Одобрительные аплодисменты стайкой пролетели по залу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Одобрительные аплодисменты стайкой пролетели по залу.



– А сейчас [сказал Хейфец. – Е.К.] я хочу вернуть Анне Богумиловне её художественный образ, позаимствованный ею у дедушки Крылова. Сначала – анекдот из жизни. Достоверный. Сидят вместе два наших мичуринца. Один говорит» «Чего делать?» Другой: «А что?» Первый: «У Стригалёва на двух растениях ягоды завязались». Второй: «Вот сволочь!»

Зал вздохнул и весело загудел. Послышались редкие хлопки.

– А теперь к делу. Анна Богумиловна! Мне помнится, лет десять назад, перед войной, вы ездили в Москву с моей запиской в известный вам институт. Отвезли мешочек семян пшеницы. И вам эти семена там облучили. Гамма-лучами. В институте это зарегистрировано. Ещё помню, как вы сказали: «Чем чёрт не шутит». Вы высеяли облучённые семена в учхозе, и выросло много всяких, как вы говорите, уродцев. Но два растения вы сразу заприметили, вы всё же селекционер. И вот из них-то и пошли те сорта, которыми сегодня вы по праву гордитесь. Мы с цитологами следили за судьбой этих растений, такое настоящий учёный никогда не упустит. Вместе со Стефаном Игнатьевичем смотрели в микроскоп. Но дуб, который дал вам эти жёлуди, подрывать, Анна Богумиловна, не годится. Это недостойно…

– …В науке должна быть уверенность в избранном пути, - тем временем завершил длинную назидательную реплику Варичев.

– Очень торжественно говорите! – возразил Хейфец. – А ведь Колумб не Америку открывать собирался, а Индию. Был уверен в избранном пути. А попал в Америку! А вы говорите, уверенность. Настоящий учёный, если будет заранее знать ответ, не станет и заниматься этим делом! Какая может быть уверенность, если исследуется белое пятно! Простите, ваши слова отражают не научное мышление, а бытовое. Здесь не уверенность, а пытливость нужна! И честность! И устойчивое добродушие! Вы получили аргумент – извольте его обработать, если вы учёный. А не топать. А в общем, всё это пустое… - махнув рукой, Хейфец сошёл с трибуны и так же, головой вперёд, ни на кого не глядя, прошёл на своё место.

Около 1958 г., опубликован в 1986 г.

3. Проверьте свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля:

· Какие две основные стратегии спора вы знаете? Чем они различаются?

· В чем различие тактик пропонента и оппонента? Какие приёмы используются в каждой тактике? Какая тактика выгоднее? Какая больше подходит вам лично?

· Какие классификации участников спора вам известны?

· Охарактеризуйте тот тип речевого поведения, который способствует поиску истины в споре. Что нужно контролировать? Чего избегать? К чему стремиться?

· Попробуйте сформулировать правила корректного ведения спора.

· Опишите структуру продуктивного спора.

 

Текущий контроль к модулю 3

Практическое задание: подготовка публичной полемики. Письменно подготовьтесь к участию в командной ролевой игре «Отдай ребенка», выбрав одну из предложенных ролей (отец, бабушка, социальный работник, судья).

Фабула игры: Молодая женщина восемнадцати лет родила малыша. Отец ребенка – молодой человек двадцати лет, с которым они учились вместе в школе. В браке молодые люди не состояли, хотя отец ребёнка настаивал на заключении брака. Молодая женщина, оставив новорождённого своей матери, уехала на заработки в Грецию, где вышла замуж за состоятельного человека, который не знает о существовании ребёнка. Молодой человек, обиженный подругой, решил забрать сына себе, но бабушка, на попечении которой находится ребёнок, не отдаёт его.

Исходя из выбранной роли, разработайте аргументацию в защиту тезиса: Кому должен принадлежать ребёнок?

