.д.);

4. Культура как степень совершенства социального и умственного развития, присущая кому-либо.

Разброс определений понятия «культура» вызван различными причинами:

1. Специфические интересы каждой конкретной науки;

2. Разнообразие мировоззренческих позиций различных ученых и групп исследователей внутри каждой отдельной науки;

3. Сложность и многоуровневый характер самого феномена культуры.

 

Подходы в определении культуры

 

В современной отечественной культурологии принято выделять три подхода в определении культуры – антропологический, социологический и философский.

Суть антропологического подхода – в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни, как отдельного человека, так и целых обществ. Это означает, что культура представляет собой способ существования человечества в виде многочисленных локальных культур.

Социологический подход рассматривает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом считается система ценностей. Культурные ценности создаются самим обществом и определяют его развитие. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим.

Философский подход стремится выявить определенные закономерности в жизни общества, установить причины зарождения и особенности развития культуры. В рамках этого подхода не просто дается описание или перечисление явлений культуры, но идет проникновение в их сущность. Как правило, сущность культуры видится в сознательной человеческой деятельности по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей.

В середине XX в. А. Кребером и К. Клакханом была разработана развернутая классификация, в основе которой лежал анализ определений культуры. Они разделили все определения культуры на шесть основных типов, причем некоторые из них разбивались на подгруппы.

В первую группу А. Кребер и К. Клакхан включили описательные определения. Родоначальник такого типа определений – Э. Тэйлор утверждал, что культура представляет собой совокупность знаний, верований, искусства, законов, обычаев, других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

Вторую группу составили исторические определения, акцентирующие процессы социального наследования и традиции. Они подчеркивают, что культура является продуктом истории общества и развивается путем передачи приобретенного опыта от поколения к поколению.

В третью группу были объединены нормативные определения, утверждающие, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь общества.

В четвертую группу вошли психологические определения, делающие упор на связь культуры с поведением людей и видящие в ней обусловленные особенности человеческой психики.

Пятую группу составили структурные определения культуры, делающие акцент на структурной организации культуры. Так, Лесли Уайт выделил структурные элементы культуры, рассматривая ее как внутренне организованную систему явлений – культурный комплекс. Эти явления подразделялись им на: действия (поведенческие схемы); объекты (орудия и предметы); идеи (верования, знания); чувства (установки, ценностные ориентации).

Культурный комплекс – это функционально взаимосвязанная совокупность элементов культуры. Он может быть пространственным и временным. Под пространственным культурным комплексом понимается культурный ареал, а под временным – культурное наследие. Культурным ареалом называется географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах. Границы культурного ареала не обязательно совпадают с государственными.

В шестую группу входят генетические определения, рассматривающие культуру с точки зрения ее происхождения.

Современные исследователи добавили еще три группы определений: социологические, функциональные и аналитические.

Социологические определения культуры предполагают воспринимать ее  как фактор организации общественной жизни, совокупность идей, принципов и социальных институтов, обеспечивающих жизнь людей. Внимание акцентируется на процессе, в ходе которого человек и общество удовлетворяют свои потребности.

Функциональные определения культуры, характеризуют ее через функции, которые она выполняет в обществе.

Аналитические определения основное внимание сосредоточивают на предметном содержании культуры (системе ценностей, норм и институтов) и на ее функциональной стороне (процессе развития способностей человека, в ходе его сознательной деятельности по производству, распределению и потреблению ценностей).

Классическое определение дано выдающимся английским этнографом Эдуардом Тэйлором (1832-1917): культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

Можно выделить три основных подхода к исследованию феномена культуры: аксиологический, деятельностный и личностный.

Согласно аксиологическому подходу культура понимается как:

- совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (А.А. Зварыкин, В.Н. Тарасенко, Г.П. Францев, Н.З. Чавчадзе);

- совокупность образов, система ценностей, идей, детерминирующих упорядоченность и управляемость социальными системами (А. Кребер, Т. Парсонс, Р. Мертон);

- совокупность программ будущих, потенциально возможных видов и форм человеческой деятельности (К.И. Ромашкин, А.А. Мамедов, В.С. Степин).

