Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 7: культуры Древней Индии и Древнего КитаяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Купить можно все, кроме знаний» Китайская пословица Культура Древней Индии Из всего многообразия Древних культур индийская культура является одной из самых уникальных. Решающая роль в этом принадлежит природному фактору – природные условия изолировали Древнюю Индию от остального мира. На юге, юго-западе и юго-востоке естественной границей Индии оказались воды Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере ее границей служит горный хребет Гималаев. В этом замкнутом пространстве величественная природа Индии с ее непроходимыми лесными чащами, несметным множеством ярких птиц и разнообразных зверей, дурманящих растений содействовала рождению мощных и величественных образов мифологии и культуры. Культура хараппской цивилизации и культура ариев
Хараппская цивилизация – одна из крупнейших на Древнем Востоке. Основными центрами цивилизации были крупные города Хараппа и Мохенджо-Даро. Города были построены по единому плану, отличались строгой планировкой: прямоугольные кварталы размерами 200 х 400 м разделялись главными магистралями, ширина которых достигала 10 м. В городах также четко выделялся нижний город, где располагались жилые постройки, и верхний город – цитадель, построенная на искусственном возвышении, отделенная стеной от остального города. Там находились административные здания, в которых население города спасалось от наводнений, довольно частых в долине Инда. При раскопках городов хараппской цивилизации были обнаружены предметы художественного ремесла – изделия из бронзы, ювелирные украшения, узорчатая керамика, гравюры на печатях и мелкая пластика. Особого внимания заслуживают небольшие статуэтки и рельефы на печатях. Искусно вырезанные печати из стеатита с изображением слонов, быков, горных козлов, расположением фигур и подписей вокруг изображений, а также тонкостью пластической обработки поверхности указывают на их близкое сходство с произведениями художественных ремесел Месопотамской культуры. Бронзовые статуэтки показывают, что скульпторы владели мастерством пластического изображения человеческого тела и передачи движения. Язык и письменность хараппской цивилизации остаются нерасшифрованными. Примерно в середине II тыс. до н.э. она пришла в упадок. А через несколько веков после заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга пришли кочевые арийские племена («арий» - благородный). Высокий уровень материальной культуры – знакомство с металлами, использование плуга, удобрений, ирригационных устройств, средств транспорта, развитое ремесло и т.д. – все это способствовало быстрому и успешному закреплению пришельцев на захваченных территориях. С приходом ариев в индийской культуре начался новый индоарийский период. Именно арии с их огромным вниманием к религиозной символике и мифологии, к культам и жертвоприношениям, с ведущей ролью жрецов-брахманов и обожествлением священных текстов придали всей индийской культуре религиозно-духовный характер. Приоритет религиозно-духовных проблем привел к тому, что в Индии этого периода социально-историческая память представлена только в религиозно-эпической, мифологически-культовой форме. Все знания, необходимые для жизни, заучивались наизусть и передавались из поколения в поколение. Так появились важнейшие священные книги Индии – веды (от глагола «ведать», «знать»). Веды представляют собой сборник религиозных текстов – гимнов, песнопений и магических формул. Веды состоят из четырех частей: Ригведы – «Книга гимнов», Самаведы – «Книга песен», Яджурведы – «Книга жертв», Атхарваведы – «Книга заклинаний». К ведической литературе также относятся позднее появившиеся комментарии вед - брахманы и упанишад, а также веданта – произведения по астрологии, стихосложению и этимологии. Необходимость комментариев была вызвана древностью языка вед. Книга гимнов рассказывает о сотворении мира, богах, населяющих Вселенную. К высшим ведийским божествам принято относить 33 бога, которые не составляли иерархического пантеона: главным становился тот, в котором в данный момент более всего возникала необходимость. Характерным было и то, что за богами практически не закреплялись строго определенные функции. Главным принципом видения мира было обожествление природы как целого и отдельных явлений