Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммуникативная деятельность
1.1. Связи с общественностью (PR): понятие, место и функции в системе социального управления. 1.1.1. Актуальное понятие связей с общественностью. 1.1.2. Основные трактовки и модели PR. 1.1.3. Функции связей с общественностью. 1.1.4. Отличия PR от рекламы. 1.2. Особенности связей с общественностью в органах власти. 1.2.1. Специфика государственного и муниципального PR. 1.2.2. Особенности функций государственного и муниципаль- ного PR. 1.2.3. Организационные структуры связей с общественностью в органах власти.
1.1. Связи с общественностью (PR): понятие, место и функции в системе социального Управления Деятельность органов власти по установлению и поддержа- нию взаимодействия с населением, институтами гражданского общества и средствами массовой информации осуществляется в рамках института связей с общественностью. Поэтому, прежде чем рассматривать специфику функционирования этого инсти- тута в системе государственного и муниципального управления, необходимо остановиться на месте связей с общественностью в системе социального управления в целом. 1.1.1. Актуальное понятие связей с общественностью Выражение «связи с общественностью», прочно вошедшее в повседневную речь, является буквальным переводом англо- язычного термина Public Relations (PR). 10 Связи с общественностью относятся к числу тех объектов, которым весьма непросто дать точное определение. Американ- ский исследователь Рекс Харлоу в 70-е гг. ХХ в. насчитал 472 определения PR. В настоящее время число дефиниций пре- высило 1 000. Вместе с тем общим для всех авторов является представление о том, что связи с общественностью являются одной из функций управления (менеджмента). В целом, можно констатировать, что содержательным стержнем PR -деятельности является коммуникация. Структурно эта деятельность представлена на схеме (рис. 1).
Рис. 1. Структура PR -деятельности
Рассмотрим компоненты этого определения подробнее. Связи — это коммуникации, призванные осуществлять ин- формационное взаимодействие между: — организациями; — индивидами, группами индивидов; — организациями и индивидами (группами индивидов). Организация — это та или иная структура, заинтересован- ная в донесении некоторой информации до своих аудиторий, которая выступает субъектом коммуникации. М. А. Шишкина в своей монографии «Паблик рилейшнз в системе социального управления»1 на основе системного подхода выделяет две груп- пы субъектов PR — базисные и технологические. Базисными субъектами PR могут быть политические и государственные деятели, персонажи шоу-бизнеса, предприятия, организации,
1 См.: Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управле- ния. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. — С. 77—82. 11 учреждения, фирмы, органы представительной, исполнительной и судебной власти, органы местного самоуправления, право- охранительные органы, политические партии и общественные движения и т. п. Технологическими субъектами PR являются субъекты, непосредственно занимающиеся организацией и про- ведением PR -кампаний, т. е. те, «кто делает PR». К их числу принадлежат индивидуальные пиармены, а также группы инди- видуальных пиарменов; специализированные PR -подразделения государственных и негосударственных институтов, предприятий, организаций коммерческих фирм, не являющиеся самостоятель- ными юридическими лицами; самостоятельные PR -агентства, центры политического консалтинга, агентства коммуникаци- онного менеджмента и прочие профессиональные участники PR -рынка, являющиеся юридическими лицами. Общественность — это другие организации, индивиды, группы индивидов, от которых зависит успех реализации поли- тики (проекта), осуществляемой организацией. Они выступают объектом информационного воздействия для организации, осу- ществляющей такое воздействие. Объектом любой деятельности является та часть окружаю- щей действительности (в том числе и социальной), которая под- вергается целенаправленному воздействию со стороны субъекта с помощью определенных средств. Объектом связей с общественностью являются не люди во- обще, а вполне конкретные лица и различные группы, на кото- рые направлено информационное воздействие и с которыми устанавливаются коммуникативные связи. Именно поэтому эк- вивалентом общественности является словосочетание «целевые группы», т. е. такие группы, которые в наибольшей степени ин- тересуют субъекта коммуникации. Объект выбирается в зависи- мости от целей, которые преследует субъект. Объектами могут быть и органы власти, и общественные организации (например, профессиональные союзы и объединения), и политические фон- ды и т. д.
Основная цель деятельности института связей с обществен- ностью в целом — создание внешней и внутренней социально- психологической и политической среды, благоприятной для успеха организации, обеспечение необходимого поведения этой 12 среды в отношении данной организации, которое основано на современных коммуникативных технологиях. Результатом деятельности структур PR является достижение следующих целей: — формирование позитивного образа организации как це- лого и укрепление ее авторитета (репутации) путем обеспечения целенаправленной коммуникации с ее социальной средой; — обеспечение лидирующих позиций в конкурентной борьбе; — изучение общественного мнения об организации, ее дей- ствиях, в том числе и предполагаемых; — расширение влияния организации в обществе; — профилактика возможных конфликтов и недоразумений с общественностью; — формирование круга сторонников организации среди ав- торитетных, влиятельных и известных политиков, ученых, дея- телей искусства, культуры и других персон, способных оказы- вать влияние на формирование общественного мнения; — создание позитивного психологического климата в самой организации. Подводя итог сказанному, в самом общем виде можно дать следующее определение институту связей с общественностью: связи с общественностью (PR) — это самостоятельная функ- ция менеджмента по установлению и поддержанию коммуника- ций между организацией и ее общественностью.
