Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Основы теории культуры

Поиск

А. Г. Елизов

Краткий курс лекций

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Красноярск, 2018

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА СТРАН МЕСОПОТАМИИ

Шумеро-аккадская культура

 

  Приблизительно в 5-4 тыс. до н. э. между реками Тигр и Евфрат развивалась пышная цивилизация, называемая Месопотамией (или Двуречьем). Шумеры являлись древнейшим населением страны. У шумеров не было единого государства, существовало несколько десятков небольших городов-государств с населением 40-50 тысяч человек каждый. Наиболее крупными городами-государствами были Шумер, Ур, Урук, Аккад и Вавилон.

  Письменность стала самым значительным изобретением, созданным шумерами. Это была картинная письменность или пиктография. Затем вместо рисунков стали употреблять линейные знаки или клинопись. Сохранились клинописные глиняные таблички в Вавилоне, Урарту, Персии. Шумеры создали эпическую поэму о Гильгамеше, царе Урука. Первая драматическая поэма – «Нисхождение Ининны в подземный мир». Первая поэтесса – Энхедуанна, дочь царя Саргона. Она написала гимны для храмов.

В III тыс. до н.э. были созданы образцы аккадской архитектуры. В Месопотамии возникли монументальные сооружения – зиккураты (высокие ступенчатые башни). Самый известный из них – Вавилонская башня, храм в честь бога Мардука. Террасы это башни был озеленены Висячими садами Семирамиды. В то же время шумеры создали первые научные достижения в области медицины: сборники лекарственных рецептов, научились выполнять сложные операции, например, удалять катаракту.

  Шумеры создали первый календарь для зимы и лета. В третьем тысячелетии шумеры создали первый трактат по агрономии. Шумерам принадлежит первая в мире глиняная географическая карта. У шумеров была развита математика. В XXII веке до н.э. шумеры создали таблицу умножения, возведение в степень, извлечение корней, принцип прогрессии. В Шумерском государстве зародились астрономические наблюдения. Древние шумеры создали солнечно-лунный календарь. В Шумерии возникли знания в области химии и металлургии. Бронза нашла широкое применения в хозяйстве и военном деле – изготавливали чаши, украшения, ножи, шлемы.

 

 

Вавилонская культура

 

   Наследницей шумеро-аккадской цивилизации стала Вавилония. Во II тысячелетии до новой эры цари Вавилона объединили под своей властью большую часть Месопотамии. Начиная с этого времени в течение почти двух тысяч лет Вавилон оставался экономическим и культурным центром всего древнего мира.  Расцвета Старовавилонское царство добилось в период правления Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) – опытного полководца, политика и законодателя. В годы его правления Вавилон стал крупнейшим политическим и культурным центром Передней Азии. При Хаммурапи появился знаменитый свод законов – «Кодекс Хаммурапи», записанный клинописью. Законы Хаммурапи – древнейшие из всех, известных во всем мире.  В этих законах отражается хозяйственная жизнь, быт и нравы Междуречья, а также совершена попытка определения степени виновности при определении наказаний при преступлениях.

   В связи с культом светил продолжает развиваться астрономия. Вавилоняне изобретают 12 зодиакальных созвездий, сохранившихся до сих пор. Вавилоняне ввели понятие лунного месяца, суток (из 12 часов), часов (из 30 минут) и минут. В эпоху Хаммурапи появляется медицинская специализация: хирургия, лечение глазных и сердечных болезней.

  Величайшим поэтическим произведением месопотамской литературы является эпос о Гильгамеше, в центре которого – образ человека-богоборца, претендующего на бессмертие. Также известна поэма «Энума элиш», написанная на глиняных табличках.

  В XII в. до н.э. Вавилон подчиняет себе Ассирия. К этому времени культурной столицей Месопотамии становится ассирийская столица Ниневия. Царь Ассирии Ашшурбанапал (ок. 669 – 633 гг. до н.э.) вошел в историю не только как деспот, но и покровитель просвещения и собиратель литературных памятников. В Ниневии была найдена библиотека царя Ашшурбанапала, содержащая 30 тысяч глиняных табличек с клинописью. Ассирийская культура оставила ряд интересных памятников: рельефы с охотничьими сценами, скульптурные изображения крылатых быков, архитектурные ансамбли и одно из чудес света, не дошедшее до нас - висячие сады царицы Семирамиды, созданные в результате озеленения подножья Вавилонской башни.

