Важность конвенции о правах инвалидов заключается в том, что она: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Важность конвенции о правах инвалидов заключается в том, что она:



·  разъясняет права инвалидов. Как уже отмечалось, многие инвалиды не знают о своих правах, и эти права часто игнорируются. Конвенция признает, что инвалиды имеют те же права, что и другие лица, и что они должны иметь возможность пользоваться этими правами наравне с лицами без инвалидности;

·  устанавливает обязанности по соблюдению этих прав. Она признает, что утверждения о наличии прав самого по себе недостаточно и что не менее важно определить различные меры, которые государства (и другие субъекты) должны принять для обеспечения соблюдения этих прав. В этом смысле Конвенция носит всеобъемлющий характер, так как в ней подробно излагаются обязанности по уважению, защите и осуществлению прав инвалидов;

·  признает инвалидность как социальный конструкт. Общество должно устранить барьеры, мешающие инвалидам в полной мере участвовать в его жизни;

·  способствует всестороннему и доступному развитию. Конвенцию часто называют договором о правах человека и инструментом развития. Она продолжает тенденцию в области прав человека, которая признает необходимость принятия государствами позитивных мер для обеспечения прав и выдвигает на первый план роль международного сообщества в оказании помощи государствам в реализации этих прав;

·  обеспечивает национальный и международный мониторинг прав инвалидов.

Главной концепцией, которая лежит в основе Конвенции, является переход от благотворительного или медицинского подхода к проблеме инвалидности, к социальному и правозащитному подходу. Если вы понимаете эту концепцию, вы в состоянии понять всю Конвенцию и цели, которые она стремится достичь.

Конвенция состоит из 50 статей, распределенных в структуре документа следующим образом:

Преамбула
  Определяет общий контекст и выявляет такие важные сопутствующие вопросы, как взаимосвязь между инвалидностью и развитием.

 

Статья 1
 
  Цели: устанавливает цель Конвенции, которая заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.    Статья 1 также поясняет, кто относится к понятию "инвалиды".

 

Статья 2
Определения: ключевые термины Конвенции, а именно общение, язык, дискриминация по признаку инвалидности, разумное приспособление и универсальный дизайн. В случае сомнений полезно обратиться к определениям. Термины "инвалиды" и "инвалидность" не определены как таковые, поскольку было принято сознательное решение рассматривать их как эволюционирующие понятия.

 

Статья 3
Принципы: весьма важны для толкования и реализации прав и других статей Конвенции. В случае сомнений относительно смысла той или иной статьи вы можете обратиться к принципам и руководствоваться ими: например, при создании поддерживаемой системы принятия решений директивные органы должны руководствоваться уважением к самостоятельности данного физического лица, с тем чтобы обеспечить ему максимум независимости в принятии решений.

 

Статья 4
Общие обязательства: помимо признания прав инвалидов, Конвенция также определяет, кто несет ответственность за соблюдение этих прав, что именно они должны делать и когда (например, сразу или поэтапно).      Все обязательства имеют важное значение. Более подробно они описаны ниже. Вот два примера/      Государства-участники должны принимать меры по постепенной реализации экономических, социальных и культурных прав, максимально задействуя имеющиеся у них ресурсы. Это важное признание того, что уровень развития страны может влиять на темпы реализации ею некоторых статей Конвенции. Оно служит в качестве встроенного механизма проверки реального положения дел. Обратите внимание, что Факультативный протокол к Конвенции создал возможность защиты экономических, социальных и культурных прав в судебном порядке еще до принятия Факультативного протокола к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 10 декабря 2008 года.      Существует также обязательство консультироваться с инвалидами и активно привлекать их к разработке и реализации законодательства и политике по осуществлению Конвенции и к другим процессам принятия решений, затрагивающих их интересы. Это отражает предусмотренный в статье 3 общий принцип вовлечения и включения и укрепляет его, возлагая на государство обязательство соблюдать его. Предлагаются следующие вопросы для обсуждения: Как это может быть измерено? Когда происходят эффективные консультации?

