Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Труды Святого преподобного Максима.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Читать труды преподобного нелегко, но, как говорил Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский (891) (память 6 (19) февраля), «повсюду светится его благочестие и чистая, искренняя любовь ко Христу». В ряду творений Святого преподобного Максима прежде всего нужно назвать его экзегетические * очерки – размышления по поводу отдельных «трудных мест».
* Экзегетика- раздел богословия, занимающийся трактовкой и истолкованием библейских текстов, смыслов аллегорических текстов в Библии. Екзегетика изучает особенность библейской космологии, антропологии; событий и чудес необъяснимых научным представлением людей. В переводе с греческого слово это означает – разъясняющий. Во всех Церквях, всех конфессий есть богословы, какие изучают участие в написании «священных» книг не только Бога, но и людей, какие включили в тексты, в том числе и Библии полуфантастические сюжеты любого характера. По христианской традиции существовало мнение, что чем ближе экзегет стоит ко времени откровения, тем больше у него возможности проникнуть в тайну Священного Писания, и, наоборот, чем дальше он стоит этого времени, тем больше вероятности его ошибки. Отсюда – традиция толкования не только Библии, но и произведений Отцов Церкви. На мнение богословов изучающих экзегезу оказывают влияние традиции и каноны Церкви. В Православной экзегетике преобладает правило сочетания буквального понимания библейских текстов с его аллегорической и символической интерпретацией, а также признание участия в создании Священных книг не только Бога, но и людей, включивших в ряд библейских текстов полу-фантастические сюжеты бытового, любовного и нравоучительного характера. Все разночтения, ошибки, неточности в Библии считаются делом ее составителей и редакторов, само же содержание – Божественный акт, не подлежащий какому-либо пересмотру. Православные экзегеты полностью исключают получившее распространение в протестантизме использование символического языка логического позитивизма для интерпретации библейских рассказов.
Таковы «Вопросы и ответы» к Фалассию, еще особые Вопросоответы, послание к Феопемпту схоластику, объяснения 59 псалма, краткое изложение молитвы Господней и другие произведения Святого. Преподобный Максим в объяснении текстов всегда пользуется иносказанием и «возвышением». Ко Святому Писанию Максим Исповедник подходит как истинный александриец. Такими представляются читателю схолии к Ареопагитикам и особый трактат о трудных местах у Священномученика Дионисия Ареопагита и у Святого Григория Богослова. Много оставлено трудов Святым по вопросам духовной жизни, - «Слово подвижническое», ряд сборников афоризмов или «глав» разного содержания: «четыре сотницы глав о любви», «243 иных главы», двести «глав богословских и домостроительных» и проч. Эти сборники до сих пор не вполне изучены богословами и почти не изданы для широкого круга читателей. Сюда же можно отнести обширный сборник «Общих мест» - выборки из Писания, из Отцов. Особенно нужно отметить труд Святого «Тайноводство» - мистико-аллегорическое объяснение таинственного смысла священнодействий, в духе Ареопагитик. Эта книга имела исключительное влияние в позднейшей литургической письменности в Византии. Здесь мы также узнаем метод Святого Максима символического тайнозрения, что и в толковании Святого Писания. Совершенно другой характер имеют догматическо-полемические сочинения Святого Максима Исповедника. В одних он спорит с монофизитами вообще и раскрывает учение о двух природах: письмо к «знаменитому» Петру, к Александрийскому диакону Косьме, одно из писем к Иоанну Кубикуларию, письма к Юлиану, схоластику Александрийскому, к отшельницам, отпавшим от веры. В других – развивает учение о двух волях и действиях. Это знаменитый «Диспут с Пирром», ряд догматических посланий: «О двух волях Христа, Бога нашего», другое послание к Стефану, ряд писем к кипрскому пресвитеру Марину и к других лицам послания. В этих письмах Максим Исповедник начинает с анализа монофелитских определений и доводов и в противовес им раскрывает систему правых христологических понятий, и все это в соотношениях и связи. При этом он подробно останавливается на объяснении трудных и спорных текстов Священного Писания и отеческих свидетельств. Отеческий материал собран и объяснен с большой полнотой, что подтверждает начитанность и славную образованность преподобного. Во всех своих произведениях Святой Максим стремился только раскрыть и утвердить предание веры. Более всего говорит он о Воплощении. В его внутреннем опыте этот догмат был всегда основным. О Троическом догмате Святой пишет в объяснениях к Григорию Богослову, в диалогах о Святой Троице, в одном из писем к Марину (об Исхождении Святого Духа). Нельзя забыть и письма в Архиепископу Иосифу о безтелесности души и к пресвитеру Иоанну о загробной жизни. В произведениях преподобного видится цельность, и хотя писал он всегда по частным случаям, слова его всегда не случайны. Они, как писал протоиерей Григорий Флоровский, «выкованы в долгом и молчаливом раздумье, в мистическом молчании вдохновенного опыта». Православная Церковь чтит память Святого преподобного Максима Исповедника дважды в году: 21 января (3 февраля) и 13 (26) августа.
Защитник Ареопагитики. Величайший богословов древности Святой преподобный Максим Исповедник сравнивал ведение – гносис с душою человека, а деятельность – с телом, а потому неудивительно, что Святой Максим Исповедник один из первых христианских мыслителей и богословов, кто встал на защиту учения Священномученика Дионисия Ареопагита (память (3) 16 октября) о Девяти чинах Ангельских. В этом его великая роль пред историей признания и утверждения Восточной Церковью трудов учений Святого Дионисия. Спустя сто с лишним лет со дня появления на свет “Ареопагитик”*, преподобный Максим не только истолковал, и ввел их в христианское богословие, но и окружил высоким авторитетом.
Труды Святого Дионисия Ареопагита,объединенные в “ Ареопагическийкорпус ”, состоят из 4- х трактатов и 10 посланий. Эти удивительные творения способствовали исключительному религиозному подъему, а необычайная острота и глубина языка, его выразительность рано заставили принять и признать труды Святого Дионисия (первый славянский перевод «Ареопагитики» был сделан в 1371 году).
Главный смысл появления на свет “Ареопагического корпуса”, по мнению Святого Максима Исповедника, - объяснить систему творения Богом мира из ничего. Святой преподобный Максим Исповедник был истинным и величайшим комментатором-аллегористом многих богословских трудов того времени (VII век). Так, в полемических трудах против ереси монофелитов он развил целую систему, по основным мыслям близкую к “Ареопагите” и системе взглядов Святителя Григория Нисского. Святой Максим Исповедник – первый истолкователь труда Дионисия Ареопагита и его Ареопагиты, где впервые была произведена попытка высказать положительные определения Божества (катафатическое богословие), или “имена» Бога, который как источник и начало всего «всеименен», к примеру, писал, что Дух Святой как истинное Божественное духовное бытие совершенен, прост, и неделим, хотя и безконечно многообразен в Своих действиях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.43 (0.012 с.) |