Диагностика структуры классного коллектива. Методика «Социометрия». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика структуры классного коллектива. Методика «Социометрия».



Диагностика структуры классного коллектива. Методика «Социометрия».

Диагностика отношения к одноклассникам. Методика «Незаконченные предложения»

Диагностика отношения учащегося к коллективу класса. Методика «Фотография класса»

Диагностика отношения учащегося к коллективу класса. Методика «Фильм о моем классе»

Диагностика изучения удовлетворенности учащегося внеурочной деятельностью класса. Методика «Жизнь класса глазами учеников»

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Методика диагностики психологического климата в коллективе А.Н. Лутошкина

 

 

Изучение личностных особенностей,

уровня воспитанности и нравственных приоритетов учащихся

 

Диагностика нравственных приоритетов личности учащегося

Диагностика «Изучение воспитанности учащихся»

Диагностика нравственной самооценки

Диагностика этики поведения Методика «Незаконченные предложения»

Диагностика отношения к жизненным ценностям

Диагностика нравственной мотивации

7. Диагностика определения уровня осознания понятия патриотизма. Тест «Патриотизм. Как я его понимаю»

8. Диагностика самооценки (для учащихся 5-11 классов)

Диагностика самооценки. Методика «Лесенка» (для учащихся 1-4 кл)

Диагностика отношения учащегося к значимым взрослым. Методика «Близкие мне люди»

Диагностика ценностных ориентаций школьников

Диагностика поведения в конфликтной ситуации (для учащихся среднего и старшего звена 13-18 лет)

Диагностика конфликтности (Тест В.Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности»)

14. Диагностика уровня воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)

15. Диагностика лидерских качеств. Методика «Вы – лидер?»  

 

 

 

 

Диагностический материалдля работы классного руководителяИзучение классного коллектива

Диагностика структуры    классного      коллектива. Методика «Социометрия».

Учащимся задают вопросы:

Вариант «А»: (начальная школа)

- С кем ты хочешь делать уроки? Почему?

- С кем ты хочешь сидеть за одной партой? Почему? 

- Кого бы ты пригласил на день рождения? Почему?

 

Вариант «Б»: (среднее и старшее звено)

- У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трём одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.

- Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии. 

- Ты победил на выборах, и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть не более трёх. Кого ты предпочтёшь?

 

Диагностика отношения к одноклассникам. Методика «Незаконченные предложения»

1. Самый близкий мне человек в классе, это... 

2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это... 

3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это... 

4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это... 

5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это... 

6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это... 

7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это... 

8. Ребята, интересы которых мне чужды, это... 

9. Ребята, которые мне неприятны, это... 

10. Ребята, которых я избегаю, это...

 

Бланк методики

1 Преобладает                 бодрый, жизнерадостный настрой   Преобладает подавленное настроение
2 В коллективе имеют место доброжелательные отношения, взаимные симпатии   Для членов коллектива характерны конфликтность в отношениях и взаимная антипатия
3 В отношениях между группировками внутри коллектива имеет место взаимное расположение, понимание   Имеющиеся в коллективе группировки конфликтуют друг с другом
4 Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности   Члены коллектива проявляют безразличие в отношении более тесного общения, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
5 Успехи или неудачи товарищей   Успехи или неудачи товарищей
  вызывают сопереживание, искреннее участие у всех членов коллектива   оставляют членов коллектива равнодушными или вызывают у них зависть, злорадство
6 Все члены    коллектива     с уважением относятся к мнению друг друга   Каждый в коллективе считает свое мнение главным, проявляет нетерпимость к мнению товарищей
7 Достижения   и неудачи коллектива     переживаются     его членами как собственные   Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у его членов
8 В трудное для коллектива время происходит    эмоциональное единение «один за всех, и все за одного»   В трудные минуты коллектив «раскисает», между его членами возникают ссоры, имеют место потерянность, взаимные обвинения
9 Члены коллектива испытывают чувство гордости, когда руководители отмечают его успехи   К похвалам и поощрениям коллектива его члены относятся равнодушно
10 Коллектив активен,     полон энергии   Коллектив инертен и пассивен
11 Члены коллектива участливо и доброжелательно относятся к тем, кто в него вливается, помогают им освоиться   Новички чувствуют себя в коллективе чужими, другие его члены часто проявляют по отношению к ним враждебность
12 Совместные дела увлекают всех, у     членов коллектива     велико желание работать вместе   Коллектив невозможно вдохновить на совместное дело, каждый думает о своих интересах
13 В коллективе поддерживается справедливое отношение ко всем его членам, слабым помогают, выступают в их защиту   В коллективе заметно выделяются привилегированные члены, имеет место пренебрежительное отношение к тем, кто слабее

