Тема 13. Мировая система и процессы глобализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Мировая система и процессы глобализации



 

1. Глобальные социальные и политические перемены в мире / Отв.ред. А.Ю. Мельвиль. - М., 1997.

2. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / М. Кастельс. - М., 2000.

3. Панарин, А.С. Россия в цивилизационном процессе / А.С. Панарин. - М., 1995.

4. Вахрамеев, А.В. Кулемов, Е.Г. Национальная безопасность России / А.В. Вахрамеев, Е.Г. Кулемов. - М., 2003.

5. Панарин, А.С. Православная цивилизация в глобальном мире / А.С. Панарин. - М.: Алгоритм, 2002.

6. Яковец, Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю.В. Яковец. - М.: Экономика, 2003.

7. Мюллер, К. Глобализация / К. Мюллер. - Франкфурт – Нью-Йорк, 2002.

8. Юрлов, Ф.Н. Социальные издержки глобализации // Социологические исследования. 2001. № 7.

9. 9.Крозье, М. Основные тенденции современных обществ. Умеренное государство как цель // Социально-политические науки. 1992. № 6-7.

10. Шимов, Я.В. Россия на пороге ХХI века: социально-политическая трансформация // Социологические исследования. 2001. №5. С.127.

11. Гаврилюк, В.В. Глобализация, федерализм и региональное развитие // Социологические исследования. 2002. №2.

12. Бурлуцкая, М.Г., Климов, И.А. Интегративные процессы в современной России // Социологические исследования. 2002. №3. С128.

13. Ракитянский, М.Н. Россия и вызовы глобализации // Социологические исследования. 2002. №4. С.60.

14. Левашов, В.К. Глобализация и социальная безопасность // Социологические исследования. 2002. №3. С.19.

15. Моисеева, Н.А. Глобализация и «русский вопрос» // Социологические исследования. 2003. №6.

16. Капица, С.П. Население Земли и предвидимое будущее цивилизаций // Социологические исследования. 2003. №1. С.7.

17. Романовский, Н.В. Иммануил Валлерстайн предупреждает … (Еще раз о глобализации.) // Социологические исследования. 2001. № 5. С.117.

18. Мнацаканян, М.О. Глобализация и национальное государство: три мифа // Социологические исследования. 2004. № 5. С.127

19. Попов, М.Ю. В поиске идеологии консолидации // Социологические исследования. 2004. № 10. С.128.

20. Проскурин, С., Кузимина, Д. Международные отношения в условиях глобализации. Опыт теоретического осмысления // Свободная мысль. 2004. №2. С.105.

21. Левашов, В.К. Общество и глобализация // Социологические исследования. 2005. № 4. С.14.

22. Кузнецов, В.Н. Общенациональная идея как фундаментальная проблема социологии // Социологические исследования. 2005. № 4. С3.

  23. Кантор, В.Европейский смысл России. Мыслима ли Россия без Европы // Свободная мысль. 2005. №7. С.129.

  24. Гребениченко, С.Ф.,Давыдов, В.П. Глобализация, интересы России и стран СНГ.//Социально-гуманитарные знания.2005.№5.С.3-26.

  25. Валитов, О.К., Умеркаев, Ф.Г.Россия в мировом сообществе наций // Социально-гуманитарные знания. 2005. №2.

  26. Волков, Ю.Г. Гуманистическая перспектива России как общенациональная цель.//Социально-гуманитарные знания. 2005. №1.

  27. Ельчанинов, М.С. Россия в контексте глобализации: синергетический Ракурс // Социально-гуманитарные знания. 2005. №2.

28. Кефели, И.Ф. К вопросу о формировании концепции геополитической безопасности России // Социально-гуманитарные знания. 2005. №2.

28. Феофанов К.А. Современное мировое сообщество и воздействие цивилизаций // Социально-гуманитарные знания. 2005. №6.

29. Видоевич, А. Глобализация, хаотизация и конфликты в современном мире // Социологические исследования. 2005. №4.

 

 

ГЛОССАРИЙ

(Словарь социологических терминов)

Агенты (акторы) — действующие социальные субъек­ты: индивид, группа, а также организации и институты.

