II . Изложение материала лекции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Изложение материала лекции



I. Вступительная часть

1.1. Организация студентов.

1.2. Мотивация учебной деятельности.

Сообщить тему лекции, поставить перед студентами цель, пояснить значение знаний, которыми они должны овладеть в результате работы над темой

 

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

 

  Приобщение к социокультурным ценностям.

 Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Рекомендации по индивидуальному педагогическому

Особенности реализации общепедагогических принципов в работе с детьми, имеющими ЗПР

Поэтапное предъявление заданий

Особенностью детей с ЗПР является то, что трудные инструкции им не доступны. Необходимо дробить задания на короткие отрезки и предъявлять их ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.

 

Смена видов деятельности.

Высокая степень истощаемости детей с ЗПР приводит к быстрой потери интереса к предлагаемой деятельности, следовательно, необходимо чередовать виды детской деятельности в процессе совместного творчества.

 

Увеличение доли наглядности, раздаточного материала в процессе работы.

 Изучаемый материал необходимо подкреплять наглядностью, так в дошкольном возрасте у детей с ЗПР преобладает наглядно-действенное, наглядно – образное мышление.

  Контроль каждого этапа работы.

У детей с ЗПР нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, следовательно, педагогу необходимо контролировать работу детей на всем протяжении совместного творчества, последовательно руководить детской деятельностью.

 

Совместное действие с ребенком в начале обучения.

На первых этапах обучения ребенку часто тяжело бывает выполнять задания педагога опираясь только на объяснение и показ, следовательно, для успешного выполнения заданий педагогу необходимо совместно с ребенком проделывать предлагаемую работу.

  Доступность изложения материала ребенку.

Необходимо учитывать развивающий характер обучения – обучение должно строиться исходя из особенностей структурных нарушений, то есть на основе зоны ближайшего развития ребенка. Надо учитывать потенциальные возможности каждого ребенка, которые реализуются в совместной деятельности педагога и детей.

I. Вступительная часть

1.1. Организация студентов.

1.2. Мотивация учебной деятельности.

Сообщить тему лекции, поставить перед студентами цель, пояснить значение знаний, которыми они должны овладеть в результате работы над темой

 

II. Изложение материала лекции

                                  

                           

                                       ПЛАН.

 

1. Цели и задачи образовательной программы в разделе «Познавательное развитие»

2. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников с ЗПР.

3. Направления и задачи коррекционно-педагогической работы в познавательной сфере. 

4.Этапы и содержание коррекционно-педагогической работы по сенсорному воспитанию.

5.  Рекомендации по индивидуальному педагогическому

подходу к детям с ЗПР в процессе организации их познавательной деятельности 

 

         III. Заключительная часть.

 

 3.1. Итог изложения материала.

 Направления дальнейшей самостоятельной работы студентов над темой:  

Подготовиться к семинарскому занятию.

     Подобрать  индивидуальные задания для ребёнка с ЗПР по ознакомлению с окружающим и развитию речи.

 

 

 

                  ИНСТРУКТИВНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

ТЕМА 5 Содержание коррекционно-педагогической работы по познавательному развитию детей с задержкой психического развития

 

ЦЕЛЬ: закреплять у студентов умения ориентироваться в   содержании  коррекционно-педагогической работы по познавательному развитию детей с ЗПР; развивать профессиональный интерес к педагогической деятельности; формировать основы профессиональной компетентности.

                                    З А Д А Н И Я

Подготовиться к семинарскому занятию. Подобрать индивидуальные задания для ребёнка с ЗПР по ознакомлению с окружающим и развитию речи.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

 

Подготовку к семинарскому занятию следует осуществить по следующим вопросам:

 

1. Особенности запаса знаний и представлений детей с ЗПР об окружающей действительности.

2. Общая характеристика интегрированного курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».

3. Методика изучения основных разделов программы:

- ознакомление с природой;

- ознакомление с жизнью и трудом людей;

- сенсорное развитие, развитие пространственного восприятия;

- умственное развитие;

- речевое развитие.

Критерии оценки усвоения знаний и сформированности умений:

Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

Критерии оценивания:

1) полнота  и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» (отлично) ставится, если:       

1) студент полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» (хорошо) ставится, если:

1) студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет,

2) 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:

 студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:

1) студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса,

2) допускает ошибки в формулировке определений и правил,

3) искажает смысл формулировок, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Пример оформления карточки для выполнения индивидуальных заданий с детьми.

 

Тема: Одежда. Родителям рекомендуется:

1. Рассмотрите с ребенком его одежду и научите его про­износить некоторые названия: пальто, плащ, куртка, шапка, брюки, кофта. Объясните, что все это — одежда. Научите ре­бенка произносить это слово.

2. Обратите внимание ребенка на некоторые детали одеж­ды: рукава, карманы, воротник, пуговицы. Отработайте с ре­бенком произношение этих слов.

3. Побеседуйте о том, какую одежду носят осенью, почему осенью тепло одеваются. Отработайте произношение прилага­тельных теплый, нарядный, красивый, красный, желтый, синий, зеленый.

4. Рассмотрите с ребенком изображения предметов одежды на картинках. Пусть он показывает и называет их.

5. Предложите ребенку рассказать об одном из предметов одежды, предварительно послушав ваш рассказ:

• Это куртка. Она красная, теплая, нарядная. У нее есть ка­пюшон и карманы. В ней можно гулять в дождливую погоду.

6. Научите ребенка отвечать на вопросы: Что люди надевают на себя?

Какую ты знаешь одежду? Почему осенью надо тепло одеваться?

7. Прочитайте малышу украинскую народную сказку «Рукавичка». Выясните, запомнил ли он, какие звери решили поселиться в рукавичке, в каком порядке они это делали, чем закончилась сказка.

8.Д\и «Будь внимателен». Задание: «Проведи красные линии от девочки к её одежде и синие линии от мальчика к его одежде».

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 80 с.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 156 – 172.

 

         ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Новикова И.М. Четыре времени года. Методические материалы по ознакомлению детей 6-7 лет с ЗПР с сезонными явлениями. Комплексный подход / И.М. Новикова И.М. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 56 с.

2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 144 с.

3. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 160 с.

4. Новикова И.М., Касицына М.А. Планирование занятий по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития (Сообщение 1). // Коррекционная педагогика. – 2008. - № 4 (28). – С. 53-56.

  

ФОРМА КОНТРОЛЯ: устный опрос, оппонирование к докладчику, проверка разработанных заданий.

 

ВОПРОСЫ К САМОКОНТРОЛЮ:

 

 

1. Назовите цели и задачи образовательной программы в разделе «Познавательное развитие»

2. В чём заключаются особенности развития познавательной деятельности дошкольников с ЗПР?

3. Раскройте основные направления коррекционно-педагогической работы в познавательной сфере.

4.Сформулируйте рекомендации по индивидуальному педагогическому подходу к детям с ЗПР в процессе организации их познавательной деятельности.

 

 

1. Цели и задачи образовательной программы в разделе «Познавательное развитие»

   В содержании образовательной программы  в рамках воспитательно-образовательного блока можно выделить несколько разделов:

· «Социально-коммуникативное развитие»

· «Познавательное развитие»

· «Речевое развитие»

· «Художественно-эстетическое развитие»

· «Физическое развитие»

 

Основная цель образовательной области «Познавательное развитие»  — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение, обогащение знаний о природе и обществе;  развитие познавательных интересов.

Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи   познавательного развития:

·  формирование и совершенствование  перцептивных действий;

·  ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

·  развитие внимания, памяти;

· развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Образовательная область «Познавательное развитие»  

предполагает



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.034 с.)