Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Предмет и функции культурологии
Культурология – наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное описание различных форм культуры. Основы культурологи как науки выделил Э. Тейлор в XIX в., хотя знание об искусствах и эстетическое воспитание преподавались еще в Античности и Средневековье. Сам термин «культурология» был предложен американским исследователем Л. Уайтом в работе «Наука о культуре» (1949 год). Культура – термин, который трактуется по-разному. Изначально «культура» означала возделывание. Культура – это совокупность созданных человеком в ходе его деятельности жизненных форм, а также сам процесс их создания и воспроизводства. В этом смысле культура характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления, технику и технологии. Культура может нести не только прогресс, но и регресс, быть прогрессивной и реакционной, поскольку культура несет не только нравственное, но и безнравственное. Прогресс (от лат. Progressus) - движение вперед, успех - направление развития, которое характеризуется от низшего к высшему, от самого простого к более сложному, совершенному. Культурный прогресс - это поступательное, восходящее развитие культуры, смена культурных типов, из которых каждый последующий превосходит предыдущий, открывает большие возможности для развития культуры. Культурный регресс - это развитие культуры по нисходящей линии, ее попятное движение, утрата уже достигнутого, уничтожение культурных ценностей. Возможность регресса в обществе связан со сложностью и противоречивость исторического процесса: переход от одной общественно-экономической формации к другой, смена цивилизаций.
Два основных вида культуры: 1. Материальная – культура труда и материального производства, культура быта, культура собственного тела, физическая культура. 2. Духовная культура – познавательная, нравственная, интеллектуальная, философская, художественная, религиозная, правовая, политическая.
Виды культуры по количеству носителей: - индивидуальная (культура личности). Личность отличает наличие характерных качеств, в том числе, наличие индивидуальной культуры, мировоззрения, менталитета. Личностью становится человек, прошедший процесс социализации. - групповая (народная, национальная, элитарная, массовая, классовая, профессиональная). Национальная культура – это синтез культур различных классов, слоев и групп конкретного общества. Она отличается от культур других наций, что проявляется в языке, литературе, религии, музыке, организации быта. Народная культура является частью национальной, но она создается преимущественно анонимно неизвестными творцами. Народная культура является непрофессиональной, ее содержание основано на фольклоре – народном творчестве, но народная культура является фундаментом любой культуры. В групповой культуре в соответствии с конкретными носителями выделяются такие культуры, как культуры социальных общностей. Это классовая, городская, сельская, молодежная культура. Такие малые культурные миры называются субкультурами. - общечеловеческая или мировая. Мировая культура – синтез лучших достижений национальных культур всех народов планеты. В мировой культуре отражается вся совокупность национальных, религиозных, государственных связей и отношений.
Формы культуры: 1. Элитарная – созданная для интересов элиты, правящего меньшинства 2. Массовая – созданная для широких слоев общества, не отличается высокими художественными и эстетическими ценностями. Удовлетворяет сиюминутные ценности людей. 3. Контркультура – противостоит доминирующей культуре. Например, панки, изначально - рок-культура в целом. 4. Субкультура. Как правило, молодежная культура. Например, хип-хоп культура. Типы культур по религиозному признаку: 1. Конфуцианско-даосистский. Идеи социальной этики и властной иерархии. Стремление к высшей добродетели. 2. Индо-буддийский. Слияние религии и философии. Учение Будды. Стремление к совершенству.
3. Исламский. Монтеизм. Вера в единого бога - Аллаха 4. Христианский. Вера в искупительную миссию Христа Основополагающие институты культуры: 1. Миф – самая древняя система ценностей 2. Религия – главное в религии – вера в сверхъестественное, Бога или богов 3. Искусство – познание эстетического, художественные интерпретации явлений мира. 4. Наука – получение объективных знаний, совершенствование жизнедеятельности Функции культуры: 1. Гуманистическая – идея всестороннего развития человека 2. Функция трансляции социального опыта 3. Познавательная (гносеологическая) 4. Регулятивная (нормативная). Культура рассматривается как система норм и ценностей. 5. Семиотическая (знаковая). Рассматривает культуру как систему знаков, употребляемых обществом (гербы, эмблемы, знамена, ордена, образы «птицы-тройки» и т.д.) 6. Ценностная или аксиологическая. Культура трактуется как совокупность духовных и материальных ценностей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.243.100 (0.011 с.) |