Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура цивилизации Древнего Египта

Поиск

 

Цивилизация Древнего Египта просуществовала около трех тысячелетий – приблизительно с конца IV тыс. до н.э. до 332 г. н.э., когда была завоевана Александром Македонским. Древний Египет – первое государство, претендовавшее на мировое господство.

Истоки культуры Древнего Египта

 

Культура Древнего Египта настолько отличается от других культур, что существует гипотеза ее внеземного происхождения. Египетское государство возникло на северо-востоке Африки, в долине Нила. История и культура Древнего Египта во многом были предопределены его географическим положением. Реальный мир египтян был ограничен узкой долиной великой реки Нил, окруженной с запада и востока песками пустынь. Природа страны и ее единственная река, от разливов которой зависела жизнь и благополучие народа, явились важнейшими факторами, которые обуславливали мироощущения египтян, их отношение к жизни и смерти, религиозные взгляды.

В результате непрерывных тропических ливней и таяния снегов истоки Нила переполнялись, он ежегодно в июле разливался. Почти вся долина реки оказывалась под водой. Через четыре месяца, к ноябрю, нильские воды спадали, оставляя на полях толстый слой ила. Сухая земля становилась влажной и плодородной. Наступал второй четырехмесячный период (ноябрь-февраль) – время посева. Сельскохозяйственный цикл завершался третьим четырехмесячным периодом (март-июль) – временем жатвы. Затем цикл повторялся.

Основу экономики страны составляло ирригационное (орошаемое) земледелие. Оросительные системы требовали централизованного управления, и эту роль взяло на себя государство во главе с фараоном.

Культура Древнего царства (2900 – 2270 гг. до н.э.)

 

Период Древнего царства характеризуется образованием нового централизованного государства, формированием государственного аппарата, выделением административных округов. Утверждается неограниченная власть фараона, происходит ее обожествление, что находит свое выражение в сооружении пирамид-гробниц.

Решающую роль на формирование египетской культуры этого этапа оказали религиозно-мифологические представления древних египтян: заупокойный культ и обожествление власти фараона, которые были составной частью религии.

Централизация власти в Древнем Египте породила специфическую форму общественного сознания – культ фараона. Этот культ опирался на представление о фараоне как родоначальнике всех египтян. В свою очередь фараон рассматривался как наследник бога, создателя и владыки мира. Он обладал властью над целым космосом. Благополучие страны было обусловлено наличием фараона. Благодаря ему господствовали регулярность и порядок. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: фараон – живое подобие Солнца, после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью.

Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов была потребность произвести впечатление подавляющей мощи. Этот эффект был получен, когда строители смогли увеличить надземную часть постройки в высоту по диагонали. Так возникли египетские пирамиды.

Большое значение придавалось внутреннему декору гробниц. Стены покрывали цветными рельефами, прославляющими фараона как сына бога и победителя всех врагов Египта, а также многочисленными магическими текстами, целью которых было обеспечение вечной счастливой жизни правителя. Эти рельефы представляли собой картинные галереи. Считалось, что с помощью заупокойных молитв изображения должны были оживать и создавать для умершего привычную среду обитания.

Религиозные взгляды египтян в основном сложились именно в эпоху Древнего царства на основании впечатлений от реального природного мира. В них животные наделялись сверхъестественными, магическими качествами, им приписывалось бессмертие. При этом египтяне поклонялись не самому животному, а божественному духу, принявшему вид соответствующего животного.

 

 

Апис – бог плодородия в Египте

 

Так как скотоводство занимало ведущее место в хозяйственной жизни египтян, то уже с глубокой древности началось обожествление быка, коровы, барана. Бык под именем Апис почитался как бог плодородия. Под видом коровы либо женщины с коровьими рогами почиталась Хатор, богиня неба и покровительница природы. Она также считалась богиней плодородия и дерева, поила души умерших в загробном мире живительной влагой.

