Нормативные акты муниципального уровня 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативные акты муниципального уровня



На муниципальном уровне должны быть утверждены:

План-график мероприятий муниципального уровня по организации работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы в общеобразовательных организациях муниципального образования.

Пакет нормативных документов, регламентирующих оказание ППМС-помощи обучающимся в образовательных организациях муниципального образования, ==Приказ «Об утверждении перечня услуг (работ) муниципальными казенными, бюджетными, автономными учреждениями при исполнении муниципального задания»;

Приказ «О порядке разработки и утверждении показателей, характеризующих качество предоставления услуг (выполнения работ) муниципальными казенными, бюджетными, автономными учреждениями при исполнении муниципального задания». При организации работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы в соответствии со статьями ФЗ № 273, прежде всего статьей 30, должно быть обеспечено отражение данного направления в локальных нормативных актах, определяющих нормы образовательных отношений, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

4.2. Рекомендации по организационному, кадровому, материально-техническому и методическому обеспечению по организации работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы

 

На этапе модернизации образования признано, что система обучения и воспитания детей-инвалидов должна обеспечивать не только оптимальный уровень образования каждому ребенку, но и готовить воспитанников к жизни в современном социуме. Этот подход основывается на современной стратегии развития системы образования, признании безусловной ценности любой человеческой личности для общества Современная парадигма социокультурного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья имеет гуманистическую направленность.

Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях представляет собой многоаспектный процесс, который заключается в приобретении или восстановлении утраченных навыков самообслуживания и деятельности в быту, взаимодействия с окружающими, адаптации к новым условиям в целом, а также специального обустройства помещений, которое должно быть комфортным и безопасным.

Обязательным условием работы по социально-бытовой адаптации является качественное образование и применение в образовательном процессе технологий коррекционно-реабилитационной работы.

Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов в образовательных организациях предусматривает:

социально-коммуникативную адаптацию;

социально-личностную адаптацию;

пространственно-средовую адаптацию.

Реализация данных направлений рассматривается нами в двух формах: активной, предполагающей усилия со стороны самого ребенка с инвалидностью и пассивной, представляющей собой комплекс внешних условий.

Методологической основой процесса социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в образовательных организациях являются положения культурно-историческая концепция Л.С. Выготского согласно которой основным источником развития психики является среда, в которой психика формируется, а всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание, а также труды его последователей о роли специального обучения детей с отклонениями в развитии на различных возрастных этапах, о компенсации нарушенных функций, о принципе развивающего обучения, предполагающем учет зон актуального и ближайшего развития, а также деятельностная концепция учения и личностно ориентированный подход к ребенку.

В целях создания максимально эффективной системы социально-бытовой адаптации внутри образовательной организации должно быть обеспечено:

Применение разноуровневых адаптивных по годам обучения программ основного общего образования с различными сроками обучения;

применение адаптивных учебных планов в классах для детей, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не могут освоить «академический» компонент содержания общего образования в полном объеме;

осуществление дифференцированного дополнительного образования, в кружках и секциях творческого, художественного, познавательного, спортивного направлений;

проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

развитие форм детского самоуправления;

реализация социализирующих программ интегрированной направленности;

Важное значение для социально-бытовой адаптации детей-инвалидов имеет проведение просветительской работы по формированию толерантного отношения к людям с инвалидностью и ОВЗ, в том числе среди обучающихся других образовательных организаций.

Для оптимизации учебного процесса большое внимание должно уделяться поиску адекватных педагогических технологий обучения.

Реализация потенциала каждого ребенка в плане социально-бытовой адаптации требует обеспечения преемственности в работе образовательных организаций разных уровней образования.

Эффективная комплексная мобилизация компенсаторных возможностей учащихся на фронтальных занятиях и индивидуальных занятиях, учет их психофизических особенностей обеспечивают индивидуализацию процесса овладения жизненными компетенциями.

Психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации является важным инструментом, определяющим направления и содержания социально-бытовой адаптации ребенка-инвалида. Консилиум несет ответственность за создание необходимых условий по адаптации образовательного пространства, которые предписаны в заключении ПМПК. Непосредственное участие в работе консилиума принимают родители (законные представители ребенка). В ходе работы консилиума проводится всестороннее психолого- педагогическое обследование детей с целью выявления их возможностей и особых образовательных потребностей, рисков и ограничений адаптации и социализации обсуждаются вопросы касающиеся определения стратегии социально-бытовой адаптации ребенка в образовательном процессе, вырабатываются совместные рекомендации для каждого специалиста, работающего в школе с данным учеником, в том числе и в плане социально-бытовой адаптации, формулируются рекомендации по составлению образовательного маршрута ребенка, в том числе специальной индивидуальной программы при необходимости, направленной на формирование жизненной компетентности ребенка, овладение средствами коммуникации, нормализацию его образа жизни, реализацию возможностей ребенка в обучении, в том числе в овладении основами знаний по предметам с учетом его актуального уровня развития и потенциальных возможностей развития с учетом уровня психического развития, индивидуальных особенностей, а в дальнейшем осуществляется мониторинг динамики развития обучающихся, достижения планируемых результатов коррекционно-развивающей работы.

В плане формирования жизненных компетенций у детей, обучающихся по СИПР для мониторинга педагогического процесса 2 раза в год в СИПР отражается сформированность представлений, умений и навыков обучающихся, отмечается степень их самостоятельности. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например, «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».

В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий год. В целях информирования о результатах обучения детей их родителям (законным представителям) направляется информационное письмо, отражающее содержание предоставленной в течение учебного года психолого-педагогической помощи ребенку, динамику развития и оценку сотрудничества учреждения и семьи по вопросам воспитания и обучения ребенка, в том числе по вопросам социально-бытовой адаптации.

Важное значение в плане развития социально-бытовой адаптации детей-инвалидов имеет проведение консультирования родителей по вопросам особенностей развития, социализации и обучения детей-инвалидов, вопросам оптимизации семейного воспитания, знакомство с представлениями и овладения навыками эффективного взаимодействия с детьми, адаптации, обучения и социализации. Эффективными формами работы в данном направлении являются не только консультации, но и общение в рамках родительских/ детско-родительские групп и клубов, детско-родительские группы.

План социализирующих мероприятий для детей-инвалидов в образовательных организациях должен включать как развитие внутришкольной социальной среды, специальной организации всей жизни обучающегося, обеспечивающей развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и в семье, но и непосредственное участие ребенка в мероприятиях интеграционного характера.

Данные мероприятия помимо формирования активной формы социально-бытовой адаптации предполагают реализацию механизмов пассивной адаптации, касающихся формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью и ОВЗ.

Кадровое обеспечение социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в образовательных организациях осуществляется с учетом приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), а также с учетом приказа Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Затраты на дополнительное профессиональное образование педагогов с целью достижения необходимого уровня и спецификации закладываются на региональном и муниципальном уровнях в нормативные затраты на оказание государственных и муниципальных услуг, приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «педагог- психолог (психолог в сфере образования)».

В штат специалистов образовательной организации, осуществляющей работу по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в контексте реализации АООП НОО и ОВЗ АООП О у/о должны входить руководящие, педагогические и иные работники, имеющие уровень образования и квалификации, определенный для каждой занимаемой должности с ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и у/о. При необходимости образовательная организация может использовать сетевые формы при организации работы по социально- бытовой адаптации детей-инвалидов, которые позволят привлечь специалистов других организаций к работе с обучающимися для удовлетворения их особых образовательных потребностей.

Педагоги образовательной организации должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, учителя-логопеда; б) по специальностям «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия»; в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: а) по специальности «Специальная психология»; б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; в) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной психологии.

Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: а) по специальности «Логопедия»; б) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии; в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого- педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии.

