Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как работать над камаэ-но ката.

Поиск

Вначале просмотрите схему (порядок) исполнения ката. 'Затем постарайтесь запомнить и воспроизвести все движения как можно точнее. Прочувствуйте, как идея, заложенная в том или ином камаэ, проникает в вас и наполняет все тело.

Дышите ровно и ненапряженно. Выполняйте все ката в том темпе и ритме, который подсказывает вам ваше тело и подсознание. Не спешите, но и не замедляйте движение намеренно. Все должно идти непрерывно и плавно, без рывков и свойственной каратэ «угловатости».

После освоения ката работайте с каждым камаэ, выполняя в нем ту технику, которая наиболее полно отражает ваше внутреннее состояние, на которое вас подтолкнуло это положение. На этом этапе крайне необходим опытный инструктор, но если его нет, не отчаивайтесь — просто ваш прогресс будет идти медленнее. Перечитайте всю эту книгу столько раз, сколько сочтете нужным.

Стремитесь выразить себя в камаэ. Не страшно, если ваше камаэ будет немного отличаться от описанного — главное, чтобы оно действительно стало вашим. Только сделав движение «своим», можно надеяться, что оно даст вам преимущество в реальной схватке.

Порядок исполнения камаэ-но ката

Начало ката:

1-Шицен-но камаэ, 2.Гассо-но камаэ, З.Рэй, 4. Шицен-но камаэ, З.Итимондзи-но камаэ, б.Доко-но камаэ, 7.Рисийо-но камаэ, 8.Рисийо-фусэцу-но камаэ, 9.Хите-но камаэ, 10. Косэй-но камаэ, П.Дзюмондзи-но камаэ, 12.Дзюмондзи-кихон-но камаэ, 13. Хира-но камаэ, 14.Хира-итимондзи-но камаэ, 15.Ихэн-но камаэ хидари,

121

 


 


Камаэ-но ката (15-17)

16-Ихэн-но камаэ миги, 17.Хоко-но камаэ, 18.Конго (Гассо)-но ка-маэ, 19.Фудоза, 20.Сэидза, 21.Сэйдза-ни рэй, 22-Гассо-но камаэ, 23. Рэй

Конец ката

Теперь подробнее рассмотрим каждое из камаэ.

1. Шицен-но камаэ (Естественная позиция). Естественная позиция (рис. 1-1а) выражает уверенность и волю, твердость духа и внутреннюю силу. Стойте естественно, руки опущены, колени слегка согнуты. Образ непоколебимого утеса посреди бушующих волн даст вам необходимое для этого камаэ чувство. Нет ничего в этом мире, что могло бы поколебать вашу уверенность в себе и несокрушимую мощь вашего духа. В практическом отношении это камаэ хорошо тем, что не дает вашему противнику повода для агрессии, одновременно подавляя его уверенность в себе и собственных силах. Если человек стоит естественно и ненапряженно перед лицом смертельной опасности, даже самый задиристый и агрессивный враг задумается о причинах подобного поведения и начнет колебаться, что с успехом можно использовать против него самого.

2. Гассо (конго)-но камаэ (Позиция «алмазной молнии») /Рэй.

123

Позиция рук в конго-но камаэ символизирует скрытую мощь и твердость, одновременно с кристальной чистотой помыслов и сияющей мудростью. Ритуальный поклон символизирует ваше уважение к создателям традиции и единство с ее идеями (рис. 15-15а).

3. Итимондзи-но камаэ (Позиция Единых Врат).

Защитная стойка, соответствующая элементу Вода (рис. 2-2а). Ноги расположены Т-образно, расстояние между стопами немного шире плеч. Вес тела на 70 процентов перенесен на сзади расположенную ногу, корпус развернут на 90 градусов по отношению к противнику. Впереди расположенная рука вытянута в направлении противника (пальцы в положении китэн кэн), локоть немного присогнут и направлен вниз. Сзади расположенная рука прикрывает шею и нижнюю челюсть, ладонь направлена к телу, локоть почти прижат к солнечному сплетению. Характерные ошибки:

полностью выпрямленные впереди расположенные рука или (и) нога, наклон корпуса вперед или назад, влево или вправо, опущенная или запрокинутая голова, напряжение или поднятие плеч, общая скованность.

Исключительно эффективная защитная позиция. Блоки и парирования могут проводиться как впереди, так и сзади расположенной рукой на всех трех уровнях.

Очень мобильна в направлениях уклона назад, назад по диагонали, а также в уходах с вращениями на передней или задней стопе, пропуская атаку противника мимо себя и одновременно нанося контрудар или захватывая атакующую конечность противника.

