Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наименование изучаемых разделов

Поиск

Форма обучения: очная

 

2021

СОГЛАСОВАНО   На заседании предметно - цикловой комиссии Протокол №__ от «__»________2021г. Председатель ПЦК: ___________ Пьянкова Ю.Ф.     УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБПОУ «КПГТ»   __________Т.А. Гвоздева

 

Методические рекомендации и контрольные задания

 по учебной дисциплине ОП.02ПСИХОЛОГИЯ

разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего         профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование;

- учебного плана, утвержденного Приказом директора ГБПОУ «Каслинский промышленно – гуманитарный техникум» от _______2020 г. № __

 

 

       Организация-разработчик: государственное бюджетное                          профессиональное образовательное учреждение «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум»

 

Разработчик: Пьянкова Ю.Ф., преподаватель ГБПОУ «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум» первая категория

 

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

введение.................................................................................. 4

1 Методические рекомендации по работе с литературой.. 10

2 Рекомендации по самоорганизации внимания

при усвоении материала....................................................... 11

3 Рекомендации по эффективному запоминанию материала 12

4 Контрольные задания........................................................ 13

5 Примерный перечень вопросов к экзамену...................... 20

6 Список рекомендуемой литературы................................. 23

ПРИЛОЖЕНИЕ Образец оформления титульного листа контрольной работы 26

 

 

Введение

Цель учебной дисциплины «Психология» – формирование системы знаний о закономерностях психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности, умения выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников и учитывать их в процессе воспитания и обучения.

Задачи:

1. Изучить предмет, особенности, разделы и методы психологии как науки.

2. Изучить типологические, индивидуальные, возрастные и половые особенности человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности, методы и методики их выявления.

3. Рассмотреть особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте.

4. Изучить психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации и девиантного поведения личности.

5. Изучить основы психологии творчества.

Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять знания психологии при решении педагогических задач;

- выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников;

- выявлять особенности развития познавательной сферы детей дошкольного возраста;

- В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;

- понятие, функции, физиологическую основу, классификацию видов, свойства и закономерности психических познавательных процессов;

- особенности развития познавательной сферы личности в дошкольном возрасте;

- основы психологии личности;

- закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;

- возрастную периодизацию;

- возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;

- особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;

- групповую динамику;

- понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения;

- основы психологии творчества.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Рекомендации по самоорганизации внимания при усвоении материала

1.Заранее планируйте время самостоятельной учебной работы, исключите на это время всё, что могло бы вас отвлечь.

2.Заранее организуйте свое рабочее место.

3.Максимально мобилизуйте волю, заставьте себя не думать о том, что занимало вас перед учебной работой. Один из способов – предварительный просмотр материалов задания, составление плана работы.

4.Приступая к новой теме, просмотрите предыдущий раздел, ликвидируйте пробелы в знаниях, иначе непонимание сделает вашу работу бесполезной.

5.Конспектирование и чтение вслух обеспечивает лучшее сосредоточение внимания.

6.Темп чтения материала должен обеспечивать осмысленность его восприятия и препятствовать непроизвольному переключению внимания (медленное чтение способствует частому отвлечению внимания на посторонние объекты).

7.Необходимо чередовать чтение обдумыванием, пересказом, поиском собственных примеров.

8.Подавляйте непроизвольное переключение внимания, контролируйте его. Осознав, что вы отвлеклись, волевым усилием верните себя к работе.

9.Если вы обнаружили, что «отключились», то вернитесь к тому месту в тексте, на котором произошло отключение.

10. Соблюдайте гигиену умственного труда: освещение, температура в помещении, перерывы с упражнениями.

  

Рекомендации по эффективному запоминанию материала

1.Дозируйте материал по объёму. Постарайтесь иллюстрировать запоминаемый материал примерами, а также устанавливать связи между отдельными блоками информации.

2.Рационально распределяйте процесс запоминания материала во времени.

3.Пытайтесь воспроизводить запоминаемый материал без подсказок.

4.Используйте методы ассоциаций, аналогий в процессе запоминания и воспроизведения материала.

5.Используйте мнемотехнические приёмы связывания запоминаемого материала с ранее усвоенной моделью, рифмой, схемой, образом и др.

6.Старайтесь систематизировать и классифицировать запоминаемый материал, составляя план для него с разбивкой на составные части с заглавиями и подзаголовками.

7.Легче запоминается материал, предъявляемый в привычных формулировках и описываемый хорошо усвоенными понятиями.