Воспитатели должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по педагогическим специальностям с обязательным прохождением профессиональной пере- подготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или спе- циальной психологии, подтвержденной удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы; либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Тьютор должен иметь высшее профессиональное педагогическое образование и диплом установленного образца о профессиональной переподготовке по соответствующей программе.

Ассистент (помощник)1 должен иметь образование не ниже среднего общего и пройти соответствующую программу подготовки.

Организация имеет право включать в штатное расписание специалистов по информационно-технической поддержке реализации, имеющих соответствующую квалификацию.

4.3. Материально-техническое обеспечение работы по организации социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в образовательных организациях (с учетом нозологий)

 

Материально-техническое обеспечение работы по организации социально-бытовой адаптации детей-инвалидов имеет целью адаптацию образовательного пространства в соответствии с потребностями детей-инвалидов (с учетом нозологий), обеспечение ребенка- инвалида оборудованием и вспомогательными устройствами, информационное оснащение процесса социально-бытовой адаптации детей-инвалидов в образовательной организации.

ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о определяют требования к материально-техническому обеспечению как общие характеристики инфраструктуры образовательной организации. Материально-технические условия реализации, адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ должны обеспечивать:

возможность достижения обучающимися с ОВЗ установленных стандартом требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;

соблюдение:

санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);

санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.);

социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);

пожарной и электробезопасности;

требований охраны труда;

своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения.

Материально-техническое обеспечение социально-бытовой адаптации в образовательных организациях должно соответствовать как ряду общих характеристик инфраструктуры образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о, так и особым в зависимости от нозологии инвалидности.

Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование детей-инвалидов, должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности к:

соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса;

обеспечению санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;

соблюдению пожарной и электробезопасности;

соблюдению требований охраны труда;

соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.

Материально-техническое обеспечение должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям, предъявляемым к:

участку (территории) и зданию образовательного учреждения;

помещениям библиотек, актовому и физкультурному залу, залу для проведения музыкально-ритмических занятий, лечебной физкультуре;

помещениям для осуществления образовательного и коррекционно-развивающего процессов: классам, кабинетам учителя-дефектолога, педагога-психолога и др. специалистов, структура которых должна обеспечивать возможность для организации разных форм урочной и внеурочной деятельности;

трудовым мастерским (размеры помещения, необходимое оборудование в соответствии с реализуемым профилем (профилями) трудового обучения);

кабинетам медицинского назначения;

помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания;

туалетам, душевым, коридорам и другим помещениям.

Учебные кабинеты образовательной организации, в которой обучаются дети с инвалидностью, должны включать рабочие, игровые зоны и зоны для индивидуальных занятий, структура которых должна обеспечивать возможность организации урочной, внеурочной учебной деятельности и отдыха.

В образовательной организации должны быть кабинеты специалистов (педагога- психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и др.), помещения для физкультурно- оздоровительной и лечебно-профилактической работы, медицинский кабинет, помещение библиотеки (наличие читального зала, медиатеки); помещение для питания обучающихся; помещения, предназначенные для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, техническим творчеством, естественно-научными исследованиями; актовый зал; спортивный зал; площадка на территории образовательной организации для занятий и прогулок на свежем воздухе.

Под особой организацией образовательного пространства для ребенка-инвалида по слуху понимается создание комфортных условий для слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи. Среди них:

расположение обучающегося в классе или другом помещении при проведении коллективных мероприятий,

продуманность освещенности лица говорящего и фона за ним,

использование современной электроакустической, в том числе звукоусиливающей аппаратуры, а также аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран),

регулирование уровня шума в помещениях,

наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц на стендах или электронных носителях, предупреждающей об опасностях, изменениях в режиме обучения и обозначающей названия приборов, кабинетов и учебных классов;

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

обеспечение беспроводным оборудованием (на радиопринципе или инфракрасном излучении) при постоянном пользовании глухими детьми индивидуальными слуховыми аппаратами или кохлеарным имплантами (или кохлеарным имплантом и индивидуальным слуховым аппаратом) с учетом медицинских показаний; в классных помещениях необходимо предусмотреть специальные места для хранения FM–систем, зарядных устройств, батареек.