Образ волны, бьющей и откатывающейся от скалистого берега —оптимальная визуализация для этого камаэ.

4-Доко-ио камаэ (Позиция Тигра).

Цели и техника выполнения доко-но камаэ практически идентичны итимондзи-но камаэ: та же «задняя» стойка, защитная тактика, положение передней руки. Но сзади расположенная рука занимает позицию возле головы (рис. 3-За, А) в положении боси кэн, как у лучника, натягивающего тетиву.

Подобно стреле, выпущенной из лука, кулак ниндзя разит противника мгновенно и точно. Тигр, даже не зная своего врага и

124

осмотрительно двигающийся вокруг, всегда смотрит на него, как на потенциальную жертву, и в любую секунду, как только представится случай, вонзает в него свои когти. Это следует помнить при тренировке доко-но камаэ.

Осмотрительность не должна переходить в трусость, а потенциальная сила должна высвобождаться мгновенно.

5. Рисийо-но камаэ (позиция Льва и Дракона). Внешне рисийо-но камаэ мало чем отличается от доко-но камаэ, за исключением положения пальцев (рис. 4-4а, Б), однако внутренне позиция льва и дракона выражает вечную борьбу двух начал Ин и Йо, представленных в образах льва и дракона. Мудрость и холодный расчет соседствуют в этом камаэ с силой и мужеством. Сознание ниндзя не позволяет ему совершать опрометчивые поступки, однако в случае реальной угрозы жизни все его знания и техника пускаются в ход.

Подвижность и мощь, расчет дистанции и состояние повышенной готовности к агрессии со стороны противника — вот внутренняя суть данного камаэ.

6. Рисийо-Фусэцу-но камаэ (Позющя со связанными руками).

Глубокая передняя стойка (подобная зенкуцу-дати в каратэ) и сложенные вместе основания ладоней (как бы связанные между собой) —вот внешний вид данного камаэ (рис. 5-5а). Вес тела на 80 процентов приходится на впереди стоящую ногу, задняя нога слегка напряжена в коленном суставе и в любую секунду готова либо двинуть тело вперед, либо принять силу агрессии, как бы «амортизируя» ее и сводя на нет. Сверху расположенная рука одноименна расположенной сзади ноге. Пальцы рук слегка напряжены и готовы к атаке или защите. Исключительно действенная позиция в случае связанных рук, позволяющая одержать верх над свободными врагами, благодаря скрытой мудрости и мощи дракона и льва.

7. Хите-но камаэ (Позиция парящей птицы). Расположив руки как в итимондзи. доко или хира-итимондзи-но камаэ, поднимите впереди стоящую ногу, сгибая ее в коленном суставе и расположите ее стопу на колено опорной ноги (рис. 6-6а). Ощущение легкости и «подвешенное™» не должно покидать

125

 


 


Камаэ-но ката (1 4а-1 7а)

вас при тренировке хите-но камаэ. Образ легко парящей в ночном небе совы, видящей даже -маленькую мышь на земле, или духа, танцующего в облаках, поможет войти в необходимое состояние.

Как боевое камаэ, хите-но камаэ позволяет наносить быстрые остановочные удары поднятой ногой, сделать ею шаг в любом из направлений, уходя от слишком мощной атаки, или же мгновенно «войти» в образовавшуюся брешь в обороне противника. 8. Косэи-но камаэ (Наблюдательная позиция). Высокая передняя стойка с весом тела, лишь немного переброшенным вперед, соответствующая элементу Огонь. Впереди

127

расположенная рука поднята в характерном жесте всматривающегося вдаль человека. Локоть расслаблен и лишь слегка отведен в сторону. Другая рука сжата в кулак и находится возле солнечного сплетения. Корпус развернут под 45 градусов к противнику (рис. 7-7а).

Данное камаэ позволяет быстро атаковать, используя при этом небольшие, незаметные шаги и подшагивания, вкладывая силу в удары лишь небольшим поворотом корпуса, и сбивать возможные атаки противника как вверх, так и вниз впереди располо-. женной рукой с одновременными ударами той же или противоположной рукой.

Это камаэ подобно заслонке печи: стоит ее убрать —и пламя вырвется наружу, обжигая и уничтожая все вокруг, в особенности тех, кто слишком близко приблизился и опрометчиво попытался раздуть огонь.

9. Дзюмондзи-но камаэ (Позиция «кандзи (знака) десяти»), Положение ног в дзюмондзи-но камаэ соответствует положению косэй или шицен-но камаэ (рис. 8-8а, 9-9а). Руки располагаются перед грудью, образуя кандзи (символ) «десять» (яп. «дзю»). Впереди находится та рука, которая является одноименной выставленной вперед ноге.