 

 

Религия древних египтян

 

  Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему, зверю, покровителю рода. Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анубис с головой шакала, ибис Тот – бог мудрости и письма, львиноголовая богиня войны Сохмет, бог воды Себек с головой крокодила, покровитель неба Гор с головой сокола. Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывая им почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах, до сих пор сохранились кладбища священных коров, кошек, крокодилов. Священными считались жуки-скарабеи. Начало единого культа египетских богов наметилось еще в эпоху до объединения Египта, в додинастический период. Верховным богом считался Ра (Солнце). В период первых династий возникает представление о божественном происхождении фараонов от солнечного бога Ра. Когда какой-нибудь ном становился центром государственного объединения Египта, его бог-покровитель делался предметом общегосударственного культа. Централизация культа была выражением, и, в то же время орудием централизации государственной власти. Такими богами были сокол Гор, Птах, Амон, Нейт. К пантеону главных богов следует отнести Осириса – умирающего и возрождающегося бога плодородия, Исиду - богиню плодородия и Сета - бога ярости, войны и смерти.

      

 Письменность, просвещение и наука в Древнем Египте

 

  Египетская письменность – одна из древнейших в мире и проделывала свою обычную эволюцию – от пиктографии к идеографии (где рисунок обозначает слово или понятие), а затем к слоговому и алфавитному письму. Египет оставил богатое письменное наследие. Это заклинания и жизнеописания, «Книга мертвых» - религиозный текст о погребальном культе. Существовала светская литература: любовные стихи, повести, восхваления, поучения («Поучения жреца Птахопета»), письма, рассказы («Рассказ Синухета»). Элементы философствования наблюдаются в таких произведениях как «Песнь арфиста» о конечность человеческой жизни, «Разговор разочарованного со своей душой».

   В Древнем Египте существовала развитая система образования. В III тыс. до н.э. при дворе фараона появились школы, в которых обучали писцов. Получают распространение жреческие школы при храмах, а со II-го тыс. до н.э. появляются крупные светские при государственных учреждениях. В школах обучались только мальчики в возрасте от 5 до 16 лет. Их обучали чтению, письму, счету, гимнастике, этикету. В жреческих школах получали религиозное образование, медицину, астрономию.

  Уровень научных знаний также был очень высок. Получило развитие конструирование и развитие сложных архитектурных сооружений, внедрение в инженерные расчеты математики. Уникальной была технология изготовление папируса и стекла. Египтянам приписывается изобретение плуга, лопаты, мотыги, пилы, рычага блока и ворота. Именно в Египте появились солнечные и водяные часы, создан первый солнечный календарь. Большого развития достигла медицина. Благодаря бальзамированию египтяне прекрасно знали анатомию человека, проводили сложнейшие операции.

 

ГЛАВА 3. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

 

  Античность охватывает цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима. В период своего расцвета античная культура распространялась на обширной территории Средиземноморья, побережья Черного моря и даже имела очаги у берегов Каспия, Красного моря и Персидского залива. К Античной цивилизации относились города-государства Древней Греции (Микены, Коринф, Афины, Пилос, Фивы, Дельфы, Спарта) и крупное эллинистическое царство – Македонское, а также Римское государство (Римская республика, а затем – Римская империя). Греко-римская цивилизация стала колыбелью европейской цивилизации. Наследие культуры Древней Греции и Древнего Рима особенно сильно сохраняется у современных романских народов

 

  Периодизация истории античной культуры:

1. Крито-микенский период (III-II тыс. до н.э.)

2. Гомеровский период или период «темных веков» (XI – VIII вв. до н.э.)

3. Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.)

4. Классический период (V—IV вв. до н. э.)

5. Эллинистический период (вторая половина IV — середина I вв. до н. э.)

6. Римский период (I в. до н.э. - V в. н. э.)

