В процессе реализации Рабочей программы предполагается использование различных методов и приемов. Методы – это упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и задач дошкольного образования. Прием – это часть метода. Воспитатель определяет основной метод образования, которым будет пользоваться в ходе образовательной деятельности, использует разнообразные приемы, чтобы повысить его эффективность. Выбор методов и приемов зависит от содержания материала, от возраста детей и степени их подготовленности.
Название метода
| Определение метода
| Условия применения
|
Методы по источнику знаний
|
Словесные методы
| рассказ, объяснение, беседа, чтение
| Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию детям
|
Наглядные методы
| методы, при которых ребенок получает информацию с помощью наглядных пособий и технических средств: метод иллюстраций и метод демонстраций
| Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций связан с показом мультфильмов, диафильмов и др.
|
Практические методы
| основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки
| Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием, и носят обобщающий характер.
|
Методы по характеру образовательной деятельности детей
|
Метод мотивации и стимулирования у воспитанников первичных представлений и приобретения ими опыта поведения и деятельности
| Традиционными методами - поощрение и наказание.
Косвенные, непрямые методы: образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и другое
| Эти методы (поощрение и наказание) являются методами прямого действия и не должны превалировать в процессе реализации Программы. Гораздо более эффективными и мягкими являются косвенные, непрямые методы.
|
Методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности
| Рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и другое
| Данная группа методов базируется на положении о единстве сознания и деятельности.
|
Методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности
| Эта группа методов играет ведущую роль в воспитании дошкольников. Некоторые из них: метод приучения к положительным формам общественного поведения; упражнение; образовательная ситуация
| Детей в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо разговаривать, бережно обращаться с вещами). Упражнение представляет собой многократное повторение детьми положительных действий, способов и форм деятельности ребёнка и его поведения.
|
Информационно-рецептивный метод
| Воспитатель сообщает детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти
| Один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями
|
Репродуктивный метод
| Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию воспитателя
| Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу
|
Метод проблемного
изложения
| Воспитатель ставит перед детьми проблему – сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения, и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия.
| Дети следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий
|
Эвристический (частично-поисковый) метод
| Суть его состоит в том, что воспитатель разделяет проблемную задачу на подпроблемы, а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее решения
| Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует
|
Исследовательский метод
| Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний
| В процессе образовательной деятельности дети овладевают методами познания, так формируется их опыт поисково-исследовательской деятельности
|
Активные методы
| В группу активных методов образования входят дидактические игры – специально разработанные игры, моделирующие реальность.
| Активные методы предполагают использование в образовательном процессе определенной последовательности выполнения заданий: начиная с анализа и оценки конкретных ситуаций, дидактическим играм. Активные методы должны применяться по мере их усложнения.
|