Согласно деятельностному подходу культура понимается как:

- способ реализации творческих сил и способностей человека в конкретной деятельности, производимой с точки зрения общественной значимости (В.Е. Давидович, И.Ф. Исаев, Ю.А. Жданов, М.С. Каган, Э.С. Маркарян);

- устоявшаяся система норм, упорядочивающих деятельность, взаимодействие и общение людей (О.И. Джиоев, И.Н. Семенов).

Согласно личностному подходу культура понимается как:

- некоторое свойство личности, проявляющееся в способности к самоконтролю, творческой реализации своей деятельности, мыслей, чувств (Е. Боголюбова, М.Т. Иовчук, Н.С. Злобин);

- процесс творческой самореализации сущностных сил, способностей человека, выражающий меру власти человека над внешней и над его собственной психической и физической природой (И.Ф. Исаев).

В массовом сознании культура – это нечто нормативное, стандарт поступков, внутренне присущий каждому человеку, включающий в себя тактичность, уважение к другим людям, деликатность, умение всегда найти меру своего поступка. Широко распространено отождествление культуры с образованностью.

В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях:

1. Под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление (министерство культуры, институты культуры и т.д.).

2. Под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (русская культура, элитарная культура, культура молодежи и т.д.).

3. Культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений (культура труда, художественная культура и т.д.).

В последние десятилетия изучение культуры идет в двух основных направлениях: исследования культуры общества и исследования культуры личности. Между этими направлениями существует диалектическая взаимосвязь. Представители первого направления (В.Е. Давидович, М.С. Каган, Э.С. Маркарян) делают акцент на исследовании адаптационной функции культуры, заключающейся в самосохранении и развитии общества и образовательных процессов внутри него. Представители второго направления (В.С. Библер, Л.Н. Коган, В.М. Межуев, Л.В. Сохань, И.А. Ильяева), изучая личностные аспекты культуры, фокусируют внимание на человеке как субъекте деятельности и общения, на его творческой активности и самосовершенствовании, определяют культуру как меру и способ саморазвития.

Личностный уровень культуры зависит от культуры социума, который, в свою очередь, определяется культурой составляющих его человеческих индивидов. Иначе он рискует превратиться в аморфную бесструктурность, лишенную источников и стимулов развития.

Таким образом, охватывая с внешней стороны все предметные результаты человеческой деятельности (орудия труда, сооружения, различные виды знания, произведения искусства, нормы права, моральные принципы, обычаи и верования), культура по своему внутреннему содержанию есть процесс развития самого человека как общественного существа, как целостной и гармонической личности. Оно есть способ существования человека как субъекта деятельности, мера его индивидуального – творческого, социального, интеллектуального, нравственного, эстетического, физического совершенствования.

 

Артефакты культуры

 

Практическим выражением культуры являются различного рода предметы, явления и события, которые принято называть артефактами. Ими может быть конкретный материальный продукт, поведенческий акт, социальная структура, информационное сообщение или оценочное суждение. Любой артефакт может быть охарактеризован с точки зрения материальной формы и духовного содержания.

Материальная форма артефакта определяется его утилитарными качествами, возможностями человека и общества. Духовное содержание (значение, смысл) обусловливается потребностями выражения различных идей, эстетических вкусов, обозначением социального статуса и т.п.

Артефакты образуют определенную целостность, систему, в которой они соотносятся иерархическим образом соответственно своей значимости. Значимость артефактов – величина не постоянная, их оценки могут со временем меняться, т.к. в культуре постоянно идут процессы отмирания одних и появления других элементов.

Артефакты являются воплощением какой-либо культурной формы – образца решения задачи по удовлетворению какой-то групповой или индивидуальной потребности. Культурная форма представляет собой комплекс отличительных признаков объекта, в которых воплощаются его утилитарные и символические функции. Одну и ту же культурную форму могут воспроизводить множество артефактов (человеческое жилище, свадьба).

Совокупность культурных форм, исторически сложившихся в практике и сознании определенной человеческой общности называют культурной системой. Она представляет собой конкретно-историческую культуру какого-либо народа, сословия, конфессии и т.д. Культурные системы являются не просто суммой случайных форм, они упорядочены, организационно и информационно взаимосвязаны между собой.

