Нетрадиционные формы проведения уроков ОБЖ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нетрадиционные формы проведения уроков ОБЖ



При осуществлении образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности широко используются нетрадиционные типы урока такие как:

· интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях: объединённые двух-, трех- и четырёхпредметные, урок-погружение, экскурсия, поход, путешествие;

· уроки в форме соревнований и игр: конкурсы, турниры, эстафеты, деловые или ролевые игры, кроссворды, викторины;

· уроки творчества: исследование, изобретательство, эврика, анализ первоисточников, поиск, проект, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, КТД;

· уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, телепередача, телемост, рапорт, «живая газета», устный журнал;

· уроки с использованием фантазии: сказка, сюрприз, урок - театр, открытые мысли;

· уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, учёный совет, выборы;

· уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: экскурсия в прошлое, путешествие, виртуальная прогулка, репортаж, спектакль, кино;

· перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?», утренник, спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «посиделки», «клуб знатоков» и др. [11, c. 35].

Методы обучения – это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.

Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей учащихся: возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; специфики изучения предмета, раздела, темы; возможностей материально-технической базы образовательного учреждения.

Методы определяются по внешним признакам, в основном по видам деятельности учителя. В соответствии с этой классификацией методы обучения основам безопасности жизнедеятельности можно разделить на три группы: словесные, наглядные, практические.

Словесные методы обучения основам безопасности жизнедеятельности являются: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом), консультация.

Наглядные методы основываются на непосредственном восприятии изучаемых предметов посредством использования наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фотографий; таблиц, схем, диаграмм, чертежей, графиков; демонстрационных материалов: моделей, приборов, предметов (образцов изделий, муляжей и т. д.); видеоматериалов, диафильмов, диапозитивов, учебных и др.

В основе использования практических методов лежит самостоятельная деятельность учащихся.

Основными, наиболее эффективными практическими методами обучения ОБЖ являются:

  • метод упражнения: упражнения, тренинг, тренировка.
  • письменные работы: конспект; выписки, составление тезисов (доклада), реферат; письменные ответы на вопрос; составление аннотации (произведения, статьи).
  • метод наблюдения: запись наблюдений, ведение дневника наблюдений; зарисовка, рисунки; запись звуков, голосов, сигналов; фото-,кино-, видеосъемка; проведение замеров.

Однако классификация методов обучения на основе источника знаний не в полной мере решает задачу развивающего обучения (развитие мыслительной деятельности, обучение приемам учебной деятельности), поскольку не учитывает характер взаимодействия учителя и учеников. Данное обстоятельство детерминировало в 70-х годах XX в. разработку новой классификации методов обучения, основанной на учете характера познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер и И.А. Скаткин), имеющей в своем составе пять основных методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский. Предложенная авторами классификация методов обучения демонстрирует постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность [11, c. 70]

Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный, метод. Основное назначение - организация усвоения учащимися знаний в готовом виде: учитель объясняет, а ученики запоминают и воспроизводят знания в том виде, каком дал их учитель, или как они изложены в учебнике. Наиболее распространенными объяснительно-иллюстративными методами являются рассказ, лекция, объяснение, использование и изучение литературы, использование наглядных средств и т. п. Учебный процесс, организованный с применением данного метода тренирует память, дает знания, но не способствует развитию творческого мышления, что обусловливает целесообразность его использования преимущественно в младших классах.

Рассказ – метод устного изложения, монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление (подготовка учащихся к изучению нового материала), рассказ-повествование (изложение содержания), рассказ-заключение (обобщение).

Объяснение – доказательная форма изложения программного содержания, словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала. Как метод обучения объяснение широко используется в работе с детьми разных возрастных групп  [11, c. 43].

К задачам метода относятся обеспечение четкого понимания учебного материала и активизация познавательного интереса учащихся.

Беседа – вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся, применяющийся на всех этапах образовательного процесса для сообщения новых знаний, их закрепления, проверки и оценки. Основными задачами метода являются обеспечение развития познавательного интереса учащихся, закрепления и контроля знаний и умений; развития коммуникативных умений. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов актуализировать знания учащихся, полученные ими ранее и достичь усвоения учащимися новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов, обобщений.