8.Эмоционально насыщенный материал запоминается легче и прочнее, чем эмоционально нейтральный.

4 Контрольные задания

И ИХ РЕГУЛЯЦИЯ

При выполнении заданий данного раздела рекомендуется использовать учебные пособия «Общая психология», автор – А. Г. Маклаков; «Психология. Кн. 1. Общие основы психологии», автор – Р. С. Немов и др.

1. Запишите в учебный словарь следующие термины и их толкования: психическое состояние, оптимальное рабочее состояние, монотония, утомление, релаксация, сон, фрустрация, стресс, информационный стресс, эмоциональный стресс, стрессоустойчивость личности.

2. Составьте сообщение на тему «Способы, приемы управления психическими состояниями». Психическое состояние по выбору студента.

ЛИЧНОСТИ

     

При выполнении заданий данного раздела рекомендуется использовать учебные пособия «Общая психология», автор – А. Г. Маклаков; «Психология. Кн. 1. Общие основы психологии», автор – Р. С. Немов и др.

Тема 4.1. Личность

1. Запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкования: личность, индивид, субъект, индивидуальность, психологическая структура личности, сознание, самосознание, самооценка, бессознательное, защитные механизмы личности.

2. Назовите основные факторы развития личности.

3. Определите проявления человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности (на примере известного литературного героя).

 

Индивид Личность Субъект деятельности Индивидуальность
       

4. Подготовьте одно письменное сообщение (не более трех листов формата А4) на тему «Представления о личности в психоанализе (З. Фрейд)», «Представления о личности в индивидуальной психологии (А. Адлер)», «Представления о личности в аналитической психологии (К. Г. Юнг)», «Представления о личности Э. Фромма», «Представления о личности в бихевиоризме (Б. Скиннер и др.)», «Представления о личности в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс)», «Представления о личности в деятельностном подходе (А. Н. Леонтьев и др.)» и т.п. Подход по выбору студента.

5. Дайте характеристику основных защитных психологических механизмов личности.

 

Тема 4.2. Направленность и мотивы деятельности

Личности

1. Запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкования: направленность личности, потребность, мотив, мотивация, влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение, мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи.

2. Перечислите базовые потребности личности в соответствии с представлениями А. Маслоу (пирамида потребностей).

 

 

  Раздел 5. ВОЗРАСТНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ЧЕЛОВЕКА

При выполнении заданий раздела используйте учебные пособия «Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека», авторы – И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий; «Возрастная психология», автор – Батюта М. Б.; Детская психология, автор – Смирнова Е. О. и др.

Тема 5.1. Закономерности психического развития

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

При выполнении заданий данного раздела используйте учебные пособия «Социальная психология», автор – Г. М. Андреева; «Девиантология (Психология отклоняющегося поведения), автор – Е. В. Змановская и др.

Тема 6.1. Групповая динамика

1.Запишите в учебный словарь основные термины темы и их толкования: социальная группа, малая группа, групповая динамика, социальная фасилитация, социальная ингибиция, социальная леность, конформизм, конформность, лидерство, стили лидерства.

2.Изобразите схематически классификацию социальных групп, этапы развития малой социальной группы. Подход по выбору студента.

 

Тема 6.2. Психологические аспекты социальной

Примерный перечень вопросов к экзамену

 

1. Предмет психологии как науки. Связь психологии с педагогической наукой и практикой.

2. Понятие, функции и основные формы проявления психики человека. Биологическая природа психики.

3. Характеристика разделов психологии как науки.

4. Классификация методов психологии.

5. Наблюдение и эксперимент как эмпирические методы психологии.

6. Характеристика человека как индивида, личности, субъекта, индивидуальности.

7. Психологическая структура личности (по С. Л. Рубинштейну, К. К. Платонову, З. Фрейду и др.).

8. Сознание и самосознание. Характеристика видов самооценки.

9. Бессознательное. Защитные психологические механизмы личности.

10. Направленность как ведущая характеристика личности. Формы направленности.

11. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация». Классификация потребностей и мотивов.

12. Темперамент: понятие, физиологические основы. Характеристика типов темперамента.

13. Понятие характера. Сравнительная характеристика особенностей темперамента и характера.

14. Способности и задатки способностей. Признаки способностей (по Б. М. Теплову). Классификация способностей.

15. Понятие способностей. Общие и специальные способности. Структура общих способностей (по В. Н. Дружинину).

16. Понятие эмоций. Характеристика форм эмоций (по В. Н. Мясищеву). Компоненты эмоциональности личности (по В. Д. Небылицыну).