Агрегация  - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

Адаптация социальная — приспособление личности или социальной группы к общественной среде, в ходе которого согласовываются требования и ожидания, участвующих в нем субъектов.

Аксиология (от греч. axios - ценность и logos - слово, понятие) - учение о ценностях.

Альтернативы (франц. alternative, от лат. alter — один из двух) — в социологической анкете — варианты ответов-подсказок, из которых необходимо выбрать один или несколько.

Аномалия (греч. anomalia) — отклонение от общей за­кономерности, неправильность, негативная сторона социального явления.

Аномия (от. франц. anomia) — отсутствие закона, орга­низации), состояние индивидуального и обществен­ного сознания, которое характеризуется разложени­ем системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречи­ем между провозглашенными целями и невозможно­стью их реализации для большинства (понятие вве­дено             Э. Дюркгеймом, теория разработана Р. Мертоном).

Анонимность (от греч. anonymos — безымянный) — в социологическом опросе обязательное условие для ис­следователя не требовать от респондента его фами­лии, имени и отчества.

Ассимиляция — постепенное слияние группы меньшин­ства с доминирующей культурой.

Ассоциация (от. позднелат. assotiatio — соединение) — психологическая связь между двумя или несколь­кими образами, мыслями, чувствами.

Атрибуты (от лат. attributum — придаю, наделяю) — необходимое, существенное свойство.

Аутсайдер (англ. outsider — посторонний) — отстаю­щий, самый неавторитетный в группе.

Белые воротнички — служащие, работники преиму­щественно умственного труда.

Бизнес-слой — вся совокупность людей, занимающих­ся бизнесом, предпринимательством.

Бизнес-элита — высшая прослойка класса бизнесме­нов.

Брак — исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посред­ством которой общество упорядочивает и санкцио­нирует их половую жизнь и устанавливает их суп­ружеские и родственные права и обязанности.

Бюрократия – специфическая форма социальных организаций в обществе, основанная на иерархии должностей и ролей, предписанных четкими правилами и стандартами.

Валидность (от лат. validus - сильный, крепкий) - основная характеристика качества измерения в социологии, одна из составляющих надежности социологической информации. Различают теоретическую (концептуальную) и эмпирическую (валидность по критерию).

Взаимодействие социальное — способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предпо­лагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факто­ры его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре об­щества и т.п.

Вторичная группа — обозначение всех больших соци­альных групп или социальных организаций, где от­ношения между людьми носят формально-служеб­ный характер.

Выборка — представительная часть генеральной совокупности, строго отра­жающая особенности и соотношение всех элементов исследуемого сообщества в целом.

Выборка случайная — выборка, составленная таким образом, что каждый элемент структуры населения (и любое сочетание элементов) может быть включен в нее с одинаковой вероятностью.

Выборка целевая — выборка, в которой исследова­тель отбирает людей для опроса из заданных целя­ми исследования групп.

Геополитика – совокупность физических, социальных, материальных и моральных ресурсов государства, составляющих потенциал, который позволяет государству добиваться своих целей на международной арене.

Гипотеза (от греч. нypothesis – предположение) – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого – либо явления и требующее верификации.

Глобализация – резкое расширение и усложнение взаимосвязей и взаимозависимостей государств, что выражается в процессах формирования планетарного информационного пространства, интернационализации социальных, экономических, политических и других проблем.

Девиантное поведение – социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным и фактически сложившимся нормам, стереотипам, образцам поведения.  

Демография (от греч. demos — народ и графия — описываю) — наука о народонаселении, изучающая при помощи статистики рождаемость, смертность, долгожительство, брак, миграцию и другие процессы населения конкретной страны.

Депривация (от лат. deprivatio— потеря, лишение) — термин, введенный в социологию С. А. Стауффером. В социологии депривация (правильнее: «относительная депривация») — один из факторов развития социальных групп и обществ, организа­ций, который субъективно проявляется как чувство недовольства, испытываемое группой по отношению к своему настоящему состоянию, а объективно — как стрем­ление данной группы достигнуть уровня др. группы, более развитой или более благополучной в социальном отноше­нии.

