Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Культура эпохи Возрождения

Поиск

   Эпохой Возрождения (Ренессансом) называют мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран, который охватил XIV в. – первую половину XVII в. Эпоха культурного расцвета была связана с кризисом феодализма и ростом городов. С 1350 по 1450 численность населения Европы резко увеличилась с 88 до 168 миллионов человек, на протяжении  XVI  население Европы по-прежнему росло. Основным носителем идей Возрождения становится бюргерство, от которого произошли ранняя буржуазия, городская интеллигенция.

 

    Периодизация эпохи Возрождения:

 

1. Проторенессанс – XIII – XIV вв. – период, подготовивший почву для Возрождения

2. Раннее Возрождение  - середина XIV в. - XV в. - представляет культуру эпохи Возрождения в чистом виде со всеми ее характерными особенностями.

3. Высокое Возрождение - 70-е гг. XV в. - 1530 г. – наивысший расцвет культуры Возрождения.

4. Позднее Возрождение - 1530-1590 гг. - спад в развитии культуры Италии, связанный, прежде всего, с потерей независимости, с войнами, прокатившимися по ее территории и с усилением власти церкви

5. Северное Возрождение - конец XV в. – первая половина XVII в.– культура европейских стран севернее Италии (Англия, Франция, Германия, Голландия).

  Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат. homo – человек) – идейное движение, признающее ценность человека, а также объявляющее человека критерием всякой ценности. В эпоху Ренессанса в фокус мирового бытия ставился человек, а не Бог – изменилась мировоззренческая основа. Своеобразным проявлением гуманизма явилось утверждение примата разума над верой. Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы. Из этого следовала еще одна черта гуманизма – вера во всеобщий и бесконечный прогресс.

   Особенностью ранней буржуазной культуры было обращение к античному наследию (не возврат к прошлому, а именно обращение). Учеными этого времени были созданы принципиально новые, антисхоластические картины мира: гелиоцентрическая картина Николая Коперника и картина бесконечной Вселенной Джордано Бруно. Наиболее существенным было то, что религия отделялась от науки, политики и морали. Начиналась эпоха становления опытных наук, признавалась их роль как дающих истинное знание о природе. В эпоху Возрождения было выработано новое мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся мыслителей – это Николай Кузанский, Галилео Галилей, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Никколо Макиавелли и др.

  Можно выделить следующие характерные черты культуры этого периода:

· его светский характер и содержание;

· познавательная направленность искусства;

· рациональность искусства Возрождения;

· антропоцентризм (главным объектом культуры становится человек, а не Бог);

· общественный характер искусства Возрождения и всей художественной жизни;

· происходит освобождение человеческого разума как способности постигать высшие истины бытия от оков догматизма и всякого рода ограничений.

 

Литература и искусство Итальянского Возрождения

  Наиболее ярко черты Возрождения проявились в Италии. Характеризуя культуру итальянского Возрождения, нельзя забывать, что гуманистическая образованность была доступна небольшому слою, относящемуся к высшему обществу, приобрела аристократический характер. Итальянское Возрождение оказало влияние на широкие слои народа, которое сказалось значительно позднее.

  Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флоренции, немного позже – в Риме. Не столь интенсивно, как Флоренция, пережили эту эпоху Милан, Неаполь и Венеция.

  Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Бокаччо (1313-1375) - знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. Данте Алигьери - итальянский поэт, создавший произведения разных жанров – сонеты, баллады, философские трактаты. Вершиной творчества Данте считают поэму «Божественная комедия» в трех частях «Ад», «Чистилище», «Рай»).

  Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры. Петрарка – предшественник гуманистической литературы, его произведения проникнуты пониманием любви как земного чувства. Последователем Петрарки являлся Дж. Бокаччо,автор «Декамерона» – собрания реалистических новелл, объединенных общими гуманистическими идеалами и представляющими единое целое.

Итальянское Возрождение стало плодотворным для изобразительного искусства. Для итальянских художников и скульпторов характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становятся ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Первым стал Джотто (1266-1337), освободивший итальянскую фресковую живопись от влияния византийцев.

  Поэтизация человека и всего человеческого влекла за собой эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному и возвышенному. Мастера осваивали изображение объема, пространства, света. Человеческая телесность стала наиболее емким образом для выражения идеи культуры. Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представляющих в скульптуре обнаженное тело.