Важнейшая черта культуры – протест против смерти, которую они считали противоестественной как для человека, так и для всей природы. В основе этого мироощущения лежало убеждение в регулярном обновлении природы и жизни. Родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конца существования человека, его ждет воскрешение. Стремление к бессмертию – основа для возникновения заупокойного культа. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом. Поэтому живые должны позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено. Тело умершего бальзамировали, возникло искусство изготовления мумий и строительство усыпальниц. Рельефы, высеченные на стенах погребальных камер, воспроизводили сцены повседневной жизни умершего. Снабженные пояснительными надписями и текстами вместе с предметами домашнего обихода они должны были дать возможность умершему продолжать вести привычный образ жизни и пользоваться своим имуществом в загробном мире. Вечное тело должно было находиться внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице – пирамиде. Пирамиды строились для фараонов и знати, тела бедняков не бальзамировались, заворачивались в циновки и сваливались во рвы на окраинах кладбищ. Пирамиды сооружали крестьяне в периоды наводнений и засухи. Это было религиозной обязанностью.

Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки – масштабы – в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей. В масштабе оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, слоновой кости и т.д. Фигурки должны были оживать и выполнять в загробном мире все физические потребности умершего.

В гробнице обязательно помещали портретное изображение умершего. Обязательным условием было полное изображение фигуры, стоящей с выдвинутой вперед левой ногой – поза движения к вечности. Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские – в желтый. Волосы на голове всегда были черными, одежды – белыми.

Египтяне считали глаза зеркалом души, поэтому фиксировали на них внимание, сильно подкрашивая пастой, в которую добавляли толченый малахит. Глаза статуй делали из разных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую форме глаза, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя – для зрачка. Под хрусталь подкладывали небольшой кусочек полированного дерева, благодаря которому получалась блестящая точка, которая придавала живость зрачку и всему глазу.

К концу периода Древнего царства в культуре египтян сформировались различные художественные ремесла – изготовление изящных сосудов из различных пород камня, художественная мебель, богато декорированная костью, золотом, серебром. Каждому украшению придавался особый смысл.

Культура Среднего царства (2100-1700 гг.до н.э.)

 

Среднее царство вошло в историю культуры как период развития научных знаний, сосредоточием которых стали храмы. Для египтян солнце и звезды были исполнены божественного смысла, зародилась астрономия. Наблюдая движение небесных светил, жрецы обнаружили, что самая яркая звезда Сириус раз в году оказывается прямо над восходящим солнцем и через несколько дней после этого начинается ежегодный разлив Нила. Этот день знаменовал первый день египетского года, насчитывавшего 12 месяцев, каждый из которых состоял из 30 дней. Для соответствия реальной продолжительности года в календарь включалось еще дополнительно 5 дней. Было принято у египтян и деление суток на 24 часа.

Начал развиваться индивидуализм, который проявился в том, что каждый заботился о своем собственном бессмертии. Простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Возникла идея равенства после смерти, что нашло отражение в содержании культа умерших. Он очень упростился. Для обеспечения вечной жизни было достаточно одной стелы – каменной плиты, на которой были написаны магические тексты, гарантировавшие умершему загробную жизнь и материальное обеспечение.

Фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид. Материалом для строительства служил кирпич-сырец. Сверху пирамиды облицовывались известковыми плитами. Эти пирамиды представляли собой каркас, заполненный каменной крошкой, кирпичом и песком. Переход от каменных пирамид к пирамидам кирпичным был связан с борьбой против грабителей и не требовал громадных материальных затрат на их сооружение.

Культура Нового царства

 

Эпоха Нового царства примечательна грандиозным строительством храмов, дальнейшим совершенствованием искусства рельефа, росписи, пластики, ювелирного дела. Грандиозное строительство фараонов по-прежнему имело целью утверждение божественного характера царской власти. Но вместо пирамид венцом этого строительства становится храм. Главное внимание уделялось возведению заупокойных храмов. Кроме них строились святилища, посвященные богу солнца Ра.

