Организация и методика проведения занятий с учащимися 5 класса по теме «Опасные ситуации природного характера». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и методика проведения занятий с учащимися 5 класса по теме «Опасные ситуации природного характера».



Организация и методика проведения занятий с учащимися 5 класса по теме «Опасные ситуации природного характера».

Курсовая работа

по дисциплине «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности»

 

                                                                                                  

 

Исполнитель: Бушуева Анастасия Андреевна,

студент 3 курса заочного обучения, гр. БЖ 18-01z

Научный руководитель:

 

Екатеринбург 2021

 


Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Организация занятий с обучающимися по теме «Опасные ситуации природного характера». 5

1.1. Изучение нормативных документов. 5

1.2. Учет возрастных особенностей обучающихся 5 класса. 11

1.3. Выбор форм и методов проведения занятий. 14

1.4. Подготовка учебно-материальной базы.. 19

Выводы по первой главе. 21

Глава 2. Методика проведения занятий по теме «Опасные ситуации природного характера». 22

2.1. Определение целей и задач занятия. 22

2.2. Определение типа и структуры занятия. 24

2.3 План-конспект для проведения занятия с обучающимися 5 класса. 25

Заключение. 31

Список литературы.. 33

 


Введение

Актуальность исследования не вызывает сомнений. Стихийные действия сил природы могут нанести непоправимый ущерб обществу и экономике государства.

Стихийные бедствия представляют собой опасные явления природного характера или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, которые вызывают катастрофические ситуации, и характеризуются внезапным нарушением жизнедеятельности населения, уничтожением или разрушением материальных ценностей, гибелью людей [9].

Одними из наиболее страшных природных катастроф в настоящее время являются землетрясения, поскольку уносят десятки и сотни тысяч человеческих жизней и вызывают опустошительные разрушения на огромных пространствах. При сильных землетрясениях разрушаются здания, строения и сооружения, нарушается целостность грунта, выводятся из строя коммунально-энергетические сети и так далее [18].

Как правило, землетрясение сопровождается множеством звуков различной интенсивности в зависимости от расстояния до источника его возникновения. Вблизи источника землетрясения могут быть слышны характерные резкие звуки, напоминающие раскаты грома или гул взрыва. Если землетрясение происходит под водой, возникают огромные волны – цунами, вызывающие страшные разрушения на суше; землетрясение в горах может привести к обвалам и лавинам. В какой-то степени последствия сильных землетрясений можно сравнить с последствиями ядерного взрыва.

Многие ученые во всем мире прилагают большие усилия в изучении природы землетрясений и их прогноза. К сожалению, до сих пор предсказать место и время землетрясения, за исключением нескольких случаев, не представляется возможным. В силу этого затруднительным становится предупреждение населения об угрозе землетрясения. Однако знание признаков его приближения может помочь пережить данную ситуацию с наименьшими потерями.

Объектом исследования является процесс обучения школьников безопасному поведению в опасных ситуациях природного характера.

Предметом исследования является организация проведения занятий по формированию навыков безопасного поведения в опасных ситуациях природного характера на уроках основ безопасности жизнедеятельности.

Цель курсовой работы - разработка и обоснование методики проведения занятий по теме «Опасные ситуации природного характера» в 5 классе.

Задачи:

ü изучить требования нормативных документов по данной теме;

ü изучить возрастные особенности обучающихся 5  класса;

ü определить формы и методы проведения занятий по теме «Опасные ситуации природного характера»;

ü определить учебно-материальную базу для проведения занятий;

ü разработать методику проведения занятия по теме «Опасные ситуации природного характера».

 


Подготовка учебно-материальной базы

Учебно-материальная база по БЖ представляет собой совокупность помещений, площадок и сооружений, имеющих оснащение учебным имуществом, тренажерами и разнообразными материальными средствами обучения, которые используются для привития обучающимся прочных глубоких теоретических знаний, умений, навыков по принятию адекватных решений в случае возникновения опасных, чрезвычайных и экстремальных ситуаций, обучению обучающихся практическим способам поведения в критических условиях [12, c. 89].

Учебно-материальная база по БЖ создается с целью развития у обучающихся мотивированного здорового образа жизни, чувства ответственности и сознательного отношения к вопросам личной и общественной безопасности и безопасности, совершенствуется сообразно развитию современной науки, потребностям сегодняшнего дня, требованиям руководящих документов [12, c. 93].

При изучении темы «Опасные ситуации природного характера» в 5 классе кабинет должен быть оснащен следующими необходимыми учебно-наглядными пособиями и оборудованием:

ü Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Методическое пособие.

ü Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы.

ü  Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы

ü Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-6 классы. Поурочные разработки

ü. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа..