Время проведения – 10–15 мин. Испытуемым раздают бланки и инструктируют следующим образом: «Для того чтобы оценить свой коллектив (класс), сначала прочтите предложение слева, затем справа и после этого поставьте в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине:

+3 – свойство, указанное слева, проявляется всегда;+2 – свойство проявляется в большинстве случаев;+1 – свойство проявляется достаточно часто;0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойство не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;-1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);-2 – свойство проявляется в большинстве случаев;-3 – свойство проявляется всегда. 

Обработка полученных данных осуществляется в два этапа. На первом этапе необходимо сложить все абсолютные величины сначала положительных (+), потом отрицательных (-) оценок, полученных от каждого участника опроса. Затем из большей величины нужно вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатываются ответы каждого участника.

На втором этапе все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру нужно сравнить с ключом методики:

• 22 и более – высокая степень благоприятного социально-психологического климата;

• от 8 до 22 – средняя степень благоприятного социально-психологического климата;

• от 0 до 8 – низкая (незначительная) степень благоприятного социальнопсихологического климата;

• от 0 до -8 – начальная степень неблагоприятного социально-психологического климата;

• от -8 до -10 – средняя степень неблагоприятного социально-психологического климата;

• от -10 и ниже – высокая степень неблагоприятного социально-психологического климата.

Такой подсчет можно сделать и по каждому свойству: сложить оценки каждого участника опроса по отдельному свойству и затем полученную цифру разделить на число участников.

Таким образом, в рассматриваемой методике подсчитываются индивидуальные баллы и среднее арифметическое по группе.

После получения индексов (среднего арифметического) по каждому свойству из этих цифр выстраивают ранжированный ряд по степени убывания их величины. Так социометрия для дошкольников позволяет выявиьт свойства, способствующие сплочению коллектива (положительные) или его разобщению (отрицательные). При желании на основании количественных данных можно построить график, иллюстрирующий пики и провалы, сильные и слабые места группы. Например, пики будут приходиться на набравшие наибольшее количество баллов активность группы (пункт 10), увлеченность совместным делом (пункт 12), бодрое настроение (пункт 1), а провалы – на зависть к чужим успехам (пункт 5) и неуважительное отношение к мнению других (пункт 6). Эта форма особенно удобна для сравнения классов между собой, если возникнет такая задача.

Приведенная методика диагностирует уровень сформированности коллектива и позволяет при повторных исследованиях проследить динамику его развития. Несомненным достоинством методики являются ее простота, возможность быстрого проведения диагностики и применимость в отношении любой группы, а также получение количественных данных, позволяющих отслеживать динамику развития групп и сравнивать их между собой. Недостатком данной методики, как и всех опросников, является незащищенность от так называемой социальной желательности – стремления испытуемых представить себя в лучшем свете и давать такие ответы, которые, по их мнению, отражают ожидания оценивающих.

 

Изучение личностных особенностей,уровня воспитанности и нравственных приоритетовучащихся

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.

ИНСТРУКЦИЯ: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. «Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

 

Текст опросника

 

1.Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).  

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5.Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8.Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.  

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.  

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19.Мне чаще везет, чем не везет.  20. Я всегда чего-то боюсь.