Подготовьтесь также к анализу техники спора по примерной схеме:

· Определить вид спора (цель: ради истины, для убеждения, для победы, спор ради спора; по значимости проблемы: интересы общечеловеческие /национальные/групповые/семейные/личные);

· Охарактеризовать предмет спора (актуальность для каждого из участников; способы выделения предмета спора – определение понятий, вопросы уточняющего и конкретизирующего характера; компетентность, подготовленность каждого участника спора);

· Охарактеризовать тезис и контртезис (как установлен пункт разногласий; форма тезиса и контртезиса – насколько точно сформулированы; была ли потеря тезиса на протяжении спора, допускались ли логические ошибки);

· Охарактеризовать основные качества участников спора (заинтересованность, конструктивность подхода, умение идти на оправданный компромисс, интеллектуальная терпимость, умение слушать, эмпатия, умение «держать позицию», умение вовремя уловить изменения в поведении оппонента и понять, чем они вызваны, гибкость мышления, культура речи);

· Определить стратегию воздействия на оппонента (доказывание, убеждение, уговаривание, защита, опровержение, принуждение);

· Охарактеризовать использованные аргументы (сильные/слабые; способ демонстрации; не было ли логических ошибок в предъявлении);

· Выявить способы защиты, которые использует каждый из оппонентов (ирония, юмор, убийственный аргумент, эффектное сравнение, авторский комментарий, контрвопрос, анализ вывода, возвратный удар, подхват реплики, гневная отповедь, контрпример, оттягивание ответа, сведение к абсурду, аргумент к авторитету и др.);

· Охарактеризовать вопросы, которые использовались участниками спора (уточняющие/восполняющие; простые/сложные; логически корректные / некорректные; нейтральные / благожелательные / враждебные / провокационные) и определить их эффективность в данной ситуации спора;

· Охарактеризовать ответы оппонентов спора (правильные / неправильные; краткие / развернутые; полные / неполные) и их объективность в данной ситуации спора;

· Перечислить уловки, которые были использованы оппонентами (дозволенные и недозволенные);

· Описать, как каждый из участников охватывает спор;

· Охарактеризовать завершение спора (тезис или контртезис признаётся обеими сторонами / редактируется обеими сторонами / отбрасывается, вырабатывается новый вариант; признаётся поражение той или иной стороной).

 

Контрольная работа для студентов заочной формы обучения

Письменно проанализируйте текст публичного выступления известного оратора или общественного, политического деятеля по вашему выбору (можно воспользоваться материалами данного методического пособия). Текст речи сдается вместе с контрольной работой.

План анализа:

· Краткая характеристика автора (время жизни, страна, род занятий, повод и обстоятельства произнесения речи);

· Цель речи и вид в зависимости от цели;

· Композиция текста; коммуникативные задачи, решаемые во Вступлении, Основной части, Заключении;

· Развитие идей в основной части речи (определение, свойства, сравнение, причина-следствие, описания, примеры, свидетельства авторитетных лиц и под.)

· Аргументы, использованные для доказательства своей и опровержения противоположной точки зрения (логические и психологические);

· Особенности стиля автора: специфика использования лексики, характерные синтаксические конструкции, разнообразие изобразительно-выразительных средств; по возможности – особенности произнесения (интонация, дикция, темп речи, использование невербальных средств);

· Приемы, реализующие основные законы общей риторики;

· Выводы о воздействующей силе проанализированной публичной речи.

2. Составьте текст убеждающей речи на тему по вашему выбору (можно использовать темы из списка в разделе «Текущий контроль к модулю 2»). Объем текста – в расчете на 5-7 минут звучащей речи (около трех страниц формата А4). Перед текстом речи укажите характеристики аудитории, на которую рассчитано выступление, и план вашего текста публичного выступления.

Требования к речи: соответствие всем законам общей риторики; вид речи в зависимости от цели – убеждающая или призывающая к действию; трехчастное построение (введение, основная часть, заключение). Для убеждения необходимо использовать как логические, так и психологические аргументы. С целью усиления воздействия на публику следует использовать изобразительно-выразительные средства (тропы, риторические фигуры; не менее 5). При подборе языковых средств, особенно синтаксических, следует учитывать особенности устной речи.

3. Проанализируйте текст спора по вашему выбору (приведенный в художественном произведении, произошедший в публичном пространстве, отраженный в СМИ), опираясь на план, предложенный в разделе «Текущий контроль к модулю 3». Текст самого спора должен быть доступен преподавателю при проверке контрольной работы (приложенная расшифровка или аудио-/видеофайл).

