Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 9. Социальное действие и социальное взаимодействиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Социальное действие Динамика общественных процессов начинается с социального действия. Социальное действие - простейшая единица социальной деятельности, понятие, введенное в социологию М.Вебером. Социальное действие, согласно М.Веберу, есть действие человека, который по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него. Социальным, по М.Веберу, действие становится лишь при наличии двух условий: оно должно быть осознанным, рациональным; социальное действие должно быть ориентировано на поведение других людей с целью получения ответной реакции. Человек совершает наиболее значимые поступки осмысленно, т.е. вкладывает внутренний смысл в свои усилия, который можно определить как мотив социального действия, объединяющий и индивидуальную цель, и ориентацию на ответную реакцию окружающих. Т.е. мотив – есть индивидуальная цель, осмысленная сквозь призму социальных отношений, ожиданий. М.Вебер признает, что не всегда можно точно определить осознанность ориентаций индивида как на поведение других людей, так и на смысл собственного действия. Он разрабатывает идеально-типическую конструкцию – теоретическую модель социального действия, содержащую наиболее типичные черты данного социального явления в логически непротиворечивой форме. М.Вебер классифицировал типы социального действия, ориентируясь именно на сознательность, рациональную осмысленность социального действия. 1. Целерациональное действие. Целерациональное действие предполагает рациональный расчёт действующего субъекта на ответную реакцию и использование её для достижения поставленной цели. Теоретическая конструкция целерационального действия служит идеальным типом, при соотношении с которым устанавливаются отличия реального социального поведения от идеально-типического, что облегчает, по М.Веберу, понимание подлинных мотивов действующего лица. 2. Ценностнорациональное действие – действие, основанное на вере в безусловную ценность самого этого поведения, смысл которого заключается не в достижении определённой цели, а в подчинении определённым заповедям и требованиям, в повиновении которым индивид видит свой долг. Два других типа социального действия – традиционное и аффективное - находятся на самой границе того, что осмысленно ориентировано, т.е. в виде «пограничного случая» социального поведения (традиционное), либо даже за пределом сознательно ориентированного человеческого действия (аффективное действие, обусловленное эмоциональным состоянием человека). «Пограничный характер» данных типов социального действия определяет меру минимальной осмысленности социального действия, за которой оно уже перестаёт быть социальным. В реальной жизни все перечисленные типы социального действия в «чистом виде» практически не встречаются. Можно лишь говорить, что то или иное человеческое поведение тяготеет к определённому типу социального действия в той или иной культурно-исторической ситуации. Социологический анализ мотивации социального действия проводил также Т.Парсонс в своей книге «Структура социального действия». Т.Парсонс модифицировал теорию социального действия М.Вебера, выходя за рамки рациональности, ограничивающей характер социального действия, и соединяя социальное действие с теорией статусно-ролевого поведения индивида. Т.Парсонс, основываясь на том, что общество есть мотивированная совместная деятельность людей, приходит к выводу, что вскрыв механизм социального действия отдельных индивидов, можно познать общество и объяснить любое социальное явление. Таким образом, социальное действие является предметом социального анализа. Социальное действие имеет определённую структуру: 1. Действующее лицо, стремящееся к достижению определённых целей, выполняет определённую социальную роль в процессе социального взаимодействия. 2. Цель социального действия. Статусно-ролевое поведение индивида обуславливается определёнными ценностями и нормативно регулируется, что создаёт основу для интеграции общества и поддержания социального порядка. Нормативно-ценностная система, составляющая вместе с целью мотивацию социального действия, определяет выбор варианта действия: а) действие в собственных интересах, или в интересах коллектива; в) стремление к удовлетворению сиюминутных потребностей или отказ от них ради перспективных целей, совершаемый как обдуманное расчётливое действие; в) ориентация на социальные характеристики другого индивида или на избранные его качества (пол, возраст и т.д.); г) подчинение своего поведения общим, безличным нормам права либо учёт конкретных отношений, вытекающих из конкретной ситуации. 3. Наличие ситуации, условий осуществления социальных взаимодействий. 4. Реакция на социальное поведение индивида в рамках статусно-ролевой системы, предполагающей соблюдение определённых прав и выполнение обязанностей, что создаёт эффект предсказуемости социальных отношений и является условием стабильности социальной системы. Успешное исполнение социальных действий контролируется обществом путём применения системы санкций за нарушения, либо отклонения в сфере статусно-ролевого поведения индивидов. Основатель теории символического интеракционизма Дж.Г.