Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Культура эпохи ВозрожденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эпохой Возрождения (Ренессансом) называют мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран, который охватил XIV в. – первую половину XVII в. Эпоха культурного расцвета была связана с кризисом феодализма и ростом городов. С 1350 по 1450 численность населения Европы резко увеличилась с 88 до 168 миллионов человек, на протяжении XVI население Европы по-прежнему росло. Основным носителем идей Возрождения становится бюргерство, от которого произошли ранняя буржуазия, городская интеллигенция.
Периодизация эпохи Возрождения:
1. Проторенессанс – XIII – XIV вв. – период, подготовивший почву для Возрождения 2. Раннее Возрождение - середина XIV в. - XV в. - представляет культуру эпохи Возрождения в чистом виде со всеми ее характерными особенностями. 3. Высокое Возрождение - 70-е гг. XV в. - 1530 г. – наивысший расцвет культуры Возрождения. 4. Позднее Возрождение - 1530-1590 гг. - спад в развитии культуры Италии, связанный, прежде всего, с потерей независимости, с войнами, прокатившимися по ее территории и с усилением власти церкви 5. Северное Возрождение - конец XV в. – первая половина XVII в.– культура европейских стран севернее Италии (Англия, Франция, Германия, Голландия). Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат. homo – человек) – идейное движение, признающее ценность человека, а также объявляющее человека критерием всякой ценности. В эпоху Ренессанса в фокус мирового бытия ставился человек, а не Бог – изменилась мировоззренческая основа. Своеобразным проявлением гуманизма явилось утверждение примата разума над верой. Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы. Из этого следовала еще одна черта гуманизма – вера во всеобщий и бесконечный прогресс. Особенностью ранней буржуазной культуры было обращение к античному наследию (не возврат к прошлому, а именно обращение). Учеными этого времени были созданы принципиально новые, антисхоластические картины мира: гелиоцентрическая картина Николая Коперника и картина бесконечной Вселенной Джордано Бруно. Наиболее существенным было то, что религия отделялась от науки, политики и морали. Начиналась эпоха становления опытных наук, признавалась их роль как дающих истинное знание о природе. В эпоху Возрождения было выработано новое мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся мыслителей – это Николай Кузанский, Галилео Галилей, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Никколо Макиавелли и др. Можно выделить следующие характерные черты культуры этого периода: · его светский характер и содержание; · познавательная направленность искусства; · рациональность искусства Возрождения; · антропоцентризм (главным объектом культуры становится человек, а не Бог); · общественный характер искусства Возрождения и всей художественной жизни; · происходит освобождение человеческого разума как способности постигать высшие истины бытия от оков догматизма и всякого рода ограничений.
Литература и искусство Итальянского Возрождения Наиболее ярко черты Возрождения проявились в Италии. Характеризуя культуру итальянского Возрождения, нельзя забывать, что гуманистическая образованность была доступна небольшому слою, относящемуся к высшему обществу, приобрела аристократический характер. Итальянское Возрождение оказало влияние на широкие слои народа, которое сказалось значительно позднее. Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флоренции, немного позже – в Риме. Не столь интенсивно, как Флоренция, пережили эту эпоху Милан, Неаполь и Венеция. Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Бокаччо (1313-1375) - знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. Данте Алигьери - итальянский поэт, создавший произведения разных жанров – сонеты, баллады, философские трактаты. Вершиной творчества Данте считают поэму «Божественная комедия» в трех частях «Ад», «Чистилище», «Рай»). Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры. Петрарка – предшественник гуманистической литературы, его произведения проникнуты пониманием любви как земного чувства. Последователем Петрарки являлся Дж. Бокаччо,автор «Декамерона» – собрания реалистических новелл, объединенных общими гуманистическими идеалами и представляющими единое целое. Итальянское Возрождение стало плодотворным для изобразительного искусства. Для итальянских художников и скульпторов характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становятся ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Первым стал Джотто (1266-1337), освободивший итальянскую фресковую живопись от влияния византийцев. Поэтизация человека и всего человеческого влекла за собой эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному и возвышенному. Мастера осваивали изображение объема, пространства, света. Человеческая телесность стала наиболее емким образом для выражения идеи культуры. Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представляющих в скульптуре обнаженное тело. На смену эпохе раннего Возрождения пришло высокое Возрождение - время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Титаном высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456-1519), один из наиболее выдающихся людей в истории человечества. Обладающий разносторонними способностями и дарованиями, Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом, это не полный перечень основных направлений его деятельности; почти все области науки он обогатил гениальными догадками. Важнейшие его художественные работы – «Тайная вечеря» – фреска в миланском монастыре Санта Мария дела Грацие, на которой изображен момент вечери после слов Христа: «Один из вас предаст меня», а также всемирно известный портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название – «Джоконда». Титаном высокого Возрождения был и великий живописец Рафаэль Санти (1483-1520), создатель«Сикстинской мадонны», величайшего произведения мировой живописи. Картина изображает Мадонну, которая, ступая босыми ногами по облакам, несет людям Младенца Христа, скорбно предчувствуя о том, что он предназначен для великой жертвы человечеству. Последним великим представителем культуры высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564) - скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», выполненных для гробниц в капелле Медичи. Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца; одной из самых впечатляющих фресок является сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников – Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти, звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью «превзойти природу».
