Среднерусский институт управления - филиал 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Среднерусский институт управления - филиал



СРЕДНЕРУССКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ

 

Юридический факультет

Специальность: 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности»

Специализация: уголовно – правовая

Кафедра «Конституционного, административного и уголовного права»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Уголовно-процессуальное право»

На тему

«Роль и значение решений Верховного Суда РФ в формировании правосознания судей (по конкретным уголовным делам).»

Автор работы:

студента 3 курса

заочной формы обучения

Кузнецова О.В.

подпись _________________________

«___» ___________________2021 года

Руководитель работы:

канд. юрид. наук, доцент

Шекшуева О.Н.

Оценка __________________________

Подпись _________________________

Содержание

Введение................................................................................................. 3

1 Теоретические аспекты правосознания судей.................................... 5

1.1 Понятие и структура правосознания. Методологическое значение правосознания судьи для учения о назначении наказания..................................................... 5

1.2 Особенности формирования правосознания судьи........................ 7

2 Решения Верховного Суда Российской Федерации как элемент, воздействующий на правосознание судей................................................................................ 13

2.1 Влияние решений Верховного Суда Российской Федерации на правосознание судей............................................................................................................... 13

2.2 Проблемы формирования профессионального правосознания и судейского усмотрения..................................................................................................... 19

Заключение........................................................................................... 24

Библиографический список................................................................. 25


Введение

 

Актуальность темы. Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.

Правосознание побуждает судью к правильному применению закона и тем самым является одним из факторов постановления законного, справедливого и обоснованного судебного решения. Без правосознания было бы невозможно трансформировать информацию о событиях и фактах в правовые знания. Необходимо отметить, что ситуаций, при разрешении которых подключается правосознание, по сути, бесчисленное множество.

Всё вышесказанное обуславливает необходимость рассматриваемой темы и её актуальность.

Степень разработанности анализируемой темы. Данная тема рассматривается в русской науке такими учёными, как: А. А. Барыгина, Б. Т. Безлепкин, В. П. Божьев, Н. В. Варламова, Л. В. Головко, А. В. Гриненко, Ю. М. Грошева, Ю. Г. Зуев, Е. А. Лукашева, А. Р. Ратинови многие другими.

Объект исследования – составляют общественные отношения, связанные с ролью и значением решений Верховного Суда РФ в формировании правосознания судей.

Предмет исследования – выступает совокупность правовых норм, регулирующих роль и значение решений Верховного Суда РФ в формировании правосознания судей.

Цель работы – комплексное и всестороннее изучение роли и значения решений Верховного Суда РФ в формировании правосознания судей

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть понятие и структуру правосознания. Методологическое значение правосознания судьи для учения о назначении наказания;

- представить особенности формирования правосознания судьи;

- проанализировать влияние решений Верховного Суда Российской Федерации на правосознание судей;

- рассмотреть проблемы формирования профессионального правосознания и судейского усмотрения.

Нормативно-правовую базу работы составили: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Методы, использованные в работе: анализ, синтез, сравнение, описательный метод, индукция, конкретизация, дедукция.

Структурно работа представлена: введением, двумя главами, заключением и библиографическим списком.

 


 

Вывод по главе 1.

Профессиональное правосознание судьи - правосознание судьи - это система правовых взглядов, убеждений, представлений, оценок о нормах права и практике их применения, выработанных в результате многократного рассмотрения судебных дел и вынесения по ним решений, а также отношение к своим правам и обязанностям, проявляющееся в системе правовых чувств, настроений, привычек, ориентированных на соблюдение требований законности, объективности и справедливости в правоприменительной деятельности.

 

 

Вывод по главе 2.

Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации, в отличие от прежнего уголовного закона, не содержит теперь указания на то, что «суд назначает наказание, руководствуясь социалистическим правосознанием» (ст. 37 Уголовного кодекса РСФСР). Однако это не означает, что при решении вопроса о назначении наказания, при выборе его вида и размера суд вообще не руководствуется никаким правосознанием. Законодатель, исключая из уголовного закона указание на особый статус судейского правосознания, в то же время значительно расширил понятие и содержание общих начал назначения наказания (ст. 60 УК РФ).


