Лев Троцкий. Братский союз советских республик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лев Троцкий. Братский союз советских республик



Товарищи!

Старая царская Россия была скована воедино железным обручем насилия и произвола. Во время последней мировой жестокой войны этот обруч сломился и распался. И вместе с тем распалась на части старая царская Россия.

И многим казалось, что больше не собраться народам России воедино никогда. Но вот на наших глазах совершается великое историческое чудо: Советская власть объединяет народы старой царской России воедино.

Советские войска освободили Харьков и Киев. И что же? Народ украинский - хочет ли он жить особой жизнью от остальной Советской России?! Нет, он хочет дружного братского союза и неразрывной связи.

Красные полки освободили Ригу и Вильно. И что же? Народ латышский, народ литовский, народ белорусский, - стремятся ли они отмежеваться от нас каменной стеной?! Нет, они хотят братского тесного союза.

И то же самое произойдет завтра с Эстляндией, Кавказом, Сибирью, со всеми ныне еще разрозненными частями старой царской империи.

Это значит, что в сердцах трудовых народов живет непреодолимое стремление к соединению своих сил.

Там, где была железом и кровью скованная царская империя, там было вместе с тем в глубинах народного сознания стремление к братской свободной жизни, без вражды, борьбы и свары одной нации с другой нацией. Ныне трудящиеся люди, получившие при посредстве Советской власти в свои руки управление государством, - они строят новую Советскую Федеративную Россию.

И эта новая Советская Россия протягивает свои руки рождающейся Германии, и будет во всем мире единая советская республика всех народов!

1919 г.

3. Прослушайте свои связные высказывания, записанные на диктофон, и сделайте самоанализ техники речи по параметрам:

· Умение дышать при говорении;

· Диапазон голоса;

· Тембр голоса;

· Полётность голоса;

· Дикция.

 

Текущий контроль к модулю 2

Практическое задание: подготовка публичного выступления. Подготовьте в письменном виде убеждающую или призывающую к действию речь. Отработайте её устное произнесение, готовясь к выступлению перед аудиторией. Объем текста – в расчете на 5-7 минут звучания (около трех страниц формата А4). Укажите характеристики аудитории, на которую рассчитано выступление. Требования к речи: соответствие всем законам общей риторики; трехчастное построение (введение, основная часть, заключение); использование логических и психологических приемов убеждения; использование изобразительно-выразительных средств (не менее 5); соблюдение литературных норм.При подборе языковых средств (особенно синтаксических) следует учитывать особенности устной речи. Тему можете предложить сами или выбрать из списка:

· За деньги можно всё купить?

· Есть ли в мире справедливость?

· Хочешь быть счастливым – будь им!

· Образование / медицина должны быть (бес)платными.

·  «Весь мир – театр».

·  «Любви все возрасты покорны».

· В 18 лет замуж не рановато?

· Детективы (любовные романы) читать не зазорно!

· Без мата нет русского языка.

· «О вреде табака»: надо ли ужесточать меры по борьбе с курением?

· Хочешь перемен? Начни с себя.

· Клонирование – угроза нашему будущему?

· Эвтаназия: милосердие или убийство?

· Кто устанавливает границы творчества?

Учебный модуль 3. Основы мастерства беседы и спора

Тема 8. Типы беседы

1. Изучите теоретический материал, пользуясь учебной литературой. Ориентируйтесь на предложенный развернутый план:

Беседа и её важнейшие разновидности. Два типа собеседников и две стратегии поведения в беседе.

Дружеская (гедонистическая) беседа как особый вид общения.

Этапы «светской» беседы. Непродуктивные модели беседы: как их избежать.

Основы ведения деловой беседы (деловая беседа и деловая ситуация; роль вопроса, разновидности вопросов; беседа как средство разрешения конфликтов).

Особенности научной дискуссии как вида коммуникации.

2. Практическое задание: определите, беседы какого типа представлены в приведенных фрагментах текстов. Проанализируйте особенности речевого поведения их участников, коммуникативные цели и средства их достижения, ошибки в диалогической коммуникации. Как следует себя вести в конфликтной ситуации?

Текст 11

ТЭФФИ(НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА ЛОХВИЦКАЯ, в замужестве – БУЧИНСКАЯ) (1872 – 1952), русская писательница и поэтесса, мемуаристка, переводчица, автор таких знаменитых рассказов, как «Демоническая женщина» и «Ке фер?». После революции эмигрировала. Сестра поэтессы Мирры Лохвицкой и военного деятеля Николая Александровича Лохвицкого.

 

ТЭФФИ. РАЗГОВОРЫ

 

Кто не видел Айседоры Дункан, Мод Аллан, Стефании Домбровской и прочих босоножек, разговаривающих ногами.

Многие русские артистки уже изучают это искусство.

И хорошо делают.

У нас, в России, это – большое подспорье. Уж слишком плохо мы говорим языком. Не многие из нас могут быть уверенны, что скажут именно то, что хотят. Рады, если дадут себя понять хоть приблизительно.

