Юрыдычная навука і светапогляд. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юрыдычная навука і светапогляд.



Юрыдычная навука і светапогляд.

Как сложное образование общество изучается многими науками, предметом которых выступает какая-либо самостоятельная часть, сторона общественного бытия, взаимоотношений людей в процессе их сосуществования. В систему социальных наук входит и юридическая наука (юриспруденция, правоведение).

Юриспруденция относится к числу древнейших наук. Впервые системные знания о праве были изложены в работах древнегреческих мыслителей Платона (427–347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384–322 гг. до н. э.). Наиболее интенсивно юридическая наука начинает развиваться с XVII в., эпохи разложения феодального строя и начала буржуазных преобразований. Юридическая наука – это система полных, достоверных и всесторонних знаний о праве, в основе которой лежит совокупность понятий, категорий и научных законов, отражающих закономерности возникновения, развития и функционирования права.

Следует отметить, что не любая совокупность сведений и знаний о праве является научной. Каждый человек, независимо от уровня образования, возраста, профессии и других социальных и биологических критериев, имеет представление о праве. Но знания такого рода носят неполный, отрывочный характер и относятся к сфере обыденного, житейского опыта.

Кратко можно сказать, что правовая наука изучает право. Государство в юридической науке рассматривается не как самостоятельное понятие, категория, отдельный предмет научного познания, а только во взаимосвязи с правом, через призму права. Как самостоятельное явление государство изучается государствоведением, отчасти политологией, социологией и др.

2. Юрыдычная навука ў сістэме грамадскіх навук.

Юридическая наука (правоведение, юриспруденция) относится к блоку социальных наук, т.е. изучает общество, а именно правила поведения между людьми. Первые взгляды о юриспруденции – античные мыслители Платон и Аристотель (V-IV вв. до н.э.). В силу этого юридическую науку относят к числу древнейших наук. Правоведение выступает сложносоставной наукой, включающей относительно самостоятельные группы наук.

4 блока юр. наук:

1. Теоретические и исторические юридические науки (изучение общих закономерностей возникновения, развития и функционирования права, а также формулирование прогноза его будущей судьбы) – ОТП, ИГП, философия, социология права, правовая энциклопедия, история правовых учений;

2. Отраслевые юридические науки (изучение специфических закономерностей функционирования и развития права): КП (главная отраслевая наука), УП, АП, СП, ТП и ГП;

3. Межотраслевые (комплексные, специальные, прикладные): изучение закономерностей функционирования и развития неправовых явлений для использования в правовой сфере – криминалистика, криминология, УП, судебная медицина, судебная бухгалтерия, юридическая психология, правовая кибернетика;

4. Международные – изучение закономерностей возникновения, развития и функционирования права на гос. уровне: международное публичное и частное право, европейское право.

ОТП – теоретико-прикладная юридическая наука, направленная на изучение объективных истинных знаний о праве, его развитии и функционировании, а также разработку общеправовых категорий (принципы, нормы права, правоотношение, правосознание).

ОТП выступает базовой юридической наукой, предоставляющей начальные знания о праве, без которых последующее обучение затруднительно, выполняет ряд функций: теоретико-познавательную, методологическую (средства изучения), прогностическую, воспитательную (идеологическую), информационно-прикладную.

Гістарычная школа права.

Историческая школа права возникает в Германии в конце XVIII в. и имеет своей целью обосновать эволюционное развитие человеческого сообщества в абсолютную монархию (абсолютистское государство) – идеал сильного, мощного государства. Представители школы считают, что у каждого народа эволюционно, постепенно формируется своё право. Оно, подобно и языку народа, возникает и развивается. Язык – результат усложнения общественных связей внутри социума.

Псіхалагічная школа права.

