Диагностика отношения учащегося к коллективу класса. Методика «Фильм о моем классе» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика отношения учащегося к коллективу класса. Методика «Фильм о моем классе»



Учащимся класса предлагается выступить в роли режиссера и снять фильм о своем классе. Каждый кадр фильма должен, быть снабжен текстом. Для того, чтобы фильм получился, каждый должен придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т.д. Чтобы ребятам было легче снимать фильм, они должны ответить на следующие вопросы:

1. Как называется фильм?

2. Где происходит действие фильма?

3. Кто является главным героем фильма?

4. Кто играет второстепенные роли в фильме?

5. Каким является фильм по жанру?

6. Каков финал фильма?

7. В каком цвете снимался фильм?

Эту диагностическую методику можно использовать в различных вариантах. К примеру, можно провести классный кинофестиваль, на который жюри отберет несколько картин. Эти фильмы можно посмотреть на итоговом классном часу или на родительском собрании. Это исследование весьма информативно и поможет классному руководителю увидеть интересные и не всегда видимые события и мгновения из жизни классного коллектива.

 

5. Диагностика изучения удовлетворенности учащегося внеурочной деятельностью класса. Методика «Жизнь класса глазами учеников» 1. Какие мероприятия этого года в классе тебе понравились? 

2. Какие мероприятия этого года в школе тебе понравились? 

3. Какие мероприятия этого года в классе тебе не понравились? 

4. Какие мероприятия в школе тебе не понравились? 

5. В каких мероприятиях ты принимал участие? 6. В каких мероприятиях не принимал участие, но хотел бы это сделать?

 

6. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью Учащимся предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием, используя следующие баллы: 

0 - совершенно не согласен; 

1 - не согласен; 

2 - трудно сказать; 

3 - почти согласен; 

4 - совершенно согласен.

1. Я иду в школу с радостью. 

2. В школе у меня обычно хорошее настроение. 

3. В нашем классе хороший классный руководитель. 

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 

5. У меня есть любимый учитель. 

6. В классе я всегда могу высказать свободно свое мнение. 

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. 

8. У меня есть любимые школьные предметы. 

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельности. 

10. На летних каникулах я скучаю по школе. 

(Подсчитывается общее количество баллов: 40-30 –позитивное отношение к школе, удовлетворённость школьной жизнью; 20-29 – частичная удовлетворённость; 10-19 – отрицательное отношение к школьной жизни; менее 10 –полное неприятие школы)

 

Методика диагностики психологического климата в коллективе А.Н. Лутошкина

Данная методика представляет собой карту-схему, описывающую психологический климат в школе или ином коллективе. Это 13 пар противоположных характеристик психологической атмосферы группы, представленных в виде таблицы: в левом столбце – благоприятные характеристики, в правом – неблагоприятные. Респондентам необходимо самостоятельно оценить коллектив по степени выраженности каждой характеристики с использованием семибалльной шкалы (от +3 до -3) и затем путем получения среднего арифметического по каждому параметру сделать вывод об уровне сформированности группы и благополучии психологического климата в школе. Процедура проведения: методика проводится фронтально (с группой). Для этого нужны только бланки с текстом методики.

 