Это камаэ позволяет буквально сносить атаки противника ударами обратной стороной кулака по суставам рук и ног и быстро идти или даже бежать на противника, нанося ему прямые разрушительные удары руками и ногами.

Крест, сформированный руками в позиции дзюмондзи, имеет очень важное значение в духовной культуре западного мира. Так же, как дьявол при виде святого креста впадает в жестокий гнев и бессилие, так ни один враг честности не может перенести присутствие креста. Это положение, которое противостоит силе скрытого зла, вынуждая показать свое истинное лицо.

Образ лесного пожара, раздуваемого ветром —правильное состояние сознания для этого камаэ. Чем больше враг пытается вам помешать, тем мощнее вы отвечаете ему.

Дзюмондзи-но камаэ —это телесный символ тех воинов, чье сердце почитает мир, тех, кто понимает значение правды и протягивает руку духу универсальной природы.

128

10. Хира-но камаэ («Плоская» позиция).

Это камаэ внешне практически ничем не отличается от шицен-но камаэ. Единственным внешне существенным моментом являются ладони, развернутые к противнику, как бы демонстрируя, что в них ничего нет (рис.10-10а). Однако внутреннее это положение очень отличается от естественной позиции. Если шицен-но камаэ имеет под собой уверенность и силу, то хира-но камаэ заставляет ниндзя открыть свое сердце и показать чистоту помыслов, перед которыми зло не может устоять. «Невозможно уничтожить то, чего не можешь понять и схватить». Достигая уровня сознания, соответствующего элементу Воздух (фу), ниндзя настолько возвышается над врагом, что тот просто не может причинить ему вред, настолько слабы и жалки его мысли по сравнению с духовной открытостью воина синоби.

Открытое сердце и нежелание вступать в конфликт —вот основная идея хира-но камаэ. Состояние сознания —ненапряженное, подобное тому, которое возникает в человеке во время созерцания гор, лугов, утреннего неба.

«Злой кулак не бьет по улыбающемуся лицу», —гласит китайская пословица. Возможно, ваше положение действительно заставит противника отказаться от своих намерений. Если же нет — хира-но камаэ позволяет уходить легкими свободными движениями от практически любых атак противника, свободно и легко двигаясь и временами исчезая из его поля зрения.

При работе над хира-но камаэ особое внимание следует уделить нефиксированности сознания на действиях противника, как бы «пронося» их мимо, лишь вскользь касаясь. Физически это выражается в нефиксированности взгляда (акцентируя работу на периферическом зрении), скользящих, часто с вращением уходах и «исчезаниях» за спину врага. Техника скорее сковывающая, оплетающая, чем разящая одним ударом, хотя от этого она не становится менее эффективной.

11 Хира-итимондзи-но камаэ (Широкая плоская позиция).

Эта позиция внешне очень напоминает положение фугболь-ного вратаря, пытающегося поймать мяч в воротах: ноги расставлены шире плеч, корпус слегка (!) наклонен вперед, руки разведены в сторону (рис. 11-На).

129

При всей своей внешней неуклюжести, хира-итимондзи-но камаэ —одно из самых мобильных и легко изменяемых камаэ. У противника создается чисто визуальное представление, что нинд-зя занимает очень большое место в пространстве, в которое просто невозможно не попасть. Однако в последний момент он вдруг замечает, что там, где только что был его противник, уже никого нет. Боковые и диагональные перекаты, повороты, уходы вниз — все это сопровождается мгновенным захватом, выкручиванием, подножкой, сваливанием и т. д.

Образ смерча, внезапно возникающего и так же бесследно исчезающего среди пустыни, обжигающего едким песком глаза по глупости попавшего сюда человека —вот ментальный образ этого воспринимающего камаэ элемента Воздух. Ничто не может противиться смерчу, разве что вовремя благоразумно не станет бороться с ним. Данное камаэ дает ощущение превосходства ума, а не грубой силы, основанное на Мудрости и Законах высшей справедливости Вселенной. «Человек, не осознающий, что означает лишить другого человека жизни, никогда не сможет понять истинной справедливости дарования жизни своему врагу».