 

Статьи 5–30

 

Сквозные вопросы: Конвенция состоит из надежной системы норм, касающихся недискриминации и равенства, которая применяется в отношении всех прав, будь то гражданских, культурных, экономических, политических или социальных. Статья 5 требует от государств-участников обеспечить равенство инвалидов, а также запрещает любую дискриминацию по причине инвалидности. Этот общий запрет далее подробно изложен в контексте конкретных прав, которые объясняют, что составляет дискриминацию по признаку инвалидности в их контекстах, а также меры, в том числе позитивные меры, направленные на достижение фактического равенства. Далее Конвенция предусматривает, что такие меры не могут считаться дискриминационными.    После статьи 5 идут тематические статьи общего применения, которые будут интегрированы в Конвенцию. К ним относятся статья 6 о женщинах-инвалидах и статья 7 о детях-инвалидах. Возникают следующие вопросы: почему женщины и дети выделены особо? Есть ли другие сквозные вопросы, которые могли бы иметь отношение к данному случаю? Можно ли привести другие лица или группы, которых это затрагивает, например, пожилых людей или коренные народы?     Конкретные права: Конвенция охватывает весь спектр прав человека. В ней смешиваются гражданские и политические, экономические, социальные и культурные права, что убедительно свидетельствует о взаимозависимости и равном статусе всех прав человека. Ее основные статьи уточняют содержание и объем прав человека, которым наделен каждый человек, в качестве прав, применимых к инвалидам.   Конвенция содержит элемент новизны, который заключается в том, что она предусматривает ряд мер, обязывающих государства сделать необходимое для гарантии прав, однако эти меры не увязаны с каким-то конкретным правом. Они включают в себя: повышение осведомленности, доступность, ситуации риска и чрезвычайные гуманитарные ситуации, доступ к правосудию, индивидуальную мобильность, абилитацию и реабилитацию, статистику и сбор данных, международное сотрудничество.

 

Статья 32

 

Международное сотрудничество: подчеркивая важность международного сотрудничества, в том числе сотрудничества в целях развития, для реализации изложенных в ней прав, Конвенция посвящает этому вопросу отдельную статью. В этом она основывается на практике ранее принятых договоров по правам человека, в которых международное сотрудничество, как правило, упоминается в статьях, связанных с постепенной реализацией экономических, социальных и культурных прав. В статье 32 также более детально разъясняются меры, благодаря которым международное сотрудничество может способствовать продвижению Конвенции (например, сотрудничество в области научных исследований, при обеспечении того, чтобы сотрудничество в целях развития охватывало инвалидов и было для них доступно).     Обратите внимание, что статья о международном сотрудничестве и другие статьи взаимосвязаны и взаимозависимы. Иными словами, международное сотрудничество, в том числе сотрудничество в целях развития, является одним из способов реализации прав и содействия более эффективному осуществлению Конвенции; развитие и права человека являются не отдельными, а взаимосвязанными элементами Конвенции.

 

Статьи 31 и 33
   

 

Меры по осуществлению и мониторингу: статья 31 требует от государств-участников производить сбор надлежащей информации, включая статистические и исследовательские данные, позволяющей им разрабатывать и осуществлять стратегии в целях выполнения Конвенции. Статья 33 предусматривает различные меры, которые государства-участники должны принять для создания механизмов национального осуществления и мониторинга.

 

Статьи 34–39

 

Комитет: начиная со статьи 34 в Конвенции подробно описывается ее институциональная структура. Она учреждает Комитет по правам инвалидов, уполномоченный получать и рассматривать периодические доклады государств-участников.

 

Статья 40
Конвенцией учреждается Конференция государств-участников, на которой они будут регулярно собираться для рассмотрения любого вопроса, касающегося осуществления Конвенции.

 

Статья 41 и далее
Заключительные положения: Конвенция устанавливает процедуры подписания, ратификации, вступления в силу и другие соответствующие требования.

 

Материалы к лекции на тему
«10 лет Декларации ООН об образовании и

подготовке в области прав человека»

Вопрос образования в области прав человека и распространения информации о международных правозащитных нормах и принципах рассматривался в ООН практически с самого ее основания. В итоге более, чем через 50 лет резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 66/137 от 19 декабря 2011 г. была принята Декларация Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека.

Вопросы образования в области прав человека

В международных документах

В Преамбуле Всеобщей декларации прав человека [7] одной из целей ее принятия указано: «… чтобы каждый человек, и каждый орган общества … стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод».

Статья 26 Всеобщей декларации прав человека провозглашает, что каждый человек имеет право на образование и что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».

В Статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [8] указано, что государства, признающие данный Пакт «… признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам».

В статье 28 Конвенции о правах ребенка [9] говорится, что «школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка». Статья 29 Конвенции гласит: «образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и способностей ребенка, воспитание уважения к правам человека и основным свободам, на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, на воспитание уважения к окружающей природной среде».

Вопросы образования в области прав человека в деятельности Организации Объединенных Наций

В 1993 году в Вене Всемирная конференция по правам человека подтвердила важность роли обучения и профессиональной подготовки в вопросах информирования общественности о правах человека, заявив, что образование в области прав человека является «существенным для развития и достижения устойчивых и гармоничных отношений между странами и для содействия взаимопониманию, терпимости и мира».

В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период с 1995 по 2004 год Десятилетием образования в области прав человека и призвала все государства-члены ООН содействовать «обучению, распространению и информированию с целью создания всеобщей культуры прав человека».

По результатам анализа его итогов в 2004 году была разработана Всемирная программа образования в области прав человека.

На первом этапе программы (2005-2009 гг.) упор был сделан на образовании в области прав человека в учреждениях начального и среднего образования.

На втором этапе (2010-2014 гг.) основное внимание уделено образованию в области прав человека в системе высшего образования и проведению учебных программ по правам человека среди преподавателей и воспитателей, государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Продолжено обучение правам человека в системе начального и среднего образования.

Третий этап (2015 – 2019 гг.) посвящен дальнейшему осуществлению и закреплению полученных результатов, включению образования в области прав человека в школьные программы и программы подготовки, а также подготовке в области прав человека сотрудников СМИ и журналистов.

Четвертый этап программы (2020-2024 гг.) посвящен приоритетным темам в данной сфере, которые определены в ходе консультаций с государствами-участниками.

Всемирный саммит 2005 года. Более чем 170 глав государств и правительств собрались в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке с 14 по 16 сентября 2005 г. Были приняты решения по вопросам развития, безопасности, прав человека и программы реформ ООН. На саммите главы государств и правительств поддержали усилия по развитию просвещения и обучения в области прав человека на всех уровнях, в том числе путем реализации Всемирной программы образования в области прав человека, и призвали все государства развивать направленные на это инициативы.

19 декабря 2011 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека.

Значение, структура и содержание Декларации ООН об

образовании и подготовке в области прав человека

Значение. Декларация впервые установила аксиологическое (ценностное) понимание прав человека и задала вектор их морального измерения. Декларация стала заметным событием в процессе развития международного права. В ней определены и развиты главные параметры образования и подготовки в сфере прав человека. Кроме этого, государствам и международным организациям даны как комплексные, так и предметные рекомендации к действию.

Структура и содержание. Декларация состоит из Преамбулы и 14 статей. Она провозглашает право каждого знать, запрашивать и получать информацию обо всех правах человека и основных свободах и право на доступ к образованию и подготовке в области прав человека (ч. 1 ст. 1).

Образование и подготовка в области прав человека охватывает все виды воспитательной, профессионально образовательной, информационной, просветительской и учебной деятельности; направлено на уважение и соблюдение всех прав человека и основных свобод; формирует соответствующие знания, умения и представления с целью предотвращения нарушений прав человека и злоупотреблений ими (ст. 2); продолжается на протяжении всей жизни человека, касается всех возрастов и всех слоев общества на всех уровнях, включая дошкольное, начальное, среднее и высшее образование (ч. 1, 2 ст. 3)

Такое образование должно включать:

· знания и понимания норм и принципов прав человека, лежащих в их основе ценностей и механизмов их защиты;

· учение и преподавание такими методами, при которых уважаются права преподавателей и обучаемых;

· наделение индивидуумов возможностями пользоваться своими правами и осуществлять их, равно как и уважать и поощрять права других.

