Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 8. Социология личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие личности. Личность - одно из центральных понятий в социологии. В социологии личность - целостность социальных свойств человека. Личность является продуктом общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений. Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки. При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент делается на влияние общества на личность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность. Социализация личности. Социализация - процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.Благодаря социализации, человек становится дееспособным членом общества. Но ни у кого, кроме человека, нет социализации - периода, когда человек обучается жить в обществе, в мире общественных отношений (а не только в своей экологической нише, как животные). Ни одно социальное свойство не является врожденным. Чувство совести, ответственность, честь и пр. генетически не передаются. Пребывание в социальной среде и социализация играют решающую роль в превращении биологического существа в общественное. Этот процесс означает и превращение человека в индивида и в личность. Процесс социализации проходит стадии, которые совпадают с основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость, старость. Этапы социализации. Детство и юность - начальная социализация, зрелость и старость - продолженная социализация. Самый важный - первый этап, детство, когда закладывается фундамент социализации и на 70% формируется личность. Поэтому дети, изолированные от общества, погибают (как социальные существа), а взрослые - нет. Процесс социализации проходит не без посторонней помощи. Ему помогают люди и учреждения. Конкретных людей, ответственных за социализацию, называют агентами социализации. Учреждения, влияющие на социализацию и направляющие ее, - институтами социализации. Когда говорят о семье обобщенно, называют ее "институтом" социализации. А когда подразумевают конкретных членов семьи, то употребляют понятие "агенты". Выделяют первичную и вторичнуюсоциализацию. Существует два варианта интерпретации первичной и вторичной социализации. Первый вариант интерпретации следующий. Существуют агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, родственники, друзья семьи, учителя, лидеры в молодежных группах и пр., т.е. те, кто непосредственновлияет на человека. На этапе вторичной социализации на личность в значительной степени начинают влиять институты социализации - администрация города, района, школы, университеты, армия. Второй вариант интерпретации следующий. Первичная социализация– это социализация “набело”. Подобная социализация проходит преимущественно в детском возрасте, в том случае, когда в процессе социализации образцы поведения, ценности являются абсолютно новыми, т.е. как бы “ложатся” на чистый лист бумаги. Вторичная социализация то же, что ресоциализация – переструктурирование образцов поведения, ценностей, восприятия определенных процессов. Вторичная социализация начинается по времени позднее, чем первичная, и проходит, как правило, во взрослом возрасте. Однако жестко привязывать два вида социализации к возрасту – т.е. говорить о том, что первичная социализация проходит в детском возрасте, а вторичная во взрослом неправильно, так как у детей и подростков определенные ценности могут меняться и, наоборот, взрослый человек может получить какой-то новый опыт в уже зрелом возрасте. Социальная роль и социальный статус. Каждый человек является одновременно членом нескольких социальных групп. В группе он занимает определенное положение, позицию, которая предполагает определенные права и обязанности и называется социальным статусом. Человек имеет несколько социальных статусов. Как правило, в обществе определяет положение человека один главный (интегральный) социальный статус. Определенный социальный статус порождает поведение человека, характерное для этого социального статуса (социальную роль). Поскольку человек входит в разные социальные группы, он активирует разные социальные статусы в разных ситуациях. Социальная роль - норма поведения человека определенного статуса в конкретном обществе, общности, группе. Ролевое поведение - ожидаемое поведение человека, занимающего определенный социальный статус. Ролевое поведение в обществе структурируется следующим образом: общество, общность, социальная группа сталкивается с осуществлением определенной роли, в результате чего исполнение этой роли стандартизируется. В результате от каждого следующего “ ролевого игрока” ожидают поведения в границах устоявшихся стандартов. Но степень стандартности разных ролей в разных ситуациях различна. Совокупность всех ролей человека называется ролевым набором. Многообразие социальных ролей и их сочетание рождает индивидуальность личности. Но при этом многообразие социальных ролей порождает внутренние конфликты личности – в структуре личности возникает так называемый ролевой конфликт. Ролевой конфликт – проявление острого противоречия между ролями или различными сторонами, элементами одной роли, когда эти роли или стороны выступают как несовместимые, исключающие друг друга. Разрешение ролевого конфликта заключается в гармонизации ролевой структуры личности, а также в определенном структурировании системы личных ценностей, которая позволила бы создать систему приоритетов на уровне конкретной личности. Виды социальных статусов 1. Достигаемый социальный статус - это статус, который получает человек в процессе жизни либо благодаря свободному выбору, либо благодаря удаче и везению. 