Стратегия социально-экономического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия социально-экономического развития



Стратегия социально-экономического развития

Городского округа Иваново

До 2030 года

 


Оглавление

 

  Введение 4
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития городского округа Иваново 5
1.1. Общая характеристика социально-экономического развития городского округа Иваново 5
1.1.1. Демография 6
1.1.2. Труд и занятость 8
1.1.3. Промышленность 10
1.1.4. Инвестиции 12
1.1.5. Малый и средний бизнес 15
1.1.6. Потребительский рынок 17
1.1.7. Культура, туризм и инфраструктура гостеприимства 19
1.1.8. Дорожно-транспортная инфраструктура 21
1.1.9. Жилищно-коммунальное хозяйство, жилищная политика 24
1.1.10. Территориальное развитие и градостроительная политика 26
1.1.11. Комфортная городская среда, благоустройство, экология 29
1.1.12. Образование 32
1.1.13. Спорт 36
1.1.14. Бюджетная политика 38
1.1.15. Муниципальное и общественное управление, межмуниципальное сотрудничество 40
1.1.16. Управление муниципальным имуществом 42
1.2. Анализ показателей социально-экономического развития городского округа Иваново в сравнении с показателями развития городов Центрального федерального округа 45
2. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз социально-экономического развития городского округа Иваново до 2030 года 52
3. Стратегические цели социально-экономического развития городского округа Иваново 55
4. Приоритетные направления социально-экономического развития городского округа Иваново 57
4.1. Повышение экономического потенциала, создание благоприятного делового климата 58
4.1.1. Развитие инвестиционного потенциала 58
4.1.2. Создание благоприятных условий для развития приоритетных отраслей экономики, малого и среднего бизнеса 60
4.1.3. Развитие кадрового потенциала 63
4.1.4. Развитие креативных индустрий 65
4.2. Развитие социальной инфраструктуры 67
4.2.1. Повышение доступности и качества образования 67
4.2.2. Развитие туристического потенциала 69
4.2.3. Развитие сферы культуры 72
4.2.4. Создание условий для формирования здорового образа жизни населения 74
4.3. Улучшение городской среды 77
4.3.1. Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры 77
4.3.2. Благоустройство и комфортные общественные пространства 79
4.3.3. Экология 81
4.3.4. Совершенствование инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства 83
4.3.5. Градостроительное развитие, повышение доступности жилья 85
4.4. Повышение эффективности муниципального и общественного управления 87
4.4.1. Совершенствование системы управления муниципальным имуществом 87
4.4.2. Совершенствование бюджетной политики 90
4.4.3. Развитие общественного самоуправления, международного и межмуниципального сотрудничества 92
4.4.4. Развитие цифровизации 94
5. Целевые индикаторы реализации стратегии 97
6. Этапы и механизмы реализации стратегии 99

 

 


 

Введение

 

Стратегия социально-экономического развития городского округа Иваново
до 2030 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом
от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
и постановлением Администрации города Иванова от 06.02.2020 № 140 «О разработке стратегии социально-экономического развития городского округа Иваново до 2030 года», является ключевым документом стратегического планирования на уровне муниципалитета.

Стратегия опирается на стратегические документы федерального уровня, национальные проекты, а также стратегические документы регионального
и муниципального уровней. Подготовка Стратегии осуществлялась также в тесной увязке
с программами, стратегиями и концепциями развития Российской Федерации, Центрального федерального округа, Указом Президента Российской Федерации
от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», стратегией социально-экономического развития Ивановской области
до 2024 года[1].

При разработке Стратегии, определении стратегической цели развития города Иванова учитывались результаты опроса населения, а также предложения, полученные
от научного и бизнес сообщества, общественных организаций. Базой для определения направлений развития является также оценка достигнутого уровня социально-экономического развития, анализ показателей города Иванова в сравнении с городами Центрального федерального округа, SWOT-анализ для определения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз социально-экономического развития городского округа Иваново.

Стратегия призвана создать предпосылки для объединения усилий муниципалитета, частного бизнеса, государственных структур и институтов гражданского общества, направленных на обеспечение устойчивого, динамичного социально-экономического развития городского округа Иваново на период до 2030 года.