 

III

1. А. Я думаю, что большинству людей можно доверять.

Б. Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не следует.

2. А. Люди редко раздражают меня. Б. Люди часто раздражают меня.

1.А. Большинство людей стремится выбирать легкий путь.

Б. Думаю, что большинство людей не склонно искать легкие пути.

4. А. Зависть свойственна только неудачникам, которые считают, что судьба к ним несправедлива.

Б. Многие люди завистливы, хотя и пытаются это скрыть.

5. А. О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, добрый он или злой.

Б. Обычно оценить человека очень легко.

6. А. По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства. Б. Достоинства человека заметить гораздо легче, чем его недостатки.

7. А. Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу.

Б. Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не понимают окружающих.

8. А. Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того, взаимно ли оно.

Б. Я не проявляю своего расположения к человеку, не будучи уверенным в том, что оно взаимно.

9. А, Мне нравится большинство людей, которых я знаю.

Б. Большинство людей, которых я знаю, мне не нравится.

10. А. В беседе я уделяю максимум внимания мнению своего собеседника.

Б. В беседе с другим человеком я прилагаю максимум усилий к тому, чтобы моя точка зрения была услышана и принята. IV 1. А. Главное в жизни — нравиться людям.

Б. Главное в жизни — приносить пользу людям.

2. А. Выбирая для себя занятие, я всегда стремлюсь к тому, чтобы оно было общественно значимо, полезно не только мне, но и другим.

Б. Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему интересно.

3. А. Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили. Б. Я считаю, что имею право ожидать от людей правильной оценки того, что я для них делаю.

4. А. Если учитель обращается ко мне с какой-либо просьбой или поручением, то я этому радуюсь и выполняю с удовольствием.

Б. Дополнительные поручения или просьбы учителя меня не радуют, так как это отвлекает меня от других интересных для меня дел.

5. А. Мне нравится участвовать в субботниках или трудовых десантах.

Б. Я огорчаюсь, когда нужно участвовать в субботниках или трудовых десантах, так как это отвлекает от важных для меня дел.

6. А. Я всегда чувствую активность, сильное стремление к деятельности, присутствие значительного запаса энергии,

Б. Думаю, что чрезмерная активность и деловитость могут повредить человеку.

7. А. Люди, которые всегда активны и деловиты, меня раздражают. Б. Мне нравятся активные, энергичные, деловые люди. 

8. А. Низко оплачиваемая работа не может приносить удовлетворения.

Б. Интересное, творческое содержание работы — само по себе награда.

9. А. Я считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать времени даром».

Б. Я не считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать времени даром». 10. А. Я стремлюсь к тому, чтобы сделать для себя и окружающих что-нибудь значительное, и переживаю, если это не удается.

Б. Я никогда не переживаю из-за того, что не делаю ничего значительного для себя и окружающих. V

1. А. У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю по собственному желанию.

Б. У меня никогда не возникает потребности найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю по собственному желанию. 2. А. Я стараюсь относиться добросовестно ко всему, что я делаю.

Б. Я не слишком расстраиваюсь от того, что выполнил какое-то дело не очень добросовестно.

3. А. Я считаю, что люди должны заниматься самоанализом.

Б. Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы.

4. А. Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.

Б. Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья.

5. А. Я не огорчаюсь, если по объективным причинам не удается выполнить какиелибо обещания, данные другим людям.

Б. Мне бывает очень неприятно, если я нарушил обещание даже по не зависящим от меня причинам.

6. А. Думаю, что благополучие и успех в школьном обучении возможны для меня только при активной помощи и поддержке родителей.

Б. Думаю, что я должен сам нести ответственность за собственные неудачи в школе.

7. А. Я выполню задачу или поручение качественнее и лучше, если буду знать, что меня контролируют.

Б. Я самостоятельно доведу порученное мне дело до конца, если меня никто не контролирует.