 

Заключение

 

Категория правосознания является теоретическим понятием, в котором отчетливо проявляется взаимосвязь философии и права. Вопросами общей теории правового сознания в юридической науке занимаются главным образом представители теории государства и права. Прикладные проблемы учета правосознания изучаются в отраслевых юридических науках.

Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации, в отличие от прежнего уголовного закона, не содержит теперь указания на то, что «суд назначает наказание, руководствуясь социалистическим правосознанием» (ст. 37 Уголовного кодекса РСФСР). Однако это не означает, что при решении вопроса о назначении наказания, при выборе его вида и размера суд вообще не руководствуется никаким правосознанием. Законодатель, исключая из уголовного закона указание на особый статус судейского правосознания, в то же время значительно расширил понятие и содержание общих начал назначения наказания (ст. 60 УК РФ).

В вопросе о профессиональном правосознании специалисты сходятся во мнении, что правосознанию судьи присущи свойства профессионального правосознания юриста. Это -полученная на научной основе система обширных правовых знаний, социально углубленных убеждений и чувств, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности.

Правосознание побуждает судью к правильному применению закона и тем самым является одним из факторов постановления законного, справедливого и обоснованного судебного решения. Без правосознания было бы невозможно трансформировать информацию о событиях и фактах в правовые знания. Необходимо отметить, что ситуаций, при разрешении которых подключается правосознание, по сути, бесчисленное множество.

 


 

Библиографический список

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в редакции от 4 июля 2020 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г.; Российская газета от 4 июля 2020 г.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 № 137-ФЗ (ред. от 11.03.2020) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532; 2020. – № 11 – Ст. 1505.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // СЗ РФ. – 1994. - № 32. – ст. 3301; 2020. - № 50. - ст. 8129.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 16.04.2021) // СЗ РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 2954;2021. - № 15. – Ст. 242

5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (ред. от 31.05.2021) // СЗ РФ. – 1997. – № 2. – Ст. 198; 2021. – № 22. – Ст. 3689.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (ред. от 24.03.2021) // СЗ РФ. – 2001. - № 52. – Ст. 4921;2021. - № 13. – Ст. 2135

Специальная литература

7. Барыгина, А. А. Доказывание в уголовном процессе. Оценка отдельных видов доказательств:учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт, 2019. - 277 с.

8. Безлепкин, Б. Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах:учебное пособие. — М.: Проспект, 2020. - 304 с.

9. Безлепкин, Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 14-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. - 608 с.

10. Безлепкин, Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: учебное пособие. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2018. - 304 с.

11. Божьев, В. П. Уголовный процесс. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2019. - 490 с.

12. Варламова, Н.В. Правосознание // Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юрист, 2001. -942 с.

13. Головко, Л. В. Курс уголовного процесса. — М.: Статут, 2017. - 1280 с.

14. Гриненко, А. В. Уголовный процесс. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2020. - 308 с.

15. Грошева, Ю.М. Профессиональное правосознание судьи и социалистическое правосудие. Харьков: Вища школа; изд-во при Харьк. гос. ун-те, 1986. - С. 31.

16. Зуев, Ю.Г. Уголовное судопроизводство с участием присяжных заседателей: курс лекций. Москва: Проспект, 2018. - 168 с.

17. Лукашева, Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М.: Юрид. лит., 1973. –153 с.

18. Ратинов. А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1981. –245 с.

19. Тенилова, Т.Л. Временные характеристики в сфере правосознания // "Черные дыры" в Российском законодательстве // Юридический журнал. - 2005. - N 4. - С. 39 - 45.

20. Щербакова, Н.В. Правовая установка и социальная активность личности. М., 1986. -120 с.


[1]Головко, Л. В. Курс уголовного процесса. — М.: Статут, 2017. – С. 349-350.

[2]Лукашева, Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М.: Юрид. лит., 1973. – С. 32.

[3]Зуев, Ю.Г. Уголовное судопроизводство с участием присяжных заседателей: курс лекций. Москва: Проспект, 2018. –С. 30-31.

[4]Божьев, В. П. Уголовный процесс. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2019. – С. 319-320.

[5]Барыгина, А. А. Доказывание в уголовном процессе. Оценка отдельных видов доказательств: учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт, 2019. – С. 64.

