Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечень оборудования и вспомогательных устройств, необходимых для социально- бытовой адаптации детей-инвалидов с умственной отсталостью
Иллюстрированные художественные книги. Интерактивные книги, книжки-игрушки, развивающие книги с элементами программирования, интерактивного взаимодействия, ориентированных на развитие мелкой моторики, восприятия, усидчивости и пр. Детские научно-популярные книги, картинные словари по социокультурным нормам. Видеотека детских художественных фильмов, фильмов о природе, безопасности жизнедеятельности, другим аспектам взаимодействия ребенка с окружающей действительностью. Учебно-развивающие настольные и компьютерные игры, а также игры и компьютерные программы, разработанных специально для данной категории детей. Ручной инструмент для социально-бытовой ориентировки.
Перечень оборудования и вспомогательных устройств, необходимых для социально- бытовой адаптации детей-инвалидов с РАС Коммуникативная система обмена картинками (PECS). Вспомогательные коммуникативные устройства. Специализированные электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.). Визуальное расписание. Стенды с информацией. Видео-, проекционное оборудования, интернет ресурсы и печатные материалы. 4.5. Описание функционала специалистов, привлекаемых к работе по социально- бытовой адаптации детей-инвалидов для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы.
Разработка должностных инструкций специалистов, привлекаемых к работе по социально бытовой адаптации детей инвалидов осуществляется с учетом приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), а также с учетом приказа Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
учитель; воспитатель; педагог-психолог; социальный педагог; педагог-организатор; педагог дополнительного образования; учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог); тьютор; ассистент (помощник).
Учитель Работа учителя в плане социально-бытовой адаптации инвалидов заключается в учете психолого-физиологических особенностей в ходе урочной и внеурочной деятельности. Содействии формированию общей культуры личности, социализации с помощью разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения. Учитель осуществляет обоснованный выбор учебно-методического обеспечения, технических средств обучения, включая цифровые образовательные ресурсы для формирования жизненных компетенций у обучающихся. В рамках образовательного процесса организует и поддерживает разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой. Оценивает эффективность освоения программы на основании достижения личностных, предметных и (или) метапредметных результатов. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении в плане социально-бытовой адаптации детей-инвалидов. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы, определяющих индивидуальный план социально-бытовой адаптации ребенка-инвалида.
Воспитатель Работа воспитателя в плане социально-бытовой адаптации нацелена: на содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся как необходимого условиях их социально-бытовой адаптации.
осуществление необходимых корректировок системы воспитания обучающихся в плане социально-бытовой адаптации, изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов; содействие росту познавательной мотивации и становлению учебной самостоятельности детей-инвалидов, формированию у них социальных компетентностей. создание благоприятной микросреду и комфортного морально-психологического климата для каждого обучающегося; содействие развитию коммуникативной деятельности и навыков партнерства; содействие получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства; совершенствование жизнедеятельности коллектива обучающихся в соответствии с их индивидуальными и возрастными интересами; наблюдение (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. планирование и проведение с обучающимися коррекционно-развивающей работы (с группой или индивидуально) на основе изучения индивидуальных особенностей детей и рекомендаций педагога-психолога.
Педагог-психолог Работа психолога в плане социально-бытовой адаптации направлена на: психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; психологическое консультирование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; психологическую коррекцию поведения и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; психологическую диагностику особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ, в том числе на психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ психологическую экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций для детей-инвалидов, психологическое консультирование субъектов образовательного процесса, коррекционно-развивающую работу с обучающимися, психологическую диагностику детей и обучающихся, психопрофилактику.
Социальный педагог Функционал социального педагога в плане содействия социально-бытовой адаптации детей-инвалидов предусматривает: осуществление комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся; изучение особенностей личности обучающихся и их микросреды, условия их жизни; выявление интересов, потребностей, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций у обучающихся и своевременное оказание им социальную помощи и поддержки; выполнение посреднических функций между участниками образовательного процесса, а также между обучающимися и семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
определение задач, форм, методов социально-педагогической работы с обучающимися, способы решения личных и социальных проблем с помощью современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; осуществление мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся; организация различных видов социально значимой деятельности обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении; установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.; -содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья; организует разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности, познавательных интересов, способностей, используя компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности; участие в организации их самостоятельной деятельности обучающихся; участие в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей; взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. с целью содействия их социально-бытовой адаптации участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся по вопросам социально-бытовой адаптации обучающихся.