природной и социальной жизни. Боги, описанные в ведах, считались невидимым олицетворением стихий и природных явлений. Но при этом они представлялись в образах прекрасных людей, благожелательных ко всем земным существам. Веды содержат сведения обо всех сторонах жизни древних индийцев. Так, сообщается о делении индийского общества на четыре варны. Система варн сложилась в Индии в глубокой древности, из сословных различий внутри племен индоарийцев. Слово «варна» означает вид, разряд. Его с давних пор использовали для выделения и противопоставления друг другу основных социальных слоев общества. Из уст первочеловека Пуруши (при жертвоприношении которого богам возник весь мир) появилась варна жрецов-брахманов, из его рук – варна воинов, из бедер – варна простых земледельцев и скотоводов, из ступней – низшая варна неимущих и неполноправных шудр. Три высшие варны считались почетными. Их представители именовались «дважды рожденными», т.к. по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения, который производился в детстве и сопровождался надеванием на шею шнура, материал и цвет которого соответствовал варне. Обряд второго рождения давал право на обучение профессии и занятиям предков, после чего каждый мог стать домохозяином, т.е. отцом семейства. Четвертая варна шудр возникла и формировалась позже трех арийских в основном из подчиненных ариям аборигенных племен. Шудры не имели права изучать веды и участвовать в обрядах и жертвоприношениях наряду с представителями высших варн, не могли претендовать на высокое социальное положение. Границы между варнами были незыблемыми. Человек рождался в своей варне и навсегда принадлежал ей. В своей варне он брал жену, его дети тоже навсегда были ее членами, продолжая его дело. Рождение человека в той или иной варне – результат поведения человека в прошлых рождениях. Поэтому человек должен был смириться со своим местом в обществе, не стремясь к улучшениям и изменениям, ведя добродетельную жизнь и улучшая свою карму. Эта установка ориентировала людей на уход от активной социальной жизни в поисках спасения или освобождения от кармы.
Неприкасаемые Хуже всего в Индии было положение так называемых «неприкасаемых» («париев») – тех, которые находятся за пределами четырех варн. Согласно канонам, неприкасаемые должны пить из лужи, питаться нечистотами, ходить в лохмотьях. Если неприкасаемый лежит около колодца и умирает, то оказывать ему помощь ни в коем случае нельзя. История Индии знает человека, который в ХХ в. вел борьбу за права этих обездоленных. Его имя – Мохандас Карамчанд Ганди, которого благодарные индийцы прозвали «Махатма» («Великая душа»). Будучи выходцем из варны брахманов, он приходил к больным неприкасаемым, зараженным проказой, и обрабатывал их язвы. Это был человеческий и религиозный подвиг великого индийца. Начиная с вед, в Индии складывается своеобразная мозаика религий. Первой из них стал ведизм – религия самих вед. Примерно в I тыс. до н.э. ведизм трансформировался в брахманизм, представляющий собой стройное учение о мире. Характерной чертой брахманизма стало признание мирового космического принципа, Абсолюта, предшествующего существованию природы и человека (Брахма). Основополагающей идеей этого учения стало представление о Брахме как абсолютной божественной первооснове всего сущего. Брахма рассматривается как активное творческое начало, мировая душа, из которой все порождается и во что все превращается. Духовная сущность человека представляет его индивидуальное проявление – атман. Смысл существования человека состоит в том, чтобы на основе праведной жизни получить возможность объединить индивидуальную душу – атман – с Мировой душой – Брахмой. В достижении этой цели брахманисты видят величайшее благо и высшее назначение. По учению брахманизма, слияние человеческого начала с божественным невозможно в течение одной жизни. Должна пройти длительная череда перевоплощений – сансара. Сансара – колесо жизни – это круговорот перерождений, повторных рождений, которые осуществляет каждое существо. Этот круговорот подчиняется общему закону – Карме. В широком смысле слова Карма – это общая сумма совершаемых каждым живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения – дальнейшего существования. В узком смысле, карма – это влияние совершенного действия на характер настоящего и последующего существования. С понятиями сансары и