Мид («Разум, Я и общество») также внёс вклад в развитие теории социального действия. Анализируя процессы человеческой деятельности, он выделяет четыре последовательные стадии любого социального действия: импульс, функционально связанный со стимулом, как побуждение к действию извне; перцепция – момент формирования в сознании индивида представления об объекте и модели будущего действия; манипуляция – как процесс непосредственного взаимодействия; консуммация – процесс получения взаимной выгоды от взаимодействия. В западноевропейской социологии ХХ века концепция социального действия претерпела значительные изменения, в частности, в трудах Н.Лумана и Ю.Хабермаса. Н.Луман в работе «Социальные системы» характеризует эволюцию общества как нарастание дифференциации: от сегментации через стратификацию к функциональной дифференциации. Воздействие механизмов изменчивости и отбора в процессе общественной эволюции, т.е. усложнения процессов дифференциации, проявляется в возрастании изменчивости и отборе, который осуществляется средствами коммуникации в устной или письменной форме или в форме кодировки в символически обобщённых средствах коммуникации (власть, истина, право, деньги). Современное общество отличается функциональной дифференциацией, т.е. делением общества на функциональные системы, элементом которых является коммуникация. Коммуникация как процесс взаимодействия проявляется в виде социального действия. Уровни социального взаимодействия могут быть разными: интеракция как взаимодействие присутствующих; организация – взаимодействие на основе формальных правил и т.д. Средства коммуникации служат не взаимодействию между системами, а автономизации систем и идентифицируют себя со всем обществом. Ю.Хабермас в работе «Теория коммуникативного действия» пытается определить содержательную сторону человеческой деятельности через результат этой деятельности, преодолев теоретическое противоречие, связанное с противоположностью подходов к пониманию общества и человеческой деятельности в структурно-функциональной и феноменологической теории. Теория коммуникативного действия предполагает создание такой «модели» идеальной межличностной коммуникации, которая является и конечной целью и критерием истины и определяется как «коммуникация, не искажённая насилием», т.е. естественные, непосредственные контакты и взаимодействия людей, регулируемые «естественными законами», не искажённые вмешательством экономической, политической организации общества, вносящей разрушительные деформации в сферу коммуникации. Таким образом, область взаимодействий и взаимоотношений между людьми Ю.Хабермас разделяет на: 1) область естественных межличностных отношений, возникающих при непосредственном контакте индивидов друг с другом, наделённую смыслом; 2) область безличных, объективированных отношений, имеющих значение, определяемое функцией, которую выполняет каждая из социальных структур с целью поддержания целостности общественной системы. Тем самым система искажает истинную, естественную коммуникацию. Ю.Хабермас отождествляет взаимодействие, взаимосвязь людей и их взаимоотношения, основанные на выяснении подлинных ценностей, которыми индивид руководствуется в своей практической деятельности. Социальная связь – это зависимость, возникающая в процессе удовлетворения потребностей, реализации жизненных целей, и реализованная через социальное действие. Социальная связь выступает как в виде социального контакта, так и в виде социального взаимодействия. Социальный контакт – это тип мимолётных кратковременных связей, в которых отсутствует система сопряжённых действий партнёров по отношению друг к другу. Виды социальных контактов: 1) пространственные контакты, совершаемые в определённых пространственно-временных рамках; 2) контакты заинтересованности, совершаемые с целью удовлетворения определённых потребностей; в контактах заинтересованности проявляются индивидуальные черты действующих субъектов; 3) контакты обмена, совершаемые с целью обмена какими-либо ценностями (материальными благами, информацией) имеющими общественное значение. Социальное взаимодействие Социальное взаимодействие – система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Социальное взаимодействие может быть прямым и опосредованным, сложной системой социальных связей и зависимостей. В процессе взаимодействия индивиды вступают между собой в социальные отношения, которые складываются по поводу удовлетворения социальных потребностей, достижения определённых целей, реализации интересов. Теории социального взаимодействия 1. Символический интеракционизм (Дж.Г.Мид (1863-1931гг.),работа «Разум, Я и общество»). Дж.Г.Мид в своих теоретических построениях исходил из того, что общество можно объяснить только путём рассмотрения принципов поведения людей. Термин «символический», по Дж.Г.Миду, означает акцентирование на смысле, который вкладывают действующие лица в процесс взаимодействия (интеракцию). Любое поведение происходит только на основе того смысла, который действующий субъект в него вкладывает. Все значения смыслов проистекают из общих социальных символов, которые рождаются во взаимодействии людей. Люди в процессе взаимодействия постоянно интерпретируют значения символов. Этот процесс создаёт индивидуальность человека и служит основой взаимодействия. 2. Теория обмена. Дж.Хоманс высказал предположение, что поведение людей есть постоянный обмен ценностями, имеющими социальную значимость. В обществе устанавливается шкала ценностей, подлежащих обмену. В реальности равных обменов ценностями не происходит, что объясняет наличие социального неравенства. Все без исключения социальные взаимодействия подчиняются принципам социального обмена. 3. Теория взаимодействия в социологии Г.Зиммеля («Социология»). Общество, по Г.