Психологическая школа права возникает на рубеже XIX-XX вв. в период, когда появляется большой интерес к изучению сознания человека и активно развивается психология. Авторство этой теории присваивают Петражицкому, белорусско-русско-польскому учёному-юристу. Он указывал, что существует позитивное право (право государства), которое обеспечивается внешним государственным принуждением. Однако это право не главное. Люди руководствуются не позитивным правом, а тем, как они чувствуют, осознают свои права и обязанности. На первом месте выступает интуиция, предчувствие правильного варианта поведения, которое формируется внутри человека. В отличие от позитивного, интуитивное право исполняется в силу внутренней убеждённости человека. В интуитивном праве присутствует атрибутивность и императивность. Атрибутивность – переживание, прочувствование, осознание человеком своего права поступить определённым образом. Императивность – осознание, переживание своей обязанности поступить определённым образом. Право существует в сознании человека. Оно им осознаётся и только благодаря этому приобретает свойства права. У каждого человека формируется свой образ права.

Пазітывізм. Нарматывізм.

Юридический позитивизм начинает активно развиваться с XIX века. Он приходит на смену естественной школе права. Усиление власти, её централизация в возникших буржуазных государствах разных форм правления (республика и монархия), государству потребовалось такое правопонимание, которое позволило бы обосновать право власти и её авторитет. Сторонники этой теории признают, что правом являются только законы государства. Именно государство формирует право через принятие его законов. Право представляет собой приказ государственной власти, облечённый в закон и обеспечиваемый государственным принуждением. За рамками закона права не существует, т.к. государство данные правила не защищает. Все правила поведения, исходящие не от государства, признаются неправовыми (мораль, религия и т.д.). Право реально в том объёме, который ему предоставляет государство. В этой теории государство первично, а право вторично и подчиняется государству. Термин «правовой закон» признаётся бессмысленным, т.к. только закон и есть право. Закон подлежит исполнению, т.к. это право. Государство должно действовать на основе своих законов. Если оно выполняет это требование, оно является правовым. Естественные права признаются легендой, выдумкой, не имеющей ничего общего с реальностью. Все права человека предоставляются ему государством. Эта теория совершила значительный вклад в развитие юридической науки, предложила формально-догматический метод, разработала важнейшие правовые категории (норма права, правоотношения, состав правонарушения, юридическая ответственность), сформулировала важнейшие принципы права (верховенство, общеобязательность закона, равенство перед законом и т.д.). Важнейший недостаток юридического позитивизма – реальная возможность разрыва между формой и содержанием, подмена права произволом, насилием.

Нормативизм возникает в ХХ веке. Это течение связывают с именем Кельзена и его работой «Чистое учение о праве». По мнению этого автора, право – исключительно сфера должного, идеального поведения. Право – это лишь то, что должно быть, и его необходимо очистить от сферы сущего поведения, от того, что есть. Сфера должного отражена в нормах права, поэтому только нормы права и есть право. Изучение норм права человеком и отражение их в сознании человека уже не право. И тем более не право – реализация на практике усвоенных человеком правил.

Таким образом, право – это упорядоченная совокупность норм права, содержащих модели должного поведения. Кельзен выстраивает иерархию норм. Система норм права формирует образ пирамиды: во главе – основная трансцендентная норма. Она представляет собой объективно существующую, наиболее абстрактную и неизменную идею о существовании всего и дающую начало праву. Основная норма даёт начало конституциям государств, которые находятся на втором месте иерархии. По Кельзену, конституция порождает само государство. Оно на основании конституции принимает законы – третья ступень. Четвёртая ступень – подзаконные акты. Основание пирамиды – индивидуальные нормы (судебные решения и приговоры, приказы гос. органов, иные правоприменительные решения). Нормативизм используется при построении иерархии законодательства.

Сацыялагічная школа права.

Социологическая школа права выступает доминирующей теорией правопонимания в англо-американской правовой семье. В этой школе происходит различение права и закона: закон, или позитивное право, - это право, которое содержится в текстах. Его называют “правом в книгах”. Помимо “права в книгах” существует и реально действует повседневное поведение людей – это “право в жизни”. “Право в книгах” – мёртвое, бездейственное до тех пор, пока оно не воплотится в поведении людей. Но, когда оно воплощается в поведении, оно становится непохожим на то, как это написано в книге. Поэтому реальным правом считаются фактически складывающиеся в реальной жизни общества общественные отношения на основе закреплённых в законе норм права.

Паняцце і прыкметы права.