1.1.2. Основные трактовки и модели PR Несмотря на то, что существует значительное число опреде- лений PR, можно, вслед за отечественным исследователем А. Н. Чумиковым, типизировать эти определения и выделить три основных подхода к сущности связей с общественностью: альтруистический, компромиссный и прагматический. Представители альтруистического подхода рассматривают PR как некую деятельность по установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организа- цией и общественностью. Наиболее типичное определение в рамках этого подхода было дано одним из основоположников PR -теории англичани-
13 ном Сэмом Блэком, который утверждал, что «PR — это искус- ство и наука достижения гармонии посредством взаимопонима- ния, основанного на правде и полной информированности»1. Такой же подход закреплен в определении, данном Институтом общественных отношений (IPR), созданном в Великобритании в 1948 г., а также в популярном словаре Уэбстера. Все авторы, придерживающиеся данного подхода, делают акцент на служе- нии интересам общественности, необходимости достижения аб- страктной общественной гармонии, высоких этических стандар- тах и несовместимости PR с манипуляцией, обманом и агрес- сивным навязыванием своего мнения*. Второй — компромиссный подход, в свою очередь, делает упор не на абстрактной общественной гармонии, а на удовле- творении конкретных интересов. Суть подхода в том, что орга- низация учитывает интересы общественности для того, чтобы и ее интересы были восприняты с пониманием. Именно на до- стижение компромисса между этими разнонаправленными интересами и должны быть направлены усилия PR- специалистов.
Такой подход к пониманию сущности связей с обществен- ностью еще в первые десятилетия ХХ в. сформулировал один из основоположников этой дисциплины Эдвард Бернейз**, который писал: «Паблик рилейшнз — это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также усилия, направленные на гармонизацию дея-
1 Блэк С. Паблик рилейшнз: Что это такое? — М.: Новости, 1990. — С. 17. * У этой точки зрения есть оппоненты, полагающие, что попытки описать PR при помощи понятий «правда», «полная информированность», «гармония» и т. д. являются лишь камуфляжем, следствием стремления PR -менов облаго- родить себя и представить свою деятельность как социально полезную (См., например: Ольшанский Д. В. Политический PR. — СПб.: Питер, 2003. — С. 407). ** В русскоязычной литературе нет устоявшейся нормы написания фами- лии выдающегося PR -теоретика и PR -практика Edward Louis Bernays (1891— 1995). Можно встретить следующие написания: «Бернейз», «Бернайз», «Бер- найс», «Бернейс», «Бёрниз». 14 тельности организации в соответствии с интересами обществен- ности, и наоборот»1. Этот подход разделяет достаточно большое число PR -про- фессионалов. Так, на первой Всемирной ассамблее ассоциаций паблик рилейшнз, собравшей в 1978 г. в Мехико представителей более чем 30 национальных и региональных PR -ассоциаций, было принято определение общественных связей именно с этой позиции: «Практика паблик рилейшнз — это искусство и соци- альная наука анализа тенденций, прогнозирования их послед- ствий, выдачи рекомендаций руководству организации и осу- ществление программ действий в интересах организаций и со- циума»2. Наконец, необходимо выделить третий, сугубо прагматиче- ский подход. Основной акцент в прагматическом подходе дела- ется именно на функции управления общественным мнением в интересах организации с использованием различных комму- никативных технологий. Прагматический подход был широко распространен в пери- од становления профессиональной деятельности по связям с общественностью — в начале ХХ в. В настоящее время он до- статочно распространен в России. Так, например, политологи РАГС при Президенте РФ в своей книге «Связь с общественностью — “паблик рилейшнз” — государственной власти и управления» (1997) подчеркивают, что PR — это «специализированная, профессионально организованная деятельность управления, но управления особого рода. Это адресное управление состоянием общественного мнения в определенной сфере, корпоративными отношениями, осуществляемое ненасильственными (не административно-командными) средствами»3. К этой же парадигме относится и определение А. Н. Чумикова, утверждающего, что связи с общественностью — это «система информа
1 Цит. по: Чумиков А. Н. Связи с общественностью. — М.: Дело, 2000. — С. 12. 2 Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — С. 9. 3 Связь с общественностью — «паблик рилейшнз» — государственной власти и управления / под общ. ред. проф. В. С. Комаровского. — Алматы: Гылым, 1997. — С. 12. 15 ционно-аналитических и процедурно-технологических дей- ствий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внут- ри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта»1. Таким образом, сторонники прагматического подхода отка- зываются прибегать к благозвучным выражениям для того, что- бы закамуфлировать достаточно жесткие функциональные зада- чи современного PR. Напротив, они подчеркивают, что цели PR как реальной коммуникативной практики так или иначе сводятся к влиянию, управлению мнением других индивидов, групп или учреждений. В этом отношении чрезвычайно характерно высказывание А. Б. Зверинцева: «Общество за свою историю выработало всего три основных способа воздействия на человека: принуждение, манипулирование и сотрудничество. Два последних — это и есть пиар»2. Анализируя этапы развития PR как профессиональной дея- тельности, американский теоретик и практик паблик рилейшнз Джеймс Грюниг выделил четыре исторические модели последо- вательного развития и расширения функций связей с обще- ственностью (табл. 1). Они соответствуют четырем этапам раз- вития связей с общественностью.
Таблица 1
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.015 с.) |