 

Крито-микенский период

  В III-II тыс. до н.э. в Восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции существовала высокоразвитая эгейская культура (или минойской - по имени царя Крита Миноса). Это была так называемая дворцовая культура: вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг дворцовых комплексов критских правителей. На Крите сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец поэтому и выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным и хозяйственным центром.
  Величайшим достижением минойской культуры было создание письменности (XVIII-XVII вв. до н.э.) -  линейного письма. Оно до сих пор не расшифровано, поэтому мы не знаем языка древних критян. Критского бога, в отличие от богини, представляло зооморфное существо, воплощенное в образе быка. Вероятно, этот символ был связан с мифическим Лабиринтом и жившим в ней Минотавром, человеко-быком.

  Расцвет минойской культуры приходится на XVI - первую половину XV вв. до н.э. Однако в середине XV в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены во время сильнейшего извержения вулкана на острове Фера (Санторин), а также вторжения из материковой Греции воинственных ахейских племен. Центр цивилизации переместился на материк, где в это время расцветает микенская (ахейская) культура с центром в городе Микены. В 1850 г. до н.э. были основаны Афины. В этот период появляются гончарный круг и боевая колесница. К наиболее пышным усыпальницам относится «гробница Агамемнона», поражающая своей монументальностью: ее купол выложен из 33 каменных колец.

 

 

Период архаики и классики

  Центром развития классической греческой культуры становятся Афины, переживающие в V в. сильный культурный подъем, расцвет архитектуры и размах строительства. Среди архитектурных созданий классической эпохи фигурируют здания театра и большие религиозные сооружения: храм Зевса в Олимпии, Афинский Акрополь, включающий храм богини Афины – Парфенон. Древнегреческие храмы строились на возвышенности,  размещались на каменном основании, обносились четным числом колонн, имели портик и двускатную крышу. Внутри помещалась статуя бога.

  В этот период окончательную динамику и реализм приобретает древнегреческая скульптура, в которой греки добились наибольших успехов. В классическую эпоху творят такие мастера, как Пифагор Регийский («Мальчик, вынимающий занозу»), Мирон («Дискобол»), Поликлет («Копьеносец»), Фидий (скульптура богини  Афины)

  В этот период окончательно формируется религия древних греков. Ее основными чертами являются политеизм – многобожие и антропоморфизм – человекоподобие богов. В эпоху классики сложился пантеон общегреческих богов. Каждое божество выполняло строго определенные функции: Зевс – главный бог, громовержец, Посейдон – бог моря, Афина – богиня мудрости, Афродита – богиня любви и красоты, Арес – бог войны, Аполлон – покровитель искусств, Аид – бог подземного царства и др. С богами были связаны все древнегреческие праздники и спортивные игры. В 776 г. до н.э. проводились первые Олимпийские игры.

  Классический период ознаменован расцветом древнегреческой науки. В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя. В области физики можно назвать имя Архимеда, который является автором всемирно известного закона, а также автором многочисленных изобретений. Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Геродот и Ксенофонт являются авторами трудов по истории. В области географии известен Птолемей – автор знаменитой «Географии».

  Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах природы, общества и мышления, системы идей, взглядов на мир и места в нем человека. В классический период происходит расцвет древнегреческой философии. Величайшими философами Древней Греции являются Сократ, Платон и Аристотель. Сократ (470 – 399 до н.э.) – выдающийся афинский философ. Сократ обратил внимание философов на человека, его мышление, его душу. Философия для Сократа – это самопознание человека. Сократ стал одним из родоначальников диалектики как метода и поиска познания истины. Ученик Сократа - Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – самый значительный философ за всю мировую историю. Платон принципиально определил последующее развитие философской мысли, он разработал всю последующую проблематику философии. Тем самым он подготовил будущие поколения греков и римлян к восприятию христианского единобожия, пришедшего уже на закате Античности, и предопределил дальнейшее развитие европейской культуры. Учение Платона – первая классическая форма объективного идеализма. Платон выделял мир идей (эйдосов) и мир вещей. Идеи – вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи – подобие и отражение идей.

Ученик Платона – Аристотель был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, логики, онтологии (учения об основных принципах бытия). Основные области его интересов – человек, этика, политика, искусство. Аристотель – автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика».

 

Римский период

   В истории Древнего Рима можно выделить три крупных периода:

1) монархия – 753 – 509 гг. до н.э.;

2) республика – 509 – 29 гг. до н.э.;

3) империя – 29 г. до н.э. – 476 г. н.э.

