Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Согласно официальной классификации административные наказания делятся по юридическим свойствам на два вида: основные и дополнительные.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РЕКЛАМА РЕКЛАМА|18+ РЕКЛАМА Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания (ст. 3.3 КоАП РФ). Эта классификация имеет большое правоприменительное значение, поскольку ею обусловлено принципиальное правило: за одно административное правонарушение может быть назначено основное или основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Часть 3 ст. 3.2 КоАП РФ позволяет административные наказания классифицировать по порядку их установления. В соответствии с этим критерием меры наказания подразделяются на устанавливаемые: централизованно, т.е. на федеральном уровне (все элементы системы наказаний устанавливаются КоАП РФ), и децентрализованно, т.е. законами субъектов РФ могут устанавливаться только предупреждение и административный штраф. Различаются административные наказания и по субъектам их применения. Здесь юридически и практически значимыми являются как минимум два фактора: во-первых, административные наказания в отличие, скажем, от уголовных применяются множеством субъектов, которых насчитывается свыше 60. Преимущественное большинство среди них - это органы функциональной исполнительной власти. Во-вторых, обильное внедрение в сферу административной ответственности наказаний, которые могут назначаться исключительно судьей (на сегодняшний день их в системе административных наказаний насчитывается шесть), с полным основанием позволяет к таким субъектам относить субъектов судебной власти. Углубляя этот критерий, нетрудно обнаружить соответственно и два различных режима правоприменительно-юрисдикционной деятельности: режим административной и административно-судебной юрисдикции. Административную ответственность помимо прочих особенностей отличает субъектный состав ее адресатов, т.е. лиц, в отношении которых она применяется. Действующий КоАП РФ в качестве таких субъектов называет как физических, так и юридических лиц. Это обстоятельство не могло не найти отражения в системе административных наказаний. В соответствии с ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ к юридическим лицам могут применяться предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие, конфискация, административное приостановление деятельности. Специфика административных наказаний преломляется и через такой критерий, как степень распространенности по кругу субъектов административно-противоправного поведения. Среди них можно выделить так называемые универсальные меры наказания, которые применяются ко всем или к подавляющему числу субъектов административной ответственности (предупреждение, административный штраф) и лимитированные наказания, т.е. применяемые к определенным субъектам административного правонарушения с соблюдением соответствующих ограничений. Так, возмездное изъятие и конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства не могут применяться к лицам, для которых охота и рыболовство являются основным законным источником средств к существованию (ч. 2 ст. 3.6, ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ). Административное выдворение за пределы РФ применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства (ч. 1 ст. 3.10). Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп. К этой категории административных наказаний относятся также лишение специального права, дисквалификация. РЕКЛАМА 45.Существенно отличает одни административные наказания от других их содержание. Если взять за основу классификации этот фактор, то в системе административных наказаний легко можно обнаружить: морально-правовые меры, имущественные, ограничивающие личные свободы человека и гражданина, организационные <*>. В качестве критерия классификации мер административной ответственности может быть использован вид санкции применяемой нормы, в соответствии с которым административные наказания подразделяются на императивные и альтернативные. Альтернативные наказания представляют собой закрепленные в санкции нормы два или более основных административных наказаний, применение одного из которых исключает правовую возможность назначения другого. Закрепление же в санкции статьи одного основного административного наказания - свидетельство безальтернативности наказания, т.е. его императивности. Что же касается дополнительных административных наказаний, то в силу специфики юридических свойств их альтернативность или безальтернативность в санкции нормы рассматривается по отношению к самим себе (например, влечет... с конфискацией или без таковой). Примерами в подтверждение императивных наказаний можно назвать административный штраф (ст. 5.24), конфискацию (ч. 4 ст. 11.17), административный арест (ст. 20.25), дисквалификацию (ч. 2 ст. 5.27). Разнообразие системе административных наказаний придает реальная продолжительность их действия. С рассматриваемой позиции они могут быть единовременными и длящимися. К первой группе можно отнести предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие, конфискацию, административное выдворение. Ко второй - лишение специального права, административный арест, дисквалификацию, административное приостановление деятельности. Продолжая градацию системы административных наказаний на виды, можно использовать такое основание, как "самобытность наказания", его неповторимость в других правовых