Педагог-организатор Функционал педагога-организатора в плане содействия социально-бытовой адаптации детей-инвалидов предусматривает: изучение возрастных и психологических особенностей, интересов и потребностей обучающихся в школе и по месту жительства; создание условий для их реализации в различных видах творческой деятельности;
организацию внеурочной деятельности обучающихся, в том числе посредством детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность обучающихся и взрослых, организации каникулярного отдыха детей; содействие реализации прав ребёнка на создание детских ассоциаций, объединений; организует социализирующие мероприятия (вечера, праздники, походы, экскурсии и др.); поддержание социально значимых инициатив обучающихся в сфере их свободного времени, досуга и развлечений; привлечение к работе с обучающимися работников учреждений культуры и спорта, родителей, общественность; организацию работы ученических органов самоуправления; анализ достижений обучающихся; оценку эффективности их обучения, на основе развития опыта творческой деятельности; вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса; оказывает поддержку детским формам организации труда обучающихся как важной составляющей их социально-бытовой адаптации.
Педагог дополнительного образования Функционал педагога дополнительного образования в плане содействия социально- бытовой адаптации детей-инвалидов заключается в: осуществлении дополнительного образования обучающихся; выявлении творческих способностей обучающихся и содействии развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей развитие их разнообразной творческой деятельности; обеспечении педагогически обоснованного выбора форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; проведении учебных занятий с опорой на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий; организации разных видов деятельности обучающихся, ориентируясь на их личности, осуществление развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. организации участие обучающихся в массовых мероприятиях.; участии в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам.
Учитель-дефектолог (учитель-логопед, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог) Деятельность учителя-дефектолога в плане содействия социально-бытовой адаптации детей-инвалидов заключается в: осуществлении работы, направленной на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся;
проведении педагогического обследования обучающихся, определении структуры и степени выраженности имеющегося у них нарушения развития, выявление особых образовательных потребностей; проведении групповых и индивидуальных занятий по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций; взаимодействии с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками по вопросам коррекции недостатков в развитии обучающихся; консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам; содействии формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ; изучении индивидуальных особенностей, способностей, интересов и склонностей обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям
Тьютор Работа тьютора в плане социально-бытовой адаптации ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Задача тьютора состоит в организации обучения (организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты). Тьютор организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор создает для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.
Ассистент (помощник) Обязанности ассистента при организации обучения детей с ОВЗ описываются в ряде документов. В том числе в ст. 79 ФЗ № 273-ФЗ оговаривается в качестве одного из специальных условий обучения детей с ОВЗ предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; в части IIIприказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 1015 указывается на необходимость создания специальных условий обучения, в том числе предоставление услуг ассистента, оказывающего необходимую помощь. Также о задачах ассистентов отдельно говорится в положениях по организации итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ). Функционал ассистента в плане социально-бытовой адаптации заключается в оказании технической помощи ребенку-инвалиду, обеспечении доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Алгоритм организации работы по социально-бытовой адаптации детей- инвалидов для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы в зависимости от нозологии детей-инвалидов Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях предусматривает работу в рамках трех взаимосвязанных направлений: пространственно-средовая адаптация; социально-личностная адаптация; социально-коммуникативная адаптация. В рамках каждого направления выделяется пассивная и активная форма адаптация. Пассивная форма предполагает изменение среды под потребности обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, активная – усвоение самим обучающимся способов взаимодействия со средой. Пространственно-средовая адаптация заключается в: адаптации образовательного пространства (создание безбарьерной среды в пространстве школы); информационное оснащение процесса социально-бытовой адаптации (обеспечение доступности сайтов образовательной