Ни на одном языке в мире нет такого удивительного оборота фразы, как например, в следующем диалоге:

– Уж и поговорить нельзя?

– Я тебе поговорю!

– Уж и погулять нельзя?

– Я тебе погуляю!

Весь смысл этих странных обещаний ясно заключается в интонации, с которой произносится фраза. Вне интонации смысл утрачивается.

Переведите эту фразу французу. То-то удивится!

А я недавно слышала целый разговор, горячий и сердитый, когда ни один из собеседников ни разу не сказал того слова, которое хотел.

 Понимали друг друга только по интонации, по выпученным глазам и размахивающим рукам.

 Ах, как бы здесь пригодились хорошо дрессированные ноги!

 Дело происходило в центральной кассе театров. Было это накануне какой-то премьеры, так что народу в маленьком помещении кассы толпилось масса, давили друг друга, пролезали "в хвост".

 Вдруг появляется какая-то личность в потертом пальто и быстрыми шагами направляется к кассе, не выжидая очереди.

 Стоявший у двери швейцар остановил:

 – Потрудитесь стать в очередь!

 Личность огрызнулась.

 – Оставьте меня в покое!

 Тут и начался разговор. Оба говорили совсем не то, что хотели, с грехом пополам понимая друг друга по интонации.

 – Тут не оставленье, а потрудитесь тоже порядочно знать! – сказал швейцар с достоинством.

 Фраза эта значила, что личность должна вести себя прилично.

 Личность поняла и ответила:

 – Вы не имеете права через предназначенье, как стоять у дверей. И так и знайте!

 Это значило: ты – швейцар и не суйся не в свое дело. Но швейцар не сдавался.

 – Должен вам сказать, что вы напрасно относитесь. Не такое здесь место, чтобы относиться! (Не затевай скандала!)

 – Кто кому и куда – это уж извольте, пожалуйста, другим знать! – взбесилась личность.

 Что значила эта фраза, – я не понимаю, но швейцар понял и отпарировал удар, сказав язвительно:

 – Вы опять относитесь! Если я теперь тут стою, то, значит, совершенно напрасно каждый себя может понимать, и довольно совестно при покупающей публике, и надо совесть понимать. А вы совести не понимаете.

 Швейцар повернулся к личности спиной и отошел к двери, показывая равнодушным выражением лица; что разговор окончен.

 Личность сердито фыркнула и сказала последние уничтожающие слова:

 – Это еще очень даже неизвестно, кто относится. А другой по нахальству может чести приписать на необразованность.

После чего смолкла и покорно стала в "хвост".

И мне представлялось, что оба они, вернувшись домой, должны же будут проболтаться кому-нибудь об этой истории. Но что они расскажут? И понимают ли сами, что с ними случилось?

Летом мне пришлось слышать еще более трагическую беседу.

Оба собеседника говорили одно и то же, говорили томительно долго и не могли договориться и понять друг друга.

Они ехали в вагоне со мною, сидели напротив меня. Он – офицер, пожилой, озабоченный. Она – барышня.

Он занимал ее разговором о даче и деревне.

Собственно говоря, оба они внутренне говорили следующую фразу:

"Кто хочет летом отдохнуть, тот должен ехать в деревню, а кто хочет повеселиться, – пусть живет на даче".

Но высказывали они эту простую мысль следующим приемом.

Офицер говорил:

 – Ну, конечно, вы скажете, что природа и там вообще... А дачная жизнь – это все-таки... Разумеется...

 – Многие любят ездить верхом, – отвечала барышня, смело смотря ему в глаза.

 – А соседей, по большей части, мало. На даче сосед – пять минут ходьбы, а в де...

 – Ловить рыбу очень занимательно, только не...

 –...деревне пять верст езды!

 –...неприятно снимать с крючка. Она мучится...

 – Ну и, конечно, разные спектакли, туалеты...

 – В деревне трудно достать режиссера.

 – Ну, что там! Из Парижа специальные туалеты выписывают. Разве можно при таких условиях поправиться?

 – Нужно пить молоко.

 Офицер посмотрел на барышню подозрительно:

 – Уж какое там молоко! Просто какая-то окись!

 – Ах нет, у нас всегда чудесное молоко!

 – Это из Петербурга-то в вагонах привозят чудесное? Признаюсь, вы меня удивляете.

 Барышня обиделась.

 – У нас имение в Смоленской губернии. При чем тут Петербург?

 – Тем стыднее! – отрезал офицер и развернул газету.

 Барышня побледнела и долго смотрела на него страдающим взором.

 Но все было кончено.

 Вечером, когда он, сухо попрощавшись, вылез на станции, она что-то царапала в маленькой записной книжке.

 Мне кажется, она писала:

 "Мужчины – странные и прихотливые создания! Они любят молоко и рады возить его с собой всюду из Петербурга"...

 А он, должно быть, рассказывал в это время товарищу:

 – Ехала со мной славненькая барышня. Но около Тулы оказалась испорченною до мозга костей, как и все современные девицы. Все бы им только наряжаться да веселиться. Пустые души!..