Промежуточная аттестация по дисциплине: зачет

Особенности проведения зачета. Зачет проводится в виде поочередных публичных выступлений обучающихся. Учебной группе рекомендуется разделиться на пары, каждый студент выступает в роли оратора, демонстрируя умения и навыки построения и произнесения текста и в роли аналитика, который в ходе устного собеседования производит полный анализ одного из публичных выступлений, что выявляет уровень знаний, умений, навыков по дисциплине. Разрешается заранее знакомиться с текстом выступления, которое будет анализироваться. Текст выступления сдается преподавателю в письменном виде.

Требования к тексту публичного выступления: выбирать тему, собирать материал, формировать текст с обязательным учетом основных законов риторики, опираясь на знание образцовых риторических текстов; учитывать особенности аудитории, для которой предназначается выступление. Продолжительность речи должна быть не более 5 минут. Рекомендуется традиционное построение текста, трехчастная композиция (вступление, основная часть, заключение). При аргументации своего мнения необходимо использовать логические аргументы (в том числе отражающие результаты научных исследований) и психологические. Текст должен соответствовать требованиям языковой нормы и отражать особенности устной речи. Для усиления воздействия следует использовать изобразительно-выразительные средства - тропы, риторические фигуры. Произнесение речи должно быть четким, интонационно выразительным.

Список литературы для самостоятельной подготовки

  1. Александров Д.Н. Риторика, или Русское красноречие (2-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Александров Д.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 351 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52559.— ЭБС «IPRbooks»

2. Аннушкин В. И. Риторика: экспресс-курс / В. И. Аннушкин. — М.: Флинта: Наука, 2012. — 224 с.

3. Будильцева М.Б. Основы риторики и коммуникации. Нормативный и коммуникативный аспекты современной риторики [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Будильцева М.Б., Варламова И.Ю., Пугачёв И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2013.— 118 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22232.— ЭБС «IPRbooks»

4. Вагапова Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах [Электронный ресурс] / Д. Х. Вагапова // Глобалтека: глобальная библиотека научных ресурсов. — Электрон. дан. — [Б. м., 2013]. — Режим доступа: http://globalteka.ru/books/doc_details/6721.html. — Загл. с экрана.

5. Введенская Л. А. Деловая риторика: учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. —М.: КНОРУС, 2012. — 416 с.

6. Введенская Л. А. Риторика и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. —Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. — 535 с.

7. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 272 с.

8. История русской риторики [Электронный ресурс]: хрестоматия / сост. В. И. Аннушкин // Библиотека обучающей и информационной литературы. — Электрон. дан. — [Б. м., 2014].— Режим доступа: http://www.razlib.ru/jazykoznanie/istorija_russkoi_ritoriki_hrestomatija/index.php— Загл. с экрана.

9. Культура русской речи / отв. ред. проф. Л. К. Граудина и проф. Е. Н. Ширяев. — М.: Норма, 2012. —560 с.

  1. Колесникова Э. Введение в теорию риторики [Электронный ресурс]: монография/ Э. Колесникова. — М.: Языки славянской культуры, 2014. — 160 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35624.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.

11. Леммерман Х. Уроки риторики и дебатов [Электронный ресурс] / Х. Леммерман // eKnigi. — Электрон. дан. — [Б. м., 2013]. — Режим доступа: http://eknigi.org/nauka_i_ucheba/160595-uroki-ritoriki-i-debatov.htm. l — Загл. с экрана.

12. Михальская А. К. Сравнительно-историческая риторика: учебное пособие / А. К. Михальская. — М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2012. — 320 с.

13. Пиз А. Язык телодвижений:как читать мысли окружающих по их жестам / А. Пиз. — М.: Эксмо, 2015. — 268 с.

14. Поварнин С. И. Спор. О теории и практике спора [Электронный ресурс] / С. И. Поварнин // Университет риторики и ораторского мастерства. — Электрон. дан. — [М., 2014]. — Режим доступа: http://www.orator.biz/library/books/spor/. — Загл. с экрана.

15. Риторика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Российский государственный университет правосудия, 2013.— 384 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14494.— ЭБС «IPRbooks»

16. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В. И. Максимова. — М.: Гардарики, 2012. — 413 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.151.158 (0.029 с.)