Право – это внешний императивный общесоциальный регулятор, охраняемый государством и выражающий справедливость в систееме норм права, определяющий субъектов, их права и обязанности с целью социального прогресса.

Признаки:

1) Право – упорядоченная совокупность правовых норм, призванных регулировать общественные отношения;

2) Право – внешний регулятор поведения, самый поверхностный социальный регулятор, способный урегулировать только такую деятельность человека, которая функционирует (фигурирует) вовне;

3) Интегративный регулятор: основная цель права – объединять, но не разъединять людей;

4) Право – общесоциальный регулятор: под юрисдикцию права подпадает всё общество;

5) Право – регулятор, охраняемый и защищаемый государством. Оно отражает идеи справедливости данного общества;

6) Указание на субъектный состав, на их права и обязанности. Отечественная юридическая наука признаёт субъектами права людей и их коллективы. Живая и неживая природа (кроме человека) субъектами права не являются;

7) Право стремится обеспечивать прогрессивное развитие общества.

Признаками права признаются:

- Общеобязательность (всеобщность);

- Официальная обязательность;

- Формальная определённость;

- Обеспеченность права государством.

21.  Аб'ектыўнае i суб'ектыўнае ў праве. Аб’ектыўнае і суб’ектыўнае права.

Право может рассматриваться в объективном и субъективном смыслах. Право в объективном смысле называют объективным, под которым понимают упорядоченную совокупность норм права, существующих вне сознания человека и регулирующих его поведение.

Право в субъективном смысле (субъективное право) – право конкретного субъекта (человека) в конкретных правоотношениях. Объективное право тесно взаимосвязано с субъективным правом. Субъективное право не может существовать без права объективного. Объективное право, если оно не воплощается в субъективных правах, остаётся недействующим. Кроме объективного и субъективного права ведётся речь об объективном и субъективном в праве. Объективное в праве – это всё то, что присутствует в нём и не зависит от воли и желания познающего субъекта. Субъективное в праве – это всё то, что привносится в право познающим субъектом, что является следствием его воли и желаний.

Права і эканоміка.

Экономика – система производства, распределения и потребления материальных и нематериальных благ. В мире выделяют 2 крайние модели экономики: административно-командная (построенная на директивном производстве и распределении благ; СССР) и свободная рыночная экономика (экономики буржуазных государств XIX – нач. ХХ в.; основывается на естественных законах рынка, может привести к саморазрушению государства). Право трояким образом влияет на развитие экономики. Оно может способствовать её развитию через создание правовых режимов в экономической деятельности (IT-сфера), может нейтрально относиться к экономике, может препятствовать развитию экономики (право создаёт серьёзные барьеры: сплошное лицензирование, пошлины, нетарифное регулирование, квотирование, закрытость бюджетных закупок и т.д.).

В экономике действуют свои экономические законы, которые не могут быть отменены посредством права и юридических законов. Некорректное использование законов государства для влияния на экономические законы может дать крайне отрицательный эффект.

Права і палітыка.

Политика рассматривается как деятельность (искусство) по управлению обществом. Важнейшим институтом политики выступает государство, которое и усваивает в себе эту деятельность. Политику также осуществляют политические партии – специальные субъекты, созданные для достижения государственной власти и управления обществом. В политике участвуют общественные (иногда и религиозные) организации, а также иностранные государства и международные организации. Государство наделяется суверенитетом (т.е. обладает правом на внутреннюю самостоятельную политику и на независимую международную политику). Международное право исходит из того, что суверенное государство, независимо от своих характеристик, не подчиняется другому государству и обладает одним голосом. Судьба государства помимо его воли может быть решена только в одном случае – развязывания им агрессивной войны – и только по установленной процедуре (резолюция Совета Безопасности ООН). Правовой механизм воздействия на государство один. Взаимодействие политики с государством сформировало 2 модели:

- Подчинение права политике, когда все субъекты обязаны действовать на основе закона, а государство, не связанное этим законом, является участником политики (революционный период);

- Политика подчиняется праву и может существовать только в рамках закона. Любое нарушение в политической деятельности, независимо от субъекта политики, должно пресекаться. В правовом государстве вводится принцип верховенства права, который в данном случае раскрывается как приоритет права над политикой. Разрешаются только правовые формы осуществления политической деятельности.