ü Методические рекомендации и разработки (сценарии мероприятий, игры, инструктажи, памятки, листовки);

ü Экран настенный;

ü Мультимедийные компьютеры;

ü Стенды, плакаты

Кабинет по безопасности жизнедеятельности предназначен для проведения занятий с обучающимися и их самостоятельной подготовки, методических мероприятий с учителями, а также для проведения кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он включает, как правило, учебный класс, в котором проводятся занятия, и лаборантскую комнату.


Выводы по первой главе.

Содержанием дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания через развитие творческих способностей школьника.

Цель предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» – сформировать осознанную мотивацию на здоровый образ жизни, а также осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей, как одного из факторов существования живых систем.

Как предмет школьной программы – это целая система знаний и умений, система по приобретению навыков для обеспечения безопасности жизни человека в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях. Также этот предмет изучает оказание первой медицинской помощи, психологической помощи пострадавшим. И самое главное это то, что предмет ОБЖ формирует сознание, мировоззрение, характер, воспитывает в человеке самые высокие принципы нравственности и морали.

Курс ОБЖ включает в себя основы знаний многих предметов. Важное место в преподавании ОБЖ занимает интеграция с такими предметами как: география, биология, физика, математика, информатика, история, химия.

Цель уроков по основам безопасности жизнедеятельности – заложить в школьников умение ориентироваться в сложной ситуации, не растеряться и при необходимости оказать посильную помощь пострадавшим. Задача учителя состоит в том, чтобы вложить в ученика знания и умения, которые он в последующем смог бы применить на практике уже без помощи учителя.

 


План-конспект для проведения занятия с обучающимися 5  класса

Тема: Безопасность на водоемах. 5 класс

Цель: создать условия для формирования у обучающихся навыков безопасного поведения на водоёмах в разное время года.

Задачи урока:

ü научить выбирать на водоёмах безопасные места для купания;

ü  научить определять прочность льда;

ü познакомить с общими правилами безопасного поведения на воде и правилами передвижения по замёрзшим водоёмам.

Планируемые результаты:

1) предметные:

- уметь оценивать места, опасные для купания;

- уметь определять прочность льда по ряду признаков;

- знать правила безопасного поведения на воде и при передвижении по замёрзшему водоёму;

- составлять алгоритм действий в опасных ситуациях на водоёмах;

2) метапредметные:

- регулятивные – уметь самостоятельно определять цель урока, ставить и формулировать задачи, оценивать успешность усвоения;

- познавательные – уметь искать и отбирать необходимую информацию в учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы;

- коммуникативные – уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) личностные:

- уметь определять мотивы учебной деятельности;

- усваивать правила личной безопасности на водоёмах в разное время года.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, проектор

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика ууд
I. Организационный

Приветствие учителя

Встают. Приветствуют учителя. Садятся на место Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя. Регулятивные: самоконтроль. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Заключение

Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашему здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди. Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.

По данным ООН, по числу пострадавших наиболее опасными являются засухи (33%), наводнения (32%) и тропические штормы (30%), а по числу погибших людей – наводнения (26%), тропические штормы (19%), эпидемии (17%) и землетрясения (13%). На территории России наблюдается более 30 видов опасных природных явлений. За год в стране количество стихийных бедствий достигает 350–400.

Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность. Дети должны знать о том, как вести себя в таких ситуациях. Но, прежде всего, этими знаниями должны обладать педагоги. Наше обращение к теме изучения чрезвычайных ситуаций природного характера в курсе Основы безопасности жизнедеятельности обосновано стремлением педагогической науки и практики к обучению учащихся безопасному поведению и выработке навыков эффективных действий в чрезвычайных ситуациях природного характера.

Сущность нашего исследования заключалась в разработке содержания и методики преподавания модуля «Чрезвычайные ситуации природного характера» в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

По результатам выполнения курсовой работы можно придти к заключению о том, что вопросы безопасности на сегодняшний день являются особо актуальными. Системное изучение наиболее вероятных опасных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение с детских лет поведению в таких условиях призваны подготовить человека к выбору правильных решений в экстремальных ситуациях.


Список литературы

1. Акимова Л. А., Лутовина Е.Е. «Теория и Методика обучения Основам безопасности жизнедеятельности в школе»: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по специальности Безопасность Жизнедеятельности – Оренбург: Издательство ОГПУ 2008, -268с.

2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения // Основы безопасности жизнедеятельности. 2002. № 10; 2003. № 2..

3. ГОСТ 12.1.004-91 Пожарная безопасность. Общие требования, М., 1992.

4. Смирнов А. Защита человека в опасных ситуациях. // Основы безопасности жизнедеятельности. 2003 № 5

5. Рындак В. Г., Алехина Н. В. «Педагогика»: учебное пособие – М.: Высшая школа 2006, - 495с.

6. Словарь по педагогике/ Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. – Москва: ИКЦ «МарТ» Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448с.