8. А. Могу уверенно сказать, что к обучению в школе я отношусь ответственно. Б. Не могу сказать, что к обучению в школе я отношусь ответственно.

9. А. Могу сказать, что у меня есть чувство долга.

Б. Не могу сказать, что я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.

10. А. Я всегда чувствую ответственность за все, что случается в моей жизни. Б. Иногда я думаю, что за многое из того, что случается в моей жизни, ответственны те люди, под влиянием которых я стал таким, каков я есть. Обработка результатов

Шкала «Познание как ценность» соответствует в анкете содержательному блоку I. Вопросы анкеты нацелены на выявление у учащихся потребности в познании и эмоционального восприятия процесса познания (позитивного или негативного). Важно определить такие проявления ценности познания, как увлеченность учебой в школе, стремление к получению представлений об основных законах природы и общества, творческий подход к выполнению той или иной задачи (в том числе учебной), готовность прилагать определенные усилия в познавательной деятельности и в процессе освоения новых видов деятельности.

Собственно, шкала определяет степень выраженности у учащихся стремления к приобретению знаний об окружающем мире и их отношение к познанию.

 

Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, свидетельствует об истинной роли в жизни конкретного подростка учебного процесса и о месте образования в его жизни вообще. У учащихся, достигших высокого уровня, велика потребность в познании, а познавательный процесс вызывает позитивные эмоции, доставляет удовольствие и является важным содержательным моментом в жизни. Средний (2) уровень баллов свидетельствует о понимании учащимися значения образования, о восприятии познания как важной ценности в жизни, хотя полного осознанного самоопределения по отношению к этой ценности в сознании подростков, достигших среднего уровня, не произошло.

Низкий (3) уровень баллов свидетельствует о незначительной ценности познания для конкретной личности либо об отсутствии этой ценности в сознании личности вообще (при результате О баллов — 0%). Потребность в познании в этом случае минимальная или фактически отсутствует. Учащийся избегает ситуаций, которые требуют от него приложения каких-либо усилий при решении познавательных задач или при освоении новых видов учебной деятельности.

 

Шкала «Я-ценность» представлена в анкете содержательным блоком II. Вопросы ориентированы на выявление отношения подростка (позитивного или негативного) к себе, на определение степени самовосприятия, характера образа «Я». Как известно, в поведении подростка эти факторы проявляются в наличии уверенности в собственных силах, веры в свои достижения и успехи, в открытости и искренности при общении с другими людьми, в знании собственных позитивных качеств и в умении опираться на свои сильные стороны и способности. Шкала «Яценность» позволяет обратить внимание на то, формируются ли у подростков такие важные личностные характеристики, как стремление к самопознанию, осознание собственных чувств и поступков, интерес к себе как к личности и индивидуальности, способность принимать себя таким, как есть.

Таким образом, данная шкала определяет характер отношения подростка к себе, степень выраженности у него восприятия себя как личности и индивидуальности, способность ценить свои достоинства, осознание собственной значимости и неповторимости. 

 

Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, свидетельствует о практически сформировавшейся структуре «Я» подростка, высокой степени позитивного самовосприятия, об умении самовыражаться, уважительном отношении к себе как к личности и индивидуальности.

Средний (2) уровень показывает, что учащийся уделяет собственному «Я» достаточно много внимания, старается быть позитивным в своем самовосприятии, а также серьезно задумывается о способах самовыражения.

Низкий (3) уровень баллов по данной шкале означает, что старшеклассник редко задумывается или вообще не уделяет внимания самовосприятию, самовыражению и собственной индивидуальности, негативно относится к себе. Ценностное отношение к себе как к личности в основном не сформировано, присутствует низкий уровень самопринятия и самоуважения.

 

Шкала «Другой-ценностъ» отражается содержательно в блоке III анкеты и указывает на то, какие установки (позитивные или негативные) формируются у подростков по отношению к другим людям, готовы ли они воспринимать другого человека как индивидуальность, как личность, стремятся ли проявлять доброжелательность, уважительность, доверие, веру в личностный потенциал другого. Этот показатель определяет степень выраженности восприятия подростком другого человека как индивидуальности, уважения к другому и умения конструктивно выстраивать межличностные отношения.

