Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые физиологические и биохимические показатели функциональной подготовленностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В научных изданиях и справочниках можно найти детальное описание физиологических показателей, используемых в контроле и оценке функциональной подготовленности спортсменов разных видов спорта, возраста, пола и спортивной квалификации. Следует учитывать, что разные виды спорта предъявляют не одинаковые требования к уровню функциональной подготовленности спортсмена. Существует целый ряд общих для всех видов физиологических измерений метрологических проблем. Главные из которых – разработка эталонных (должных) значений функционирования систем жизнеобеспечения в зависимости от вида спорта, квалификации спортсменов, а также установление характера нелинейности разных процессов регуляции функций организма при нарастающей мышечной работе и, соответственно, выбор должных шкал измерения. Эти проблемы представляют собой реальные трудности в деле использования физиологических показателей для практической оценки функциональной подготовленности спортсмена. Психометрические показатели используются для оценки психического компонента двигательной деятельности, определяя её реализационные возможности. При этом анализируется динамика показателей количества, качества и скорости выполнения задания, а также лежащие в её основе изменения соответствующих психологических функций. К подгруппе психометрических показателей относятся: • абсолютные и дифференцированные пороги восприятия и чувствительности; • особенности восприятия пространственных отношений и репродуктивного мышления; • показатели устойчивости и объёма внимания при длительной однообразной работе; • преимущественная установка на скорость или тщательность в работе; • темп психических процессов под влиянием помех; • особенности внимания в работе при вынужденном темпе и дефиците времени. Основными психологическими методами оценки функциональной подготовленности спортсмена являются короткие тестовые испытания (тейпинг-тест, корректурная проба, численно-буквенные сочетания, отыскание чисел, восприятие времени, порог различения массы, «перепутанные линии», пробы с кольцами, отыскание закономерностей, реакция на движущийся объект, измерение тремора, поддержание равновесия тела, точность оценивания и отмеривания параметров движений и др.), характеризующие состояние различных психогенных процессов до, во время выполнения двигательного задания или после него. Применение психометрических показателей – одно из важных и перспективных направлений в решении проблем комплексной оценки функциональной подготовленности спортсмена. Однако большинство из существующих психометрических методов имеет два серьёзных недостатка. Прежде всего задания, по выполнению которых судят о функциональном состоянии, имеют мало общего с реально выполняемой спортсменом деятельностью. Другой недостаток заключается в том, что с их помощью можно оценивать лишь результативную сторону деятельности и, как правило, ничего нельзя сказать о причинах наблюдаемых изменений. Показатели субъективных состояний предназначаются для оценки степени утомления самим спортсменом (табл. 14). Наблюдаемого спортсмена просят соотнести свое состояние с рядом признаков, для каждого из которых выделены полярные оценки (отсутствие – присутствие, плохое – хорошее состояние и т. п.). Таблица 14 Субъективные показатели утомления
В спорте широкое распространение получила методика оценки субъективного состояния, основанная на трёх группах показателей: самочувствия, активности и настроения. Основное направление развития методов субъективных оценок функционального состояния идёт по пути создания многоплановых тестов, основанных на использовании метода шкалирования – субъективной психофизиологии и психомоторики. Следует заметить, что оценка функциональной подготовленности, основанная только на данных субъективного отчёта и самооценки, может не отражать истинного положения дел, запаздывать во времени относительно объективных параметров. Например, хроническое переутомление субъективно ощущается через 10-15 дней после его фактического проявления. Вместе с этим, субъективной оценкой нельзя пренебрегать, но в идеале её следует подкреплять объективными функциональными показателями. Только такое сочетание позволит грамотно и более точно управлять спортивной тренировкой. Известно, что соревновательная результативность в большинстве видах спорта определяется совокупностью различных факторов, которые в обобщённом виде разделяются на две группы: внутренние – непосредственно связаны с подготовленностью спортсмена (функциональное состояние систем организма, технико-тактическая составляющая, морально-психологическая готовность); внешние – отражают уровень подготовки соревновательного снаряжения, метеорологические и прочие условия. Опуская рассмотрение второй группы факторов, требующих отдельного анализа, в контексте данного раздела следует остановиться на возможности экспертной (субъективной) оценки первой группы факторов, влияющих на спортивную результативность. В качестве примера рассмотрим результаты опроса респондентов (5 спортсменов из состава сборной команды России по лыжным гонкам 2011 года, 3 тренера высокой квалификации) на предмет оценки значения того или иного компонента (по 100-балльной шкале) в факторах, определяющих спортивный результат в «квалификации» и «финальной стадии». Известно, что соревнования по индивидуальному спринту начинаются с «квалификации» в формате гонки с раздельным стартом, затем – отобранные спортсмены соревнуются в «финальной стадии» в забегах с общим стартом. Согласно правилам FIS, спринт по лыжным гонкам проводится на дистанциях от 800 до 1800 м на трассах различного рельефа. Статистический анализ данных опроса респондентов показал (табл. 15), что вне зависимости от этапа соревновательной деятельности в 1-м факторе («физическая подготовленность») наибольшее значение отводилось специальной выносливости (60,5-62,9 балла), при самой высокой однородности мнений экспертов, судя по коэффициенту вариации (CV); затем (в порядке уменьшения удельного вклада в спортивную результативность) – скоростно-силовым способностям и в меньшей степени общей выносливости, силовой подготовленности и координационным способностям, характеризующихся относительно высокими CV, а значит, и бóльшим разбросом индивидуальных мнений. Примечательно, что при сравнении средних значений обнаружено статистически достоверное уменьшение влияния силовых способностей на спортивный результат в «финальной стадии» относительно «квалификации», в отношении других компонент изменения мнений были не значимы. Во 2-м факторе («психологическая готовность»), по мнению респондентов, наибольший удельный вклад в спортивную результативность имели характер спортсмена и его морально-волевые качества по сравнению с психологическим настроем перед стартом (табл. 15). В 3-м факторе («технико-тактическая подготовленность») доминирующее значение отводилось техническому мастерству относительно тактических умений. Таблица 15 Удельный вклад (в баллах) отдельных компонент в факторах, влияющих на результативность лыжников-спринтеров (х m, CV)
С весомостью многих из представленных оценок сложно согласиться, например, несопоставимо малая роль отводилась данными экспертами общей выносливости, скоростно-силовым и координационным способностям, психологическому предстартовому настрою, тактическим умениям в достижении максимального результата в лыжных гонках (спринт) вне зависимости от этапа соревновательной деятельности. Поэтому, не идеализируя и не умоляя возможностей вообще экспертных оценок факторов, влияющих на спортивную результативность, судя по приведённому выше примеру, можно сделать, как минимум, три принципиальных замечания: 1) при высокой вариабельности экспертных оценок сложно осуществлять их дифференцированный анализ и делать выводы по изучаемым признакам; 2) теоретическая подготовленность и квалификация респондентов определяет качество проведения экспертизы; 3) корректность, детализация, содержание шкалы измерения опросника могут повысить качество экспертных оценок. В качестве обобщения важно отметить, что полезность получения дифференцированной информации о компонентах подготовленности спортсмена очевидна для целенаправленного планирования тренировочного процесса.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.53 (0.007 с.) |