28.  Права ў сістэме сацыяльнага і тэхнічнага рэгулявання.

Право, мораль, религия – основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения людей. Обобщённо их называют социальными регуляторами, т.е. специальными, выработанными конкретным обществом механизмами регулирования и общественных отношений.

Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало играть право. При всей своей самостоятельности право осуществляет свои функции регуляции не обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами.

Особенностью права выступает принцип формального равенства, свободы и справедливости в отношении каждого субъекта независимо от его признаков. Формальное равенство, свобода и справедливость, будучи сутью права, имеют важное значение с точки зрения всех иных (неправовых) социальных норм. В условиях развитости и самостоятельности различных видов социальных норм именно право способно придать этому разнообразию социальных регуляторов определённое системное единство.

Права і мараль.

Мораль – это система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения человека, базирующихся на парадигме добра и зла, следование которым имеет добровольный характер.

Нормы права закреплены главным образом в актах гос. органов, морали – в сознании людей, в общественном мнении, находят отражение в литературе, искусстве, СМИ.

Критерии права при оценке поведения людей - “правомерно-неправомерно”, “справедливо-несправедливо”, “имеет-не имеет юридического значения” и т.д., морали – “морально-аморально”, “хорошо-плохо”, “честно-нечестно” и др.

Реализация: правовые нормы реализуются через гос. апарат, нормы морали – общественное мнение (контроль), нормы духовного воздействия, общественное порицание (наказание, пресечение).

Право – одно (обязательность норм – с момента вступления в силу соответствующего правового акта), моральные нормы у каждого класса различны. Общеобязательность моральной нормы зависит от степени усвоения нормы групповым сознанием.

Право как система норм отличается от правосознания (правовых взглядов, идей), в морали же не существует границы взглядов и норм. Вместе с тем выделяется общественная мораль, которая включает нормы и принципы, признанные обязательными в обществе на определённом этапе его развития. Важнейшими нормами морали являются выражающие социальные качества человека по отношению к другим (милосердия, дружелюбие, честность, правдивость и т.д.).

Сферы регулирования морали и права не совпадают: мораль глубже проникает в отношения, однако безразлична к регулируемым правом некоторым отношениям. Правовое регулирование осуществимо лишь там, где существует доказуемость и исполнимость правоотношений, возможность их охраны государством.

Мораль и право могут оценивать друг друга. Моральная оценка соотношения законодательства и его применения может быть как положительной, так и отрицательной.

Ряд правовых норм непосредственно закрепляет моральные положения и подкрепляет их юридической санкцией (нормы уголовного права – клевета, оскорбление, других отраслей). Некоторые дела невозможно решить без учёта норм морали, конкретизирующих правовые нормы.

Между нормами права и морали иногда возникают противоречия при разных требованиях права и морали (священнослужители и родственники обвиняемого могли быть привлечены к ответственности за отказ от дачи показаний).

Проблема соотношения права и морали имеет особое значение в связи с растущим признанием основных прав и свобод человека, его ценности и достоинства.

Одна из современных концепций права (этическая) основана на представлениях о правах и свободах человека, не всегда зафиксированных в законах, содержащихся в моральном сознании. Согласно концепции закон, не противоречащий нравственным ценностям общества, не является правовым. Данная концепция исходит из того, что:

1) Права и свободы человека принадлежат ему от природы, поэтому законодательство должно быть ориентировано на их закрепление и охрану;

2) Практика применения и толкования закона должна быть направлена на максимальный учёт критериев морали или, по крайней мере, не должна допускать противоречий между этими критериями и юридическими решениями;

3) Нравственные ценности, отражённые в сознании общества, но не закреплённые в законах, приравниваются к тем, которые обрели юридическую силу.

Повышение морального уровня общества влечёт за собой повышение, укрепление уровня правопорядка.

Права і рэлігія.

Религия – это мировоззрение, миропонимание, а также система норм и правил соответствующего поведения и специфических действий (культ), основанные на вере в существование Бога или богов.