 


Демография

 

Численность населения города Иванова по состоянию на 01.01.2021
составила 401,5 тыс. чел.[2], или около 40,0% от численности населения Ивановской области. Основные демографические показатели представлены в таблице 1.

Таблица 1

Труд и занятость

Основные показатели в сфере труда и занятости представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Промышленность

 

Промышленность областного центра представлена тремя видами производства:

- обрабатывающие производства (68,7% отгрузки в промышленном производстве);

- обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (26,6%);

- водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (4,7%).

Иваново обладает промышленным потенциалом, 23% объема отгруженной продукции в обрабатывающих производствах Ивановской области приходится на город Иваново.

Основные показатели промышленного производства представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Инвестиции

Более 50% объема инвестиций в основной капитал Ивановской области приходится на город Иваново[9]. Вместе с тем, городской округ Иваново, как и Ивановская область
в целом, характеризуется пониженным уровнем инвестиционной привлекательности.
Это приводит к недостаточному объему и динамике инвестиций, низкому коэффициенту обновления основных фондов и недостаточным темпам обновления технологического потенциала на современной основе.

Основные показатели инвестиционной деятельности представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Основные показатели инвестиционной деятельности [10]

№ п/п Показатель 2016 2017 2018 2019 2020[11]
1 Инвестиции в основной капитал, млн руб. 6 916,8 8 033,1 8 800,6 9 929,5 14 743,6
2 Доля собственных средств в объеме инвестиций в основной капитал, % 44,4 40,7 55,0 53,6 35,5
3 Доля привлеченных средств в объеме инвестиций в основной капитал, % 55,6 59,3 45,0 46,4 64,5
4 Инвестиции в основной капитал на душу населения[12], руб. 16 974,6 19 760,4 21 698,6 24 527,8 36 579,9

Структура инвестиций по видам экономической деятельности в 2016-2020 гг. претерпевала изменения. Так, наибольшую долю в объеме инвестиций по итогам
2016 года занимала сфера транспорта и связи (27,4%), в 2017 году – операции
с недвижимым имуществом (22,1%), в 2018 году – обеспечение электрической энергией, газом и паром (18,7%), в 2019 году – обрабатывающие производства (21,9%), в 2020 году наибольший вклад в объем инвестиций – по виду деятельности в области здравоохранения
и социальных услуг – 33,8%.

Одной из перспективных и наиболее значимых сфер для привлечения инвестиций является также жилищное строительство и комплексное развитие территорий.
В этой сфере заключены инвестиционные соглашения:

- с ООО «ЖСК» о реализации мероприятий по застройке многоквартирными домами, объектами социальной и транспортной инфраструктуры территории города Иванова, ограниченной ул. Павла Большевикова, набережной р. Уводь, границами земельных участков по ул. Куконковых, д. 141 (мкр. Видный). Ориентировочный объем инвестиций по проекту 2,1 млрд руб.

- с ООО «Южный камень» о реализации мероприятий по застройке территории земельных участков, расположенных по ул. Базисной, д. 38, многоквартирными жилыми домами и объектами социальной инфраструктуры. Ориентировочный объем инвестиций по проекту – 2,5 млрд руб.

- с ООО «Базис» о строительстве микрорайона «Самоцветы» по адресу: Ивановская область, в 200 метрах восточнее деревни Дъяково, в рамках проекта планируется застройка многоквартирными и индивидуальными жилыми домами и объектами социальной инфраструктуры. Ориентировочный объем инвестиций по проекту –
18 млрд руб.

В сфере промышленности в последние годы реализованы следующие значимые инвестиционные проекты:

- ОАО «Ивхимпром» расширило производство бензинов и завершило реконструкцию цеха;

- АО «Ивановоискож» с привлечением средств Фонда развития промышленности завершило проект по созданию комплексного высокотехнологичного производства тентовых материалов с полимерными покрытиями;

- ООО «Ивмолокопродукт» осуществило модернизацию цельномолочного производства и производства сливочного масла;

- ООО «Ивановский комбинат детского питания» модернизировало производство, построило новое складское помещение;

- ООО «Стекломакс» завершило реконструкцию приобретенного производственного корпуса;

- ООО «Профессионал» приобрело бывший производственный корпус Ивановского станкостроительного завода с целью расширения производства;

- АО «ИСМА» модернизировало производство и др.