 

  Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наиболее сильными и многочисленными являлись этруски. В конце IX в. до н.э. появилась развитая этрусская цивилизация, предшествовавшая римской. От этрусков остались найденные археологами фундаменты городской застройки и многочисленные гробницы. Традиционно датой основания Рима считается 753 г., хотя раскопки обнаружили следы более древних лачуг.

   Уже в республиканский период в Риме складываются оригинальное искусство, философия, наука, формируется свой метод творчества.

  В период Империи Рим ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из небольшого города в столицу огромной державы Средиземноморья, включавшей в себя Аппенины, Македонию, Ахайю (Грецию), Дакию и побережье Адриатики, Иберию (Испанию), Галлию (основную часть современной Франции), южную часть Британии, Северную Африку и Малую Азию, Ближний Восток. Все побережье Средиземноморья полностью находилось под властью Рима. К IV в. н.э. население Римской империи составляло приблизительно 65 млн. человек, что составляло около четверти населения всего земного шара.

  Римская культура становится прообразом мировой культуры, объединив этрусское, греческое, египетское и прочие культурные влияния. Греческая культура и философия не были разрушены, они оказали влияние на становление римской цивилизации. Прежде всего, это выразилось в мировоззрении римлян. Характерной чертой интеллектуальной жизни римского общества первых веков Империи было всеобщее приобщение к философии. Главную роль в философии того времени играл стоицизм. Виднейшими стоиками были Сенека и Марк Аврелий. Сенека рассматривал философию как учение о достижении нравственного идеала. Император Рима Марк Аврелий (II в.) оставил философские записки, условно названные «К самому себе». Они представляли собой размышления и беседы императора-стоика с незримым собеседником. Стоики учили совершенствовать свои добродетели, закалять волю, стойко переносить невзгоды.

  Римская империя была высокоразвитым в экономическом и материально техническом отношении государством. До 3 млн. человек проживало в городах – впечатляющая цифра для доиндустриального общества. Феодальная Европа только в XIII в. достигла древнеримского уровня производительности труда. В античном мире I-II вв. были эпохой наивысшего технического прогресса. На этот период приходится пик городского строительства, возведения мостов, сооружения дорог. Почти полностью сохранилась первая римская мощеная дорога (Аппиева), которая была построена в 312 г. до н.э.

  Римская цивилизация оставила монументальную архитектуру в различных частях Европы, объединенных властью Рима: Иберийский полуостров - акведуки в Сеговии; Галлия – амфитеатры в Ниме и Арле, триумфальная арка в Аранже; Германия – Черные ворота в Трире. Самым большим амфитеатром столицы империи - Рима являлся Колизей (более 50 тыс. зрителей), построенный в 72 – 80 гг. н.э. при императорах Веспасиане и Тите. Колизей считался современниками не только символом величия римской цивилизации, но и одним из чудес света.

  Одним из высших достижений римской прозы эпохи Августа являлись 142 книги исторического труда Тита Ливия. Истории Рима посвящены труды Публия Корнелия Тацита. Интересен труд Гая Светония Транквила «Жизнь двенадцати цезарей». Вергилий и Гораций являются создателями выдающихся поэтических произведений.

  В 330 г. Константин перенес столицу на Восток, в древний греческий город Византий (Константинополь). В 395 г. Феодосий, умирая, разделил империю между сыновьями. Так появилась Западная и Восточная Римская империи. В IV-V вв. Рим подвергался разграблению галлами, вестготами, остготами, вандалами, гуннами и другими варварскими племенами. Последнего императора в Риме звали Ромулом Августом. В 476 г. он был убит варваром Одоакром, который захватил земли латинян, но сам отказался от императорского титула и отправил знаки императорской власти в Константинополь. Восточная часть империи (Византия) продолжала именоваться Римом, а греки переняли название ромеев – римлян.

   Период Античности сменился темной эпохой Раннего Средневековья. Однако наследие греко-римской цивилизации не погибло, возродившись в основах европейской архитектуры, искусства, философии. Греки заложили духовный фундамент современного мира, а римляне создали прототип европейского государства – республики и империи.