организации, своевременное размещение информации по вопросам социально бытовой адаптации и др.); формирование толерантного отношения к детям-инвалидам. Пассивная форма пространственно-средовой адаптации предполагает организацию безбарьерной среды в пространстве школы (микропространстве) и внедрение элементов доступной детям-инвалидам среды в пространстве, не относящемся к пространству школы (макропространстве); формирование толерантного отношения к обучающемуся с ОВЗ и инвалидностью, адаптацию окружающей среды в плане введения в обиход оборудования и вспомогательных устройств, облегчающих реализацию бытовых навыков. Особенно значимой пассивная форма пространственно-средовой адаптации является для детей- инвалидов, особенности которых создают значимые сложности при осуществлении самообслуживания и выполнении ежедневных действий по гигиене и самообслуживанию. Реализация активной формы пространственно-средовой адаптации заключается в овладении ребенком-инвалидом способами перемещения в доступной или проблемной для него среде как в микро-, так и в макропространстве, с помощью сопровождающих или (при возможности) самостоятельно, освоение жизненно важных навыков, как в самообслуживании, гигиене, так и в области самоорганизации, овладение наиболее эффективными способами выполнения необходимых действий в быту. Несмотря на то, что освоение основных бытовых умений и навыков должно начинаться у ребенка с раннего возраста и усваиваться в максимально естественной среде путем многократного контролируемого выполнения, до сих пор часто в школы приходят дети, не владеющие простейшими навыками самообслуживания. Разрыв между неумением выполнять простейшие действия по самообслуживанию значительно в большей степени, чем отличия в академической успеваемости, демонстрируют разницу между детьми-инвалидами и нормально развивающимися детьми. Следовательно, процесс социально-бытовой адаптации должен быть начат задолго до поступления ребенка в школу. Социально-личностная адаптация предусматривает развитие и совершенствование личностного потенциала ребенка-инвалида, включая формирование у ребенка положительного образа себя, понимания особенностей своего состояния; формирование активной жизненной позиции, потребности в самостоятельности и независимости, нормализацию психологического состояния и минимализацию негативных личностных качеств. Именно в рамках данного направления адаптации предусматривается развитие способностей и интересов ребенка. Форма пассивной социально-личностной адаптации в виде предоставления ребенку возможностей реализации способностей и задатков, возможностей переживания ситуаций успеха, последовавших за активными действиями самого ребенка. Активная форма заключается во включении ребенка в разнообразные виды деятельности в соответствии с его склонностями и интересами, использовании ребенком предложенных и самостоятельно выявленных возможностей. Социально-коммуникативная адаптация включает в себя усвоение культуры общества, норм его поведения. И начальным этапом ее является усвоение культуры коммуникации в обществе. Данное направление адаптации также предполагает реализацию в активной и пассивной форме. Пассивная адаптация ребенка заключается, в формировании у школьного сообщества (как детей, так и персонала, и родительского сообщества) умений корректного (принимающего, поддерживающего, мотивирующего) общения с ребенком-инвалидом, обучение их навыкам взаимодействия и способам общения. Особенно если требуется применение альтернативных форм коммуникации. Активная форма социально-коммуникативной адаптации предполагает овладение ребенком правилами и нормами взаимодействия в микросреде школы, а также макросреде; усвоение различных стратегий общения в зависимости от собеседника и типа ситуации общения. В зависимости от нозологии нарушения, определяющего инвалидность ребенка, проблемы коммуникации могут находиться в той или иной плоскости и иметь различную степень выраженности. Так, дети с нарушениями зрения в силу сохранности обратной звуковой связи в принципе осваивают речь в той же закономерности, что и нормально развивающиеся дети. Особенность их коммуникации связана с бедностью сенсорного опыта в силу ограничения визуальной информации. Следовательно, связь между словами, объектами и действиями, их обозначающими, может быть очень поверхностна (вербализм). На развитие коммуникации как деятельности также влияют особенности личности ребенка с нарушением зрения, неспособность копировать внешние поведенческие акты приводит к формированию ненормативных средств мимики, жестов, движений и поведенческих образцов. А формальное усвоение «нормальных образцов» приводит к шаблонности поведения, клишированию. Следовательно, работа в области социокультурной адаптации для детей с нарушением зрения будет направлена на преодоление описанных затруднений. Иная картина коммуникативных трудностей складывается у детей с нарушением слуха. Внешняя речь у детей этой группы может быть развита в различной мере, причем в очень широком диапазоне отличий. Это связано с различной степенью ограничения слуха, а также временем возникновения нарушения и адекватностью коррекционных мероприятий. Также, как и у детей с нарушениями зрения, личность ребенка с нарушением слуха складывается