Бланк методики

1 Преобладает                 бодрый, жизнерадостный настрой   Преобладает подавленное настроение
2 В коллективе имеют место доброжелательные отношения, взаимные симпатии   Для членов коллектива характерны конфликтность в отношениях и взаимная антипатия
3 В отношениях между группировками внутри коллектива имеет место взаимное расположение, понимание   Имеющиеся в коллективе группировки конфликтуют друг с другом
4 Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности   Члены коллектива проявляют безразличие в отношении более тесного общения, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
5 Успехи или неудачи товарищей   Успехи или неудачи товарищей
  вызывают сопереживание, искреннее участие у всех членов коллектива   оставляют членов коллектива равнодушными или вызывают у них зависть, злорадство
6 Все члены    коллектива     с уважением относятся к мнению друг друга   Каждый в коллективе считает свое мнение главным, проявляет нетерпимость к мнению товарищей
7 Достижения   и неудачи коллектива     переживаются     его членами как собственные   Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у его членов
8 В трудное для коллектива время происходит    эмоциональное единение «один за всех, и все за одного»   В трудные минуты коллектив «раскисает», между его членами возникают ссоры, имеют место потерянность, взаимные обвинения
9 Члены коллектива испытывают чувство гордости, когда руководители отмечают его успехи   К похвалам и поощрениям коллектива его члены относятся равнодушно
10 Коллектив активен,     полон энергии   Коллектив инертен и пассивен
11 Члены коллектива участливо и доброжелательно относятся к тем, кто в него вливается, помогают им освоиться   Новички чувствуют себя в коллективе чужими, другие его члены часто проявляют по отношению к ним враждебность
12 Совместные дела увлекают всех, у     членов коллектива     велико желание работать вместе   Коллектив невозможно вдохновить на совместное дело, каждый думает о своих интересах
13 В коллективе поддерживается справедливое отношение ко всем его членам, слабым помогают, выступают в их защиту   В коллективе заметно выделяются привилегированные члены, имеет место пренебрежительное отношение к тем, кто слабее

Время проведения – 10–15 мин. Испытуемым раздают бланки и инструктируют следующим образом: «Для того чтобы оценить свой коллектив (класс), сначала прочтите предложение слева, затем справа и после этого поставьте в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине:

+3 – свойство, указанное слева, проявляется всегда;+2 – свойство проявляется в большинстве случаев;+1 – свойство проявляется достаточно часто;0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойство не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;-1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);-2 – свойство проявляется в большинстве случаев;-3 – свойство проявляется всегда. 

Обработка полученных данных осуществляется в два этапа. На первом этапе необходимо сложить все абсолютные величины сначала положительных (+), потом отрицательных (-) оценок, полученных от каждого участника опроса. Затем из большей величины нужно вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатываются ответы каждого участника.

На втором этапе все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру нужно сравнить с ключом методики:

• 22 и более – высокая степень благоприятного социально-психологического климата;

• от 8 до 22 – средняя степень благоприятного социально-психологического климата;

• от 0 до 8 – низкая (незначительная) степень благоприятного социальнопсихологического климата;

• от 0 до -8 – начальная степень неблагоприятного социально-психологического климата;

• от -8 до -10 – средняя степень неблагоприятного социально-психологического климата;

• от -10 и ниже – высокая степень неблагоприятного социально-психологического климата.

Такой подсчет можно сделать и по каждому свойству: сложить оценки каждого участника опроса по отдельному свойству и затем полученную цифру разделить на число участников.

Таким образом, в рассматриваемой методике подсчитываются индивидуальные баллы и среднее арифметическое по группе.

После получения индексов (среднего арифметического) по каждому свойству из этих цифр выстраивают ранжированный ряд по степени убывания их величины. Так социометрия для дошкольников позволяет выявиьт свойства, способствующие сплочению коллектива (положительные) или его разобщению (отрицательные). При желании на основании количественных данных можно построить график, иллюстрирующий пики и провалы, сильные и слабые места группы. Например, пики будут приходиться на набравшие наибольшее количество баллов активность группы (пункт 10), увлеченность совместным делом (пункт 12), бодрое настроение (пункт 1), а провалы – на зависть к чужим успехам (пункт 5) и неуважительное отношение к мнению других (пункт 6). Эта форма особенно удобна для сравнения классов между собой, если возникнет такая задача.

Приведенная методика диагностирует уровень сформированности коллектива и позволяет при повторных исследованиях проследить динамику его развития. Несомненным достоинством методики являются ее простота, возможность быстрого проведения диагностики и применимость в отношении любой группы, а также получение количественных данных, позволяющих отслеживать динамику развития групп и сравнивать их между собой. Недостатком данной методики, как и всех опросников, является незащищенность от так называемой социальной желательности – стремления испытуемых представить себя в лучшем свете и давать такие ответы, которые, по их мнению, отражают ожидания оценивающих.

 

Изучение личностных особенностей,уровня воспитанности и нравственных приоритетовучащихся

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.10.116 (0.011 с.)