Типология культуры

Материальная и духовная культуры

 

Существует несколько типов культур. Культура с точки зрения цели жизнедеятельности человека имеет два типа – материальную и духовную. Материальная культура включает всю область материально-производственной деятельности человека и ее результаты – орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления, культуру труда, быта, физические объекты, созданные человеческими руками и имеющие ценность для группы или общества.

Основой существования материальной культуры являются вещи – результат материально-созидательной деятельности человека. В них  закрепляется образ человека определенной эпохи, культуры, социального положения и т.д. Любая вещь имеет двойственный характер, т.к. одновременно принадлежит двум мирам – природному и культурному: производятся они из природных материалов, а частью культуры становятся после их обработки человеком. При этом вещь приобретает очень важное качество – способность удовлетворять определенные человеческие потребности, быть полезной человеку.

Помимо утилитарной полезности вещи с самого начала были еще и носителями социально значимой информации, знаками и символами, которые связывали человеческий мир с миром духов. Вещи были текстами, хранящими информацию, необходимую для выживания коллектива. Особенно это характерно для первобытной культуры. Символическая полезность вещи позволяла использовать ее в магических обрядах и ритуалах, придавать ей эстетические свойства. Тогда же, в древности, появляется еще одна форма вещи – игрушка, которая предназначена для детей, чтобы они овладевали необходимым опытом культуры, готовились к будущей взрослой жизни. Чаще всего они были миниатюрными моделями реальных вещей.

В течение тысячелетий разнообразные ценностные свойства вещей стали обособляться, что привело к образованию двух классов вещей – утилитарных, чисто материальных, и вещей-знаков, используемых в ритуальных целях (флаги, гербы, ордена).

С течением времени все большее значение стала приобретать эстетическая ценность вещей, поэтому красота долго считалась одной из важнейших их характеристик. Но в индустриальном обществе красота и польза стали отделяться друг от друга. Появляется множество полезных, но некрасивых вещей, с одной стороны, и красивые дорогие безделушки, с другой. Для выхода из данной ситуации в начале XX в. появился дизайн.

Структура материальной культуры:

1-я область – это сельское хозяйство, включающее в себя выведенные в результате селекции сорта растений и породы животных, а также культивирование почвы;

2-я область – здания – места обитания людей со всем разнообразием их занятий и форм бытия (жилье, помещения для управленческой деятельности, развлечений, учебной деятельности), а также сооружения – результаты строительства, меняющие условия хозяйствования и быта (мосты, помещения для производства, плотины и т.д.);

3-я область – инструменты, приспособления и оборудование, предназначенные для обеспечения всех видов физического и умственного труда. В истории человечества прослеживается постоянное совершенствование этой области материальной культуры;

4-я область – транспорт и пути сообщения;

5-я область – связь, включающая почту, телеграф, телефон, радио, компьютерные сети.

Духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели поведения, церемонии, ценности, мифы, обычаи, традиции и т.д. Они сотворены человеческим разумом, существуют в сознании и поддерживаются человеческим общением.

Структура духовной культуры:

1-я область: проектирование. Его результаты – идеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин; модели социальных преобразований, проекты новых форм политического устройства, новых социальных институтов и учреждений;

2-я область: познавательная деятельность - процесс приобретения и переработки знаний.

Уровень культуры, как отдельного человека, так и общества в целом определяется объемом и глубиной знаний. Приобретаются они во всех сферах, но своими истоками уходят в три вида познавательной деятельности, присущие еще первобытному человеку – практику, мифологию и игру.

Практическое знание всегда имело конкретный характер, связанный с непосредственной жизнью человека в природе и в обществе, трудовой деятельностью и повседневной жизнью. Это знание добывается каждым индивидом самостоятельно. Для него характерны такие черты, как непосредственность, интуитивность, зависимость от опыта.

Мифологическое знание воплощает обобщенные представления человека о мире, выраженные в форме мифа.

Игровое знание также появилось на ранних этапах человеческой истории. В игре ребенок получал знания о способах деятельности и о взаимоотношениях.

Познавательная деятельность тесно связана с образованием - составной частью процесса инкультурации – введения человека в мир культуры.