По форме организации беседа может быть индивидуальной (если вопросы адресованы одному ученику) и групповой (вопросы обращены к группе учащихся).

По назначению выделяют беседы:

• Вводные, или организующие.

• Сообщающие новые знания.

• Закрепляющие.

• Контрольно-коррекционные.

В ходе изложения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых направлено на закрепление у учащихся умений использования полученных ранее знаний. Противоречия между имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельно действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация - психологическое состояние умственного затруднения при решении проблемы, поставленной учителем. Проблемную ситуацию обычно создает учитель. По А.М. Матюшкину выделяются три типа проблемных ситуаций.

Первый тип – ситуация при недостатке знаний для решения поставленной задачи, когда ее условия содержат неполную информацию. Недостаток знаний вызывает потребность в новых знаниях.

Второй тип проблемной ситуации – выбор из имеющихся знаний тех, которые нужны для решения поставленной задачи.

Третий тип возникновения проблемной ситуации, когда учащийся сталкивается с новыми условиями применения знаний [15, c. 40]

При формулировке проблемного задания и решения учебной проблемы учитель обращается и к другим методам обучения, таким как рассказ, объяснение, беседа и т.д.

В настоящее время в соответствии с концептуальными основами преподавания ОБЖ в школе, предпочтение отдается использованию наглядных и практических методов обучения. Все основное учебное время должно быть отведено на показ и отработку практических действий в условиях возникновения опасной ситуации и навыков оказания первой помощи пострадавшим.

 

Подготовка учебно-материальной базы

Учебно-материальная база по БЖ представляет собой совокупность помещений, площадок и сооружений, имеющих оснащение учебным имуществом, тренажерами и разнообразными материальными средствами обучения, которые используются для привития обучающимся прочных глубоких теоретических знаний, умений, навыков по принятию адекватных решений в случае возникновения опасных, чрезвычайных и экстремальных ситуаций, обучению обучающихся практическим способам поведения в критических условиях [12, c. 89].

Учебно-материальная база по БЖ создается с целью развития у обучающихся мотивированного здорового образа жизни, чувства ответственности и сознательного отношения к вопросам личной и общественной безопасности и безопасности, совершенствуется сообразно развитию современной науки, потребностям сегодняшнего дня, требованиям руководящих документов [12, c. 93].

При изучении темы «Опасные ситуации природного характера» в 5 классе кабинет должен быть оснащен следующими необходимыми учебно-наглядными пособиями и оборудованием:

ü Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Методическое пособие.

ü Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы.

ü  Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы

ü Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-6 классы. Поурочные разработки

ü. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа..

ü Методические рекомендации и разработки (сценарии мероприятий, игры, инструктажи, памятки, листовки);

ü Экран настенный;

ü Мультимедийные компьютеры;

ü Стенды, плакаты

Кабинет по безопасности жизнедеятельности предназначен для проведения занятий с обучающимися и их самостоятельной подготовки, методических мероприятий с учителями, а также для проведения кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он включает, как правило, учебный класс, в котором проводятся занятия, и лаборантскую комнату.


Выводы по первой главе.

Содержанием дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания через развитие творческих способностей школьника.

Цель предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – сформировать осознанную мотивацию на здоровый образ жизни, а также осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей, как одного из факторов существования живых систем.

Как предмет школьной программы – это целая система знаний и умений, система по приобретению навыков для обеспечения безопасности жизни человека в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях. Также этот предмет изучает оказание первой медицинской помощи, психологической помощи пострадавшим. И самое главное это то, что предмет ОБЖ формирует сознание, мировоззрение, характер, воспитывает в человеке самые высокие принципы нравственности и морали.

Курс ОБЖ включает в себя основы знаний многих предметов. Важное место в преподавании ОБЖ занимает интеграция с такими предметами как: география, биология, физика, математика, информатика, история, химия.

Цель уроков по основам безопасности жизнедеятельности – заложить в школьников умение ориентироваться в сложной ситуации, не растеряться и при необходимости оказать посильную помощь пострадавшим. Задача учителя состоит в том, чтобы вложить в ученика знания и умения, которые он в последующем смог бы применить на практике уже без помощи учителя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.02 с.)