[6]Гриненко, А. В. Уголовный процесс. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2020. –С. 239.

[7]Ратинов. А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1981. – С. 86.

[8]Зуев, Ю.Г. Уголовное судопроизводство с участием присяжных заседателей: курс лекций. Москва: Проспект, 2018. –С. 83-84.

[9]Божьев, В. П. Уголовный процесс. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2019. –С. 123.

[10]Безлепкин, Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 14-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. – С. 422.

[11]Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 16.04.2021) // СЗ РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 2954;2021. - № 15. – Ст. 242

[12]Варламова, Н.В. Правосознание // Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юрист, 2001. –С. 750.

[13]Варламова, Н.В. Правосознание // Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юрист, 2001. –С. 674-675.

[14]Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 16.04.2021) // СЗ РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 2954;2021. - № 15. – Ст. 242

[15]Безлепкин, Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: учебное пособие. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2018. –С. 31-32.

[16]Барыгина, А. А. Доказывание в уголовном процессе. Оценка отдельных видов доказательств: учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт, 2019. – С. 64.

СРЕДНЕРУССКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ

 

Юридический факультет

Специальность: 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности»

Специализация: уголовно – правовая

Кафедра «Конституционного, административного и уголовного права»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Уголовно-процессуальное право»

На тему

«Роль и значение решений Верховного Суда РФ в формировании правосознания судей (по конкретным уголовным делам).»

Автор работы:

студента 3 курса

заочной формы обучения

Кузнецова О.В.

подпись _________________________

«___» ___________________2021 года

Руководитель работы:

канд. юрид. наук, доцент

Шекшуева О.Н.

Оценка __________________________

Подпись _________________________

Содержание

Введение................................................................................................. 3

1 Теоретические аспекты правосознания судей.................................... 5

1.1 Понятие и структура правосознания. Методологическое значение правосознания судьи для учения о назначении наказания..................................................... 5

1.2 Особенности формирования правосознания судьи........................ 7

2 Решения Верховного Суда Российской Федерации как элемент, воздействующий на правосознание судей................................................................................ 13

2.1 Влияние решений Верховного Суда Российской Федерации на правосознание судей............................................................................................................... 13

2.2 Проблемы формирования профессионального правосознания и судейского усмотрения..................................................................................................... 19

Заключение........................................................................................... 24

Библиографический список................................................................. 25


Введение

 

Актуальность темы. Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.

Правосознание побуждает судью к правильному применению закона и тем самым является одним из факторов постановления законного, справедливого и обоснованного судебного решения. Без правосознания было бы невозможно трансформировать информацию о событиях и фактах в правовые знания. Необходимо отметить, что ситуаций, при разрешении которых подключается правосознание, по сути, бесчисленное множество.

Всё вышесказанное обуславливает необходимость рассматриваемой темы и её актуальность.

Степень разработанности анализируемой темы. Данная тема рассматривается в русской науке такими учёными, как: А. А. Барыгина, Б. Т. Безлепкин, В. П. Божьев, Н. В. Варламова, Л. В. Головко, А. В. Гриненко, Ю. М. Грошева, Ю. Г. Зуев, Е. А. Лукашева, А. Р. Ратинови многие другими.

Объект исследования – составляют общественные отношения, связанные с ролью и значением решений Верховного Суда РФ в формировании правосознания судей.

Предмет исследования – выступает совокупность правовых норм, регулирующих роль и значение решений Верховного Суда РФ в формировании правосознания судей.

Цель работы – комплексное и всестороннее изучение роли и значения решений Верховного Суда РФ в формировании правосознания судей

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть понятие и структуру правосознания. Методологическое значение правосознания судьи для учения о назначении наказания;

- представить особенности формирования правосознания судьи;

- проанализировать влияние решений Верховного Суда Российской Федерации на правосознание судей;

- рассмотреть проблемы формирования профессионального правосознания и судейского усмотрения.

Нормативно-правовую базу работы составили: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Методы, использованные в работе: анализ, синтез, сравнение, описательный метод, индукция, конкретизация, дедукция.

Структурно работа представлена: введением, двумя главами, заключением и библиографическим списком.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.056 с.)