Некоторые физиологические и биохимические показатели функциональной подготовленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые физиологические и биохимические показатели функциональной подготовленности



 

Функциональные системы Физиологические параметры
ЦНС Головной мозг (разность потенциалов переменного электрического поля, статический потенциал, кровенаполнение, неоднородность структуры мозга) Биопотенциалы субкортикальных отделов ЦНС (ЭЭГ) Спинномозговая жидкость (ликвора – давление, температура)
Анализаторные системы Чувствительность анализаторных систем (абсолютный и дифференциальный пороги чувствительности) Пространственные характеристики (поле зрения, диаграммы направленности) Временные характеристики (хронаксия, критическая частота слияния световых мельканий, интервал дискретности)
Сердечнососудистая система Электрические явления в сердце Деятельность сердца и крупных сосудов (изменение размеров сердца и сосудов, скорость сокращения мышцы и клапанов  сердца, тонус стенок артерий и вен, скорость  распространения пульсовой волны) Движение грудной клетки при работе сердца (перемещение, скорость и ускорение стенки грудной клетки, давление в грудной клетке) Движение крови в сердце и сосудах (давление крови в сердце, крупных сосудах, артериях, артериолах, капиллярах и венах; изменение объёма органов при кровенаполнении, скорость кровотока, минутный объём кровообращения, циркулирующий объём крови)
Система внешнего дыхания Лёгочные объёмы (ЖЕЛ, общая ёмкость лёгких, функциональная ёмкость лёгких, остаточный объём, объём вдоха, мёртвое пространство, неравномерность лёгочной вентиляции, минутный объём дыхания) Механика дыхания (частота дыхания, объёмная и линейная скорость вдоха и выдоха, давление воздуха на вдохе и выдохе, степень растяжимости лёгких и грудной клетки, изменения объёма грудной клетки, величина работы дыхания) Показатели дыхания на уровне «альвеолярный воздух – кровь лёгочных капилляров» (%О2, %СО2, рО2, рСО2 в альвеолярном и выдыхаемом воздухе, объём поглощённого О2 и выделенного СО2, диффузионная способность лёгких) Газовый состав артериальной крови (процентное содержание О2 и СО2, парциальное давление О2, СО2, рН крови)
Тканевое дыхание Артериовенозная разность по кислороду Напряжение О2, СО2 в тканях Соотношение лактат/пируват
Эндокринная система Показатели эпифиза, гипофиза, тимуса, щитовидной железы, околощитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников, половых желёз

 

 

Нервно-мышечная система Биоэлектрическая активность мышц (порог возбуждения, хронаксия, порог тетануса, порог пессимума, биопотенциалы мышц, Н-рефлекс, М-ответ) Биомеханика деятельности мышц (сила и силовая выносливость; упругость, вязкость и жёсткость мышцы; кинематические показатели движений тела – перемещение, скорость, ускорение)
Обмен веществ и энергии Обмен веществ (белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ) Энергетический обмен (энергетический баланс, потребление кислорода и кислородный долг, основной обмен, дополнительный расход энергии, к.п.д. энерготрат)
Терморегуляция Регуляция теплового состояния организма (теплопродукция, теплоотдача, температура тела, кожных покровов, выдыхаемого воздуха, регуляция температуры тела и др.)

 

В научных изданиях и справочниках можно найти детальное описание физиологических показателей, используемых в контроле и оценке функциональной подготовленности спортсменов разных видов спорта, возраста, пола и спортивной квалификации.

Следует учитывать, что разные виды спорта предъявляют не одинаковые требования к уровню функциональной подготовленности спортсмена.

Существует целый ряд общих для всех видов физиологических измерений метрологических проблем. Главные из которых – разработка эталонных (должных) значений функционирования систем жизнеобеспечения в зависимости от вида спорта, квалификации спортсменов, а также установление характера нелинейности разных процессов регуляции функций организма при нарастающей мышечной работе и, соответственно, выбор должных шкал измерения. Эти проблемы представляют собой реальные трудности в деле использования физиологических показателей для практической оценки функциональной подготовленности спортсмена.