Существуют две точки зрения на культурную роль науки:

- сциентизм – результаты конкретно-научных исследований обладают наивысшей культурной ценностью;

- интисциентизм – науку, во избежание губительных последствий для общества, необходимо удерживать в жестких рамках или отказаться от ее фундаментальных положений (М. Хайдеггер).

3-я область: ценностно-ориентационная деятельность. Эта сфера может быть представлена тремя подсистемами:

а) моральная (нравственная) культура, которая дает нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и социальных групп ко всем сторонам жизнедеятельности. Как целостная система она включает в себя:

- этическое мышление (способность морального суждения, умение пользоваться этическим знанием, различать добро и зло, в каком бы обличии они ни выступали, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т.д.);

- чувства (способность к «моральному резонансу», сочувствию, сопереживанию);

- поведение (осуществление в моральной практике помыслов и чувств, степень их превращения в повседневную норму).

Кроме того, в систему нравственной культуры личности входит этикет как уровень приверженности к правилам, регламентирующим форму, манеры поведения личности.

Высокий уровень нравственной культуры личности описывают как «нравственную мудрость», способность обеспечивать оптимальность и гармонию нравственной деятельности, готовность к достойным поступкам в любых ситуациях.

В нравственной культуре сосуществуют нормативные элементы, которые помогают поступать нравственно в традиционных ситуациях, и творческие элементы, которые позволяют принимать правильные решения с точки зрения морали;

б) художественная культура, ее элементами являются творчество, ценности, связанные с искусством. Художественная культура является комплексным видом культуры;

в) религиозная культура. Она воплощается культовыми и вероисповедальными действиями, смысл которых определен соответствующей системой ценностей, главной из которых является Бог как духовно-нравственный идеал;

г) духовное общение людей. Это процесс, в ходе которого происходит обмен информацией, совместное восприятие внешнего объекта или ситуации, собственных действий, состояний, движений; изменение установок или поведения членов группы под воздействием внешних стимулов.

В наше время в условиях разделения труда и развития узкой специализации происходит обособление материальной и духовной сфер культуры. При этом духовная культура остается неразрывно связана с материальной.

Особо следует сказать о культурном наследии - части материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, выдержавшей испытание временем и передающейся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Мировая и национальные культуры

 

Если при построении типологии культур взять в качестве критерия носитель, то культуру подразделяют на мировую и национальную (этническую).

1. Мировая культура – это совокупность достижений всех национальных культур различных народов, созданных на протяжении истории человечества. Важным компонентом мировой культуры является наука как система знаний о мире.

2. Национальная (этническая) культура - совокупность продуктов культурной деятельности различных социальных слоев и групп общества. Носителем культуры выступает народ (этнос), для которого характерны общий язык, территория, единство хозяйственной жизни, единая культура и особый национальный характер.

Говоря о национальных (этнических) культурах часто упоминают понятие «диаспоры» – пребывание значительной части народа вне его происхождения. Образуются они за счет добровольного переселения (миграции), насильственного выселения, угрозы геноцида и иных социальных факторов.

Национальное (этническое) меньшинство – отдельная часть этноса, оказавшаяся за пределами проживания его основной части или за пределами одноименного государства.

 Обязательными признаками любой национальной (этнической) культуры являются неповторимость и оригинальность. Это своеобразие проявляется в языке, религии, искусстве, ведении хозяйства, традициях и обычаях. И здесь главным фактором является чувство идентичности.

Основа уникальности национальных (этнических) культур - характерная система ценностей – идеалов, к достижению которых стремятся представители каждой из них. Идеалы эти закрепляются в нормах и правилах поведения. Особенно важны стереотипы – типичные, устойчивые, стандартные формы восприятия окружающего мира и других людей.

Любую национальную (этническую) культуру можно представить в виде «культурного айсберга», в основании которого лежат ценности, в середине – нормы и правила поведения, а вершиной является реальное поведение людей.

На формирование национальной (этнической) культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, психический склад этноса, географическая среда. Заметим, что этническая специфика хорошо заметна в сельском хозяйстве.

 

Художественная культура

 

Сущность художественной культуры заключается в том, что человек, называемый художником (профессионал или народный умелец), благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно моделирует какой-то фрагмент реальности. Затем он передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме.