В 2020 году началась реализация ряда крупных инвестиционных проектов,
таких как «Создание технопарка Wildberries в г. Иваново», модернизация и расширение производства Ивановского комбината детского питания, развитие производства
ООО «Профессионал» и др. с общим объем инвестиций 5,4 млрд руб., что позволит создать более 1 000 рабочих мест.

С целью привлечения инвесторов в сфере промышленности в изменениях, внесенных в Генеральный план города Иванова и Правила землепользования и застройки, были предусмотрены корректировки градостроительного зонирования территории, расположенной по ул. Фрунзе, в части расположения земельных участков
под производственную деятельность.

В целях повышения инвестиционной привлекательности совместно с различными институтами поддержки бизнеса проводится работа по сопровождению инвестиционных проектов в решении возникающих в ходе реализации проектов трудностей, подобрать необходимые формы муниципальной и государственной поддержки, в том числе
по вопросам технологического присоединения, финансирования через специализированные организации и фонды и т.д. Для взаимодействия
с предпринимательским сообществом по принципу «одного окна» заключено соглашение с АНО «Агентство по привлечению инвестиций в Ивановскую область». Кроме того,
на уровне муниципального образования в 2020 году создан штаб по улучшению инвестиционного климата в городском округе Иваново[13].

Для информационного обеспечения инвестиционной деятельности функционирует инвестиционный портал города Иванова (invest.ivgoradm.ru), где размещены актуальные данные по «зеленым» и «коричневым» инвестиционным площадкам.

Основным фактором, сдерживающим привлечение инвестиций в город Иваново, является ограниченное количество свободных земельных участков, которые могут быть предоставлены для реализации инвестиционных проектов.

Одним из значимых источников инвестиций в городскую инфраструктуру являются средства консолидированного бюджета (таблица 5).

 

Таблица 5

Бюджетные инвестиции

№ п/п Показатель 2016 2017 2018 2019 2020[14]
1 Федеральный бюджет, тыс. руб. 813 082 963 034 894 409 1 771 352 6 273 425
2 Областной бюджет, тыс. руб. 113 124 452 598 775 377 486 629 1 053 865
3 Местный бюджет, тыс. руб. 213 702 120 822 152 775 199 417 294 911
4 Всего, тыс. руб. 1 139 908 1 536 454 1 822 561 2 457 398 7 622 201

 

В последние годы наблюдается заметное увеличение объема бюджетных инвестиций: в 2019 рост по сравнению с 2018 годом составил 310%, в 2020 году рост капитальных вложений по отношению к 2019 году – 354%. Такая динамика объясняется,
в том числе, активным участием муниципалитета в реализации национальных
и региональных проектов.

В рамках работы, направленной на привлечение частных инвестиций в городскую инфраструктуру, на муниципальном уровне принята соответствующая нормативно-правовая база для реализации механизмов концессии и муниципально-частного партнерства. В настоящее время в муниципалитете реализуются концессионные соглашения в отношении светофорных объектов, по реконструкции объектов теплоснабжения, а также энергосервисный контракт по замене уличного освещения.

 

 


 

Малый и средний бизнес

 

Основная доля субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП), зарегистрированных в Ивановской области, приходится на областной центр – более 60%, при этом из числа предпринимателей – 50%, юридических лиц – свыше 77%. Поступления от СМСП составляют порядка 40% в общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета города Иванова. Показатели в сфере малого и среднего предпринимательства представлены в таблице 6.

Таблица 6

Потребительский рынок

Порядка 60% оборота розничной торговли и более 90% оборота общественного питания Ивановской области приходится на город Иваново[18].

В Иванове сформировалась достаточно крупная инфраструктура потребительского рынка и услуг. Основные показатели потребительского рынка представлены в таблице 7.