Десоциализация — утрата прежних на­выков и манер поведения.

Деструктивный (от лат. destructio — нарушение) — разрушающий нормальную структуру чего-либо.

Детерминизм социально-исторический - теория материализма исторического К.Маркса, рассматриваемая с позиции исследования закономерностей взаимодействия общества и человека; один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений.

Диада — малая группа, состоящая из двух человек

Дискриминация — социальное подавление, ущемление в правах или несправедливое обращение с членами групп общественных меньшинств или непривилеги­рованного большинства.

Дистанцирование — сознательное отгораживание, от­даление одного человека, как правило, занимающе­го высокий статус, от другого, с меньшим статусом.

Дисфункция – нарушение функций, следствия, которые ослабляют саморегуляцию системы или её приспособление к среде.

Дифференциация — деление общества  на множество относительно ограниченных культурных пространств, конкретных функций и социальных за­нятий.

Единица выборки — единица отбора и анализа дан­ных при выборочном обследовании.

Заражения теория — объяснение коллективного пове­дения тем, что люди в толпе иррациональны и под­вержены эмоциям, которые распространяются, словно вирус.

Знание – упорядоченная совокупность (система) имеющих силу в отношении (социальной) действительности суждений.

  Идеальный тип — это логическая конструкция, представляющая определенный аспект социальной реальности в логической непротиворечивости и рациональной правильности, служащая инструментом для познания социальной реальности (понятие введено в социологию М. Вебером).

Идентификация (от позднелат. identificio — отожде­ствляю) — признание тождественности, опознание, в социологии — процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образом.

Идеология — система взглядов и идей, в которых осоз­наются и оцениваются отношения людей к действи­тельности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закреп­ление или изменение (развитие) данных обществен­ных отношений.

Иерархия (от греч. hieros — священный и arche — власть) — расположение частей или элементов це­лого в порядке от высшего к низшему.

Иммиграция — перемещение людей в данное обще­ство извне.

Индекс — количественный показатель, обобщающий первичную социологическую информацию, получен­ную в ходе измерений с помощью одной или несколь­ких шкал.

Индивидуализм — тип мировоззрения, в основе кото­рого лежит противопоставление отдельного индиви­да обществу.

Индивидуальность — сочетание психологических осо­бенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей.

Институт социальный — устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, регулирующих различ­ные сферы человеческой деятельности и организую­щих их в систему ролей и статусов, образующих со­циальную систему; совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности.

Институционализация — закрепление практики или об­ласти общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

Инструментальные (контакты, зависимость) — прак­тически ориентированные, выгодные.

Инструментарий исследования – совокупность методических и технических приемов проведения исследования, воплощенных в соответствующих операциях и процедурах.

Интеграция — (от лат. integratio - восстановление, соединение) - процесс, результатом которого является достижение единства и целостности, внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.

Интеграция социальная — совокупность процессов, бла­годаря которым происходит соединение разнородных взаимодействующих элементов в социальную общ­ность, целое, систему; формы поддержания соци­альными группами устойчивости и равновесия об­щественных отношений; способность социальной си­стемы к самосохранению перед лицом внутренних и внешних напряжений, затруднений, противоречий.

Интеракционизм — одно из главных направлений в социологии, сводящее сущность обще­ства к межличностному взаимодействию.

Интеракция (англ. interaction) — взаимодействие лю­дей в группе, обществе.

Интервью — целенаправленная беседа, цель которой — получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследований.

Интерпретация – теоретическое уточнение основных понятий для уяснения смысла (содержания) понятий, для однозначного их толкования.

Информация социальная — знания, сообщения, сведе­ния об отношениях людей, состоянии и характере развития социальных процессов, условиях жизнеде­ятельности, общественном положении индивидов и социальных групп, взаимодействии их интересов.

Исследование социологическое — вид социального ис­следования, способ изучения социальных установок и поведения (деятельности) индивидов на основе си­стемы логически последовательных методологических, методических и организационно-технических проце­дур, направленных на получение достоверных дан­ных об изучаемом, объекте или процессе дли реше­ния конкретных теоретических и социальных проблем.