кармы тесно связано понятие дхармы. Дхарма понимается как долг – совокупность религиозных и общественных обязанностей каждого человека. Тот, кто всегда ревностно и усердно исполняет истинную дхарму и прошел всю лестницу превращений, достигает освобождения из потока сансары и сливается с Брахмой. Это состояние освобождения от перерождений и достижение абсолютного блаженства называется мокшей. Совокупность средств, с помощью которых можно слиться с духовной основой мира, называется йога. Йога понимается прежде всего как совершенствование своих духовных сил на основе принципа аскетизма. Брахманизм на первое место ставит религиозные ценности: уважение и почитание богов и их служителей, брахманов, принесение богам жертвоприношений, культивирование добродетелей смирения, ненасилия, и покорности. Чувственные радости жизни признаются чем-то ненастоящим, от чего необходимо воздерживаться во имя будущей жизни. Наряду с религиозными добродетелями брахманизм культивировал и целый ряд общечеловеческих нравственных норм: почитание предков и сохранение обычаев, уважение к родителям и вообще старшим, гостеприимство, доброжелательное отношение ко всему живому, правдивость, благочестие, щедрость, воздержание от гнева и стремлений к удовольствиям. Культура в эпоху Маурьев
В эпоху Маурьев акцент был сделан на этику и нравственные стороны поведения человека – появился джайнизм (VI в. до н.э.). По учению джайнистов, сущность человека двояка – духовная (джива) и материальная (аджива). Связующим звеном между ними являются восемь видов карм, сопровождающих душу в цепи перерождений. Избавившись от злых и добрых карм, человек мог освободиться от сансары (колеса жизни), достигнуть мокши (спасения). Освобождение души из-под влияния кармы и сансары возможно лишь при помощи строгой аскезы и совершения благих деяний. Поэтому джайнизм уделял большое внимание разработке этики, которая называлась триратна (три драгоценности) и содержала три основные заповеди: 1. Подлинная вера в каждое слово джайнизма, познание с помощью учителя (гуру) мокши и средств ее достижения. 2. Праведная жизнь, заключающаяся в выполнении пяти великих обетов: правдивости, неприсвоения чужого, целомудрия, отказа от стяжательства и развлечений. 3. Соблюдение ахимсы – ненанесения вреда живым существам. Именно поэтому все джайны – строгие вегетарианцы. Для джайнов было запрещено заниматься военным делом, скотоводством и земледелием (живые существа могли погибнуть во время обработки почвы). Другой религией, возникшей в это время, и ставшей мировой религией стал буддизм. Его основатель – принц из племени Шакьев. Отец окружил сына необычайной роскошью. Молодой принц не видел вокруг себя ничего мрачного, он не подозревал, что в жизни есть страдание, нужда, болезни, смерть. Принц не выходил за пределы своего дворца и проводил свое свободное время в пирах, развлечениях и праздниках. Но в возрасте 29 лет он случайно на улице встретил дряхлого старика, страдающего больного, похоронную процессию и нищего монаха. Эти встречи стали толчком к его душевному перевороту. Он задумался над причинами человеческих страданий и покинул родной дом в поисках ответа на этот вопрос. Через семь лет странствий и строгой аскезы на него снизошло просветление, когда он сидел под деревом познания бодхи. После этого он и получил свое имя – Будда (Просветленный истиной). По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций дхарм. Их сочетание определяет бытие всего существующего в этом мире: человека, животных, растений, неорганической природы. После распада соответствующего сочетания наступает смерть, при этом дхармы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию. Эта комбинация осуществляется в соответствии с законом кармы – воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара) может быть прервано. Именно к этому и должен стремиться каждый человек. Прекращение перерождений, вызывающих страдания, достижение состояния покоя, слияния с Буддой – главная цель человеческих усилий. По буддизму, сословные, этнические и социальные различия признавались вторичными, считалось, что все люди располагают равными возможностями встать на путь просветления. Второй важной особенность буддизма является перемещение акцента с коллективной на индивидуальную религиозно-нравственную жизнь. Согласно буддизму, человек мог вырваться из сансары индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой личный «праведный путь», и, повлияв на судьбу, изменить воздаяние. Эти установки Будды были сформулированы в виде четырех основных положений его религиозно-нравственного учения: 1. Сущность жизни есть страдание; 2. Причина страданий – желания и привязанности; 3. Чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания и привязанности; 4. Для этого необходимо вести добродетельную жизнь по законам правильного поведения и нравственного знания. С точки зрения буддизма, освобождение обретается в нирване. Обрести просветление для буддиста означало обретение полноты внутренней свободы, освобождение от пут жизни и смерти, прекращение цепи перерождений. По учению буддизма, нирвана – это внутреннее состояние человека, при котором угасают все чувства и привязанности, а вместе с ними и весь окружающий человека мир. Это внутреннее угасание освобождает человека от его страдающего «Я» и от жажды жизни. Тем самым разрывается власть кармы, и просветленный человек – мудрец – до конца растворяется в блаженной пустоте абсолютного покоя. По буддийскому учению, просветление и нирвана достигаются ценой собственных усилий. Для этого человек должен проделать путь по «восьмеричной дороге» - это программа действия, концепция нравственного совершенствования. Начинается она с праведного понимания, т.е. с усвоения Благородных истин. Второй уровень – праведное намерение, принятие истин в качестве жизненной позиции. Третий – праведная речь, воздержание от лжи, резких высказываний, праздной болтовни. Четвертый – праведные дела. Пятый уровень – праведная жизнь, т.е. выстраивание отдельных поступков в линию поведения. Шестой и седьмой уровни связаны с самоконтролем – праведное усилие и праведные мысли. Восьмой уровень является духовным самопогружением человека в особое сосредоточение – праведное созерцание. Буддизм культивировал целый ряд общечеловеческих нравственных норм: требование скромности и простоты в жизни, умеренности и воздержанности во всем, вежливости и терпеливости в общении с людьми, уважительное отношение к старшим, требование не причинять вреда всему живому, отказаться от грубости, зависти, гнева, ненависти. Утверждение буддизма государственной религией повлекло за собой широкое строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде. Сам образ Будды воспроизводился только через ряд символов – колесо закона; ланей, слушающих его проповедь; слонов, поклоняющихся дереву, под которым он предавался раздумьям. В этот период в Индии впервые для строительства и создания больших скульптур стали применять камень. К этому времени относятся ступы, пещерные храмы и монастыри, мемориальные столбы. Ступа – сооружение, воздвигаемое в честь лица или событий, чтимых буддистами. Это полусферические купола, сложенные из крупного кирпича, стоящие на круглом цоколе с террасой, предназначенной для ритуального обхода ступы. Культовые и жилые пещеры, прорубленные в склонах гор, копировали деревянные постройки. Последовательно вырубались ступени лестницы, фасадная площадка, световое верхнее окно. Процесс вырубания был длительным и очень трудоемким. Он начинался сверху от потолка. Таким образом, строителям не требовалось ни лесов, ни внутренних лестниц. Культура в эпоху Гуптов Последний этап расцвета древнеиндийской культуры приходится на IV – V вв. н.э., когда Северная и отчасти Центральная Индия были объединены в большую централизованную империю под властью династии Гуптов. Возросло значение брахманизма, ужесточилось деление общества на варны. Усилилось и поклонение изображениям брахманских богов, сопровождаемое пышными ритуалами. Появилась новая религия – индуизм. Индуизм стал результатом своеобразного религиозного взаимодействия буддизма и брахманизма. Индуизм принял идею о нетленной душе, подчиняющейся закону кармы, и возможности спасения ее из круговорота сансары достижением мокши. Как и в брахманизме, сохранялась аскетическая практика как один из путей спасения. Индуизм стал образом жизни, совокупностью жизненных принципов, норм, социальных и этических ценностей, верований и представлений, обрядов и культов. Считалось, что индуистом нельзя стать, им можно только родиться. Важнейшими из многочисленных богов индуизма являются три высших божества – Брахма (создатель мира), Вишну (его хранитель) и Шива (разрушитель). Вишну воспринимается как универсальное божество, приносящее процветание, покровительствующее всем существам и мирам. Он считается охранителем, богом счастья и благополучия. Вся вселенная воспринимается как результат его творческой силы. Он рисуется возлежащим на цветке лотоса или на змее. Образ Шивы противоречив. С одной стороны, - это грозный бог-разрушитель всего, мешающего мировому порядку. Поэтому он изображается с тремя глазами (третий глаз обычно закрыт, т.