 

* * *

 

 Если бы этот офицер и эта барышня не игнорировали школу великой Айседоры, – может быть, их знакомство и не кончилось бы так пустоцветно.

 Уж ноги, наверное, в конце концов заставили бы их сговориться!

 

Г.

Текст 12

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ (1812 – 1891), русский писатель и литературный критик. Член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), действительный статский советник.

 

И.А. ГОНЧАРОВ. ОБЛОМОВ (ФРАГМЕНТ)

 

– Какая у тебя чистота везде: пыли-то, грязи-то, Боже мой! Вон, вон, погляди-ка в углах-то – ничего не делаешь!

– Уж коли я ничего не делаю… – заговорил Захар обиженным голосом. – Стараюсь, жизни не жалею! И пыль-то стираю, и мету-то почти каждый день…

Он указал на середину пола и на стол, на котором Обломов обедал.

– Вон, вон, – говорил он, – всё подметено, прибрано, словно к свадьбе… Чего ещё?

– А это что? – прервал Илья Ильич, указывая на стены и на потолок. – А это? А это?

Он указал и на брошенное со вчерашнего дня полотенце, и на забытую на столе тарелку с ломтем хлеба.

– Ну это, пожалуй, уберу, – сказал Захар, снисходительно взяв тарелку.

– Только это! А пыль по стенам, а паутина?.. – говорил Обломов, указывая на стены.

– Это я к Святой неделе убираю: тогда образа чищу и паутину снимаю… А теперь когда станешь убирать? Вы всё дома сидите. <…>

– Понимаешь ли ты, – сказал Илья Ильич, – что от пыли заводится моль? Я иногда даже вижу клопа на стене!

– У меня и блохи есть, – равнодушно отозвался Захар.

– Разве это хорошо? Веди это гадость, – заметил Обломов. <…>

– Чем же я виноват, что клопы на свете есть? – сказал он с наивным удивлением. – Разве я их выдумал?

– Это от нечистоты, – перебил Обломов. – Что ты всё врёшь!

– И нечистоту не я выдумал.

– У тебя вот там мыши бегают по ночам – я слышу.

– И мышей не я выдумывал. Этой твари, что мышей, что кошек, что клопов, везде много.

– Как же у других не бывает ни моли, ни клопов?

На лице Захара выразилась недоверчивость или, лучше сказать, покойная уверенность, что этого не бывает.

– У меня всего много, – сказал он упрямо. – За всяким клопом не усмотришь, в щёлку к нему не влезешь. <…>

– Ты мети, выбирай сор из углов – и не будет ничего, – учил Обломов.

– Уберёшь, а завтра опять наберётся, – говорил Захар.

 

1859 г.

 

3. Проверьте свои знания, ответив на вопросы для самоконтроля:

· Охарактеризуйте различные типы беседы.

· Как формировалась и изменялась отечественная традиция беседы?

· Какое из свойств и умений хорошего собеседника самое главное, определяющее?

· В чем суть и в чем мастерство непринужденной дружеской беседы?

· Назовите основные фазы светской беседы; определите задачи собеседников на каждом этапе.

· Как определить сущность деловой беседы? Как к ней готовиться?

· Какие типы вопросов в деловой беседе вы знаете? На каких этапах беседы употребляется преимущественно каждый из этих типов?

· Назовите этапы беседы, разрешающей конфликт. Как определить задачи говорящего на каждом этапе? Каких ошибок следует избегать на разных этапах такой беседы?

 

Тема 9. Виды споров

1. Изучите теоретический материал, пользуясь учебной литературой. Ориентируйтесь на предложенный развернутый план:

Классификация споров, споры конструктивные и деструктивные.

Основные виды аргументов: рациональные, иррациональные.

Источники рациональных аргументов.

Виды аргументов по силе.

Структура доказательства (прямое и «от противного»).

Требования, ошибки и уловки, относящиеся к тезису.

Требования, ошибки и уловки, относящиеся к аргументам.

Ошибки и уловки, относящиеся к демонстрации.

Иррациональные аргументы и особенности их использования.

 

2. Практическое задание: определите, какие виды аргументов использует автор предложенного текста для убеждения слушателей. Согласны ли вы с позицией автора? Какие аргументы привели бы вы, доказывая свою точку зрения?

Текст 13

РОБЕСПЬЕР Максимилиан (1758-1794). С ноября 1790 по сентябрь 1791 года он играл ведущую роль в дебатах по организации Национальной гвардии. Участвовал в составлении Декларации Прав Человека и Гражданина и первой французской конституции 1791 года. Известны его выступления за отмену смертной казни и отмену рабства во французских колониях. Деятель Великой французской революции. Глава якобинцев крайнего революционного крыла французской буржуазии в Конвенте. Руководитель французского правительства (Комитет Общественного Спасения) в период наибольшего подъема революции (2 июня 1793 г. - 27 июля 1794 г.). Его падение 9 термидора II года и казнь, последовавшая 10 термидора, стали концом французской революции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.06 с.)