Капитализм — социально-экономическая система, при которой особое значение придается отношениям и праву частной собственности, накоплению капитала и получению прибыли.

Квазигруппа – спонтанное (неустойчивое) образование с кратковременным взаимодействием, какого – либо одного вида.

Квазиобщество — обозначение мирового сообщества, которое по многим признакам похоже на обычное общество.

Класс — большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу.

Коммуникация – передача информации между индивидами, группами, организациями, культурами посредством знаковых систем (языков), в которых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон.

Конвергенция — возрастание сходства в развитии раз­ных социальных объектов или возбуждение реализа­ции поведенческих предрасположенностей.

Консенсус (от лат. consensus — согласие, единодушие) — принятие конечного решения на основе общего согласия участников или сторон, всеобщее согласие.

Консонанс (франц. consonance — созвучие) — гармо­ния, согласованность представлений, мыслей, эмо­ций (противоположно диссонансу).

Контент-анализ (от лат. content — содержание) — исследовательская техника в социологии для получения выводов путем анализа содержания текстов газет или книг о состоянии действительности.

Контркультура — субкультура, нормы или ценности которой противоречат главным составляющим гос­подствующей культуры.

Контроль переменных — способность исследователя со­знательно регулировать и изменять условия экспе­римента.

Контроль социальный — совокупность норм и ценнос­тей общества, а также санкций, применяемых в це­лях их осуществления. Цель — предотвращение девиантного (отклоняющегося) поведения путем нака­зания или исправления.

Конфликт — столкновение интересов различных соци­альных общностей, форма проявления социального противоречия.

Конфликт социальный (от лат. conflictus — столкно­вение) — столкновение интересов различных соци­альных обязанностей, частный случай проявления социального противоречия.

Конформизм — некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереоти­пам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам и т.д.

Конформистский — приспособленческий, согласующий­ся с другими.

Конформность (от позднелат. conformis — подобный, сообразный) — приспособленность, пассивное при­нятие существующего порядка вещей, господствую­щего мнения, некритическое следование чужим об­разцам.

Концепция (от лат. conceptio — понимание, система) — определенный способ понимания, трактовки яв­лений, основная точка зрения, ведущий замысел.

Кризис в социологии - периодические состояния критического пересмотра теоретико-методологических и мировоззренческих основ западной типологии.

Ксенофобия — страх и ненависть ко всему чуждому для образа жизни данного общества.

Культ — религиозная секта, придерживающаяся край­них воззрений и призывающая к радикальным изме­нениям верований личности, общества или того и другого одновременно.

Культура — система ценностей, жизненных представ­лений, образцов поведения, норм, совокупность спо­собов и приемов человеческой деятельности, объек­тивированных в предметных, материальных носите­лях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.

Культура массовая — форма культуры, произведения которой стандартизируются и распространяются сре­ди широкой публики, без учета региональных, рели­гиозных или классовых субкультур.

Культура элитарная — форма культуры, включающая изящные искусства, музыку, литературу и предназ­наченная для высших слоев общества.

Культурная диффузия — распространение особеннос­тей, свойств данной культуры на другие культуры.

Культурный релятивизм — убеждение, что культуру можно понять лишь на основе ее собственных цен­ностей в ее собственном контексте.

Лидерство - (от англ. leader - ведущий, руководитель) - 1) ведущее положение отдельной личности, социальной группы, класса, партии, государства, обусловленное более эффективными результатами деятельности (экономической, политической, научной, спортивной и др.); 2) процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой их членов.

Личность — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт обще­ственного развития (социализации) и включения лю­дей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

Личность авторитарная — совокупность черт личнос­ти, которая стремится проецировать чувство собствен­ной неполноценности и слабости на членов другой группы и проявляет враждебность к этой группе.

  Лобби — организация, оказывающая политическое дав­ление в процессе принятия политических решений или мер, которые затрагивают интересы определен­ной группы.