Таблица 7

Образование

Город Иваново обладает значительным образовательным и научным потенциалом,
в областном центре сконцентрированы основные учреждения профессионального образования региона – 11 высших учебных заведений и более 20 учреждений среднего профессионального образования.

Основными направлениями деятельности в сфере образования города Иванова является решение вопросов, связанных со снижением очередности на зачисление
в организации дошкольного образования, созданием условий для сокращения доли детей, обучающихся во вторую смену, созданием современных условий обучения и воспитания, повышением качества предоставления образовательных услуг.

Муниципальная система образования имеет широкую сеть учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования детей: 137 детских сада, 49 школ, 23 учреждения дополнительного образования детей. Также активно развивается негосударственный сектор в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования.

В целях повышения качества образовательных услуг и обеспечения возможности для населения города Иванова получить доступное образование реализуется муниципальная программа «Развитие образования города Иванова», в которой предусмотрены мероприятия по совершенствованию муниципальной сети учреждений образования, а также на поддержку частных образовательных организаций (школ и садов)
в виде предоставления соответствующих субсидий. Кроме того, ежегодно бюджетом города Иванова выделяются средства в рамках муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иванове» на возмещение затрат по созданию мест в негосударственных дошкольных организациях и семейных детских садах.

За последние годы произошли значительные изменения в муниципальной системе образования. Основные показатели муниципального сектора системы образования представлены в таблице 13.

Таблица 13

Основные показатели муниципального сектора системы образования

№ п/п Показатель 2016 2017 2018 2019 2020
1 Число обучающихся по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, чел. 21 901 22 230 22 695 22 902 22 443
2 Доступность дошкольного образования (отношение численности детей 1 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к общей численности детей в возрасте 1 - 7 лет), % 83,1 82,6 82,6 82,0 82,0
3 Создано мест в муниципальных дошкольных учреждениях, ед. 650 395 184 207 284
4 Число обучающихся по основным общеобразовательным программам общего образования (начального, основного и среднего), чел. 36 901,1 38 272,5 39 483 40 429 41 276
5 Удельный вес учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, % 66,4 75,1 93,1 92,0 96,2
6 Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, % 0,2 0,2 0,23 0,4 0,0
7 Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, % 9,5 9,0 9,4 10,9 10,8
8 Доля детей, охваченных дополнительными образовательными программами, в общей численности детей в возрасте 6 - 18 лет, % 92,8 94,3 97,2 97,2 78,9
9 Доля молодых специалистов до 30 лет, в общей численности педагогических работников, % 15,8 16,0 16,5 17,4 15,3

 

Основными направлениями деятельности в сфере образования является решение вопросов, связанных со снижением очередности на зачисление в организации дошкольного образования, созданием условий для сокращения доли детей, обучающихся во вторую смену, повышением качества предоставления образовательных услуг.

Ежегодно объем финансирования на строительство и проектирование объектов
в сфере образования увеличивается. Так, на эти цели в 2020 году благодаря активному участию муниципалитета в региональных проектах «Жилье», «Современная школа»
и «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» в рамках муниципальной адресной инвестиционной программы города Иванова (далее – МАИП) был предусмотрен рекордный за последнюю трехлетку объем финансирования – свыше 470 млн руб. (в 2019 – 184,8 млн руб., в 2018 – 88,2 млн руб.).

В период с 2016 по 2020 годы введено 1 720 мест в дошкольных образовательных учреждениях (в том числе за счет строительства новых учреждений и создания групп
в существующих детских садах), открыто 1 045 мест в общеобразовательных учреждениях (за счет создания новых классов в имеющихся школах).

Несмотря на расширение мощностей муниципальных детских садов и развитие частного сектора в области дошкольного образования, по-прежнему остается нехватка мест в дошкольных образовательных организациях для детей раннего возраста. Доля детей, стоящих в очереди на получение дошкольного образования, за последние годы
не снижается и остается на уровне 18-20%. Также остается проблема высокой степени износа зданий ряда образовательных учреждений, 10,8% школьников в 2020-2021 учебном году обучается во вторую смену.