к. из открытых глаз вырывается все испепеляющее пламя), вокруг тела змеи, на шее – ожерелье из черепов. Но с другой стороны, он покровитель учености, разгульной жизни и любовных утех. Поэтому Шива обычно изображался в состоянии эротического возбуждения. Соединение Шивы со своей женой было очень важным моментом в индуистском культе. Считается, что вся сила и мощь гигантских потенций Шивы заключены в его шакти – духовной энергии, которая тесно связана с его мужской животворящей силой. В момент соединения Шивы с его женской половиной эта энергия многократно усиливалась. Постепенно силу шакти стали считать исключительно женской энергией, ей стали поклоняться, что и привело к распространению в индуизме культа камы. Культ камы – искусство любви – был возведен в Индии на высокую ступень социального значения. Искусство камы никогда не рассматривалось как что-то низкое, пренебрежение им – тяжкий грех. Оно рассматривалось как символ упорядоченных взаимоотношений людей, имевших целью совершенное удовлетворение мужчины и женщины. Кама не запрещает наслаждение, чувственные удовольствия, общение с куртизанками, т.к. искусству любви надо было учиться. Так появилось знаменитое стихотворное произведение «Кама-сутра», написанная в V в. поэтом Махараши Ватсаяной. В поэтической форме автор изложил культуру половой жизни, отношений между мужем и женой, методы и способы чувственных наслаждений. Поклонение каме отразилось в архитектуре и скульптуре: небесные красавицы, танцовщицы, музыкантши, влюбленные пары и т.д. В скульптуре мастера стремились передать внутреннее состояние персонажей, даже второстепенных. Следование индуизму предполагало исполнение некоторых обрядов, наводящих ужас на современного человека. Например, «сати» - ритуальная погребальная традиция предполагала добровольное самосожжение женщины после смерти мужа. Последний известный случай принесения себя в жертву датируется 2006 г.
Ритуальный обряд «сати» - самосожжение вдов после смерти мужа
Среди всех направлений древней индийской культуры особое место занимала литература. Она очень разнообразна и по своим жанрам, и по языково-культурным традициям. Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов – ведийский, эпический, санскритской. Для первых двух этапов было характерно преобладание устной традиции передачи текстов. Но решающее значение для появления древнеиндийской литературы имело создание классического литературного языка санскрита («стройный», «упорядоченный»). Это был специально созданный язык на основе ряда североиндийских языков и диалектов. Наиболее известным произведением древнеиндийской санскритской прозы является «Панчатантра» (пятикнижие) – сборник сказок, басен, притч и рассказов нравоучительного толка. Все поучения имеют практический характер и сопровождаются описаниями. Действующими лицами выступают цари, их советники, отшельники, купцы, ремесленники, воины. В рассказах тесно переплетаются реалистические и фантастические элементы. Даются они обычно в виде беседы двух персонажей (людей или животных). Прозаический текст перемежается стихотворными изречениями, обычно назидательного характера. Культура Древнего Китая
Древнекитайская цивилизация прошла особый путь развития с начала II тыс. до н.э. до III в. н.э. Ее характер во многом был обусловлен географическим положением Китая, изолированностью от других очагов цивилизации (Месопотамии, Индии), с которыми Китай разделяли горы, пустыни и джунгли. Основные этапы развития культуры Древнего Китая