Психометрические показатели используются для оценки психического компонента двигательной деятельности, определяя её реализационные возможности. При этом анализируется динамика показателей количества, качества и скорости выполнения задания, а также лежащие в её основе изменения соответствующих психологических функций.

К подгруппе психометрических показателей относятся:

• абсолютные и дифференцированные пороги восприятия и чувствительности;

• особенности восприятия пространственных отношений и репродуктивного мышления;

• показатели устойчивости и объёма внимания при длительной однообразной работе;

• преимущественная установка на скорость или тщательность в работе;

• темп психических процессов под влиянием помех;

• особенности внимания в работе при вынужденном темпе и дефиците времени.

Основными психологическими методами оценки функциональной подготовленности спортсмена являются короткие тестовые испытания (тейпинг-тест, корректурная проба, численно-буквенные сочетания, отыскание чисел, восприятие времени, порог различения массы, «перепутанные линии», пробы с кольцами, отыскание закономерностей, реакция на движущийся объект, измерение тремора, поддержание равновесия тела, точность оценивания и отмеривания параметров движений и др.), характеризующие состояние различных психогенных процессов до, во время выполнения двигательного задания или после него.

Применение психометрических показателей – одно из важных и перспективных направлений в решении проблем комплексной оценки функциональной подготовленности спортсмена.

Однако большинство из существующих психометрических методов имеет два серьёзных недостатка. Прежде всего задания, по выполнению которых судят о функциональном состоянии, имеют мало общего с реально выполняемой спортсменом деятельностью. Другой недостаток заключается в том, что с их помощью можно оценивать лишь результативную сторону деятельности и, как правило, ничего нельзя сказать о причинах наблюдаемых изменений.

Показатели субъективных состояний предназначаются для оценки степени утомления самим спортсменом (табл. 14). Наблюдаемого спортсмена просят соотнести свое состояние с рядом признаков, для каждого из которых выделены полярные оценки (отсутствие – присутствие, плохое – хорошее состояние и т. п.).

Таблица 14 Субъективные показатели утомления

 

Признаки Единичные показатели
Усталость учащение дыхания, боль в мышцах, ощущение усталости, затруднение дыхания, учащение сердцебиений, слабость в ногах, истощение сил, дрожь в ногах, сухость во рту, одышка 
Нежелание работать потливость, напряжённость, желание изменить род деятельности, ощущение дискомфорта
Мотивация ощущение свежести, определённость в действиях, заинтересованность, энергичность

 

В спорте широкое распространение получила методика оценки субъективного состояния, основанная на трёх группах показателей: самочувствия, активности и настроения.

Основное направление развития методов субъективных оценок функционального состояния идёт по пути создания многоплановых тестов, основанных на использовании метода шкалирования – субъективной психофизиологии и психомоторики. 

Следует заметить, что оценка функциональной подготовленности, основанная только на данных субъективного отчёта и самооценки, может не отражать истинного положения дел, запаздывать во времени относительно объективных параметров. Например, хроническое переутомление субъективно ощущается через 10-15 дней после его фактического проявления. Вместе с этим, субъективной оценкой нельзя пренебрегать, но в идеале её следует подкреплять объективными функциональными показателями. Только такое сочетание позволит грамотно и более точно управлять спортивной тренировкой.

Известно, что соревновательная результативность в большинстве видах спорта определяется совокупностью различных факторов, которые в обобщённом виде разделяются на две группы: внутренние – непосредственно связаны с подготовленностью спортсмена (функциональное состояние систем организма, технико-тактическая составляющая, морально-психологическая готовность); внешние – отражают уровень подготовки соревновательного снаряжения, метеорологические и прочие условия. Опуская рассмотрение второй группы факторов, требующих отдельного анализа, в контексте данного раздела следует остановиться на возможности экспертной (субъективной) оценки первой группы факторов, влияющих на спортивную результативность.