Для решения проблемы обучения во вторую смену построена школа
на 350 мест по ул. Генерала Хлебникова, также принято решение о строительстве школы на 350 мест в мкр. «Рождественский», а также строительстве пристройки
на 350 мест к зданию МБОУ Гимназия № 44.

В последние годы активно решался вопрос совершенствования инфраструктуры образовательных учреждений и внедрения современных информационных ресурсов. Доля учреждений образования, подключенных к сети Интернет по оптико-волоконным линиям в 2020 году, составляет 93%, во всех школах реализован проект «Универсальная карта школьника», установлены электронные проходные; в 38% школ реализован проект «Электронная столовая».

С 2020 года в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» городу Иванову удалось получить значительный объем финансирования на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях
и создание центра цифрового образования детей.

Охват детей дополнительным образованием в 2016-2019 годах оставался высоким (более 90%), в 2020 году наблюдалось существенное снижение показателя охвата в связи
с приостановлением оказания услуг в период введенного на территории Ивановской области режима повышенной готовности. Кроме того, для повышения качества дополнительного образования требуется обновление материально-технической базы учреждений. Для развития системы дополнительного образования детей в 2019 году
в здании бывшего ДК «Меланжист» открыт Центр социальной активности детей
и подростков «Притяжение». В отремонтированном помещении открыта «Школа раннего развития», спортивный зал, Школа выходного дня. Также в последние годы были открыты значимые в сфере дополнительного образования детей объекты: планетарий на базе Центра детского творчества № 4, детский технопарк «Кванториум», Центр цифрового образования «IT-куб», что позволило увеличить число детей, занимающихся дополнительным образованием. Однако для повышения качества дополнительного образования требуется обновление материально-технической базы учреждений.

Отдельным вопросом, требующим особого внимания, является организация питания школьников. Так до 01.09.2020 бесплатное питание было предусмотрено только для детей из малообеспеченных семей, а начиная с нового учебного года 2020/2021 – всем школьникам 1-4-х классов, благодаря финансированию из федерального и областного бюджета.

Благодаря технологическому переоснащению оборудования школьных столовых, проведению ремонта спортивных залов, строительству спортивных площадок были созданы условия для занятий физической культурой и спортом 44,4% детей от 3-х
до 18 лет, осуществлялся стабильный на протяжении последних лет охват школьников горячим питанием (86%).

Несмотря на достигнутые успехи и позитивную динамику в этих направлениях наблюдается снижение показателей по здоровью школьников (около 20% детей школьного возраста имеют отклонения в здоровье). Кроме этого, для обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях областного центра отсутствуют в полном объеме материально-технические условия. Так только
42,8% муниципальных образовательных организаций приспособлены для обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья.

На протяжении последних лет ежегодно снижается доля молодых учителей
(в возрасте до 30 лет) в общей численности учителей школ. Для решения этой проблемы реализуются соответствующие мероприятия по развитию кадрового потенциала образования, вместе с тем, мотивации для закрепления молодых педагогов в школах недостаточно. Проблема обеспечения кадрами в целом всех образовательных учреждений остается актуальной и напрямую влияет на качество образовательных услуг.

В соответствии с требованиями федерального законодательства ежегодно проводится независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности, координацию которой осуществляет Департамент образования Ивановской области (сбор и обобщение информации для независимой оценки с 2018 года осуществляет оператор, который определяется по итогам конкурентных процедур).
Так, например, по итогам 2018 года независимая оценка качества услуг проводилась
в отношении муниципальных общеобразовательных организаций и составила 90,2%
из 100 максимально возможных баллов. В 2019 году независимая оценка была проведена
в отношении дошкольных образовательных организаций городского округа Иваново
и составила 88,59 балла из 100 максимально возможных. В 2020 году независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности проводилась
в отношении организаций дополнительного и профессионального образования
и составила 90,8 балла.

Результаты этой оценки показывают, что существует потенциал для повышения качества услуг в сфере образования.