Знание Законов Вселенной и следование их Путям дает нинд-зя «Саккацу дзидзай» —«Право убивать и право даровать жизнь». Убивая, ниндзя не руководствуется своекорыстными целями или простой жестокостью. Смерть, которую он несет —это действие, основанное на осознании законов гораздо более высокого порядка, чем законы общества, в котором он живет, это честь для недостойного врага и прямая жизненная необходимость для тех, кто защищает добро и правду и стремится к Свету. Ниндзя никогда не решает сам —кого ему убить, а кого пощадить —сама Вселенная действует через него. Он — не игрушка, он — необходимый инструмент в руках богов. Не вершитель судеб, но лишь проводник истинной справедливости. Поэтому убивая, ниндзя не загрязняет своей кармы и не чувствует угрызений совести; когда ниндзя дарует милость, сохраняя дыхание жизни, он не слишком гордится своим поступком и не хвалит себя за доброту и великодушие, ибо жизнь и смерть — аве величины, равные по своей значимости и необходимости для достижения истинной гармонии Света и Тьмы.

130

12. Ихэн-но камаэ (Хидари/Миги) (Глубокая передняя стойка).

Не являясь одним из часто используемых в бою камаэ, положение ихэн позволяет выработать в ученике целый ряд необходимых прикладных навыков —умение глубоко «входить» в оборону противника и мгновенно выходить, разрывая дистанцию; уклоняться простым поворотом тела, контролируя руки противника своими руками и т. д.

По положению ног ихэн-но камаэ очень напоминает рисийо-фусэцу-но камаэ, а по положению рук — ити или итимондзи-но камаэ (рис. 12-12а, 13-13а). Поскольку это положение находится сразу под двумя символами — Воды и Огня, оно попеременно может быть использовано как в атаке, так и в защите, при тренировке используя ментальные визуализации вышеназванных элементов.

Часто ихэн-но камаэ спонтанно принимается после удара, броска и т. д., требующего мощного вложения веса тела и глубокого шага. Оно позволяет контролировать последующие действия противника и предотвратить возможную контратаку в момент его падения.

13. Хоко-но камаэ (Позиция медведя).

Это камаэ исключительно важно для овладения техникой муто-дори (техника боя безоружного против вооруженного).

Ноги находятся чуть шире плеч, руки подняты вверх, ладони развернуты к противнику и направлены чуть вниз, пальцы при-согнуты в форме когтей (сякокэн). Верхняя часть тела чуть наклонена вперед, а таз немного убирается назад (рис. 14-14а).

В целом позиция действительно напоминает медведя, вставшего на задние лапы. Хотя -медведь —это животное, которое в мифологии ниндзя символизирует элемент Землю, тем не менее его характер как нельзя лучше подходит для этого камаэ элемента Воздух. Действительно, медведь никогда не убивает без нужды, а нападать его заставляет лишь крайняя необходимость. Однако его гнев страшен и лишь один его вид может остановить противника, понимающего, что у него нет никаких шансов. Внешне неуклюжий, медведь может внезапно стать очень быстрым, и каждая из его атак достигает цели.

Полное духовное превосходство и сила, черпаемая из неистощимого океана энергии Вселенной, позволяет ниндзя побеждать

9* 131

даже вооруженного противника. При тренировке этого камаэ следует всегда иметь в себе чувство доминирования над противником.

Мобильные перемещения, обусловленные высокой постановкой ног, невозможность для противника поразить нижнюю часть тела без того, чтобы не быть контратакованным самому, и контроль рук и головы за счет расположения рук —вот те реальные факторы, которые являются отличительными особенностями манеры боя, ведущегося из хоко-но камаэ.

Кстати, с небольшими изменениями хоко-но камаэ прекрасно подходит для человека, которому под угрозой оружия приказано поднять руки. Кажущаяся открытость и незащищенность позиции дают ниндзя реальный шанс на победу при использовании вариативной работы техники хоко.

14. Фудоза-но камаэ (Непоколебимая позиция сидя).

Эта позиция несколько отличается от позиций лотоса или полу-лотоса, известных читателю из индийской йоги. В фудоза садятся на левую пятку, поджимая ногу под себя, а правую ногу располагают как можно ближе к паху так, что внешне эта позиция кажется очень прочной и неудобной для каких бы то ни было быстрых и резких движений (рис. 16-16а). Однако это далеко не так.

Левый голеностоп, находящийся под телом, выступает своеобразной пружиной, мгновенно выбрасывающей тело в положение стоя на одном колене, с опорой на правую стопу, что позволяет мгновенно атаковать мечом, ножом или рукой в стиле йай.

Наряду с сэйдза-но камаэ, техника, исполняемая в фудоза-но камаэ является традиционной для нин-дзютсу Тогакурэ-рю и не потеряла своей актуальности даже сейчас, так как прививает практикующему целый ряд полезных навыков и базовых техник.