 

Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, подтверждает наличие у старшеклассников ценности восприятия индивидуальности другого человека. Высокий балл свидетельствует о склонности учащегося воспринимать природу человека в целом как положительную, а потому и способности к быстрому установлению тесных эмоциональных контактов с другими людьми при их безусловном восприятии и ориентации на их индивидуальные особенности очевидны.

Средний (2) уровень баллов свидетельствует, что старшеклассники признают индивидуальность другого человека как ценность, стараются уважать других людей, однако не всегда им удается безусловно воспринимать другого человека и конструктивно общаться с ним на основе учета его индивидуальных особенностей. Низкий (3) уровень баллов по данной шкале демонстрирует отсутствие восприятия другого человека как ценности и индивидуальности, отсутствие уважительного отношения к окружающим, недостаток умения общаться с ними доброжелательно и конструктивно.

 

Шкала «Общественно полезная деятельность» соответствует содержательному блоку IV и показывает, в какой степени на данный момент учащийся разделяет важность общественно полезной деятельности как личностной ценности. Вопросы анкеты позволяют определить, в какой степени старшеклассник обладает характеристиками, свидетельствующими о развитии данной ценности: ориентация на общественную значимость выполняемого дела; интерес к участию в общественно полезном труде; стремление приносить пользу другим людям и бескорыстие; поддержка деловитости и активности окружающих людей, поощрение их инициативности; стремление к развитию собственной деловитости и творческого отношения к любому виду деятельности; нацеленность на полезность и важность своей деятельности для других.

Таким образом, эта шкала определяет степень выраженности у учащихся сознательного отношения к общественно полезной деятельности или, иными словами, уровень осознания сущности человека как существа общественного.

 

Высокий (1) уровень баллов, набранных по этой шкале, подтверждает готовность старшеклассников приносить пользу своей деятельностью всему обществу или конкретной группе, быть активными в общей деятельности. Высокий балл свидетельствует о наличии у учащихся такой ценностной ориентации, как общественно полезная деятельность.

Средний (2) уровень баллов свидетельствует о том, что старшеклассники понимают важность общественно полезной деятельности и готовы отдавать ей некоторую часть своего времени и сил, но не всегда это становится результатом их личной инициативы и самостоятельности.

Низкий (3) уровень баллов показывает, что старшеклассник не осознает значимость участия каждого отдельного индивида в общественно полезной деятельности и не представляет своей роли в ней. Низкий балл свидетельствует об отсутствии у учащегося такой ценностной ориентации, как общественно полезная деятельность; он не считает общественно полезную деятельность важной личностной ценностью.

 

Шкала «Ответственность как ценность» представлена в анкете

содержательным блокам V. Вопросы, адресованные учащимся, выявляют степень ответственности старшеклассника за то, что случается с ним в его жизни; определяют, испытывает ли подросток потребность в обосновании и объяснении совершаемых им действий, стремится ли анализировать свои поступки и считает ли самоанализ важным началом в психологии взрослого человека; выясняют, руководствуется ли молодой человек при принятии решений принципами, основанными на чувстве долга, «обременяет» ли себя добросовестным отношением к выполняемым делам.

Данную шкалу следует признать крайне важной в плане формирования социальноадаптивной личности.

 

Высокий (1) уровень баллов, набранных по данной шкале, свидетельствует о наличии у старшеклассников чувства ответственности как особо важной личностной характеристики, а также о признании ответственности в качестве базовой характеристики личности. У таких учащихся преобладает интернальный (внутренний) контроль, достаточно сильно развита рефлексивная позиция и стремление к самоанализу.