Люмпен — деклассированный человек, полностью выб­рошенный из общества и утерявший обычные ценно­сти, нормы, стандарты отношений и поведения (пре­ступник, нищий, бомж и т.п.).

Макросоциология — область социологического знания, изучающая крупные элементы социальных структур, их состояния и взаимодействия.

Макроуровень — в социологии — описание крупных явлений, процессов и структур, охватывающих боль­шие социальные группы и народы; миграция насе­ления, кризис институтов, переход от одного типа общества к другому и т.п.

Макроуровень социологического исследования — со­средоточение внимания на крупномасштабных соци­альных структурах и институтах.

Маргинальность — (от лат. margo — край) — понятие, упот­ребляемое в западной социологии для выде­ления и анализа специфических, проти­вопоставляемых общественно-нормаль­ным, отношений «социальный субъект— социальная общность»; 2) промежуточность, «пограничность» положение индивида между разными социальными группами.

Метод — систематизированный способ достижения те­оретического или практического результата, реше­ния проблемы или получения новой информации на основе определенных регулятивных принципов позна­ния и деятельности, осознания специфики изучае­мой предметной области и законов функционирова­ния ее объектов. Он очерчивает путь к достижению цели (истины) и включает в себя стандартные и од­нозначные правила (процедуры), обеспечивающие надежность и достоверность полученного знания. Различают всеобщие и конкретно научные методы. Методология — теоретическое учение о научных мето­дах.

Методология исследования — стратегия научного по­иска, опирающаяся на осознание задач, метода или методов его проведения, программных установок, ценностных характеристик, нормативов и регулято­ров теории изучаемой предметной области.

Миграция — территориальное перемещение каких-либо групп населения.

Микроуровень в социологии — описание малых яв­лений, процессов и структур, характеризующих бли­жайшее окружение человека: семья, круг друзей, общение, малая группа.

Микроуровень социологического исследования - сосре­доточение внимания на мельчайших элементах меж­личностного общения.

Мобильность (от лат. mobilis — подвижный) — в со­циологии — перемещения людей из одной группы, общности, города, страны и т.п. в другие группы.

Мобильность вертикальная — изменение положения индивида, которое вызывает повышение или пони­жение его социального статуса.

Мобильность горизонтальная — изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Мобильность индивидуальная — изменение положе­ния индивида в системе социальной стратификации.

Мобильность коллективная (групповая) — измене­ние положения социальной группы в системе соци­альной стратификации.

Мобильность социальная — переходы людей из одних общественных групп и слоев в другие (социальные перемещения), а также их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (со­циальное восхождение), либо движение к более низ­ким иерархическим позициям (социальное нисхож­дение, деградация). Различают групповую и инди­видуальную формы мобильности.

Модернизации теории — совокупность концепций общественно-экономи­ческого и политического развития в западной социологии, объясняющих процесс пе­рехода от стабильного «традиционного» к непрерывно меняющемуся современному индустриальному обществу. «Модернизация» — нечет­кий собирательный термин, который за рубежом относят к разнородным со­циальным и политическим процессам, как исторически сопровождавшим индустриализацию в странах развитого капитализма, так и сопутствующим ей ныне в странах «третьего мира» после крушения колониальной системы.

Модернизация — совокупность технологических, эко­номических, социальных, культурных, политических перемен, направленных на совершенствование обще­ственной системы в целом.

Мотивация – побуждение к деятельности, удовлетворяющей индивидуальные или групповые потребности.

Наблюдение — метод социологического исследования и получения информации путем прямой и непосред­ственной регистрации событий и условий их проте­кания.

Наука — социальный институт, обеспечивающий про­изводство и накопление знаний; одна из форм обще­ственного сознания.

Неравенство — положение, при котором люди не име­ют равного доступа к социальным благам.

Неформальный — основанный на личных отношениях, неписаных правилах.

Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — отрицание обще­принятых ценностей и форм общественной жизни.

Номинализм — направление в социологии, согласно которому все социальные явления получают реаль­ность только как реализация целей, установок, мо­тивов индивида.

Нонконформность (от англ. nonconformist — несоглас­ные) — несогласие, инноватийное приспособление.