В XVII в. до н.э. в долине реки Хуанхэ было основано государство Шан (по названию наиболее сильного тогда племени). Большое количество памятников материальной культуры свидетельствует о переходе китайцев к оседлости и скотоводству. Для изготовления различных орудий труда использовались медь и бронза. Племенные вожди превращались в царей и основывали династии. Царство Шан не смогло противостоять нападению соседнего племени Чжоу. Время правления Чжоу делится на три периода – время Западного Чжоу (XII – VIII вв. до н.э.), Восточного Чжоу (VIII – V вв. до н.э.) и Чжаньго (V – II вв. до н.э.). Для периода Западного Чжоу характерно было усиление родовой знати. Земля находилась в собственности общин, и существовала так называемая «колодезная система». Суть ее заключалась в том, что вся территория, являвшаяся собственностью данного селения, разделялась на девять частей. Свое название эта система получила потому, что схема такого деления по своему виду напоминала китайский иероглиф, означавший «колодец». Из девяти наделов восемь отдавалось семьям, а центральный девятый участок обрабатывался всей общиной: урожай с него шел на нужды всей общины. В этот период предпринимались попытки создания централизованного государственного правления, но заканчивались провалом, т.к. местные правители не желали уступать свою власть. В эпоху Восточного Чжоу местные правители стали враждовать между собой, выделились сильнейшие. В эпоху Чжаньго (Враждующих государств) появились железные орудия труда, новые виды ремесел; началась интеграция. Духовная культура и религия Китая
Если характеризовать эту культуру в целом, то можно выделить в качестве ее первичного ядра именно этические нормы, мораль; а вторичное – религия. Культ Неба, господствовавший в Древнем Китае, был не только социально-политическим и социально-этическим (императоры – «сыновья Неба», Китай – Поднебесная), но и сакрально-магическим, ибо детерминировал поведение людей. При этом следует подчеркнуть, что концепция небесного предопределения, или мандата (тянь мин) выражала принцип именно этической детерминации в управлении. Главенствующее значение этического компонента в комплексе представлений о мире имело для китайской культуры далеко идущие последствия. Место мифических героев занимают демифилогизированные образы правителей прошлого, чье величие и мудрость самым тесным образом связаны с их добродетелями, а место культа великих богов занял культ реальных предков (как семейных, так и клановых). Своей высшей точки это своеобразное вытеснение религии и мифологии этико-ритуальными нормами достигло в конфуцианстве. Одним из главных факторов, объясняющих особенности китайской культуры, является тоново-изолирующий язык, создающий особенное семантическое пространство. Значение слова в китайском языке зависит от тона, которым оно произнесено, отсюда одно и то же сочетание звуков, произнесенное разным тоном, имеет разное значение. Слова записываются с помощью иероглифов, которые возникли из пиктографического письма. Каждый иероглиф передает общую идею обозначаемого им предмета, явления, понятия. В основном китайские слова состоят из двух иероглифов. Общее количество иероглифов – 80 тыс. Такая огромная цифра объясняется тем, что на протяжении многих веков существования иероглифической письменности китайские писатели придумывали новые иероглифы, которые сохранялись только в их произведениях. Целый ряд знаков, встречающихся в китайских словарях, совершенно не употребляется. Знания 3 тыс. иероглифов достаточно, чтобы понимать современную бытовую лексику и общественно-политические тексты. Для чтения классической литературы нужно знать не менее 7 тыс. иероглифов. Поэтому даже высокообразованные китайцы при чтении пользуются словарем, а Китай по преимуществу был неграмотной страной. Отсюда уважение к письменному слову в китайской культуре. Считалось, что знание письменного слова открывает человеку глаза на мироздание, делает человека мудрым. Использование иероглифов обусловило специфическое для Китая иероглифическое мышление и видение мира, не зависящее от грамотности человека. Образы-иероглифы стали орудиями мышления, основанием символизма китайской культуры, одной из причин стабильности и неизменности китайской культуры. Важной чертой китайской духовной культуры также является холизм – представление о целостности и гармоничности мира. При этом мировая целостность намного более важна, чем составляющие ее части. Мир в представлении китайцев – это мир абсолютного тождества противоположностей: все различия относительны. Основой этой дуалистической картины мира служат сложившиеся в давние времена и зафиксированные в классической китайской «Книге перемен» представления о двух началах мира – инь и янь. Янь - это светлые, легкие частицы первоначального хаоса, из них образовалось небо. Инь – тяжелые, темные частицы, из них образовалась земля. Все предметы и явления мира, включая человека, произошли от взаимосвязи светлого начала и темного. Эта взаимосвязь порождает в природе и в жизни движение и покой, тепло и холод и т.