Религиозные нормы – правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах, в решениях собраний верующих и духовенства, в произведениях авторитетных религиозных писателей. Ряд религиозных норм имеет моральное и правовое содержание (заповеди).

В ряде современных исламских стран Коран и Сунна – основа религиозных, правовых и моральных норм, определяющих “правильный путь к цели” (Шариат).

В царской России ряд норм, признаваемых и установленных церковью, был составной частью правовой системы (каноническое право).

В настоящее время религиозные нормы соприкасаются с действующим правом. В ряде случаев конституция создаёт правовую основу деятельности религиозных организаций (свобода совести, вероисповедания).

Верующие имеют право совершать религиозные обряды, связанные со вступлением в брак, рождением ребёнка и т.д., однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы гос. органов.

Религиозные организации вправе владеть имуществом (храмами, молитвенными домами и т.д.). У гражданина есть право на альтернативную службу, если несение военной службы противоречит его убеждениям.

Некоторые религиозные праздники признаются в качестве государственных с учётом исторических традиций.

В светских государствах существует взаимное влияние права на религию и религии на право.

Религия может выступать действенным средством по устранению асоциального поведения в обществе.

Права і Хрысціянства.

Христианство – монотеистическая религия, основанная на вере в единого Бога в 3-х ипостасях: Боге-Отце, Боге-Сыне и Боге-Святом Духе. Христианство возникает ок. 2000 лет назад с рождением Иисуса, признаваемого Христом (Сыном Божьим). В XV в. христианство – гос. религия Римской империи, в XI в. христианство делится на восточное (православие) и западное (католицизм). Православие в пер. с греч. – ортодоксальная вера.

В XVI в. выделяется протестантизм (2 осн. течения – лютеранство и кальвинизм).

Каждая ветвь христианства имеет своё отношение к государству и праву. О централизованных идеях можно говорить только приминительно к православию и римо-католицизму. Протестантизм как разрозненная ветвь христианства не может сформировать единое мнение о государстве и праве, но каждая церковь формирует своё мнение о них.

Православие – ветвь христианства, в рамках которой произошло формирование белорусской государственности, народности, языка.

Римо-католицизм оказывал серьёзное влияние на развитие белорусского государства, этноса в отдельные исторические периоды. Особую роль он играл после Брестской унии 1596 года.

Протестантизм, проникший в XVI в., не оказал серьёзного влияния на развитие государственности. При этом по количеству зарегистрированных приходов он занимает 2-е место.

Среди верующих людей православными себя признают порядка 82%, католиками – 12%, остальные исповедают др. религии (перепись 2009 г.).

Значение православия и римо-католицизма предопределило первую основу взаимодействия христианства: все религии равны перед законом. Государство строит свои отношения с религиозными организациями с учётом роли и значения, которую сыграли они в истории становления и формирования белорусской государственности, народности, языка.

Основания христианства:

1) Признание всех людей равных перед Богом, но не равных между собой (равенство сочетается с неравенством) – важная черта христианства. Христианство стоит на позиции выполнения обязанностей: заповеди – на 1-м месте, права даются для исполнения заповедей;

2) Иерархия в семье (муж – глава семьи, патриархальная модель);

3) Почитание родителей;

4) Подчинение властям (нет власти, которая была бы не дана Богом, как в отношении светской, так и церковной; православие допускает мирное неподчинение власти, которая зпретила веру в Бога). Римо-католицизм допускает свержение богоотступнической власти, но только под руководством церкви;

5) Признание за человеком свободы независимо от его социального статуса (христианство возникает в условиях рабства и нне имело целью свержение рабовладельческого строя). Свобода человека проявляется в свободе поступать по своей воле (т.е. по выбору: соблюдать заповеди или совершать грехи). Первые становятся рабами Господа и обретают свободу, вторые порабощаются грехом. Не имея цели борьбы с рабством, христианство призывало верующих господ относиться к своим рабам как к братьям;

6) Наличие справедливости (христианство признаёт справедливость, возвышает милосердие, милосердие выше справедливости);

7) У кого больше прав, у того больше ответственности.