Норма (от лат. norma — руководящее начало, прави­ло, образец) — в социологии совокупность всех пра­вил, которые формально или неформально приняты в группе или обществе.

Норма социальная — средство социальной регуляции поведения индивидов и групп.

Нуклеарная семья — (от лат. nucleus — ядро) — се­мья, состоящая из родителей и детей, т.е. социального и биологического ядра, достаточного для вос­производства потомства и общественных связей.

Обмена теория — концепция о социальном взаимодей­ствии, согласно которой на поведение людей влияет то, как оно вознаграждалось в прошлом.

Обработка данных — совокупность операций и проце­дур анализа первичной социологической информации.

Образование — институционализированный процесс, на основе которого передаются ценности, умения и зна­ния от одного человека, группы, сообщества — к другим.

Общественное движение — организованные коллектив­ные усилия, которые способствуют или препятству­ют социальным изменениям.

Общество — объединение людей, имеющее закреплен­ную совместную территорию, общие культурные цен­ности и социальные нормы, характеризуемое осоз­нанной социокультурной идентичностью (самопричис­лением) ее членов

Общность — совокупность людей, связанная сходством жизненных условий, единством ценностей и норм, отношениями организации и осознанием социальной идентичности (самопричислением).

Обычай — воспринятая из прошлого форма социаль­ной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов (различные обряды, праздники, производ­ственные навыки и т.д.).

Операционализация понятий - специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска, индикаторов.

Опрос — метод сбора первичной информации посред­ством обращения с вопросами к представителям оп­ределенной социальной группы. Бывает сплошным и выборочным.

Организация — крупная вторичная группа, образуе­мая для достижения определенных целей

Отношения социальные — отношения между людьми и группами людей, занимающими различное поло­жение в обществе.

Отчуждение в сфере труда — состояние работников, которое заключается в чувстве бессилия, ощущении, что труд не имеет смысла, в отстранении, психологи­ческой невключенности в свою работу.

Панельное исследование — способ сбора информации посредством нескольких опросов членов постоянной выборочной совокупности (панели).

Парадигма — знание, которое дает обобщенную мо­дель постановки проблем и их решений.

Первичная группа — в социологии описывает ближай­шее окружение человека: семья, круг родственни­ков, друзей и знакомых.

Пилотажное исследование — пробное исследование пре­имущественно методической направленности, цель ко­торого — проверка качества социологического инст­рументария.

Поведение коллективное — относительно стихийное и неорганизованное поведение группы людей, реаги­рующих на неопределенную или угрожающую ситу­ацию

Повторные исследования — долговременное изучение по единой программе некоторого объекта.

Позитивизм - ведущее направление в социологии 19 в., программные методологические и мировоззренческие установки которого были сформулированы Сен-Симоном, а основы концепции разработаны в трудах О.Конта, Дж. С. Милля, Г. Спенсера. Как философская и общесоциологическая доктрина позитивизм сложился в противовес спекулятивному, в част­ности социально-философскому, теоретизиро­ванию. Главное устремление позитивизма — отказ от умозрительных рассуждений об обществе, создание «позитивной» со­циальной теории, которая должна была стать столь же доказательной и обще­значимой, как естественнонаучные тео­рии.

Познание– упрощающее сведение чувственного многообразия действительности к имеющим силу в отношении действительности суждениям.

Понятия – суждения, которое упрощают, упорядочивают воззрительное многообразие действительности для того, чтобы она стала обозримой для человека. Они ориентированы в направлении общего закона и служат орудием овладения действительностью.

Полиандрия (от греч. poli — много и andros — муж) — многомужество, редкая пережиточная форма груп­пового брака, при которой женщина имеет несколь­ко мужей, обычно братьев.

Политическая социализация — процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности.

Процесс социальный — последовательная смена со­стояний общества или его отдельных систем.

Разделение труда — дифференциация видов деятель­ности, складывающаяся в обществе в процессе ис­торического развития.

Реализм — подход к социальной действительности к надындивидуальному единству, системе отношений, независимой от индивидуального сознания.

Регламентированный (франц. regie — правило) — же­стко связанный правилами.