7. Суздалева, А.М. Чрезвычайные ситуации природного характера: учеб. Пособие для студентов педвузов / А.М. Суздалева, В.И. Воробьев. – Оренбург: Изд – во ОГПУ, 2004. – 104с.

8. Миронов, С. К. Основы безопасности жизнедеятельности: методические рекомендации по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом. 5 – 11 классы / С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2004. – 94с.

9. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4 – е изд. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 521с.

10. Потапов Б.Классификация опасных природных явлений. // Основы безопасности жизнедеятельности» 2003. № 1.

11. Л.А. Акимова Внеурочна деятельность учителя ОБЖ с позиции системного подхода// Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2009. - № 9.С. 25 – 30.

12. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. Пособие для вузов/. М.: Педагогика, 2003. – 153с.

13. Кирин, Б.Ф. Защита в чрезвычайных ситуациях / Б.Ф. Кирин, Н.О. Каледина, В.И. Слепцов. – М.,2004.

14. Характеристика и классификация ЧС природного и техногенного происхождения, защита населения и территорий в ЧС // Безопасность жизнедеятельности: учебник / под ред. Э.А. Арустамова. – М., 2003. – 232с.

15. Лисин, А. Программа дисциплины «Опасные ситуации природного характера и защита от них» / А. Лисин // Основы безопасности жизни. – 2006. - № 12. – С. 18 – 23.

16. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/

17. Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации " [Электронный ресурс].Режим доступа:https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/

18. Федеральный закон N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" [Электронный ресурс].Режим доступа: http://base.garant.ru/10103955/

 

 

 

Организация и методика проведения занятий с учащимися 5 класса по теме «Опасные ситуации природного характера».

Курсовая работа

по дисциплине «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности»

 

                                                                                                  

 

Исполнитель: Бушуева Анастасия Андреевна,

студент 3 курса заочного обучения, гр. БЖ 18-01z

Научный руководитель:

 

Екатеринбург 2021

 


Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Организация занятий с обучающимися по теме «Опасные ситуации природного характера». 5

1.1. Изучение нормативных документов. 5

1.2. Учет возрастных особенностей обучающихся 5 класса. 11

1.3. Выбор форм и методов проведения занятий. 14

1.4. Подготовка учебно-материальной базы.. 19

Выводы по первой главе. 21

Глава 2. Методика проведения занятий по теме «Опасные ситуации природного характера». 22

2.1. Определение целей и задач занятия. 22

2.2. Определение типа и структуры занятия. 24

2.3 План-конспект для проведения занятия с обучающимися 5 класса. 25

Заключение. 31

Список литературы.. 33

 


Введение

Актуальность исследования не вызывает сомнений. Стихийные действия сил природы могут нанести непоправимый ущерб обществу и экономике государства.

Стихийные бедствия представляют собой опасные явления природного характера или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, которые вызывают катастрофические ситуации, и характеризуются внезапным нарушением жизнедеятельности населения, уничтожением или разрушением материальных ценностей, гибелью людей [9].

Одними из наиболее страшных природных катастроф в настоящее время являются землетрясения, поскольку уносят десятки и сотни тысяч человеческих жизней и вызывают опустошительные разрушения на огромных пространствах. При сильных землетрясениях разрушаются здания, строения и сооружения, нарушается целостность грунта, выводятся из строя коммунально-энергетические сети и так далее [18].

Как правило, землетрясение сопровождается множеством звуков различной интенсивности в зависимости от расстояния до источника его возникновения. Вблизи источника землетрясения могут быть слышны характерные резкие звуки, напоминающие раскаты грома или гул взрыва. Если землетрясение происходит под водой, возникают огромные волны – цунами, вызывающие страшные разрушения на суше; землетрясение в горах может привести к обвалам и лавинам. В какой-то степени последствия сильных землетрясений можно сравнить с последствиями ядерного взрыва.

Многие ученые во всем мире прилагают большие усилия в изучении природы землетрясений и их прогноза. К сожалению, до сих пор предсказать место и время землетрясения, за исключением нескольких случаев, не представляется возможным. В силу этого затруднительным становится предупреждение населения об угрозе землетрясения. Однако знание признаков его приближения может помочь пережить данную ситуацию с наименьшими потерями.

Объектом исследования является процесс обучения школьников безопасному поведению в опасных ситуациях природного характера.

Предметом исследования является организация проведения занятий по формированию навыков безопасного поведения в опасных ситуациях природного характера на уроках основ безопасности жизнедеятельности.

Цель курсовой работы - разработка и обоснование методики проведения занятий по теме «Опасные ситуации природного характера» в 5 классе.

Задачи:

ü изучить требования нормативных документов по данной теме;

ü изучить возрастные особенности обучающихся 5  класса;

ü определить формы и методы проведения занятий по теме «Опасные ситуации природного характера»;

ü определить учебно-материальную базу для проведения занятий;

ü разработать методику проведения занятия по теме «Опасные ситуации природного характера».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.044 с.)