15. Сэйдза-но камаэ (Позиция сидя на коленях). Традиционно японское положение для сидения — сэйдза — подразумевает положение сидения на пятках, при котором колени слегка разведены, большие пальцы ног скрещены, а руки опущены на колени (рис.17-17а).

Помимо своего основного ритуального и медитационного назначения, сэйдза-но камаэ служит отличным положением для наработки мгновенной реакции, минимума перемещений при ре-

132

агировании на атаку противника и рационализации техники на продвинутом этапе практики тай-дзютсу. «Состояние расслабленного ожидания» —вот, пожалуй, лучшая оценка для состояния сознания в сэйдза-но камаэ.

Следует помнить, что сяккк-тест (тест на проверку интуитивного ощущения и реагирования на внезапное смертельное нападение мечом сзади) проводится именно из сэйдза-но камаэ, так как научившись реагировать из столь неудобного положения, отразить атаку в естественной стойке не составит большого труда.

Го-дай-но ката

Ката Пяти Первоэлементов (Го-дай-но ката) является второй из трех важнейших ката Тогакурэ-рю Нин-дзютсу. Ее название далеко не случайно и вовсе не гиперболично. Подобно тому, как пять первоэлементов-символов: Земля, Вода, Огонь, Воздух (ветер) и Пустота объединяют в себе мириады вещей, так и пять простейших движений ката вбирают в себя тысячи технических действий безоружного и вооруженного боя ниндзя.

Го-дай-но ката не имеет, в отличие от большинства знакомых читателю ката, например, каратэ, лишь одну-две расшифровки каждого движения. Она, скорее, выступает как идея, основной принцип, а не конкретная техника. Объяснить это можно прежде всего тем, что ниндзя должен совершенно иначе строить свои тренировки в боевых действиях. Он основывается на логике и интуиции одновременно, а не на одном из этих аспектов, как в большинстве боевых искусств или систем самозащиты.

На чем построена данная ката?

В нее входят, как базовые движения, несколько комоэ (сидзэн, итимондзи, доко, косэй, хите), перемещения вперед-назад (нуки-оси), верхняя и нижняя защиты [дзедан и гэдан укэ) и пять ударов:

ситанкэн, китэнкэн, ура сюто, босикэн и хоко-но кэри (те си дори).

Камаэ, как позиции, уже рассматривались нами в предыдущей главе, поэтому мы остановимся, главным образом, на динамическом аспекте базовых положений по мере описания и объяснения движений ката.

133

Ударная (атакующая) и защитная техники очень просты для запоминания и исполнения и даже, на первый взгляд, могут показаться довольно непрактичными с точки зрения реального боя. Однако это далеко не так. Подобная традиция очень характерна для Нин-дзютсу. Под простыми, казалось бы, ничего не значащими движениями кроется сложная боевая техника, отточенная на практике в течение веков несколькими поколениями семей ниндзя.

Причем самым важным аспектом во всем этом является то, что приемы и техника не даются конкретно (как, к примеру, в известных ката каратэ или дзю-дзютсу); ученику самому предоставляется право раскрыть ее постепенно, по мере роста его физического и духовного мастерства. Считается (да так оно и есть на самом деле), что человеку достаточно по-новому, «свежим» взглядом посмотреть на что-либо знакомое и хорошо известное ему, чтобы он открыл в этом предмете или явлении что-то новое и даже необычное для себя. На этом построены многие практики Нин-дзютсу: развитие чувств, методы маскировки, искусства обезличивания и перевоплощения. Тот же метод применяется и при работе над Го-дай-но ката.

В ней есть практически все: принципы вложения силы и взаимодействия с партнером, работа с дистанцией и своевременность действий... И, конечно же, огромное множество боевых техник, а также подводящие упражнения^) к ним.

Естественно, что для непосвященного в ката (т. е. в процесс, каким именно образом следуете ней работать) все, о чем было сказано выше, остается «за кадром». Он видит лишь элементарные блоки и удары и, в лучшем случае, найдет одно-два применения им на практике в том виде, в котором они исполняются*.

1----

* Автору пришлось столкнуться с этим на практике. На одном из семинаров для желающих была передана внешняя форма Го-дай-но ката, причем методы работы с ней объяснены не были- В результате, у неправильно практикующих возникло т. н. "недоверие к технике», когда человек вроде бы знает и умеет делать определенные движения, однако использовать их на практике не может —- что ведет к совершенно непредсказуемым последствиям, вплоть до полного разочарования. Кстати, подобная тенденция встречается и на Западе, где внешнюю сторону (....?)

134

Так как же работать над ката?

