Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Летию со дня представления посвящается.

Поиск

Летию со дня представления посвящается.

«я думаю… о том, чтобы мне не отступить от правой веры…»

Памяти Святого преподобного Максима Исповедника.

«И мир будет двигаться и страдать, пока не достигнет своего конца, который есть и его начало».

Святой преподобный Максим Исповедник.

 «… повсюду светится его благочестие и чистая, искренняя любовь ко Христу».

Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский (891).

“Истина Церкви раскрывается в борениях и спорах, насыщая и освобождая всякого, кто по-христиански ее ищет, пребывая выше его индивидуальных заблуждений, преодолеваемых Церковью в сознании соборности и Христовой любви”.

Русский философ и писатель Лев Платонович Карсавин (1882-1952).

Святой Максим Исповедник (ок. 580–662) (21 января (3 февраля, 13 (26) августа) – выдающийся византийский мыслитель и комментатор-аллегорист, один из непревзойденных богословов и христианских мистиков – духовных и интеллектуальных защитников Символа Веры и догматов Святой Церкви от ересей монофизитства, монофелитства и произвола светской власти.

Максим Исповедник – блистательный автор многих богословских трудов и философско-религиозных идей, признанный многими философами и религиоведами последним великим христианским мистиком и мыслителем – верным продолжателем Богопознания и обожения Великих Отцов Церкви Христовой.   

 

Рождение и воспитание.

 

Максим Исповедник появился на свет Божий в старинной, знатной и благочестивой семье Царьграда, получил прекрасное образование и с особой любовью изучал философию. Гораздо позже, в спорах с монофелитами сказалось большое диалектическое дарование преподобного и его логическая культура, большая начитанность и не только в церковной, но и в светской литературе.

По природе слабый и склонный к созерцательности и Богопознанию, Максим Исповедник, не смотря на видимую немощь, отличался не только любомудрием, но еще и смиренномудрием – редчайшими дарами нашего времени. 

 

Начало карьеры.

В молодые годы Максим Исповедник начал служебную карьеру, достигнув уважения и доверия при Дворе. Императора Византии Ираклий (575-641 гг.), Царствовавший в 610-641 года, Высочайше назначил Максима своим “первым секретарем” – главой Имперской канцелярии.

Однако, более одушевляемый не мирскими заботами, а рассуждениями о Божественной природе, преподобный уклонился от столь желанной для многих его современников государственной службы.

 

Принятие пострига.

Максим Исповедник принял монашество в 613-614 году и удалился на другой берег Босфора в Хрисопольскую обитель близ г. Халкидон, в место «где процветало тогда любомудрие», где принял преподобный свой постриг смирения и вечной любви к Богу. 

Его смиренный подвиг стяжал преподобному уважение братии, и против воли он избран был игуменом монастыря. По глубокому смирению своему преподобный Максим не принял священнического сана и оставался до конца дней только монахом.

 

Борьба с ересью монофелитов.

С 30-х годов VII века жизнь преподобного проходит вне обители, и неразрывно связана с догматической борьбой против монофелитов, исповедавших одну Божественную природу в Господе нашем Иисусе Христе. 

Из Константинополя, охваченного ересью, преподобный Максим направляется на Запад. Но путь его окажется трудным и долгим. Некоторое время он провел на острове Крит, где спорил с севирианами. В конце 30-х годов преподобный Максим жил в г. Александрия и только в начале 40-х годов оказался в латинской Африке, куда в это время переместилась ересь монофелитов.

 

Проповедник Африки.

По свидетельству жития Святого «все жители не только Африки, но и близ лежащих островов, почитали Максима, как своего наставника и вождя».

Так, в числе других богословов преподобный Максим Исповедник обращался к христианам с беседами о вреде монофизитства и других ересей.Святой Максим Исповедник много путешествовал по стране, вступал в отношения с Епископами, вел обширную переписку. Но главным событием этого африканского периода жизни преподобного был его диспут с низложенным монофелитским Константинопольским Патриархом Пирром в июне 645 года. 

 

Спор с Пирром.

В 645 году в Карфагене на публичном диспуте с бежавшим из Константинополя в Африку монофизитским патриархом Пирром преподобный проявил такую силу веры, и весь блеск своей диалектики, что Пирр сдался. Сохранилась подробная запись этого спора "Диспут с Пирром», сделанная, вероятно, присутствовавшими нотариями. Этот спр и теперь изучают в миссионерских школах Восточных Церквей: миссионеры, писатели и богословы современности, как образец высшей степени Божественного дарования Святого преподобного. Неудивительно что еретик Пирр принужден был сказать в конце спора:

«Поистине, и разыскание о действиях показало одно действие нелепым, когда оно каким бы то ни было образом высказывается применительно ко Христу. Но прошу извинения и за себя, и за прежних. Ибо мы впали в эти нелепые понятия и логические умозаключения по незнанию…».

И далее:

«Если нет иного способа, нежели этот, я, предпочитая всему свое спасение, готов поступить так со всяческим подтверждением, прося только лишь об одном, чтобы мне предварительно удостоиться поклонения Апостольским гробницам, а вернее, самим первоверховным Апостолам, а впоследствии и лицезрения Святейшего папы, и вручить ему томос о происшедших несообразностях».

«Когда он так сказал, Максим и патрикий Григорий ответили: "Так как твое предложение хорошо и полезно для Церкви, да будет так"».

Вместе с преподобным Максимом Пирр отправился в Рим и здесь публично отрекся от ереси, после чего был признан в чине Патриарха и принят в общение. Однако, ненадолго.

 

Защитник Ареопагитики.

Величайший богословов древности Святой преподобный Максим Исповедник сравнивал ведение – гносис с душою человека, а деятельность – с телом, а потому неудивительно, что Святой Максим Исповедник один из первых христианских мыслителей и богословов, кто встал на защиту учения Священномученика Дионисия Ареопагита (память (3) 16 октября) о Девяти чинах Ангельских. В этом его великая роль пред историей признания и утверждения Восточной Церковью трудов учений Святого Дионисия. Спустя сто с лишним лет со дня появления на свет “Ареопагитик”*, преподобный Максим не только истолковал, и ввел их в христианское богословие, но и окружил высоким авторитетом.

 

Труды Святого Дионисия Ареопагита,объединенные в “ Ареопагическийкорпус ”, состоят из 4- х трактатов и 10 посланий. Эти удивительные творения способствовали исключительному религиозному подъему, а необычайная острота и глубина языка, его выразительность рано заставили принять и признать труды Святого Дионисия (первый славянский перевод «Ареопагитики» был сделан в 1371 году).

 

Главный смысл появления на свет “Ареопагического корпуса”, по мнению Святого Максима Исповедника, - объяснить систему творения Богом мира из ничего.

Святой преподобный Максим Исповедник был истинным и величайшим комментатором-аллегористом многих богословских трудов того времени (VII век). Так, в полемических трудах против ереси монофелитов он развил целую систему, по основным мыслям близкую к “Ареопагите” и системе взглядов Святителя Григория Нисского.

Святой Максим Исповедник – первый истолкователь труда Дионисия Ареопагита и его Ареопагиты, где впервые была произведена попытка высказать положительные определения Божества (катафатическое богословие), или “имена» Бога, который как источник и начало всего «всеименен», к примеру, писал, что Дух Святой как истинное Божественное духовное бытие совершенен, прост, и неделим, хотя и безконечно многообразен в Своих действиях.

 

летию со дня представления посвящается.

«я думаю… о том, чтобы мне не отступить от правой веры…»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.75.238 (0.006 с.)