Обязательный учет данных условий требует специальной организации образовательного пространства при проведении любого рода мероприятий во всех учебных и внеучебных помещениях (включая коридоры, холлы, залы и др.), а также при проведении внешкольных и выездных мероприятий.

Организация рабочего пространства ребенка с ОВЗ осуществляется с использованием здоровьесберегающих технологий. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Парта должна иметь хорошее освещение. Необходимо учесть, какой рукой пишет ребенок: если ведущая рука правая, то свет на рабочую поверхность должен падать слева, а если ребенок левша, тогда стол лучше установить возле окна так, чтобы свет падал справа. Необходимые школьные учебники должны находиться на расстоянии вытянутой руки; обязательно пользоваться подставкой для книг. С парты должен открываться прямой доступ к информации, расположенной на доске, информационных стендах и пр.

Для реализации специальных условий обучения школьников с нарушением слуха в условиях реализации нового федерального государственного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации создается полифункциональная образовательная среда. Компоненты пространства полифункциональной среды позволят организовать траекторию сопровождения каждого школьника, исходя из принципа «оптимизма и веры в здоровые силы ребенка». Остановимся на некоторых компонентах.

Архитектурное пространство всей образовательной организации:

Наличие бегущей строки для информационного обеспечения чрезвычайных и штатных ситуаций во всех классах, в рекреациях, в столовой, спортивном и актовом залах.

Световая индикация начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т.д.); световое оповещение пожарной сигнализации и сигнала тревоги; информационно- световые табло, бегущие строки во всех помещениях образовательной организации.

Стенды на стенах образовательного учреждения с представлением на них наглядного материала о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасного поведения и т.д.

Мобильный Интернет, «Skype», «Veber», «Camfrog» для обмена сообщениями с родителями, сверстниками, получения необходимой информации.

Специальное оборудование помещений:

Мультимедийное оборудование для групповых и индивидуальных занятий: SMART- доска/SMART- столик/интерактивная плазменная панель с программным обеспечением к ним.

Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования (стационарная проводная или беспроводная, например, FM- системы); стационарная аппаратура индивидуального пользования, визуальные приборы и специальные компьютерные программы для работы над произношением; с учетом медицинских показаний обучающимся обеспечивается.бинауральное слухопротезирование.

Учебно-методические и иные раздаточные материалы в доступных форматах (электронном, видеоформате).

Услуги (в случае необходимости) тьютора, ассистента (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), осуществление сурдосопровождения (в случае необходимости) глухих школьников для осуществления психолого- педагогической поддержки, при проведении общешкольных мероприятий, общения с глухими родителями.

Учебное пространство представляется организацией адекватного комфортного обучения школьников через осуществление индивидуального клинико-психолого- педагогического подхода в урочной и внеурочной деятельности; организацией психолого- педагогического сопровождения в учебное время; организацией динамического наблюдения за успешностью сопровождения силами обучающихся школьного медико-психолого- педагогического консилиума; проектированием индивидуальных маршрутов обучения и сценариев социализации.

Учебное пространство строится на принципах:

изучение контингента обучающихся с нарушениями слуха для учета реальных учебных возможностей каждого из них;

уровневой дифференциации учебно-воспитательного процесса;

подбора педагогических технологий;

отбора программного содержания;

организация адекватного комфортного обучения через научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса с учетом учебных возможностей и психофизических особенностей глухих школьников;

создание адекватных инновационных педагогических технологий учебной деятельности в диаде «учитель-ученик»; осуществление на постоянной основе системы сбора передовых технологий обучения, создание адекватных учебных материалов: рабочих тетрадей, учебников, учебных пособий, электронных учебников, мультимедийных учебных пособий.