Наука Возрождения Следующий этап в ренессансной культуре – позднее Возрождение, которое, как принято считать, продолжалось с 40-х гг. XVI в. до начала XVII в. Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. Известный писатель и публицист Дж. Савонарола был отлучен от церкви и сожжен в 1498 г. К середине XVI в. инквизиция в Италии была реорганизована и усилена. В это время был составлен «Индекс запрещенных книг», по спискам которого преследовали деятелей гуманистического движения. В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности Джованни Бокаччо. Жертвой преследования стали многие выдающиеся ученые и философы. Католическая церковь оказывала противодействие учению Николая Коперника (1473 – 1543) о гелиоцентризме. В 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (1504-1600), автор знаменитого сочинения «О бесконечности, Вселенной и мирах». Был предан суду инквизиции Галилео Галилей (1564 – 1642).
Реформация В XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров. Возрождение в Германии неразрывно связано с Реформацией – движением за реформу (от лат. reformat» – преобразование) католической церкви. Вождем немецкой Реформации был Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога, прийти к Богу можно только через собственную веру, значит, нет разницы между мирянами и духовенством, и посредничество католического духовенства не требуется. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест в ответ на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Толчком к массовому выступлению стал протест Лютера против продажи индульгенций – грамот, которые «отпускали» верующим их грехи. 31 октября 1517 г. Лютер вывесил на дверях замковой церкви в Виттенберге 95 тезисов против торговли индульгенциями и других злоупотреблений католической церкви. Тезисы Лютера были восприняты как сигнал к выступлению всех прогрессивных сил против римско-католической церкви, за национальную и религиозную независимость Германии. Мирным путем распространить идеи Реформации не удалось, и на территории Священной Римской империи разгорелась Крестьянская война 1524 – 1526 гг. во главе с Томасом Мюнцером. После нее сторонники Реформации стали именоваться протестантами. Прекратилось существование единого католического мира в Западной Европе, как и всеобщность власти папы римского. В Германии победа Реформации означала распространение евангелизма, основными принципами которого стала вера в искупительную жертву Христа, а не в силу таинств и обрядов, а также признание Евангелия как основного источника истины. В середине XVI в. Реформация победила в Германии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Швеции, Дании, Норвегии. В Швейцарии лидером Реформации стал Жан Кальвин (1509 – 1564), основатель кальвинизма (пуританства). По Кальвину, Бог еще до сотворения мира определил, кому суждено идти к спасению, кому к гибели. Успех в профессиональной деятельности – признак, подтверждающий богоизбранность. В этих идеях отражаются экономические и социальные потребности зарождающейся буржуазии. Кальвинизм оказал влияние на распространение идей Реформации в Англии, где протестантизм окончательно утвердился при королеве Елизавете I (правление - 1658 – 1603). В 1559 г. главой независимой англиканской церкви стала сама английская королева. Кальвинизм имеет отношение и к возникновению первых английских колоний в Северной Америке. В 1620 г., пуританами-кальвинистами началось освоение Новой Англии, которая впоследствии сыграла ключевую роль в развитии США.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.245.158 (0.009 с.) |