Спорт

Развитие и популяризация физической культуры и спорта среди населения, пропаганда среди детей и молодежи здорового образа жизни и вовлечение
их в спортивную жизнь города – это основополагающие факторы формирования здорового общества в целом и повышения качества его жизни.

В настоящее время на территории города Иванова функционируют 18 учреждений спортивной направленности, из них 6 областных спортивных школ олимпийского резерва, 6 муниципальных детско-юношеских спортивных школ, 4 муниципальные спортивные школы олимпийского резерва и муниципальное бюджетное учреждения Центр физкультурно-спортивной работы по месту жительства, 1 муниципальная спортивная школа, 24 фитнес-клуба.

Показатели в сфере спорта представлены в таблице 14.

Таблица 14

Бюджетная политика

Основным принципом бюджетной политики города Иванова является обеспечение необходимого уровня наполняемости доходной части городского бюджета в целях исполнения принятых расходных обязательств. Однако в настоящее время наиболее острой проблемой является недостаточность собственной доходной базы, складывающаяся под влиянием изменений бюджетного и налогового законодательства
на федеральном уровне.

Кроме того, характерны такие проблемы, как несоответствие возложенного объема полномочий с имеющимися в распоряжении финансовыми ресурсами, зависимость
от уровня предоставляемых дотаций из бюджета субъекта Российской Федерации,
что прямо сказывается на обеспечении сбалансированности бюджета, а также зависимость от поддержки со стороны бюджета субъекта Российской Федерации в части предоставления субсидий на реализацию социально значимых проектов.

Основные показатели бюджетной политики представлены в таблице 15.

Таблица 15

Уровень жизни

Коэффициент рождаемости, ‰ 8,2 9,1 -0,9 7,8 8,7 -0,9
Коэффициент смертности, ‰ 13,9 13,0 +0,9 15,6 15,7 -0,1
Среднемесячная заработная плата, руб.[38] 35 023,2 39 834,6 -4 811,4 37 178,0 42 360,4 -5 182,4
Стоимость минимального набора продуктов питания, руб. 4 096,0 3 811,1 +284,9 4 512,0 4 240,3 +271,7
Уровень зарегистрированной безработицы, % 0,3 0,5 -0,2 4,17 2,8 +1,37

Экономика

Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. чел. населения, ед. 661,9 534,7 +127,2 636,5 517,2 +119,3
Объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя, руб.[39] 24 528,0 64 558,7 -40 030,0 36 579,9 68 011,8 -31 431,9
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг, собственными силами по чистым видам экономической деятельности в расчете на 1 жителя, млн руб.[40] 145 502,2 397 192,4 -251 690,2 148 315,1 418 371,3 -270 056,2
Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций),% 64,3 59,9 +4,4 57,5 56,1 +1,4
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций,% 49,5 32,8 +16,7 48,4 33,2 +15,2

Социальная сфера

Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, % 34,8 42,0 -7,2 38,44 45,1 -6,66
Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях,% 75,2 79,2 -4,0 79,05 79,6 -0,55
Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях,% 10,9 14,0 -3,1 10,8 16,1 -5,3
Уровень фактической обеспеченности парками культуры и отдыха от нормативной потребности, % 59,3 81,2 -21,9 61,5 83,6 -22,1
Доля детей в возрасте 1 – 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1 – 6 лет,% 82,0 82,8 -0,8 81,0 83,3 -2,3

 

Анализ показателей города Иванова в сравнении со средними значениями по ЦФО показывает следующие основные тенденции, которые необходимо принимать
во внимание при формулировании стратегических целей и направлений развития:

1. По разделу «Уровень жизни».

На территории всего ЦФО наблюдается общая тенденция естественной убыли населения, при этом в Иванове уровень рождаемости по итогам 2020 года ниже среднего значения по ЦФО на 0,9 промилле, по смертности – ниже на 0,1 промилле.

       По уровню среднемесячной заработной платы Иваново занимает 15 место
из 16 городов ЦФО, при этом ее размер на 12,2% ниже среднего значения по ЦФО. Вместе
с тем, в исследуемом периоде стоимость минимального набора продуктов питания
в Иванове выше, чем в большинстве городов ЦФО, с отдельными городами разница составляет до 18% (Белгород, Воронеж, Курск).