  На смену эпохе раннего Возрождения пришло высокое Возрождение - время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Титаном высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456-1519), один из наиболее выдающихся людей в истории человечества. Обладающий разносторонними способностями и дарованиями, Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом, это не полный перечень основных направлений его деятельности; почти все области науки он обогатил гениальными догадками. Важнейшие его художественные работы – «Тайная вечеря» фреска в миланском монастыре Санта Мария дела Грацие, на которой изображен момент вечери после слов Христа: «Один из вас предаст меня», а также всемирно известный портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название «Джоконда».

  Титаном высокого Возрождения был и великий живописец Рафаэль Санти (1483-1520), создатель«Сикстинской мадонны», величайшего произведения мировой живописи. Картина изображает Мадонну, которая, ступая босыми ногами по облакам, несет людям Младенца Христа, скорбно предчувствуя о том, что он предназначен для великой жертвы человечеству.

  Последним великим представителем культуры высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564) - скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», выполненных для гробниц в капелле Медичи. Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца; одной из самых впечатляющих фресок является сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников – Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти, звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью «превзойти природу».

 

Наука Возрождения

    Следующий этап в ренессансной культуре – позднее Возрождение, которое, как принято считать, продолжалось с 40-х гг. XVI в. до начала XVII в. Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. Известный писатель и публицист Дж. Савонарола был отлучен от церкви и сожжен в 1498 г. К середине XVI в. инквизиция в Италии была реорганизована и усилена. В это время был составлен «Индекс запрещенных книг», по спискам которого преследовали деятелей гуманистического движения. В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности Джованни Бокаччо. Жертвой преследования стали многие выдающиеся ученые и философы. Католическая церковь оказывала противодействие учению Николая Коперника (1473 – 1543) о гелиоцентризме. В 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (1504-1600), автор знаменитого сочинения «О бесконечности, Вселенной и мирах». Был предан суду инквизиции Галилео Галилей (1564 – 1642).

 

 

Реформация

  В XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров. Возрождение в Германии неразрывно связано с Реформацией – движением за реформу (от лат. reformat» – преобразование) католической церкви. Вождем немецкой Реформации был Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога, прийти к Богу можно только через собственную веру, значит, нет разницы между мирянами и духовенством, и посредничество католического духовенства не требуется. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест в ответ на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Толчком к массовому выступлению стал протест Лютера против продажи индульгенций – грамот, которые «отпускали» верующим их грехи. 31 октября 1517 г. Лютер вывесил на дверях замковой церкви в Виттенберге 95 тезисов против торговли индульгенциями и других злоупотреблений католической церкви. Тезисы Лютера были восприняты как сигнал к выступлению всех прогрессивных сил против римско-католической церкви, за национальную и религиозную независимость Германии.

   Мирным путем распространить идеи Реформации не удалось, и на территории Священной Римской империи разгорелась Крестьянская война 1524 – 1526 гг. во главе с Томасом Мюнцером. После нее сторонники Реформации стали именоваться протестантами. Прекратилось существование единого католического мира в Западной Европе, как и всеобщность власти папы римского. В Германии победа Реформации означала распространение евангелизма, основными принципами которого стала вера в искупительную жертву Христа, а не в силу таинств и обрядов, а также признание Евангелия как основного источника истины. В середине XVI в. Реформация победила в Германии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Швеции, Дании, Норвегии.

  В Швейцарии лидером Реформации стал Жан Кальвин (1509 – 1564), основатель кальвинизма (пуританства). По Кальвину, Бог еще до сотворения мира определил, кому суждено идти к спасению, кому к гибели. Успех в профессиональной деятельности – признак, подтверждающий богоизбранность. В этих идеях отражаются экономические и социальные потребности зарождающейся буржуазии. Кальвинизм оказал влияние на распространение идей Реформации в Англии, где протестантизм окончательно утвердился при королеве Елизавете I (правление - 1658 – 1603). В 1559 г. главой независимой англиканской церкви стала сама английская королева. Кальвинизм имеет отношение и к возникновению первых английских колоний в Северной Америке. В 1620 г., пуританами-кальвинистами началось освоение Новой Англии, которая впоследствии сыграла ключевую роль в развитии США.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.245.158 (0.009 с.)