 

 

Средневековая философия

  В Средневековье вся культурная жизнь европейского общества в значительной степени определялась христианством (в 1054 году христианство разделилось на две независимые ветви – католицизм и православие). Высшей инстанцией стало Священное Писание – единственный источник истины. Мировоззрение христиан приняло эсхатологический (вера в приближающийся Конец света) и мессианский характер (ожидание Второго пришествия Христа). Философии в эпоху Средневековья отводилась роль служанки богословия. Крупнейший теолог (богослов) Средневековья – Фома Аквинский (1225 – 1274). Фома Аквинский являлся крупнейшим представителем схоластики – религиозной философии, соединявшей богословие и рационалистические, логические проблемы. Главное сочинение Фомы Аквинского - «Сумма теологии» – стремление поставить науку на службу религии на основе гармонии разума и веры.  Крупными схоластами были Ансельм Кентерберийский (1033-1108) и Альберт Великий (1193 – 1280). Важной в схоластике была проблема универсалий, т.е. общих понятий, в споре о которых схоласты разделились на реалистов (общие понятия – это истинная действительность) и номиналистов (общие понятия – это лишь имена вещей истинной действительности). Для средневековой Европы схоластика стала школой мышления, она подготовила европейцев к восприятию рационализма Нового времени.

 

Образование и наука

 

   Большую роль в жизни людей Средневековья играло монашество. Монастыри были центрами образования и культуры. В V – IX веках в руках церкви находились все школы Западной Европы. Это касалось программ обучения, подбора учащихся. Назначение монастырских школ заключалось в воспитании служителей церкви. Имелись и светские школы. Учащимися таких школ были дети знатных и зажиточных семейств.

  В Х веке на базе этих школ открываются университеты. В Англии Оксфордский университет начал работу в 912 г. Во Франции Парижский университет открылся в XII в. В XIII в. открылись Кембриджский университет в Англии, Саламанкский в Испании, Неаполитанский в Италии. В конце XV в. в Европе насчитывалось 65 университетов. Средневековые университеты, как правило, включали четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Преподавание во всех университетах Средневековой Европы велось на латыни. Схоластика являлась средневековой академической наукой. Крупнейший университетский ученый Средневековья - Роджер Бэкон (ок. 1214 – 1292), философ и естествопытатель, в качестве основного метода познания выдвигал не церковные догматы, а разум и опыт.

 

Литература Средневековой Европы

 

  Альтернативой церковной литературе стала светская литература -  феодальная, рыцарская и народная. С XII в. в Западной Европе происходит складывание национальных языков. В XII в. на народных языках были созданы: французский героический эпос «Песнь о Роланде», испанский героический эпос – сказания и Сиде, немецкий – «Песнь о Нибелунгах».  Воины – защитники родной земли, воспеваемые в этих произведениях, мыслились как символы рыцарской и христианской добродетели. Дух христианского фанатизма, пронизывающий европейский героический эпос, свидетельствовал о настроениях, господствовавших в период  Первого крестового похода.

  В XII в. появилась поэзия вагантов, связанная с развитием школ и университетов. Ваганты – бродячие нищие студенты, исполнявшие пародийные и даже антицерковные стихотворения. Они воспевали дух бродяжничества, беспечность и свободу.

  К XII в. сложилась образ рыцарей. В этом образе слились представления о верности долгу и бескорыстии чувства. В Южной Франции распространилось творчество трубадуров – поэтов и музыкантов, благодаря которым средневековая лирическая поэзия достигла вершины и предопределила линию развития всей европейской культуры. Трубадуры создали так называемую куртуазную поэзию, воспевающую добродетели рыцаря-вассала, культ прекрасной дамы, идеальное возвышенное любовное чувство. В Германии распространилась любовная песня - миннезанг – рыцарская лирика, исполнялась рыцарями-поэтами – миннезингерами и менестрелями.  Одним из жанров куртуазной литературы стал рыцарский роман – «Тристан и Изольда», «Ланселот, или Рыцарь телеги», «Лоэнгрин», цикл романов о Святом Граале.

 

Литература и искусство Итальянского Возрождения

  Наиболее ярко черты Возрождения проявились в Италии. Характеризуя культуру итальянского Возрождения, нельзя забывать, что гуманистическая образованность была доступна небольшому слою, относящемуся к высшему обществу, приобрела аристократический характер. Итальянское Возрождение оказало влияние на широкие слои народа, которое сказалось значительно позднее.

  Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флоренции, немного позже – в Риме. Не столь интенсивно, как Флоренция, пережили эту эпоху Милан, Неаполь и Венеция.

  Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Бокаччо (1313-1375) - знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. Данте Алигьери - итальянский поэт, создавший произведения разных жанров – сонеты, баллады, философские трактаты. Вершиной творчества Данте считают поэму «Божественная комедия» в трех частях «Ад», «Чистилище», «Рай»).

  Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры. Петрарка – предшественник гуманистической литературы, его произведения проникнуты пониманием любви как земного чувства. Последователем Петрарки являлся Дж. Бокаччо,автор «Декамерона» – собрания реалистических новелл, объединенных общими гуманистическими идеалами и представляющими единое целое.

Итальянское Возрождение стало плодотворным для изобразительного искусства. Для итальянских художников и скульпторов характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становятся ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Первым стал Джотто (1266-1337), освободивший итальянскую фресковую живопись от влияния византийцев.

  Поэтизация человека и всего человеческого влекла за собой эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному и возвышенному. Мастера осваивали изображение объема, пространства, света. Человеческая телесность стала наиболее емким образом для выражения идеи культуры. Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представляющих в скульптуре обнаженное тело.

  На смену эпохе раннего Возрождения пришло высокое Возрождение - время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Титаном высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1456-1519), один из наиболее выдающихся людей в истории человечества. Обладающий разносторонними способностями и дарованиями, Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом, это не полный перечень основных направлений его деятельности; почти все области науки он обогатил гениальными догадками. Важнейшие его художественные работы – «Тайная вечеря» фреска в миланском монастыре Санта Мария дела Грацие, на которой изображен момент вечери после слов Христа: «Один из вас предаст меня», а также всемирно известный портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющий еще одно название «Джоконда».

  Титаном высокого Возрождения был и великий живописец Рафаэль Санти (1483-1520), создатель«Сикстинской мадонны», величайшего произведения мировой живописи. Картина изображает Мадонну, которая, ступая босыми ногами по облакам, несет людям Младенца Христа, скорбно предчувствуя о том, что он предназначен для великой жертвы человечеству.

  Последним великим представителем культуры высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1564) - скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», выполненных для гробниц в капелле Медичи. Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца; одной из самых впечатляющих фресок является сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников – Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти, звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью «превзойти природу».

 

Наука Возрождения

    Следующий этап в ренессансной культуре – позднее Возрождение, которое, как принято считать, продолжалось с 40-х гг. XVI в. до начала XVII в. Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. Известный писатель и публицист Дж. Савонарола был отлучен от церкви и сожжен в 1498 г. К середине XVI в. инквизиция в Италии была реорганизована и усилена. В это время был составлен «Индекс запрещенных книг», по спискам которого преследовали деятелей гуманистического движения. В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности Джованни Бокаччо. Жертвой преследования стали многие выдающиеся ученые и философы. Католическая церковь оказывала противодействие учению Николая Коперника (1473 – 1543) о гелиоцентризме. В 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно (1504-1600), автор знаменитого сочинения «О бесконечности, Вселенной и мирах». Был предан суду инквизиции Галилео Галилей (1564 – 1642).

 

 

Реформация

  В XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров. Возрождение в Германии неразрывно связано с Реформацией – движением за реформу (от лат. reformat» – преобразование) католической церкви. Вождем немецкой Реформации был Мартин Лютер (1483-1546), доктор богословия и монах августинского монастыря. Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога, прийти к Богу можно только через собственную веру, значит, нет разницы между мирянами и духовенством, и посредничество католического духовенства не требуется. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест в ответ на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Толчком к массовому выступлению стал протест Лютера против продажи индульгенций – грамот, которые «отпускали» верующим их грехи. 31 октября 1517 г. Лютер вывесил на дверях замковой церкви в Виттенберге 95 тезисов против торговли индульгенциями и других злоупотреблений католической церкви. Тезисы Лютера были восприняты как сигнал к выступлению всех прогрессивных сил против римско-католической церкви, за национальную и религиозную независимость Германии.