В качестве примера рассмотрим результаты опроса респондентов (5 спортсменов из состава сборной команды России по лыжным гонкам 2011 года, 3 тренера высокой квалификации) на предмет оценки значения того или иного компонента (по 100-балльной шкале) в факторах, определяющих спортивный результат в «квалификации» и «финальной стадии».

Известно, что соревнования по индивидуальному спринту начинаются с «квалификации» в формате гонки с раздельным стартом, затем – отобранные спортсмены соревнуются в «финальной стадии» в забегах с общим стартом. Согласно правилам FIS, спринт по лыжным гонкам проводится на дистанциях от 800 до 1800 м на трассах различного рельефа.

Статистический анализ данных опроса респондентов показал (табл. 15), что вне зависимости от этапа соревновательной деятельности в 1-м факторе («физическая подготовленность») наибольшее значение отводилось специальной выносливости (60,5-62,9 балла), при самой высокой однородности мнений экспертов, судя по коэффициенту вариации (CV); затем (в порядке уменьшения удельного вклада в спортивную результативность) – скоростно-силовым способностям и в меньшей степени общей выносливости, силовой подготовленности и координационным способностям, характеризующихся относительно высокими CV, а значит, и бóльшим разбросом индивидуальных мнений. Примечательно, что при сравнении средних значений обнаружено статистически достоверное уменьшение влияния силовых способностей на спортивный результат в «финальной стадии» относительно «квалификации», в отношении других компонент изменения мнений были не значимы.

Во 2-м факторе («психологическая готовность»), по мнению респондентов, наибольший удельный вклад в спортивную результативность имели характер спортсмена и его морально-волевые качества по сравнению с психологическим настроем перед стартом (табл. 15). В 3-м факторе («технико-тактическая подготовленность») доминирующее значение отводилось техническому мастерству относительно тактических умений.

Таблица 15

Удельный вклад (в баллах) отдельных компонент в факторах, влияющих на результативность лыжников-спринтеров (хm, CV)

 

Факторы и их компоненты «Квалификация» «Финальная стадия»
1. Физическая подготовленность: 100 100
общая выносливость 14,1±1,9 (36,6%) 11,0±1,63 (39,2%)
специальная выносливость 60,5±1,7 (7,5%) 62,9±1,22 (5,1%)
силовые способности 6,1±0,77 (33,2%) 4,0±0,35* (23,1%)
скоростно-силовые способности 16,1±1,0 (17,4%) 19,0±1,65 (23,0%)
координационные способности 3,2±0,55 (36,6%) 3,1±0,51 (43,4%)
2. Психологическая готовность: 100 100
характер, морально-волевые качества 67,5±5,2 (20,6%) 70,6±3,84 (14,4%)
психологический настрой 32,5±5,1 (42,7%) 29,4±3,9 (34,6%)
3. Технико-тактическая подготовленность: 100 100
техническое мастерство 73,8±4,2 (15,3%) 71,3±3,61 (13,4%)
тактические умения 26,2±4,2 (42,9%) 28,7±3,59 (33,2%)

 

С весомостью многих из представленных оценок сложно согласиться, например, несопоставимо малая роль отводилась данными экспертами общей выносливости, скоростно-силовым и координационным способностям, психологическому предстартовому настрою, тактическим умениям в достижении максимального результата в лыжных гонках (спринт) вне зависимости от этапа соревновательной деятельности. Поэтому, не идеализируя и не умоляя возможностей вообще экспертных оценок факторов, влияющих на спортивную результативность, судя по приведённому выше примеру, можно сделать, как минимум, три принципиальных замечания:

1) при высокой вариабельности экспертных оценок сложно осуществлять их дифференцированный анализ и делать выводы по изучаемым признакам;

2) теоретическая подготовленность и квалификация респондентов определяет качество проведения экспертизы;

3) корректность, детализация, содержание шкалы измерения опросника могут повысить качество экспертных оценок.

В качестве обобщения важно отметить, что полезность получения дифференцированной информации о компонентах подготовленности спортсмена очевидна для целенаправленного планирования тренировочного процесса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.108 (0.013 с.)