Средний (2) уровень баллов свидетельствует о признании старшеклассниками важности ответственности как личностного качества, о стремлении проявлять ее в своих поступках. Однако не всегда для подростков бывают возможными понимание и осознание мотивов своих действий. Наряду с интернальным, достаточно частым бывает и экстернальный контроль.

Низкий (3) уровень баллов показывает, что учащиеся в очень малой степени либо вообще не осознают необходимости ответственности человека за его поступки в жизни, за выбор модели поведения. В этом случае преобладает экстернальный (внешний) контроль в жизненно важных ситуациях. Личность не считает ответственность ценностью, проявляет при этом низкий уровень рефлексии.

 

 

 

Ключ к тесту.

А (1, 6, 11); 

Б (2, 7, 12); 

В (3, 8, 13);

  Г (4, 9, 14); Д ( 5, 10, 15).

Посчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.

Интерпретация результатов теста

• А – жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.

• Б – примиренческий стиль. Ориентирован на “сглаживание углов” с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.

• В – компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс. 

• Г – мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.

• Д – уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

 

Бланк ответов к методике

а   б   в   г д
1 2   3   4   5
6 7   8   9   10 
11 12   13   14   15

 

 

Оценка результатов:

5 – всегда По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

4 – часто В результате каждый ученик имеет 5 оценок. 3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

 

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности. Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

 

Долг и ответственность

 

1 Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. 4 3 2 1 0
2 Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 4 3 2 1 0
3 Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 4 3 2 1 0
4 Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 4 3 2 1 0

Бережливость  

1 Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. 4 3 2 1 0
2 Бережно отношусь к школьной мебели (не рисую, не черчу на партах. 4 3 2 1 0
3 Бережно отношусь к своей одежде (слежу за чистотой и опрятностью). 4 3 2 1 0
4 Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).  4 3 2 1 0

Дисциплинированность

1 Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.  4 3 2 1 0
2 Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. 4 3 2 1 0
3 Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе (в школе). 4 3 2 1 0
4 Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. 4 3 2 1 0

 

Ответственное отношение к учебе  

1 Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. 4 3 2 1 0
2 При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. 4 3 2 1 0
3 Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета). 4 3 2 1 0
4 Аккуратен, исполнителен, точен. 4 3 2 1 0

Доброта и отзывчивость

1 Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. 4 3 2 1 0
2 Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. 4 3 2 1 0
3 Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим.  4 3 2 1 0
4 Ко мне всегда можно обратиться за помощью. 4 3 2 1 0

Честность и справедливость

1 Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.  4 3 2 1 0
2 Честно сознаюсь, если что-то натворил. 4 3 2 1 0
3 Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. 4 3 2 1 0
4 Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. 4 3 2 1 0

Простота и скромность

1 Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. 4 3 2 1 0
2 Понимаю, что человека уважают не за деньги.  4 3 2 1 0
3 Иногда люблю похвастаться. 4 3 2 1 0
4 Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности 4 3 2 1 0

 

 

 

Культурный уровень

1 Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. 4 3 2 1 0
2 Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы (из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. 4 3 2 1 0
3 Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. 4 3 2 1 0
4 Соблюдаю правила поведения в общественных местах (в том числе транспорте) 4 3 2 1 0

Расчет делать по каждому пункту.  

Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не

задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)” 

• “0” - всегда нет или никогда.

• “1” - очень редко, чаще случайно.

• “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю. 

• “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.     “4”- всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное кол-во баллов) (3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. (

1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9 

• До 0,5 – низкий уровень воспитанности

• 0,6- уровень воспитанности ниже среднего

• 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности

• До 0,9 уровень воспитанности выше среднего 

• 1- высокий уровень воспитанности

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).

Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.

Так же оценивают родители.

Затем показатели сравниваются и делаются выводы.

• Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.

• Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.

• Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.

• Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.

 

 

15. Диагностика лидерских качеств. Методика «Вы – лидер?»  

Способны ли вы повести окружающих за собой или зависите от других? Этот тест поможет вам познать еще одну грань вашего характера. Главное – честно отвечать на вопросы.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.133 с.)