Зиммелю, возникает через бесчисленные взаимодействия, которые представляют собой обобществление, т.е. форму объединения индивидов в единство на основании каких-либо интересов. Все формы социального взаимодействия, по Г.Зиммелю, подразделяются на «социальные процессы», «социальные типы» и «модели развития»: а) Социальный процесс – относительно простые и устойчивые формы социального взаимодействия. К социальным процессам относятся: групповое принуждение и солидарность; элементарное коллективное поведение; формальные характеристики малой группы; обобществление трёх и более участников взаимодействия; взаимодействие в форме «господство – подчинение»; конфликт и т.д. б) Социальные типы – устойчивые характеристики личности, вовлечённой во взаимодействие: посредник, подчинённый, сторонник средней линии и т.д. в) Модели развития: дифференциальный прогресс родственных форм; социальная дифференциация; сходство форм на первой и последней стадии развития; развитие от осмысленных образцов поведения к таким, в сущности, механическим и бессмысленным, которые приобретают смысл, будучи организованными во имя некой высшей цели и т.д. Формы социального взаимодействия, по Г.Зиммелю, упорядочиваются в соответствии с принципами: а) принцип контрастирования, позволяющий выделить в сложных феноменах те аспекты, которые становятся объектом социологического внимания, хотя социологический характер их неочевиден. Г.Зиммель считает, что взаимодействие возможно даже там, где действует один индивид. Взаимодействие в этом случае характеризуется двумя явлениями: одиночеством, т.е. исключением из социального взаимодействия, и свободой, как самостоятельной ответственностью, присущей индивиду в больших группах. Отдельный индивид, таким образом, рассматривается как самостоятельная сущность, наделённая смыслом и ценностью. Но в то же время, такие понятия как свобода, ответственность, одиночество - есть понятия социальные, т.к. зависят от широкого контекста обобществления, а не от взаимодействия нескольких человек; б) принцип числа, учитывающий количество взаимодействующих субъектов и воздействие количества на род взаимодействия. Количество субъектов взаимодействия является первым формальным признаком обобществления. Взаимодействие двух недолговечно, не приводит к образованию независимого от индивидов целого, и лишь с присоединением третьего участника, выступающего как обобществляющий момент, с целью примирения или опосредования противостояния двоих, можно говорить об обобществлении в полном смысле; в) принцип пространства, влияющий на характер обобществления, выраженный в той или иной форме социального взаимодействия. г) принцип дуализма, т.е. наличия противоположных тенденций в обобществлении. Согласно Г.Зиммелю, отношения между взаимодействующими индивидами являются не только эмоциональными, но и когнитивными (отношения информированности друг о друге); д) принцип динамического анализа форм для исследования протекания социальных процессов в рамках этих форм. Г.Зиммель в своей работе «Философия денег» утверждает, что каждое взаимодействие может быть понято как обмен и выступать в форме обмена. Рассматривая отношения господства и подчинения, Г.Зиммель характеризует их как взаимодействие, т.к. господство как реализация воли предполагает заинтересованность противоположной стороны. 4. Теория социального взаимодействия П.А. Сорокина, разработанная им в таких работах как «Преступление и кара, подвиг и награда», «Система социологии». П.А Сорокин, рассматривая взаимодействие как простейшую модель социального явления, выделяет основные его элементы: индивиды; их действия; проводники общения (символы интеракции). Каждый акт (социальное действие) представляет собой внутреннюю реализацию психологической жизни взаимодействующих индивидов и реакцию индивида на внешние раздражители. Эти акты, по мнению П.Сорокина, могут быть интенсивными и слабыми, мгновенными и продолжительными, сознательными и бессознательными. Устойчивыми формами социального поведения, по П. Сорокину, являются «должное», «рекомендуемое», «запрещенное», предполагающие негативные и позитивные реакции на них в форме санкций (кара, награда). Такой элемент взаимодействия как проводник (символ интеракции) существенно изменяет различные аспекты взаимодействия и дает возможность объективно, количественно измерить степень интенсивности взаимодействия (учет числа писем, заседаний, митингов, количества газет и их подписчиков и т.д.). Проводники создают неприродную, социально-техническую, культурную сферу, как результат прошлых взаимодействий, и включаются в настоящее взаимодействие. Все индивиды вступают в социальные взаимодействия под влиянием бессознательных (рефлексы), биосознательных (инстинкты) и социосознательных (значения, нормы, ценности) факторов. Последние формируются у индивидов в процессе социализации и определяют социальное поведение, контролируют и подчиняют себе бессознательные мотивы и биосознательные стимулы. Процессы взаимодействия, по П. Сорокину, составляют основу общественных процессов, социальных событий и явлений, социальных отношений, общественной жизни. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение социальному контакту. 2. В чем заключается сущность социального взаимодействия в теории символического интеракционизма Дж.Г.Мида? 3. Каким условиям должно отвечать социальное действие согласно теории социального действия М.Вебера? 4. Каковы принципы упорядочивания форм социального взаимодействия по Г.Зиммелю?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.224.165 (0.011 с.) |