Принципы образования и подготовки в области прав человека

Статья Декларации. Принцип Содержание принципа
Преамбула. Статья 4 Преемственность принципов Организации Объединенных Наций Уважение ко всем правам человека и основным свободам всех лиц, без различия расы, пола, языка и религии. В основе образования и подготовки в области прав человека должны лежать принципы Всеобщей декларации прав человека и соответствующих договоров и документов
Часть 2. Статья 1. Принцип универсальности, неделимости и взаимозависимости прав человека Образование и подготовка по правам человека имеют существенное значение для поощрения всеобщего уважения и соблюдения всех прав человека и основных свобод всех лиц в соответствии с принципами универсальности, неделимости и взаимозависимости прав человека.
Часть 1. статья 5. Принцип равенства Образование и подготовка в области прав человека … должны основываться на принципах равенства, в частности между девочками и мальчиками и между женщинами и мужчинами, человеческого достоинства, интеграции и недискриминации.
Часть 2. Статья 5. Принцип доступности Образование и подготовка в области прав человека должны быть доступными и предоставляться всем людям, а также учитывать особые проблемы и трудности, потребности и ожидания лиц, находящихся в уязвимом и неблагоприятном положении, и соответствующих групп, включая инвалидов, …
Часть 3. Статья 5. Принцип мультикультурности Образование и подготовка в области прав человека должны охватывать и обогащать, а также иметь в качестве вдохновляющего начала все многообразие цивилизаций, религий, культур и традиций различных стран, каким оно нашло отражение в универсальности прав человека.
Часть 1. Статья 7. Часть 1. Статья 10. Принцип широкого участия общества и всех заинтересованных сторон при ведущей роли государства Государства несут главную ответственность за продвижение и обеспечение образования и подготовки в области прав человека в процессе их развития и осуществления в духе широкого участия, открытости и ответственности. Различные субъекты общества, включая образовательные учреждения, средства информации, семьи, местные сообщества, учреждения гражданского общества, в том числе неправительственные организации, правозащитники и частный сектор, должны играть важную роль в продвижении и обеспечении образования и подготовки в области прав человека.

Цели образование и подготовка в области прав человека (ст. 4):

· повышение уровня знания, понимания и принятия универсальных правозащитных норм и принципов, а также гарантий на международном, региональном и национальном уровнях в целях защиты прав человека и основных свобод;

· развитие универсальной культуры прав человека, при наличии которой каждый человек сознает свои права и обязанности по отношению к правам других, и содействие развитию человека как ответственного члена свободного, мирного, плюралистического и инклюзивного общества;

· достижение эффективной реализации всех прав человека и поощрение терпимости, недискриминации и равенства;

· обеспечение равных возможностей для всех посредством предоставления доступа к качественному образованию и подготовке по правам человека без дискриминации;

· содействие предотвращению нарушений прав человека и злоупотреблений ими и борьбе со всеми формами дискриминации, расизма, стереотипизации и подстрекательства к ненависти, а также с вредоносными настроениями и лежащими в их основе предрассудками, равно как и их искоренению.

Рекомендации государствам и международным организациям

Следует пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями и выразительными средствами культуры (ст. 6).

Государствам рекомендовано создавать безопасную и благоприятную среду для вовлечения в процесс максимально широкого круга участников – образовательных учреждений, институтов гражданского общества, частного сектора и других субъектов (ч. 2. ст. 7).

Государствам рекомендовано сделать образование и подготовку в области прав человека частью политики государства, разработать и принять стратегии, планы и программы действий для внедрения образования и подготовки по правам человека, например посредством их включения в программы школьного и профессионального образования (ч. 3 ст. 7; ст. 8).

Государства должны обеспечивать подготовку в области прав человека для должностных лиц, непосредственно задействованных в правоприменительной деятельности (судей, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и т.д.); представителей педагогических специальностей; персонала частных структур, действующих от имени государства (ч. 4 ст. 7).

Государствам следует содействовать созданию, развитию и укреплению эффективных и независимых национальных правозащитных учреждений (омбудсменов), признавая, что они могут играть важную и координирующую роль в продвижении образования и подготовки по правам человека (ст. 9).

Государствам рекомендовано принимать соответствующие меры для обеспечения эффективного выполнения настоящей Декларации ООН и осуществления последующих действий в связи с ней, а также выделять на это необходимые ресурсы (ст. 14).

Международным организациям рекомендовано предоставлять образование и подготовку по правам человека своему персоналу (ст. 11). Предложено содействовать усилиям по развитию соответствующих программ на всех уровнях (ч. 1, 2 ст. 12).

Вопросы международного контроля над исполнением

государствами своих обязательств

Государствам рекомендовано включать информацию о мерах, принятых ими в этой области, в свои доклады – отчетность в рамках Универсального периодического обзора и универсальных международных договоров в области прав человека (ст. 13).