Важнейшая часть художественной культуры – искусство. Оно формируется на границе между игровым и неигровым содержанием культуры: с одной стороны – труд, репродуктивная деятельность, религия, с другой стороны – агон и мимикрия. Исторически искусству предшествуют мифология и ритуалы. Самым древним на земле является верхнепалеолитическое искусство, в котором преобладали две темы, значимые для человека: мощь и изящество животных, чудо и тайна пола. Промежуточной стадией между религиозно-магическим обрядом и профессиональным художественным творчеством является фольклор.

Генезис искусства – это многоплановый процесс:

а) происходит отделение искусства от мифа и ритуала;

б) образцы искусства становятся ценными сами по себе;

в) усиливается дифференциация знаковых систем: архитектурной, скульптурной, живописной, поэтической;

г) искусство занимает двойственную позицию по отношению к практической жизни: удаляется – приближается.

Выделяют пространственные, временные и синтетические искусства

Пространственные искусства являются формой освоения пространства. К ним относятся архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство, живопись, художественная фотография. Первые два вида искусств используют трехмерное пространство (объем), два последних – двухмерное (плоскость). Архитектура (зодчество) – строительство сооружений из камня и других материалов. Самыми распространенными сооружениями были: человеческое жилище, помещение для умерших (могила, гробница, склеп), жилище для богов (храм). Скульптура (ваяние) – искусство объемных изображений. Материалом для ваяния служили глина, дерево, кость, мрамор, гранит, бронза, серебро, золото, чугун, с XX в. – сталь, бетон, пластмасса. Объектами изображения в скульптуре выступали священные животные, сверхчеловеческие существа, герои, люди. Движущая сила этого искусства – стремление воплотить телесное совершенство, гармонию тела и духа. Основные роды пластики: круглая скульптура и рельеф.

 

 

«Русская деревня» (картина В.Д. Поленова, 1889 г.)

 

В графике и живописи художественный образ возникает из композиций линий и цветов, создаваемых с помощью рисования. В палитре первых художников преобладали четыре цвета: красный, желтый, белый, черный.

В XIX в. произошло разделение живописи и графики. Живопись выражает сущность предмета в цвете и через цвет. Графика – контурной линией, штрихом, пятном, фоном листа. К графике принадлежат рисунок и печатные изображения.

Живопись разделилась на монументальную и станковую. Монументальная живопись органично соединилась с архитектурой и включила в себя: роспись, представленную в двух разновидностях: фрески, мозаику, витраж, панно. К станковой живописи относят такие жанры, как дощатая икона, портрет, пейзаж, натюрморт.

В 1839 г. француз Луи Жак Манде Дагер изобрел практический способ изготовления фотографического изображения, названного дагерротипом. Развитием фотографии явилась голография – запись и воспроизведение объемных изображений.

Временные искусства конструируют образ во времени, используя для этого слово и ритм. Важнейшими их видами является художественная литература (словесность) и музыка. Словесность долгое время существовала как фольклор. Основными родами литературы являются:

- эпос – повествование об исторических или мифических событиях. Основные жанры: поэма, рассказ, новелла, баллада, повесть, роман;

- лирика – самораскрытие внутреннего мира поэта. Основные жанры: ода, песня, стихотворение;

- драма – воспроизведение событий в монологах и диалогах действующих лиц. Основные жанры: трагедия, комедия.

В музыке материалом для создания образов служит звук, который характеризуется четырьмя параметрами: высотой, громкостью, длительностью, тембром.

Синтетические искусства создают образы и на пространственной, и на временной основе. Древнейшими из них являются театр и хореография. Искусство театра, возникшее в Древней Греции в VI в. до н.э., соединяло в себе литературу, музыку, танец. В 1895 г. французы Л. и О. Люмьеры изобрели кинематограф. В XX в. – телевидение, в конце XX в. – начале XXI в. – искусство виртуальной реальности.

 

Физическая культура

 

В широком смысле физическая культура означает окультуривание человеческого тела: поддержание своего здоровья и жизненного тонуса. Она включает в себя:

а) собственно физкультуру, т.е. занятие физическими упражнениями;

б) спорт как профессиональное занятие физическими упражнениями;

в) культивирование здорового образа жизни, отказ от алкоголя и курения, культуру питания, организацию труда и отдыха;

г) спортивные, любительские и профессиональные танцы.