Вначале изучите и скрупулезно, до мелочей, отточите сами движения. На этом этапе еще рано задумываться, что именно они означают, поскольку движения еще не естественны для вас. Успокойте дыхание и в спокойной, расслабленной манере отрабатывайте все пять техник подряд. Затем повторите все сначала. За одну тренировку вы можете повторить их до ста и более раз —но не перенапрягайтесь: движения ката не должны стать для вас наказанием или обязанностью.

Сознание должно быть отпущено. Мысли, возникающие в голове, должны свободно течь. Не привязывайтесь ни к одной из них —просто наблюдайте за их непрерывным потоком. Дыхание должно быть спокойным и ровным. Незначительное напряжение (акцент) тела на выдохе при блоках и ударах должны стать для вас целиком естественным.

Поработав с ката в такой манере около месяца, слегка измените упражнение. Концентрируйте свое внимание на приливе и отливе крови в конечностях и туловище при всех изменениях, происходящих при исполнении ката: блоках, занятии камаэ, ударах, вдохе и выдохе. Растворите свое сознание в работе вашего тела; станьте едины с тем, что вы делаете. В какой-то момент вы с удивлением обнаружите, что вовсе не ваше сознание руководит движениями тела, дыхания и крови, но какая-то единая, мощная воля и энергия вначале наполняет, затем ведет и, наконец, пронизывает насквозь все ваше тело. Даже скорее не тело как таковое, а «тело, выполняющее ката». Старайтесь удерживать подобное состояние как можно дольше: оно приведет практикующего к абсолютной наполненности и слиянию с ки — энергией всего сущего, единой для всей Вселенной.

1-----

* Го-дай но ката каждый желающий.может найти в многочисленных книгах и журналах, посвященных искусству ниндзя, но методы работы с ней чаше всего практически не описываются. Примером тому служит даже очень хорошая книга счхана Бо Ф. Мюнце «Традиционное Нин-дзютсу», недавно изданная на русском языке.

135

Достигнув такого уровня работы с самими движениями, направьте работу своего сознания на следующую цель: противника (партнера).

Рассмотрите примеры, показанные в этой книге, и внимательно их изучите, но ни в коем случае не привязывайтесь к ним как к чему-то незыблемому и неизменяемому. Если это произойдет — вы на неправильном пути. Все, показанное здесь, лишь крупица того знания, которое зашифровано в Го-дай-но ката, и ваша работа с ней только началась.

На этом этапе не помешает чисто логическое восприятие. Вы можете прорабатывать с партнером самые различные варианты подходов, уклонов, использования тех или иных атак и защит. Работайте так как можно больше, иначе вы никогда не поймете, что все приемы и комбинации просто невозможно постичь или проработать, руководствуясь лишь логикой. Их —бесконечное множество, подобно звездам в ночном небе. Сказать, что «я изучил все возможные варианты техники», равносильно высказыванию, что «я понял и знаю, что такое Вселенная». Эти высказывания равнозначны, поскольку они оба ужасно далеки от истинного положения вещей.

Для того чтобы объять это, вам крайне необходимо уяснить, что познать непознаваемое можно лишь на интуитивном уровне, поскольку обычное (логическое) мышление просто не в состоянии сделать этого, так как полагается в своих суждениях на тот опыт, который оно имеет, по типу «этого'не может быть, потому что не может быть никогда», «то, что невозможно увидеть, потрогать, ощутить на вкус и запах —не существует» и т. п.

Не стоит тратить времени на то, чтобы сто раз повторить одну комбинацию в одних и тех же заданных условиях (какая-то определенная атака, защита и т. п.) —подобный метод ужасно долог и, к тому же, абсолютно не нужен, так как не отвечает требованиям реального боя.

Почему? Объясним. Во-первых, такая «заготовка» работает только против данного конкретного удара, данного конкретного человека, данного ритма и т. д. Немного измените условия: попросите партнера сменить стойку или траекторию удара, или захватить вас перед атакой, или... Этих «или» может быть несколько де-

136

сятков, если не сотен, и каждое из них приводит к невозможности проведения комбинации в том виде, в котором человек потратил на нее часы, дни, а то, нередко, и годы.

Во-вторых, вы никогда не задавали себе вопроса, почему каратэ, в том виде, в каком оно практикуется у нас, очень часто проигрывает в реальной (а не показушной) драке английскому или таиландскому боксу? Причин несколько: различия в самой технике, акцентах (доминирующих приемах), тактике и методике тренировки. Но главное, что необходимо подчеркнуть: современное каратэ — это чаще всего уход от реальности в сторону попытки разобрать, разрезать, разбить схватку на какие-то отдельные, мелкие кусочки, которые могут возникнуть раз в десяти тысячах случаев и... «зацикливание» на этом, в отличие от бокса, где акцент ставится на, пусть «по правилам», но все же реальный бой.