   Мирным путем распространить идеи Реформации не удалось, и на территории Священной Римской империи разгорелась Крестьянская война 1524 – 1526 гг. во главе с Томасом Мюнцером. После нее сторонники Реформации стали именоваться протестантами. Прекратилось существование единого католического мира в Западной Европе, как и всеобщность власти папы римского. В Германии победа Реформации означала распространение евангелизма, основными принципами которого стала вера в искупительную жертву Христа, а не в силу таинств и обрядов, а также признание Евангелия как основного источника истины. В середине XVI в. Реформация победила в Германии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Швеции, Дании, Норвегии.

  В Швейцарии лидером Реформации стал Жан Кальвин (1509 – 1564), основатель кальвинизма (пуританства). По Кальвину, Бог еще до сотворения мира определил, кому суждено идти к спасению, кому к гибели. Успех в профессиональной деятельности – признак, подтверждающий богоизбранность. В этих идеях отражаются экономические и социальные потребности зарождающейся буржуазии. Кальвинизм оказал влияние на распространение идей Реформации в Англии, где протестантизм окончательно утвердился при королеве Елизавете I (правление - 1658 – 1603). В 1559 г. главой независимой англиканской церкви стала сама английская королева. Кальвинизм имеет отношение и к возникновению первых английских колоний в Северной Америке. В 1620 г., пуританами-кальвинистами началось освоение Новой Англии, которая впоследствии сыграла ключевую роль в развитии США.

 

Возрождение в Англии

  XVI в. был временем становления английской нации, английской культуры и английского языка. Правление династии Тюдоров (1485 – 1603) началось после темного периода феодальных распрей и гражданских войн, а закончилось утверждением Англии как колониальной державы, экспансия которой была направлена в сторону не только Ост-Индии, но и Нового Света. Генрихом VII (1485 – 1509) был создан сильный морской флот, во времена Генриха VIII (1509 – 1547) Англия пережила Реформацию, при Елизавете I (1558 – 1603)  английский флот стал сильнейшим в мире после победы над испанской Непобедимой армадой (1588).

Капиталистические отношения в Англии развивались одновременно в промышленности и сельском хозяйстве, что отвечала потребностям торговли, мореплавания и интересам буржуазии и «нового дворянства». Крушение средневековой системы привело к распространению гуманизма. Средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени. Развитие гуманистических воззрений - в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, «по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью - из него делают цепи для преступников».

  Вильям Шекспир (1564-1616) был величайшей фигурой английского Возрождения и всей английской литературы и драматургии. Шекспир - создатель всемирно известных трагедий «Ромео и Джульета», «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», в которых он отразил гуманистические идеалы той эпохи. Исторические пьесы «Генрих II», «Генрих I V», «Генрих V», «Генрих V I», «Ричард III», «Ричард III» воссоздают реалистичную атмосферу средневековой Англии. Лирическим сонетам Шекспира характерен тонкий психологический ключ к душевному миру человека. При жизни Шекспира в Лондоне открылся театр «Глобус», в котором играли постановки его произведений. Творчество Шекспира оказало грандиозное влияние на мировую литературу и театральное искусство. Подъем театрального искусства, его общедоступный и демократический характер способствовали развитию демократических структур в английском обществе.

 

Возрождение во Франции

  Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494-1553), написавший сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Рассказывая о сказочных похождениях королей-великанов, Рабле дает широкую картину современной французской действительности. Произведение Рабле противопоставляло новый гуманизм средневековой схоластической учености, нападал на католическую церковь и папскую власть, высмеивал монашество, осуждал захватническую политику европейских монархов и несправедливость феодальных порядков.

  Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение –«Опыты» - ярчайший памятник французской передовой общественной мысли XVI в. «Опыты» представляли собой сборник размышлений на исторические, философские, политические, этические темы. Монтень доказывал важность опытного знания, прославлял природу в качестве наставницы человека. «Опыты» Монтеня были направлены против схоластики и догматизма, утверждали идеи рационализма, эта работа оказала значительное воздействие на последующее развитие западноевропейской мысли.

 

 

Возрождение в Нидерландах

  В 60-х гг. XVI в. Нидерланды вступают в период национально-освободительной борьбы от испанского владычества. Нидерландская буржуазная революция была первой в своем роде и имела бол



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.223 (0.015 с.)