 

Социальная культура

 

Социальная культура представляет собой производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека. Она  характеризует деятельность государства, социальных институтов; показывает процессы, происходящие в обществе, его структуру, организацию политической власти, существующие правовые нормы, типы управления и стили лидерства.

 

Формы культуры

Формы культуры относятся к таким совокупностям норм, правил и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями. Они не являются также составными частями какого-то целого. В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, культурологи различают три ее формы: элитарную, народную, массовую.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу.

Народная культура состоит из двух видов – популярной и фольклорной культуры. Популярная описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, фольклорная – его прошлое.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Это мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и т.п. В качестве примера можно привести русские былины о чудо-богатырях – защитниках земли русской Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.

 

 

«Крестьянский сын Илья Муромец» (рис. М.В. Нестерова, 1887 г.)

 

Массовой культурой называют совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Это культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по различным каналам. Содержание массовой культуры составляет продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты, журналы, спорт, туризм и т.д.

Становление массовой культуры связано с формированием индустриального общества. Научно-технический прогресс способствовал высвобождению большого количества времени у значительной части населения и возникновению потребности в досуге у самых широких слоев общества.

Массовая культура появилась в середине XIX в. когда средства массовой информации стали доступны представителям всех социальных слоев (полиграфическая промышленность, кинематограф, граммофон, патефон, проигрыватель, телевидение, магнитофон, компьютер и т.д.). Как правило, она может быть интернациональной и национальной. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют свою актуальность, выходят их моды. Однако при этом массовая культура является средством стимуляции потребления, для чего активно используется реклама.

Основные признаки массовой культуры:

1. Серийный характер предметов потребления;

2. Примитивные стандарты жизни и отношений между людьми;

3. Развлекательность;

4. Натурализм в изображении определенных сцен.

\

Субкультуры

Субкультура – часть общей культуры какого-то народа, в отдельных аспектах отличающаяся от доминирующей культуры, но в главных чертах согласующаяся с ней, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Субкультуры связаны с многочисленными, компактно размещенными и относительно изолированными группами людей. Обычно субкультуры располагаются на окраинах ареала распространения целостной культуры, что связано со специфическими условиями, сложившимися там.

Формирование субкультур происходит по этнографическим, сословным, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики. Социальная группа, сформировавшая субкультуру, может отличаться от представителей доминирующей культуры языком, образом жизни, манерами поведения, обычаями и т.д. Вместе с тем, субкультура включает ряд ценностей доминирующей культуры. Примерами субкультур могут быть сельская, городская, молодежная культуры.

Сельская культура

Сельская культура – это исторически сложившаяся культура, создателями и носителями которой выступают крестьяне.

Сельская культура имеет следующие особенности:

1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года;

2. Персонификация межличностных отношений, вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными;

3. Плотный неформальный контроль над поведением каждого члена локальной общности;

4. Единство места работы, места жительства и места отдыха;

5. Ведущая роль слухов в потоке информационного обмена;

6. Практически всем жителям деревни присущ ограниченный жизненный опыт;

7. Высокий  удельный вес коллективной деятельности;

8. Большое  внимание экологии и охране окружающей среды;

9. Раннее занятие физическим трудом.

 

Городская культура

 

Городская культура – это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Общие черты городской культуры:

1. Высокая плотность застройки территории;

2. Наличие большого числа транспортных магистралей;

3. Широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры;

4. Наличие огромного числа незнакомых людей;

5. Возможность выбирать круг общения по интересам;

6. Одиночество в толпе;

7. Транспортная усталость;

8. Нервные перегрузки;

9. Насыщение большим количеством вредных и канцерогенных веществ;

10. Оторванность от живой природы. Увлечение садово-огородническим движением.

 

 

Контркультура, обыденная культура

 

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не только отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Этот термин появился в западной литературе в 1960 г., был введен американским социологом Теодором Роззаком. Теория контркультуры ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представлялась организованным насилием над личностью. Этот протест принимал различные формы: от пассивных до экстремистских: хиппи, рокеры, панки, скинхеды и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.117 с.)