17. Понятие, функции и свойства воли. Волевые качества личности.

18. Ощущение: понятие, функции, физиологические основы, классификация, свойства.

19. Восприятие: понятие, функции, классификация, свойства, индивидуальные особенности.

20. Внимание: понятие, функции, классификация, свойства, нарушения.

21. Память: понятие, функции, классификация, индивидуальные особенности (типы памяти).

22. Законы запоминания и забывания. Условия эффективного запоминания материала.

23. Мышление: понятие, особенности, классификация, свойства.

24. Функции мышления. Характеристика основных мыслительных операций и форм мышления.

25. Воображение: понятие, функции, классификация, свойства. Приемы творческого воображения.

26. Речь: понятие, функции, виды, физиологические основы, свойства.

27. Основные закономерности детского развития (по Л. С. Выготскому).

28. Возрастная периодизация психического развития человека (по Л. С. Выготскому, Д. Б. Эльконину и др.).

29. Психологическая характеристика развития детей младенческого возраста: хронологические рамки, ведущая потребность, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, вид общения, психические новообразования.

30. Психологическая характеристика развития детей раннего возраста: хронологические рамки, ведущая потребность, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, вид общения, психические новообразования.

31. Развитие личности ребенка в раннем возрасте. Характеристика кризиса трех лет, способы эффективного взаимодействия с детьми.

32. Психологическая характеристика развития детей дошкольного возраста: хронологические рамки, ведущая потребность, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, вид общения, психические новообразования.

33. Характеристика кризиса семи лет. Проблема готовности дошкольников обучению в школе.

34. Психологическая характеристика развития детей младшего школьного возраста: хронологические рамки, ведущая потребность, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, психические новообразования.

35. Понятие и структура учебной деятельности (по Д. Б. Эльконину). Внешние и внутренние учебные мотивы младших школьников.

36. Учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся в обучении и воспитании.

37. Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте: хронологические рамки, ведущая потребность, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, психические новообразования.

38. Психологическая характеристика развития в юношеском возрасте: ранняя и поздняя юность, хронологические рамки, ведущая потребность, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, психические новообразования.

39. Молодость: авторство собственного образа жизни.

40. Основные феномены взаимодействия индивида и малой группы: социальная фасилитация, социальная ингибиция, социальная леность, конформизм, лидерство.

41. Понятие, причины, характеристика видов девиантного поведения.

42. Понятие, причины, виды и последствия интернет-аддикции.

43. Психологические основы профилактики игровой компьютерной зависимости у детей.

44. Понятие, факторы развития креативности. Личностные особенности творческого человека Наивная и культурная креативность.

 

Список   литературы

 

Основной

Андреева Г.М. Социальная психология: учебник / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 378 с.

Батюта М.Б. Возрастная психология: учеб. пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2011. – 304 c.

Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2009. – 431 с.

Бордовская Н.В. Психология и педагогика: учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2011. – 624 с.

Дикая Л.Г. Психология адаптации и социальная среда. Современные подходы, проблемы, перспективы: учеб. пособие / Л.Г. Дикая [и др.]. – М.: Пер Сэ, 2012. – 624 c.

Ефимова Н.С. Основы общей психологии / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с.

Калошина И.П. Психология творческой деятельности: учеб. пособие / И.П. Калошина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 671 c.

Любарт Т. Психология креативности: учеб. пособие / Т. Любарт [и др.]. – М.: Когито-Центр, 2009. – 215 c.

Маклаков А.Г. Общая психология: учебник / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2009. – 583 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2009. – 640 с.

Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии: учебник / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2013. – 687 c.

Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека / А.А. Реан. – М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. – 651 с.

Смирнова Е.О. Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2011. – 299 с.

Соснин В.А. Социальная психология: учебник / В.А. Соснин, Е.А. Красникова. – 2-е изд. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 336 с.

Дополнительный

Бодров В.А. Психологический стресс. Развитие и преодоление: учеб. пособие / В.А. Бодров. – М.: Пер Сэ, 2012. – 528 c.

Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

Волков Б.С. Дошкольная психология: психическое развитие от рождения до школы: учеб. пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2007. – 287 с.

Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.

Гамезо М.В. Общая психология: учеб.-метод. пособие / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Д.А. Машурцева, Л.М. Орлова. – М.: Ось-89, 2007. – 352 с.

Гуревич П.С. Психология: учебник / П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 320 c.

Гуревич П.С. Психология личности: учеб. пособие / П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 566 c.

