Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие общества и природы

Поиск
ПРИРОДА ОБЩЕСТВО

Положительное влияние

1.Является средой, где живёт человек. 2. Природа — это источник средств жизни (тепло, продукты, одежда и т.д.) 3. Источник средств производства (металл, уголь, нефть и т.д.) 4. Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается (теория «вызова-ответа» Тойнби). 1.Охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, истощения, разрушения природы. 2. Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера. 3. Создание энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д. 4. Охрана животного и растительного мира («Красная книга»)

Отрицательное влияние

1.Способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития. 2.Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.) 3.Разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха) 1.Истощение недр 2.Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами 3.Уничтожение растительного и животного мира, вырубка лесов 4.Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения.

Биосфера — земная оболочка, охваченная жизнью.

Ноосфера — сфера разума, область существования разумных существ.

Ойкумена — заселённая человеком часть земного шара (от греч. обитаю, населяю).

Правовая защита природы

На международном уровне

ООН. Всемирная хартия защиты природы(1982г).

ЮНЕСКО. Программа «Человек и биосфера».1970г.

Римский клуб. Международная общественная организация, создана в 1968г. Входит около 100 учёных, общественных деятелей, руководителей фондов.

«Гринпис». Неправительственная организация.

МАГАТЭ — международное агентство по атомной энергетике.

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения. Одна из задач — борьба с загрязнением воздуха.

На государственном уровне:

Конституция РФ. Статьи 42,58(см. Конституцию РФ).

Закон «Об охране окружающей среды», 2002г.

Водный кодекс 1995г.

Лесной кодекс 1997 г. и др.

 

Мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Основные этапы (элементы) формирования мировоззрения:

- Мироощущение (чувственный/эмоциональный образ мира);

- Мировосприятие (целостная картина мира)

- Миропонимание (основывается на рациональном объяснении мира)

 

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

· стихийное — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни;

· осознанное — посредством целенаправленной рациональной деятельности, направленной на понимание окружающего мира.

ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:

1. Всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.

2. Формируется постепенно (как стихийно, так и осознанно) и подвержено изменениям в течение всей жизни человека.

3. Всегда связано с убеждениемустойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

4. Определяет общую направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

5. Сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

6. В нем могут проявляться:

· догматизм (от гр. dogma — мнение) — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвижностью, стремлением к авторитарности;

· скептицизм (от гр. skepsis — рассматривающий, исследующий) — философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления;

· разумный критицизм.

Носителями мировоззрения могут выступать как отдельный человек, так и группа людей или даже человечество на том или ином этапе своего развития (например, средневековое мировоззрение).

 

Структура мировоззрения, то есть то, из чего складывается мировоззрение человека, включает в себя отдельные части. Их совокупность и представляет собой мировоззрение человека или группы лиц. Структура мировоззрения включает в себя знания, духовные ценности, убеждения, идеи, принципы и идеалы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Основания для классификации Основные виды мировоззрения Основные приоритеты

Способ отраже­ния действитель­ности

 

 

Обыденное (житейское) Порождение повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворе­ние их потребностей.
Религиозное (Религия) Признание сверхъестествен­ного начала, поддержание в людях надежды на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — рели­гиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.).
Научное Теоретическое осмысление ре­зультатов научной деятельно­сти людей, обобщенных итогов человеческого познания.
Философское (от гр. filo — люблю, sofia — мудрость) Теоретическое обоснование со­держания и способов достиже­ния обобщенных знаний о действительности, установле­ние норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.
Мифологическое (Мифология) Совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Мировоззренчес­кая основа

Теоцентризм (от гр. teos — бог) Приоритет отдается Богу
Природоцентризм Приоритет отдается природе
Антропоцентризм (от гр. antropos — человек) Приоритет отдается человеку
Социоцентризм Приоритет отдается обществу
Наукоцентризм Приоритет отдается знаниям, науке

Вектор

направленности

Прогрессивное Приоритет перехода от более низких форм развития к выс­шим, движение вперёд, изме­нения к лучшему
Реакционное (регрессивное) Приоритет перехода от более высоких форм развития к низ­шим, движение назад, измене­ния к худшему
Революционное Приоритет нового, обоснова­ние необходимости преобразо­вания наличного бытия.
Консервативное Приоритет сохранения суще­ствующего положения.
Оптимистическое Приоритет позитивного нача­ла, уверенность в будущем.
Пессимистическое Приоритет негативного нача­ла, настроения безысходности, неверия в будущее.

Роль мировоззрения в жизни человека:

· даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности;

· позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности;

· создаёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

 

 


Знание — это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека (Боголюбов)

Познание – процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром (Боголюбов)

 

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта (познающей стороны) и объекта познания (познаваемой).

В качестве объекта познания может выступать как неодушевлённый объект, так и человек или общество в целом.

Объект познания можно назвать предметом познания, НО при научных исследованиях предмет познания – это определённый аспект объекта, исследуемый в конкретном случае.

Существуют философские направления, имеющие своё мнение о познаваемости мира:

Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) Философское учение, отрицающее возможность познания.
Конвенционализм (от лат. conventio — соглашение) Существующие научные теории являются лишь соглашениями между учёными и не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов.
Гносеология Раздел философии, изучающий теорию познания. Сторонники гносеологического оптимизма доказывают несостоятельность агностицизма.

Виды познания:

- Обыденно-житейское (обыденно-практическое)

- Научное

- Религиозное

- Социальное

- Мифологическое

- Философское

- Художественно-образное

УРОВНИ (СТУПЕНИ) ПОЗНАНИЯ

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — познание, которое осуществляется органами чувств человека.

Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

1. Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные свойства предмета — форму, цвет, запах и т. п.

2. Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие служит также основной формой формирования представлений.

3. Представление — чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Проще говоря — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с внешним миром.

Интуиция — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства. Основные признаки: внезапность, частичная осознанность, непосредственный характер возникновения знания.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ — познание, осуществляемое рот помощи разума (от лат. ratio — разум, рассудок).

Рациональное познание, присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Основные механизмы (мыслительные операции) рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

1. Понятие — это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение.

2. Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте.

3. Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример логического умозаключения: если a>b, а b>c, то a>c.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.96 (0.009 с.)