Религия и искусство Древнего Египта

 

В Древнем Египте было много богов, у каждого города их могло быть несколько: главным был бог солнца – Ра, бог Осирис – бог смерти, богиня Исида – покровительница плодородия и материнства. Фараон Аменхотеп IV выступил как религиозный реформатор, пытался утвердить монотеизм, но попытка не удалась.

Развивалось изобразительное и монументальное искусство: перед храмами и дворцами воздвигали высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами – рисуночным символическим письмом. Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное изображение существа с телом льва и головой человека – фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Создавались скульптурные портреты: статуи, стеллы. Были выработаны классические архитектурные формы: пирамида, обелиск, колонна, и такие виды изобразительного искусства, как скульптура, рельеф, монумент, живопись. Изобразительному искусству были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, позы условны.

Потребность зафиксировать устоявшиеся нормы и принципы культуры сформировала особое художественное мышление египтян и выработала развитую систему канонов, предписывавших художнику правила пользования пропорцией и светом, схемы изображения людей и животных. Впервые в истории канон становится важнейшим художественным принципом, определяющим творческую деятельность художника.

Эти образцы, освященные религией, не подлежали изменению. При создании произведений было необходимо их строго придерживаться. Требования канонов передавались художниками из поколения в поколение. Существовали даже специальные руководства, записанные на папирусе. Древнеегипетские художники выступали в роли хранителей священных законов художественного творчества. Общественный статус художника был высок и почетен. Иногда его приравнивали к сану жреца. Вместе с тем  деятельность людей искусства не рассматривалась как самодостаточная. Живописец, скульптор, литератор были призваны своим творчеством реализовывать высшие общественные установки и отказываться от любых форм творческого художественного экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных канонов.

Канон был установлен в изображении стоящего, идущего, сидящего человека, а также для рисования цветка лотоса и священных животных. Все рисунки египетских мастеров были линейными и плоскими, в них не было объема, перспективы и светотени. Раскрашивались они цветом без введения дополнительных тонов и цветных теней. Фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным, женские – красным. Особое внимание уделялось изображению человеческой фигуры. Был разработан специальный канон, созданный на основе изучения и измерения фигуры человека с математической точностью.

В скульптурных изображениях человека уже в Древнем царстве был выработан строго определенный канон. Стоящая статуя выполнялась с выдвинутой вперед левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу. Сидящая статуя представляла собой фигуру с симметрично положенными на колени руками или согнутой в локте рукой. Оба типа статуй были всегда пропорциональны, симметричны, фронтальны. Их туловища напряженно выпрямлены, прямо поставленная голова высоко поднята, а спокойно-беспристрастный взгляд устремлен вдаль.

Чтобы египтянину легче жилось в загробном мире, ему нужны были слуги и рабы. Их роль выполняли небольшие каменные, деревянные и фаянсовые статуэтки слуг, пахарей, носильщиков, прачек. По характеру эти статуэтки резко противоположны статуям фараонов и вельмож, их изображения не всегда вписывались в рамки канона.

 

Литература

 

1. Берлев О., Ходжаш С. Скульптура Древнего Египта в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. М.: Восточная литература, 2014.

2. Веселовская Н. Мировая художественная культура. Древний Восток. Египет. Месопотамия. Палестина. Хрестоматия. М.: Вече, 2014.

3. Дрейк У. Реймонд. Боги и пришельцы Древнего Востока. М.: Центрполиграф, 2011.

4. Саботино Москати. Цивилизации Древнего Востока. М.: Центрполиграф, 2010.

5. Чершинцева М.А. Музыка в синкретической культуре древних цивилизаций (на примере Древнего Египта и Междуречья) // Вопросы культурологии. 2010. № 6. С. 59-65.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.72.27 (0.008 с.)