Дубровина И.В. Психология: учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 2007. – 464 с.

Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2003. – 288 с.

Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2009. – 256 с.

Караванова Л.Ж. Психология: учеб. пособие / Л.Ж. Караванова. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 264 c.

Кравченко А.И. Общая психология: учеб. пособие / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2010. – 432 с.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 464 с.

Никандров В.В. Психология: учебник / В.В. Никандров. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 1008 c.

Пономарев А.Я. Психология творчества / А.Я. Пономарев. – М.: Академия, 2010. – 304 с.

Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А.А. Карелина. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – Т. 1. – 248 с.; т. 2. – 312 с.

Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты: учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРА-М, 2009. – 872 с.

Самыгин П.С. Социальная психология / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, Е.П. Ларькова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 345 с.

Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.

Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2000. – 304 с.

Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2009. – 608 с.

Широкова Г.А. Детская психология: словарь-справочник / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 203 с.

Шишкоедов П.Н. Общая психология / П.Н. Шишкоедов. – М.: Эксмо, 2009. – 288.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

  Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Каслинский промышленно - гуманитарный техникум»

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Психология»

 

 

Выполнил(а) студент(ка) специальности 44.02.01 Дошкольное
образование

_____________________________________________________________

(ф. и. о.)

Курс ______ Группа _________

 

Шифр (номер зачетной книжки) ________________________________

 

Преподаватель                                

 

Работа сдана на проверку ______________________________________

дата            подпись

Регистрационный номер _______________________________________

 

Работа принята на проверку ____________________________________

дата            подпись

Работа проверена ______________________________________________

дата            подпись

 

Оценка ___________ Подпись ___________

 

 

Нязепетровск 20 __ год

Форма обучения: очная

 

2021

СОГЛАСОВАНО   На заседании предметно - цикловой комиссии Протокол №__ от «__»________2021г. Председатель ПЦК: ___________ Пьянкова Ю.Ф.     УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБПОУ «КПГТ»   __________Т.А. Гвоздева

 

Методические рекомендации и контрольные задания

 по учебной дисциплине ОП.02ПСИХОЛОГИЯ

разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта среднего         профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование;

- учебного плана, утвержденного Приказом директора ГБПОУ «Каслинский промышленно – гуманитарный техникум» от _______2020 г. № __

 

 

       Организация-разработчик: государственное бюджетное                          профессиональное образовательное учреждение «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум»

 

Разработчик: Пьянкова Ю.Ф., преподаватель ГБПОУ «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум» первая категория

 

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

введение.................................................................................. 4

1 Методические рекомендации по работе с литературой.. 10

2 Рекомендации по самоорганизации внимания

при усвоении материала....................................................... 11

3 Рекомендации по эффективному запоминанию материала 12

4 Контрольные задания........................................................ 13

5 Примерный перечень вопросов к экзамену...................... 20

6 Список рекомендуемой литературы................................. 23

ПРИЛОЖЕНИЕ Образец оформления титульного листа контрольной работы 26

 

 

Введение

Цель учебной дисциплины «Психология» – формирование системы знаний о закономерностях психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности, умения выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников и учитывать их в процессе воспитания и обучения.

Задачи:

1. Изучить предмет, особенности, разделы и методы психологии как науки.

2. Изучить типологические, индивидуальные, возрастные и половые особенности человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности, методы и методики их выявления.

3. Рассмотреть особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте.

4. Изучить психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации и девиантного поведения личности.

5. Изучить основы психологии творчества.

Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять знания психологии при решении педагогических задач;

- выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников;

- выявлять особенности развития познавательной сферы детей дошкольного возраста;

- В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;

- понятие, функции, физиологическую основу, классификацию видов, свойства и закономерности психических познавательных процессов;

- особенности развития познавательной сферы личности в дошкольном возрасте;

- основы психологии личности;

- закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;

- возрастную периодизацию;

- возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;

- особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;

- групповую динамику;

- понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения;

- основы психологии творчества.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Наименование изучаемых разделов

Максимальная учебная нагрузка студента (ч)

Количество
аудиторных часов при заочной форме
обучения

Самостоятельная
работа студента (ч)

Теоретические занятия Практические занятия
Раздел 1. Психология как наука и практика 12 4 - 8
Раздел 2. Познавательная и эмоционально-волевая сферы личности 42 4 4 34
Раздел 3. Психические состояния и их регуляция 12 - 2 10
Раздел 4. Личность. Психические свойства личности 48 4 2 42


Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.10.207 (0.014 с.)