       Уровень официально зарегистрированной безработицы в Иванове по итогам
2020 года превышал среднее значение по городам ЦФО в 1,5 раза, при этом в предыдущие периоды был в 1,5 раза ниже среднего значения по ЦФО.

2. По разделу «Экономика».

Иваново занимает первое место среди городов ЦФО по доле среднесписочной численности работников малых и средних предприятий, которая в 1,5 раза выше среднего значения по ЦФО. Также Иваново в лидерах по количеству малых и средних предприятий в расчете на 10 тыс. населения, показатель в 1,2 раза превышает среднее значение,
что говорит о том, что существенный вклад в экономику в Иванове вносит именно малое и среднее предпринимательство. Указанное обстоятельство влияет в том числе на оценку показателей по объему инвестиций и объему отгруженной продукции,
так как официальные данные по этим показателям рассчитываются без учета малого бизнеса.

Объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя без учета малого бизнеса в Иванове в 1,9 раза ниже, чем в среднем по городам ЦФО, объем отгруженной продукции на 1 жителя – в 2,8 раза ниже.

По доле налоговых и неналоговых доходов местного бюджета Иваново незначительно превышает среднее значение по ЦФО.

3. По разделу «Городская среда и инфраструктура».

По сравнению с городами ЦФО в Иванове самая высокая плотность населения
(в расчете количества жителей на 1 га), которая в 1,5 раза выше среднего значения.
При этом в условиях плотной застройки в Иванове удельный показатель площади земель, предоставленных для строительства, находится практически на уровне среднего значения по ЦФО, незначительно его превышая. Выше показатели по городам, где плотность населения в 1,5 и более раз ниже, чем в Иванове.

По площади жилых помещений на 1 жителя Иваново находится на 15 месте,
показатель на 11,5% ниже среднего по ЦФО.

Доля автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в Иванове приближается к уровню среднего по ЦФО, при этом Иваново занимает по итогам
2020 года 9 место среди городов ЦФО по этому показателю.

По итогам 2019 и 2020 гг. по индексу качества городской среды, ежегодно формируемому Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, город Иваново занимает 11 место среди городов ЦФО. При этом показатель Иванова ниже, чем среднее значение по городам ЦФО: в 2019 году – на 7 баллов, в 2020 году –
на 13 баллов.

4. По разделу «Социальная сфера».

Иваново занимает 15 место из 16 городов ЦФО по доле населения, занимающегося физкультурой и спортом, при этом среднее значение по ЦФО превышает показатель Иванова на 17%.

По доле здоровых детей, т.е. детей первой и второй групп здоровья, Иваново приближается к среднему значению по ЦФО.

По показателям доступности образования – в отношении дошкольного образования Иваново на 9 месте по ЦФО, при этом значение показателя приближается к среднему
по городам ЦФО. В отношении школьного образования – доля детей, которые занимаются во вторую (третью) смену, в Иванове данный показатель значительно (в 1,5 раза) ниже, чем в среднем по ЦФО.

В условиях высокой плотности населения и застройки территории по уровню обеспеченности парками культуры и отдыха Иваново на 11 месте из 16 городов ЦФО.

 

 

      


Городского округа Иваново

Главной стратегической целью социально-экономического развития города Иванова до 2030 года является повышение качества жизни населения города Иванова
до уровня не ниже среднего по Центральному федеральному округу.

Иерархия стратегических целей по направлениям развития.

1. Повышение экономического потенциала города Иванова, создание благоприятного делового климата:

1.1. Формирование на территории города Иванова благоприятных условий
для привлечения инвестиций, роста инвестиционной активности, формирования инновационно ориентированной структуры экономики.

1.2 Совершенствование существующих механизмов и реализации новых направлений поддержки бизнеса, устранение существующих административных барьеров.

1.3. Обеспечение приоритетных отраслей экономики и социальной сферы высококвалифицированными кадрами за счет повышения качества и мобильности рабочей силы на рынке труда, совершенствования системы подготовки, распределения
и эффективного использования



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.087 с.)