институтах юридической ответственности. Административные наказания в этом смысле можно поделить на: уникальные (например, предупреждение, административное выдворение) и популярные, имеющие место в системе, скажем, уголовных наказаний (штраф, арест). Нюансы некоторых административных наказаний становятся очевидными, если посмотреть на них через призму потенциального карательно-профилактического эффекта. Речь прежде всего идет о таком наказании, как предупреждение. Предупреждение, с одной стороны, занимает стационарное место в системе административных наказаний, открывая ее. По содержанию - это морально-правовая мера. Потенциал ее профилактического эффекта основан на наличии или отсутствии морально-нравственных координат у субъекта, к которому она применена. С другой стороны, поскольку эта мера стоит у "истоков" системы наказаний, она, как и все другие, имеет правовые последствия, которые должны проявить себя в случае совершения повторного административного правонарушения в период течения срока давности, т.е. в течение года со дня окончания исполнения предупреждения. Однако отсутствие должного учета таких постановлений правоприменительной практикой придает этой мере декоративный профилактический эффект, поскольку лицо, административно предупрежденное и в течение давностного срока совершившее новое административное правонарушение, подвергается административному наказанию в режиме "первичности", в то время как логика правовых последствий привлечения к административной ответственности предполагает в подобной ситуации назначение более строгого наказания за совершение повторного административного правонарушения. Невозможность использования подобных последствий приводит в итоге к дискредитации предупреждения как самодостаточного элемента административно-наказательной системы. В системе административных наказаний имеется такая мера, как возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Это наказание предполагает совершение нескольких правовых действий: а) принудительное изъятие вещи; б) последующую ее реализацию; в) передачу вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета бывшему собственнику. Она была юрисдикционно актуальной и профилактически эффективной в условиях дефицита товаров. В настоящее время, когда он практически нейтрализован, данная мера административной ответственности в силу объективных изменений социально-экономической жизни утратила свой карательно-профилактический эффект, о чем свидетельствует минимальная юрисдикционная востребованность этого наказания (ст. 20.8 КоАП РФ). Наконец, хотелось бы обратить внимание на неоднозначность начального момента исполнения некоторых наказаний. В соответствии с ч. 2 ст. 31.2 КоАП постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. В ч. 1 ст. 31.1, логически развивая предыдущую мысль, законодатель, казалось бы, завершает ее, фиксируя момент вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении: после истечения срока, установленного для обжалования постановления, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано. В этой связи возникает вопрос: как это положение законодателя согласуется практически с постановлениями о некоторых наказаниях? К примеру, постановление о таком наказании, как предупреждение, может быть обжаловано в течение общего срока, т.е. в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП), но в соответствии со ст. 32.1 КоАП постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется компетентным органом, вынесшим постановление, путем вручения или направления копии постановления заинтересованным лицам. Если допустить, что жалоба на такое постановление была подана, а постановление уже фактически исполнено, то наблюдается некая юридическая нестыковка между нормами о назначении предупреждения и его реализацией. Налицо полное совпадение по существу различных юридических процедур. Возьмем другой пример: постановление судьи об административном аресте и об административном приостановлении деятельности. Жалобы на эти постановления подлежат направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. Рассматриваются они в течение одних суток (об административном аресте) и пяти суток (об административном приостановлении деятельности). Исполняются же эти постановления соответствующими органами немедленно после их вынесения (ч. 1 ст. 32.8 и ч. 1 ст. 32.12). В этой ситуации логично возникает вопрос, в каком правовом состоянии пребывают субъекты административного правонарушения, подав жалобу, когда наказание в отношении их уже реально исполняется. Кроме того, непонятно, как можно будет юридически достойно выйти из подобной ситуации, если эти постановления будут отменены в пользу наказанных? Какая правовая возможность сможет ее нейтрализовать? Если только попытка взыскать моральный ущерб, что практически сделать довольно проблематично. Высказанные соображения относительно характеристики системы административных наказаний и их классификации отнюдь не претендуют на исчерпывающую завершенность. Эта проблема по-прежнему открыта для новых научных интерпретаций, ибо образование системы и создание действенного механизма ее функционирования - далеко не одно и то же. Немаловажное значение на пути достижения гармоничного разрешения этих вопросов имеют также результаты правоприменительной апробации юрисдикционной жизнеспособности как всей системы административных наказаний, так и отдельных ее видов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.123.194 (0.007 с.) |