д. И то, и другое необходимо, одно переходит в другое в зависимости от времени и ситуации. Космические силы графически изображались как две неотделимые половинки – белая (янь) и черная (инь), изогнутые таким образом, что одна готова перейти в другую. Белая точка на черной половине и черная точка на белой половине олицетворяют неизбежное взаимопроникновение противоборствующих сил. Вместе обе космические силы образуют Дао – всеобщий закон Вселенной. К более глубокому осмыслению проблем бытия, человека и его места в мире китайская культура пришла в середине I тыс. до н.э. в философских школах конфуцианства и даосизма. Конфуцианство возникло на рубеже IV – V вв. до н.э. Конфуций считал, что главная задача воспитания человека заключается в усвоении им строгих норм и правил отношений между равными и неравными, старшими и младшими и т.д. Конфуций составил идеал совершенного человека (благородного мужа). Главными его качествами являются гуманность, человечность, которая понимается как должное исполнение своих обязанностей на основе порядка; и чувство долга – моральная обязанность, которую человек в силу своих добродетелей накладывает на себя. Образ благородного мужа, созданный Конфуцием, сыграл очень важную роль в китайской культуре, став обязательным эталоном для подражания. Этот образ включал в себя такие качества, как почтительность, обходительность, правдивость, доброта, преданность, осторожность в разговоре, сдержанность, стремление придерживаться во всем «золотой середины». В своих поступках благородный муж руководствовался золотым правилом нравственности – «не делать другим того, чего не желаешь себе». Приблизиться к желанному идеалу можно только в зрелом возрасте, т.к. лишь старость освобождала человека от страстей, давала ему мудрость. Это приводит к ориентации китайской культуры на зрелость и старость, а не на молодость. Поэтому идеалом мужской красоты в Китае считается зрелый или пожилой мужчина. Конфуций сформулировал основы социального порядка в Китае. За образец он взял отношения в китайской семье, ее строгую социальную иерархию и беспрекословное подчинение младших старшим. По мнению Конфуция, государство должно стать такой же семьей, где император будет для всех отцом, чиновники – старшими братьями, а простолюдины – детьми и младшими членами семьи. Критерием разделения общества на верхи и низы, на старших и младших должна быть не знатность и богатство, а знание и добродетель, приближенность к идеалу благородного мужа. Эта идея послужила обоснованием формальной открытости чиновничьего сословия, членом которого мог стать любой образованный человек. Одновременно с конфуцианством появилась совершенно иная ветвь китайской культуры, новое учение о жизни, способ жизни – даосизм. Даосизм возник в Китае в VII в. до н.э. Его основателем считается мыслитель Лао-цзы. Даосизм ориентируется на глобальные мировоззренческие проблемы. В центре даосского мировоззрения находится понятие Дао, давшее имя этой школе. Оно понимается как первооснова бытия. Дао первично, небо, человек, земля вторичны по отношению к нему. Оно является подлинным началом мира, сущность которого небытие. Даосизм приходит к идее мимолетности бытия всех вещей и явлений мира, которые материализуются лишь ненадолго, чтобы затем вновь обрести покой в небытии. Следовательно, истинное предназначение человека, делающее его нравственным, - следовать дао. Даосы выдвигают принцип недеяния («у вэй»). Его смысл в отказе от любой активной деятельности. Нравственный идеал даосизма – это отшельник-мудрец, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания. У даосов отсутствовали устойчивые критерии нравственной оценки поступка (релятивизм): то, что было добром в одном случае, становится злом в другом. Во II – III вв. н.э. в даосизме выделился религиозный даосизм. В нем тождество с вечным Дао интерпретировали как магическое телесное бессмертие, которого можно достичь с помощью дарующих вечную жизнь эликсиров. Это привело к развитию в Китае мощной алхимической практики. В китайской алхимии в ходе бесчисленных экспериментов совершались и открытия – изобретен порох. В IV в. буддизм завоевывает все большую популярность и начинает оказывать воздействие на традиционную китайскую культуру, что наглядно проявилось в архитектуре – храмовые комплексы и изящные пагоды стали символами буддийской веры и воплощением возвышенных духовных начал. Но буддизм в Китае не стал прямым заимствованием индийской мысли. Он был дополнен и получил название чань-буддизм. Его основатели учили, что не следует стремиться к нирване, искать истину или ограничивать себя, т.к. истина и Будда всегда с человеком – в пении птиц, шелесте листвы и т.д. Постижение истины – это озарение, которое нисходит на человека внезапно, как внутреннее просветление. Искусство Древнего Китая