Христианство, став основой культуры белорусского народа, до настоящего времени оказывает влияние на законодательство государств. Религиозные праздники признаются государственными, в некоторых случаях и выходными (выходным днём, в частности, является воскресенье). Человеку предоставляется свобода в выборе веры и отправлении обрядов.

32.   Права і ў лада.

В античных государствах получили развитие различные формы правления. Соотношение права и политики получило более разнообразные формы. Именно в это время зародилось понятие «политики» как общественного института, выражавшего общие дела (интересы) полиса (города-государства). В античные времена сохранялись представления о божественном происхождении государственной власти и покровительстве богов политике государства. Однако все более получало признание первенство закона перед государственной властью – главной основы политики.

В средние века политические институты были сосредоточены в руках верховных феодалов и церкви. Характерной чертой политики средневековых государств была раздробленность власти между отдельными землями. Следствием этого была и разобщенность феодального права. Особое положение городов в феодальном обществе порождало и особое право – магдебургское, выражавшее интересы купечества, ремесленников и др. Одним из главных орудий политики были войны между государствами и отдельными феодальными землевладельцами. Феодальное право поэтому получило название «кулачного права», «права сильного».

В условиях образования централизованных монархий в Европе (абсолютизм) право и законы становятся все более подчиненными политике государства, выражавшей интересы правящих сословий. Абсолютная власть опиралась не столько на право как меру справедливости, сколько на произвол, закрепляя в своих законах жестокие наказания за святотатство, колдовство, иные преступления против религии, показания под пытками, суд по доносам и т.д.

Коренной поворот в соотношении права и политики произошел в ходе буржуазных революций. Постепенно через формирование государственного аппарата посредством выборов, распространение законов на исполнительную власть право начинает обусловливать политику государства. Все большее значение придается правовым средствам осуществления государственной власти.

Позитивное право только тогда справедливо, когда оно одинаково обязательно, а права и обязанности равны для всех граждан, в т.ч. служащих государственного аппарата. При этом речь ведется не об особых полномочиях государственных органов на осуществление государственной власти (политики), а о делегировании им этих полномочий обществом через референдум, через парламентские, президентские выборы. Таким образом, политика правового государства не может быть свободна от требований права, конституции, международных соглашений. Государство должно неукоснительно их соблюдать во всех своих политических решениях.

33.  Прававое рэгуляванне і прававое ўздзеянне

Государство, обладая легальным насилием, вправе принудительно воздействовать на жизнь общества посредством законов и иных источников права. Такое воздействие называется государственным (государственно-правовым).

К государственному воздействию относят различные меры:

1) Установление правил поведения – правовое регулирование;

2) Принуждение субъектов соблюдать установленные законы;

3) Привлечение к ответственности за нарушение установленных правил (юридическая ответственность);

4) Применение принудительных мер к субъектам, которые не могут нести юридическую ответственность (например, принудительное лечение).

Правовое регулирование – деятельность государства, общества и иных субъектов по подготовке и принятию НПА и иных источников права. Это широкое понимание правового регулирования. В узком смысле под правовым регулированием понимают деятельность государства в лице его органов и должностных лиц, а также иных субъектов по подготовке и выработке НПА. Субъектами правового регулирования выступают государство, народ (через референдум), иные субъекты.

Правовое регулирование осуществляется в определённых целях. Они носят стратегический характер и тактические цели. Этим цели могут как иметь юридические последствия, так и акцентировать внимание на социальных, политических, экономических последствиях. Результатом правового регулирования становится переход общественного отношения в состояние правоотношения. Совокупность всех правоотношений в обществе образует сферу правового регулирования. Сфера правового регулирования имеет свои пределы. Право, выступая внешним социальным регулятором, объективно не может регулировать внутреннюю, духовную деятельность человека, а также выраженные вовне личные отношения дружбы, любви. Таким образом формируются объективные пределы сферы социального регулирования. Помимо объективных пределов сфера включает субъективные – те границы проникновения права в человека и общество, которые устанавливаются субъектами. Субъективные пределы подвижны, динамичны и находятся в сфере идеологии и культуры, сужая таким образом субъективные пределы. Общественные отношения, иная деятельность человека, которые не могут быть урегулированы правом, определяют предел существования права в обществе.