Регуляция — управление, согласование, приведение в порядок.

Рейтинг (англ. rating) — индивидуальный числовой по­казатель оценки каких-либо достижений в класси­фикационном списке.

Религия — система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным.

Репрезентативность — свойство выборки отражать ха­рактеристики изучаемой (генеральной) совокупнос­ти.

Ресоциализация — переобучивание новым ролям и цен­ностям.

Респондент — тот, кого опрашивает социолог.

Ретреализм — согласно классификации Мертона, ре­акция на аномию, предполагающая отрицание об­щественных целей и средств их достижения.

Ретритизм (от англ. retreat — уединение, отступление, уход) — отвержение культурных целей и институ­циональных средств, уход от реального мира в свой внутренний болезненный мир (бродяги, хронические алкоголики и наркоманы, психически ненормальные люди).

Референтная группа — социальная группа, к которой хотел бы принадлежать человек или на которую он равняет­ся как на эталонную.

Рефлексия — (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения, самопознание.

Ритуал (от лат. ritualis — обрядовый) — вид обряда, форма сложного символического поведения, упоря­доченная система действий, выражающая определен­ные социальные и культурные ценности.

Ритуализм — тип приспособления, предполагающий оставление или понижение слишком высоких куль­турных целей, большого денежного успеха и быст­рую социальную мобильность там, где подобные ус­тремления могут быть удовлетворены.

Родство — совокупность социальных отношений, осно­ванных на кровных узах, браке и специальных пра­вовых нормах (опекунстве, усыновлении и т.п.).

Ролевая напряженность — ситуация, при которой одна роль предъявляет человеку противоречивые требова­ния.

Ролевая система — совокупность ролей, соответствую­щих данному статусу.

Ролевой конфликт — ситуация, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей.

Роль — модель поведения, часть статуса.

Роль возрастная — совокупность ожиданий, связан­ных с возрастом.

Санкции негативные — наказание, препятствующее по­ведению, которое не соответствует культурным нор­мам.

Санкции позитивные — поощрение за соблюдение норм.

Санкция (от лат. sanctio — строжайшее постановле­ние) — мера положительного или отрицательного воз­действия.

Секуляризация — процесс, при котором подвергаются сомнению верования в сверхъестественное и связан­ные с ним ритуалы, а институт религии утрачивает свое социальное влияние на церковь? отделяется от си­стемы правления).

Семья — основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (опекунстве) объединение людей, как правило, связанных отношениями собственности, об­щностью быта, взаимной ответственностью за вос­питание детей.

Семья нуклеарная — семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении.

Семья расширенная — семейная структура, включаю­щая, помимо нуклеарной семьи (супруги и дети), других родственников, например, старших родите­лей, их сестер и братьев, внуков, двоюродных род­ственников.

Символ — обобщенное, закодированное обозначение по­нятия, действия или предмета, синтетически выра­жающее его смысл.

Сленг (англ. slang) — то же, что жаргон, в англоязыч­ных странах; вариант разговорной речи, не совпада­ющий с нормой литературного языка.

Социализации агенты — институты, люди и соци­альные группы, которые способствуют социализации личности.

Социализация — процесс усвоения индивидом на про­тяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит.

Социализм — политическая теория и социальная прак­тика реализации принципов общественной собствен­ности и социальной справедливости в сфере распре­деления.

Социальная дезорганизация — условия в обществе, при которых культурные ценности, нормы и общественные отношения отсутствуют, слабы или проти­воречивы.

Социальное действие (М. Вебер) – действие человека, которое по предполагаемому действующим лицом или лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него. 

Социальная интеракция — процесс, в котором люди действуют и взаимодействуют друг с другом.

Социальный институт — совокупность ролей и стату­сов, предназначенных для удовлетворения определен­ной социальной потребности.

Социальный контроль — совокупность норм и ценнос­тей общества, а также санкции, применяемые в це­лях их осуществления. В изучении девиации — уси­лия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказания девиантов или их исправления.

Социограмма — способ регистрации межличностных отношений в малой группе при помощи чертежа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.115 с.)