В Нинпо тай-дзютсу вообще и в Го-дай-но ката, в частности, вы должны идти не от «тысячи к одному», а «от одного к тысяче», используя одно и то же движение и как удар, и как бросок, и как выведение из равновесия или освобождение от захвата...

Посмотрите на любое движение нелогично, не так, как вы обычно на него смотрите, и вы увидите десятки, если не сотни новых для него вариантов использования. Нужно понять, что здесь имеется в виду не просто «смотрение», а «видение», подобное тому что описывает Карлос Кастанеда в своих известнейших книгах, посвященных ученичеству на пути воинов индейцев Яки.

«Как это сделать»? —могут спросить некоторые из читателей. Здесь можно дать только один совет: работать. Зародившееся где-то в глубинах подсознания действие, не пропущенное сквозь сито логики, мгновенно находит выход в спонтанном приеме, который является наилучшим в данной конкретной ситуации. И это является главным —не сам прием, но процесс его появления, выход, рождение. Каждое из подобных действий является, по сути, «маленьким откровением», поскольку в нем, как в луче, идущем сквозь алмаз, сфокусирована вся ваша личность, опыт в борьбе, сила духа и энергия тела..

137

 


«Держитесь потока», следуя принципу «Нагарэ» («Текучесть»), а не цепляйтесь за застывшие кусочки реальности, как за что-то неизменное и навсегда данное.

Базовые движения ката — как источник, питающий широкую и полноводную реку боевых техник, и это необходимо уяснить себе прежде всего.

Когда вы в достаточной степени постигнете этот метод (именно «постигнете», а не «поймете», поскольку «понять» его на логическом уровне —еще не значит овладеть им), наступает время «соединения с партнером» В принципе, вы уже сделали это, если в работе с партнером у вас не возникает трудностей с адекватным ответом на его атаку.

Однако в достаточной степени вы еще, несомненно, не осознаете, насколько ваши действия неразрывно связаны с действиями вашего партнера, а его —с вашими. В поединке, равно как и в приеме, не существует понятий «Вы» и «Ваш противник». Есть только сама борьба, подобно тому, как любая вещь в этом мире содержит в себе две неразрывно связанные и непрерывно взаимодействующие абсолютные категории Ин к Йо {Инь и Ян). Разде-нить их —значит нарушить гармонию и цельность, т. е. сделать невозможной саму эту вещь.

Правильное состояние сознания в поединке —где нет места «вам» или «вашему противнику», мыслям о жизни и смерти, победе или поражении —вот главная цель данного этапа обучения и практики. Перестаньте цепляться за мысли типа «Что это за атака?» или «В книге эта техника описывалась, по-моему, несколько иначе». Вместо этого проникнитесь самой эмоциональной красотой борьбы (ни в коем случае не показушно-внешней ее стороной, а теми ощущениями, которые она вызывает в вас) Окунитесь в работу, как в животворящую влагу океана Вселенной, наполните свое сердце духом воинов тысячелетней традиции ниндзя.

Теперь перейдем к описанию самой ката.

Она строится из пяти равнозначных связок, каждая из которых носит имя какого-либо из Пяти Первоэлементов Порядок исполнения связок идет по возрастающей от низшего элемента — Земли к высшему —Пустоте.

Ритуальный поклон (рэй) в гассо-но камаэ.

139

 


 


Ти-но ката: Ситанкэн цуки.

Из шицен-но камаэ сделайте шаг правой ногой назад в итимондзи-но камаэ (рис. 1-2). Расслабленно отведите правую руку назад-вниз, как показано на рис.3, и, делая глубокий шаг правой ногой вперед (перенося на нее вес тела и выпрямляя сзади расположенную левую ногу), нанесите тычок сомкнутыми прямыми пальцами (указательным, средним и безымянным) —рис.А —в область горла иди солнечного сплетения противника (рис.4-6). Траектория удара — полуокружность с очень большим диаметром. Следует заметить, что впереди расположенная рука движется назад резким рывком только в момент конечной фазы удара, а не на протяжении его нанесения (подобно хикитэ в каратэ). В момент воображаемого касания сзади расположенная нога слегка смещается по дуге в сторону другой ноги (рис. 6).

Суй-но ката: Дзедан-укэ/Китэн кэн юти.