Отношения, которые могут быть урегулированы правом, но не должны регулироваться, формируют внешнюю автономию деятельности человека.

Дзяржава і Царква.

Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов- государств, было три центра управления: городская община, дворец и храм.

Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

- наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

- режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви кроме привилегий предполагает тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус имела Русская православная церковь. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам.

Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами.

 

• За церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.п.

• Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.

• Она наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений).

• Церковь имеет право участвовать в политической жизни, в частности через свое представительство в государственных органах.

• Она обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. В образовательных учреждениях, как правило, предусмотрено обязательное преподавание религии.

Режим отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) также имеет характерные черты.

• Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.

• Оно не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.

• Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

• Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания. Этот принцип предполагает: свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

Класіфікацыя н орм права.

Распределение норм права на виды производится по широкому кругу критериев:

- отраслевой (нормы КП, нормы АП, нормы УП);

- по характеру отраслевого права: нормы материального (связываются с правом людей на материальные и нематериальные блага) и процессуального (охраняют, защищают и устанавливают механизм реализации) права;

- по охраняемому интересу: нормы публичного права (доминирует коллективный интерес), нормы частного права (доминирует частный интерес);

- по сфере деятельности (общие нормы, действующие на территории всего государства, и локальные).

Структура норм ы права.

Норма права является системной категорией и представляет собой упорядоченную совокупность взаимно согласованных, взаимно зависимых элементов. Традиционно говорят о 3-хзвенной структуре нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Ряд авторов говорит о 2-хзвенной структуре нормы права в зависимости от классификации: регулятивные нормы имеют гипотезу и диспозицию, охранительные – гипотезу и санкцию.

Гипотеза – часть нормы права, в которой указываются условия её применения. Она содержит конкретные юридические факты, при наличии которых норма подлежит применению.

Диспозиция – часть нормы права, содержащая правила поведения, круг субъективных прав и юридических обязанностей субъектов, подпадающих под действие нормы.

Санкция – часть нормы права, в соответствии с которой субъекты, нарушившие нормы, претерпевают негативные последствия за её нарушение. Санкция выступает отличительным признаком нормы права, без которой норма утрачивает статус именно нормы права. В силу очевидности гипотеза и диспозиция нормы права иногда могут опускаться либо детально не описываться. Санкция должна обязательно, конкретно описываться.

«Если, то, иначе» - структура нормы права.

В международном праве иногда говорят о специфической структуре т.н. «коллизионных норм международного права». Под ними понимают такие нормы, которые позволяют к правоотношениям, осложнённым иностранным элементом, применить право (законодательство) конкретного государства. Коллизионные нормы состоят из объёма (часть нормы, указывающая на вид правоотношения, осложнённого иностранным элементом), привязки (часть нормы, указывающая на применение). В каждом кодексе Республики Беларусь присутствуют такие нормы.

65.  Выкладанне нормы права ў артыкуле нарматыўнага прававога акта.

Норма права имеет 3 основных способа своего отражения в статье закона: прямой, отсылочный, бланкетный. При прямом способе одна норма права полностью содержится в одной статье закона. Этот способ применяется очень редко и является исключением. Отсылочный способ позволяет отразить одну норму права в различных статьях одного закона. Бланкетный способ позволяет отразить одну норму права в различных статьях разных законов – самый распространённый.

Аб'екты пра вавых адносiн.

Под объектом правоотношения понимают всё то, по поводу чего правоотношение складывается, всё то, ради чего субъекты вступают в правоотношения. Условно объекты правоотношений делятся на несколько групп:

1. Материальные блага. К ним относят объекты природы и результаты человеческой деятельности, т.е. естественные и искусственно созданные человеком вещи.

2. Духовные блага. К ним относят произведения науки, литературы и искусства, иные результаты искусственной деятельности.

3. Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье человека, его жизнь и достоинство, его имя, изображение и т.д.).

4. Работы и услуги – деятельность по достижению результата, которого нет на момент вступления в правоотношения. Если конечный результат овеществлён, то это работа. Е



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.107 с.)