Принятие Декларации об образовании и подготовке в области прав человека послужило важным шагом на пути признания прав человека, распространения идей доступности и обеспечения прав на образование в области прав человека. За последние 10 лет во всем мире были проведены разные мероприятия, созданы проекты и законы, которые имели своей целью обеспечение доступа всех людей к базовому изучению своих прав.

Меры Российской Федерации, направленные на решение вопросов образования и подготовки в области прав человека

Российская Федерация, наряду с иными государствами, имеет международные обязательства в сфере образования по предмету «права человека». Поэтому с момента принятия Декларации ООН и в рамках Всемирной программы образования в области прав человека в России проводится большая работа.

Значительная роль в развитии правовой культуры принадлежит государственным программам, среди которых необходимо отметить:

Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утверждённые Президентом РФ от 4 мая 2011 года №ПР-1168;

Федеральную целевую программу развития образования на 2016- 2020 гг., утверждённую Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. №497;

Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р, которая была разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утверждённую Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. №1493 и т.п.

В 1998 году был учрежден мандат специального докладчика по вопросу о праве на образование. Это эксперт, которого назначает Совет ООН по правам человека. В июне 2020 года специальный докладчик по правам человека выступил с докладом, в котором представлен анализ таких ключевых вопросов, как структурная дискриминация, растущее неравенство, цифровизация образования и права учителей в эпоху пандемии.

Меры Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, направленные на решение вопросов образования и

 подготовки в области прав человека

При поддержке Президента Российской Федерации В.В. Путина на базе Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) создан Научно-образовательный центр, руководство над которым возложено на Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Сегодня особое значение приобретает вопрос совершенствования научно-исследовательской, методической и экспертной деятельности в сфере прав и свобод человека. Поэтому сотрудничество Омбудсмена с Центром позволило приобрести не только прикладной, но и фундаментальный характер правовпросветительской деятельности.

Уполномоченный принимает активное участие в правовом просвещении граждан страны. Многие образовательные проекты Омбудсмена осуществляются в рамках реализации Всемирной программы образования в области прав человека ООН (ООПЧ, 2020 – 2024 годы). В 2020 году начался четвертый этап ее реализации, по требованиям которого приоритетным целевым сектором стала молодежь.

Ориентируясь на образование молодого поколения, в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» введен принцип приоритета прав и свобод личности. Данное предписание отражено в ведомственном нормативе и применяется во всех российских школах, формируя у учащихся уважение к закону и правам других людей.

Омбудсмен уже ведет работу в этом направлении. В целях создания инклюзивных и мирных обществ уделяется особое внимание подготовке молодежи по вопросам равенства, прав человека и недискриминации.

В старших классах общеобразовательных школ вопросы прав человека изучаются в рамках учебных предметов гуманитарного цикла таких как история и обществознание. Кроме этого, имеют место и элективные (избранные) образовательные курсы, которые называются «Правоведение» и «Граждановедение».

В системе российского высшего образования тема прав человека включена как компонент в дисциплины «Правоведение», «Конституционное право» и «Международное право». В специализированных юридических вузах данная тематике преподается как автономный курс. Всего рабочие программы по дисциплине «Права человека» реализуют 372 вуза Российской Федерации

Однако широкие перспективы для эволюции в данном направлении еще остаются. К примеру, необходимо создать системный подход к преподаванию дисциплины «Права человека» и к преемственности образовательных программ в учебных организациях всех уровней.

Практика есть. Это настоящий Всероссийской единый урок «Права человека», в котором за 5-ть лет приняло участие свыше 27 миллионов школьников и студентов. Кроме расширения аудитории и выхода данного формата правового просвещения на международный уровень, ммасштабность и социальная значимость этого мероприятия позволила Омбудсмену выйти на новый уровень сотрудничества с Министерством просвещения Российской Федерации. Министерство включило день проведения Единого урока (10 декабря) в Календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации.       

На международном уровне в сотрудничестве с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека ежегодно проводятся образовательные мероприятия для слушателей магистерской программы «Международная защита прав человека». Магистрантам предоставляются лекционные и практические занятия. Уроки проходят в режиме видео-конференц-связи, что позволяет расширять аудиторию. За последние 6-ть лет в лектории приняли участие более 3000 магистрантов.