Из конечного положения Ти-но ката шагните правой ногой назад, занимая левостороннее итимондзи-но камаэ. Проведите верхнюю защиту левой рукой (дзедан-укэ) (рис. 7-10). Еще до окончания блока правая рука начинает двигаться к одноименному уху, занимая вначале косэй-, а затем доко-но камаэ- позицию (рис. 9-10). Момент окончания левого дзедан-укэ и положения изготовки к удару правой рукой (доко) при исполнении ката совпадают —рис. 10. Туг же, без малейшей паузы, нанесите правой рукой удар китэн кэн юти сверху-вниз и но диагонали снаружи-внутрь (рис.11-14. Б). Движение не широкоамплитудное, а скорее приближающаяся к прямой дуга (рис. 13-14) Как и в Ти-но ката, слегка присутствует небольшой наклон корпуса вперед, а также отдер-гивание противоположной руки к поясу в -момент окончания удара. Рука обычно формируется в боси кэн (как бы придерживая меч в ножнах у пояса). Движение сзади расположенной ноги такое же, как и в предыдущем движении.

Ка-по ката: Дзедан-укэ/Ура сюто китэн кэн юти.

Из конечного положения Суй-но ката шагните правой ногой назад, занимая итимондзи-но камаэ (рис. 15). Проведите верхнюю защиту левой рукой, кик в предыдущем движении (рис. 16-17). Правая рука при этом еще ближе смещается к противоположному уху, локоть движется как можно ближе к телу (рис.16). Правая

142

нога при этом движении начинает свое перемещение вперед в глубокую переднюю стойку. Правая рука движется вперед почти по прямой линии. Удар наносится ребром ладони вперед (рис. В, 19-22). Правила относительно левой руки и ноги сохраняются и для Ка-но ката. Следует заметить, что во всех движениях Го-дай-но ката необходимо придерживаться принципа «вложения веса тела», т. е- удар рукой заканчивается раньше, чем шагающая нога твердо станет на землю, и обязательно присутствует небольшой наклон корпуса вперед при ударе, как бы «стремясь» вслед за нимфу-но ката: Гэдан-укэ/Боси кэн цуки.

Из конечного положения Ка-но ката сделайте шаг правой ногой и займите итимондзи-но камаэ. Левой рукой исполните гэдан-укэ (нижнюю защиту) —рис. 23-25. Правая рука в этот момент отводится либо к поясу (тансин-но камаэ), либо к голове (доко-но камаэ), подобно движению в Суй-но ката — рис. 25. Не прерывая движения, начинайте шаг правой ногой вперед, подавая вперед плечо [тай кэн цуки) и голову (кикаку кэн) — рис. 26-27. Естественно вытекающим движением нанесите боси кэн цуки в солнечное сплетение или пах воображаемого противника (рис. Г, 28-29). Левая рука и нога действуют в момент окончания удара так же, как и во всех предыдущих ката.

Ку-но ката: Гэдан-укэ/Хоко-но кэри.

Из предыдущего положения шагните назад правой ногой и займите итимондзи-но камаэ так же, как во всех предыдущих формах. Левой рукой проведите гэдан-укэ (рис. 30-31).

Тут же оторвите правую ногу от земли и выведите ее колено вперсд-вверх-наружу (фото. 32). Правая рука при этом движется от левого плеча вправо-вверх, слегка разворачиваясь. Локоть направлен вниз (рис. 33). Не прерывая движения, нанесите удар пяткой правой ноги вперед на уровне живота. Пальцы ноги при этом должны быть развернуты наружу (хоко-но кэри) (рис. 34).

Одновременно с этим правая рука выводится вправо-вверх и слегка назад, пальцы занимают положение «когтей» (сяко кэн) (рис. 33).

Закончив удар, опустите правую ногу и руку и займите (шицен-но камаэ) (рис 35-36,).

Ритуальный поклон в гассо-но камаэ завершает ката.

143

ГЛАВА 5

ПРАКТИКА РАБОТЫ С ЭНЕРГИЕЙ ВЛИЯНИЯ МАНДАЛЫ ДХЬЯНИ-БУДД

Данная работа не является «работой с мандалой» в том смысле, который мы привыкли вкладывать в это понятие. В данном случае речь идет не о духовном совершенствовании в истинном его понимании, а о способах гармонизации тонкоматериальной энергии. Духовная энергия питает душу, а не тело, в то время как чакры, меридианы, энергия ки относятся именно к телу (хотя и к разным уровням материи). Для Нин-дзютсу подобная работа с мандалой очень важна для всего последующего продвижения в эзотерических методах Нинпо-ми



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.134 (0.014 с.)