в особых условиях, что неизбежно влечет за собой формирование неэффективных коммуникативных стратегий. Формирование умений учитывать особенности партнера по общению, анализировать и отбирать информацию для общения, эффективно пользоваться звучащей речью – эти задачи определяют содержание работы по социально- коммуникативной адаптации детей с нарушениями слуха. Для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС== вопросы социальной адаптации занимают особое место, потому что основные нарушения при РАС прямо относятся к социальной жизни человека: в МКБ-10 указано, что детский аутизм – это расстройство, при котором всегда отмечаются качественные нарушения социального взаимодействия, выступающие в форме неадекватной оценки социо-эмоциональных сигналов, что проявляется как: отсутствие социо-эмоциональной взаимности (особенно характерно); отсутствие реакций на эмоции других людей и/или отсутствие модуляций поведения в соответствии с социальной ситуацией; отсутствие социального использования имеющихся речевых навыков, недостаточная гибкость речевого выражения и относительное отсутствие творчества и фантазии в мышлении; нарушенное использование тональностей и выразительности голоса для модуляции общения; такое же отсутствие сопровождающей жестикуляции; нарушения в ролевых и социально-имитативных играх10. Такие особенности развития делают социальную адаптацию не только одной из целей, на достижение которой направлен весь лечебно-коррекционный процесс, непосредственной задачей практической деятельности педагогов, психологов, врачей, но и необходимой основой реализации академического компонента образования. Главным моментом, объединяющим деятельность всех специалистов, привлекаемых к работе по социально-бытовой адаптации, а в широком смысле к социализации, является задача коррекции основных нарушений у ребёнка-инвалида. Любой предмет от математики до физкультуры и от иностранного языка до музыки может является инструментом коррекционной работы, а не только источником соответствующей области знаний. Таким образом элементы социально-бытовой адаптации легко и органично включаются в материал учебных предметов, других видов урочной деятельности, а также во внеурочную деятельность. Организация работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в образовательной организации начинается с внимательного всестороннего изучения особенностей различных сторон развития ребёнка. На основании анализа полученных данных определяются приоритетные направления, последовательность и содержание работы по каждому из направлений, которые фиксируются в индивидуальной программе развития ребенка. В программе также фиксируется круг специалистов, привлекаемых к работе по социально-бытовой адаптации ребенка-инвалида и их функционал. Обязательным является определение роли родителя в процессе социально-бытовой адаптации ребенка. 4.6. Перечень и содержание основных мероприятий по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы
Социально-бытовая адаптация предусматривает реализацию системного подхода к процессу развития способностей ребенка-инвалида к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Основной целью мероприятий по социальной- бытовой адаптации является формирование у ребенка-инвалида алгоритмов выполнения жизненно важных действий по всем направлениям социально-бытовой адаптации: социально-коммуникативная адаптация; -социально-личностная адаптация; -пространственно-средовая адаптация. В условиях образовательной организации в рамках содействия социально-личностной адаптации осуществляются психолого-педагогическое и психологическое консультирование, психолого-педагогическая диагностика, психологическая коррекция, социально- педагогическое консультирование, коррекционно-педагогическая работа, воспитательная деятельность. Психолого-педагогическое и психологическое консультирование, которые направлены на коррекцию психологического состояния детей-инвалидов для их адаптации в обществе, предупреждение и преодоление у него социально-психологических проблем, а также оказание им квалифицированной помощи в решении внутренних проблем и проблем межличностного характера. Консультирование включает в себя следующие виды работ: Выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, вытекающих из результатов проведённого психодиагностического обследования, причем соответствующие рекомендации должны предлагаться в форме, понятной и доступной для практической реализации. Дополнительно в рамках и психологического консультирования может быть предусмотрено осуществление посреднических действий между ребенком и другими специалистами, службами, учреждениями, оказывающими социально-психологические услуги (телефонные переговоры, личные встречи, письменное ходатайство, направление на консультацию, диагностику и иные действия). Социально-психологическое консультирование родителей может быть организовано по запросу родителя в связи с оказанием консультативной помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; или по инициативе психолога после проведения первичной диагностики. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о проблемах социально-бытовой адаптации ребёнка. Так же целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.087 с.) |