Одновременно с успехами, остаются и проблемы. Во многих странах, в том числе в России, до сих пор не созданы национальные сети организаций, осуществляющих ООПЧ, дисциплины по правам человека не интегрированы в учебные программы средних и высших учебных заведений.

В России сегодня отсутствует универсальная программа, которая может обеспечить взаимодействие всех институтов, занимающихся правовым просвещением, и дать им единую методологию. Для нас актуальным остается вопрос разработки Концепции правового просвещения и образования в области прав человека как идеологического документа и Федеральной государственной программы по вопросам правового просвещения и образования в области прав человека как документа стратегического планирования.

Создание программных документов – задача на перспективу.

 

Список литературы

Нормативные правовые акты:

1. Всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) // Международная защита прав и свобод человека. – Сборник документов. – М., 1990. – С.5-17.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. – № 17. – Ст. 291.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. – № 17. – Ст. 291.

4. Декларация Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека // Сайт ООН. Декларации. URL:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/hr_education.shtml#a4.

5. Конвенция о правах ребенка// Сайт ООН. Конвенции и соглашения. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml.

6. Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru.

7. Всемирная программа действий в отношении инвалидов / Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 37/52 от 3.12.1982. URL:http://www.un.org/russian/documen/convents/progl.htm.

8. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов / Приняты Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.12.1993. URL:http://www.un.org/russian/documen/convents/disabled.htm.

9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации// www.pravo.gov.ru.

10. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1 – ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации// www.pravo.gov.ru.

11.  Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru.

12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов: Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru.

13.  Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995. № 48, ст. 4563.

14. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168 // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru.

15. О порядке подготовки доклада о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов» (вместе с «Правилами подготовки доклада о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов»): постановление Правительства РФ от 11.06.2015 № 585 // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru.

16. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»: постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru.

17. Об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»: распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru.

18. Об утверждении «Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»: распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru.

19.  О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»: постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 // Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru.

Основная литература:

1. Права человека и вызовы XXI века: учебное пособие / под ред. А.Х. Абашидзе. – Москва: РУДН, 2016.

2. Бартенев Д.Г. Право на охрану здоровья в международном праве: Дис. канд. Юрид. Наук. Спб, 2006. —183 с.

3. Ворошилова Е.Л., Ворошилова О.Л. О мерах по обеспечению доступности качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. – Теоретические и прикладные вопросы специальной педагогики и психологии: Встреча поколений…: Материалы VIII международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, посвященной памяти профессора Р.Е. Левиной (г. Курск, 27 февраля 2015 г.) / под общ. ред. Е.Н. Российской, Е.А. Репринцевой. – Курск, 2015.

4. Вяхякуопус Е. Ратификация Конвенции о правах инвалидов в Финляндии // Проект «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации». 2008.

5. Права человека в России: история, теория и практика: учебное пособие / Д. Т. Караманукян и др.; отв. ред. и авт. предисл. Д. Т. Караманукян. – Омск: Омская юридическая академия, 2015.

6. Маллер А.Р. Особые дети и проблемы толерантности. – М.: В.Секачев. – 2016.

7. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: Методическое пособие. – М.: Русское слово, 2014.

8. Усачев А.А. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых. – М.: Эксмо, 2008.

9. Эбзеев Б.С. Основы Конституции Российской Федерации. Базовый и углубленный уровень: учебное пособие для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2017.

10. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: монография. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2017.

Учебно-методическая литература:

1. Антонов В.В. Изучаем права человека. – М, Вита-пресс, 2011.

2. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2006.

3. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Смирнов В.В., Суслов А.Б. Права человека. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2007.

4. Болотина Т.В., Миков П.В. Концепция обучения правам человека – М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2006.

5. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека. 10—11 классы: Методическое пособие для учителя. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2006.

6. Первые шаги: Начальный курс обучения правам человека. – М.: Изд-во «Права человека», 2006.

7. Права человека: Методика преподавания в школе (9-11 классы). Изд.-е 4-е. Пермь, 2008.

8. Пособие по проведению «Уроков доброты» со школьниками младших классов. – Москва, 2012.

9. Сироткин С.А., Шакенова Э.К. Инвалиды в обществе. Как общаться со слепоглухими. – М. – 2003.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.108 с.)