доступное обеспечение элементами планирования учителя: учебно- методические комплексы и рабочие программы по предметным областям основного общего образования через представление на информационных ресурсах образовательных организаций (сайты, электронные учительские) как очного, так и по необходимости дистанционного обучения школьника, имеющего нарушения слуха.

Коррекционное пространство реализуется через: индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи; фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и технике речи, музыкально – ритмические занятия, дополнительные коррекционные занятия по коррекции познавательной деятельности и пространственно-временной сферы, микро- и макромоторики;

Дополнительное образовательное пространство может быть представлено учебным планом, составленным из расчета 4 часа на каждого воспитанника, что позволяет осуществить в каждой образовательной организации от 10 до 30 программ художественной, творческой и спортивной направленности.

Информационное обеспечение включает необходимую нормативно-правовую базу образования глухих обучающихся с легкой и тяжелой формой умственной отсталости и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

Должны быть созданы условия для функционирования современной информационно- образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств (в том числе, флеш-тренажеров, инструментов Wiki, цифровых видео-материалов и др.), обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения адаптированной основной образовательной программы.

Информационно-образовательная среда образовательной организации должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентных участников образовательного процесса в решении учебно- познавательных и профессиональных задач с применением информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

планирование образовательного процесса;

размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе

работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;

фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе – дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

взаимодействие образовательной организации с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями.

 

Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников ее использующих. Функционирование информационной образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации

Образовательная организация имеет право включать в штатное расписание специалистов по информационно-технической поддержке образовательной деятельности, имеющих соответствующую квалификацию. Образовательная организация также имеет право включать в штатное расписание инженера, имеющего соответствующую квалификацию для обслуживания электроакустической аппаратуры фронтального и индивидуального пользования.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования.

При реализации общеобразовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Для глухих и слабослышащих обучающихся предусматриваются определенные формы социальной и образовательной интеграции, учитывающие особенности и возможности обучающихся. Это требует координации действий, обязательного, регулярного и качественного взаимодействия специалистов, работающих как с глухими обучающимися, так и с их сверстниками с нормальным слухом. Для тех и других специалистов предусматривается возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.

 

Требования к организации пространства

Материально-технические условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:

возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования глухих обучающихся;

соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.); санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.); социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.); пожарной и электробезопасности; требований охраны труда; своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта.

возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения==

Важным условием организации пространства, в котором обучаются обучающиеся с нарушением слуха, является:

наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц на стендах или электронных носителях, предупреждающей об опасностях, изменениях в режиме обучения и обозначающей названия приборов, кабинетов и учебных классов;

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

Образовательная организация должна содержать оборудованные комфортные помещения, включая учебные кабинеты, специальные кабинеты для фронтальных и индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению, музыкально – ритмических занятий, кабинеты психологов и психологической разгрузки, кабинет информатики, спальни, столовую, спортивный зал, санитарные, игровые и бытовые комнаты и др.

Необходима продуманность освещенности лица говорящего и фона за ним, использование современной электроакустической, в том числе звукоусиливающей аппаратуры, а также аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран).

Учебные кабинеты, включая кабинеты начальных классов, кабинеты для фронтальных и индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и произносительной стороны речи, для музыкально – ритмических занятий, оборудуются звукоусиливающей аппаратурой, отвечающей современным аудиологическим и сурдопедагогическим требованиям, способствующей развитию слухового восприятия обучающихся; в образовательной организации необходимо иметь приборы для исследования слуха - тональный и речевой аудиометры.

В течение всего учебного дня и во внеурочное время ребёнок должен пользоваться слуховыми аппаратами с учетом медицинских рекомендаций.

В классных помещениях необходимо предусмотреть специальные места для хранения FM –систем, зарядных устройств, батареек и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.087 с.)