В ранние периоды истории и культуры Китая особое значение имели различные предметы повседневного обихода – блюда, сосуды, чаши, кувшины, которые вначале делались из глины, а в период Шан – из бронзы. Эти изделия играли важную роль в погребальных культах и церемониях, становились средствами культурного общения. По рисункам люди читали, как по книгам. В древности сосуды украшались изображениями рыб, оленей, ящериц, черепах, птиц. Затем в композициях появились луна, звезды, воды, что было связано с накоплением знаний об окружающей среде. Постепенно геометрические мотивы становятся преобладающим при росписи сосудов, подчиняя себе зооморфные и растительные мотивы. После появления бронзового литья сосуды стали приобретать символическое значение. Сами китайцы ценят их выше остальных творений в области художественного творчества. Массивные и тяжеловесные бронзовые сосуды, предназначенные для жертвоприношений духам предков и духам природы, украшались геометрическим орнаментом, составлявшим фон, на котором изображались узоры – барельефы быка, барана, змеи, птицы, дракона. Ручки, крышки и углы таких сосудов делались в виде бычьих голов и туловищ драконов, а на самих сосудах изображались колючие зубцы, плавники и чешуя для приумножения магического смысла. Геометрический орнамент отличался большой графической точностью, сложностью, разнообразием ритмических сочетаний. Выполненные в бронзе сосуды обычно покрывались целиком легкой линейной гравировкой, фоном для которой служил меандр – орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей, символизирующих гром и облака. На основе этой гравировки вырастали новые узоры, сделанные уже в высоком, выпуклом рельефе. В итоге весь узор оказывался многослоен, поверхность бронзовых изделий словно оживала под беспрерывным движением вылезающих звериных голов. В отличие от узоров на гончарных изделиях, важнейшими составными частями орнаментов бронзовых изделий стали птица и дракон, посылающие на землю дожди, бык и баран, несущие людям сытость и богатство. Зачастую изображенные звери приобретали собирательные облик, составленный из черт важнейших животных – защитников. Иногда сосуды сами принимали форму зверей и птиц, оберегающих человека: совы, тигра и т.д. В этом случае вся их поверхность заполнялась выступами и узорами, не оставляющими пустых мест. Различные формы и узоры сосудов отражали представления об упорядоченности мира. Разделенные узорчатыми ребрами, ясно определяющими четыре стороны света, сосуды в верхней и нижней своих частях включали в себя изображения важнейших стихий неба и земли, а также пять первоэлементов мира – воду, землю, дерево, огонь и металл.
Великая китайская стена
Важнейшим этапом на пути становления китайской культуры стало регулярное градостроительство, которое достигло своего подъема в период с III в. до н.э. по III в. н.э. В это время разрозненные мелкие царства объединились в могущественную державу. После многолетних войн наступил мирный период. Самое крупное сооружение Китая конца IV – III вв. до н.э. – Великая китайская стена (высота – 10 м, ширина – 5-8 м, протяженность 750 км, позднее 3000 км). Это суровая глинобитная крепость со множеством сигнальных башен, дорога, протянувшаяся по уступам труднопроходимых горных хребтов. Города в этот период строились как крепости, обнесенные стенами, обведенные рвами, имеющие ряд ворот и дозорных башен. Планировка городов отличалась прямоугольной точностью и прямыми магистралями, на которых размещались дворцовые комплексы. Особым явлением в древнекитайской архитектуре были подземные каменные дворцы знати – погребальные склепы. Ритуал погребения стал одним из важнейших священноде
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.120.103 (0.013 с.) |