2. Приписываемый социальный статус - это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. 3. Смешанный статус - возникает тогда, когда достигаемый статус со временем превращается в приписываемый. Социологические теории личности 1. Первая теория личности возникла в американской социальной психологии в 30-х г.г. ХХ века и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном направлении. Т. Парсонс как представитель структурно-функционального направления в социологии рассматривал личность с точки зрения исполнения ею определённых ролей, которые задаются социальной позицией индивида в обществе, вне зависимости от индивидуальных особенностей. Исполнение роли связано со стремлением индивида соответствовать принятым в обществе социальным нормам и ожиданиям окружающих. Неисполнение роли влечёт за собой конфликт с обществом и применение общественных санкций. Социальная роль задаёт общую направленность поведения, а стиль её выполнения - фактор вариативный. Роль может пониматься индивидом как объективно, с точки зрения её общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида, по-своему истолковываясь им. Т. Парсонс считал, что значения имеют не личностные смыслы, а социальные потребности в отношении роли. 2. Поведенческая концепция Дж Хоманса. Дж Хоманс, в соответствии с разработанной им теорией социального обмена, считал, что поведение человека обуславливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, СМИ и т.д. Общество использует в качестве стимулов, определяющих поведение человека, социально-значимые ценности: деньги, власть, уважение. Если поведение положительно стимулируется, то человек лоялен по отношению к социальной среде. Социально значимые ценности, таким образом, рассматриваются как социально-нормативные регуляторы поведения личности. 3. Социально-психологическая теория Дж Г. Мида. В работах «Разум, Я и общество», «Исследование человека» Дж Г. Мид, разрабатывая концепцию межиндивидуального взаимодействия, формирует понятие «обобщенного другого», как совокупность частных точек зрения, обобщённых в единое мнение относительно объекта взаимодействия. В результате взаимодействия индивидов происходит приспособление участниками своего поведения к поведению других на основе понимания субъективных состояний этих других. Индивид в воображении принимает позицию другого человека и с этой позиции изучает самого себя, что даёт ему возможность понять и предсказать реакцию другого на его поведение. Индивид обретает ощущение индивидуальности, если подходит к себе в целом с той же меркой, что и к другим людям. Дж. Г. Мид считал, что становление человеческого «Я» формируется путём взаимодействия двух подсистем: «I» и «Me». «I» – это бессознательное (инстинкты, внутренние импульсы). «Me» – совокупность установок других, образующаяся из усвоенной человеком культуры через систему символов, общих для всех членов общества. «Me» направляет «I» в определённые рамки социально приемлемого поведения, в которое «I» вносит своеобразие, не давая ему кристаллизироваться в стандартизированное, жёстко определённое, и образует собственно личностное, интегральное «Я». Таким образом, Дж. Г. Мид определяет происхождение «Я» как социальное, обусловленное разными системами взаимодействия, в которых «Я» участвует. 4. Теория «зеркального Я» Ч. Кули. Ч. Кули считал, что личность, со всеми присущими ей характеристиками, как «Я», возникает в процессе общения индивида с различными первичными группами, членом которых он является. В результате межличностного общения формируется самосознание индивида на основе совокупности представлений индивида о том, что думают о нём другие, что думает о себе он сам, каким ему представляется его образ в сознании другого. В зависимости от преобладания того или иного аспекта, формируются те или иные личностные характеристики, складывается «чувство личной определённости» - «зеркальное Я». «Я», таким образом, выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, итогом его взаимодействия с обществом. Социальное поведение личности Поведение личности – это осознанные действия индивида с целью реализации определенных целей и установок, затрагивающие интересы других людей, социальных групп, общества. Индивид, действуя в плотном социальном окружении, обязательно сталкивается с проблемой соответствия собственных устремлений и представлений о методах и средствах их удовлетворения с принятой в той или иной общности шкалой целей и способов их достижения. Р. Мертон в этой связи выделял пять типов поведенческих реакций индивида как результат несогласованности индивидуальных и коллективных целей и средств их достижения: 1) конформизм – приятие целей и средств данной социальной общности даже путем отказа от собственных убеждений. Поведение, ориентированное на достижение общественнозначимых целей, является основным условием стабильного развития общества; 2) инновация - выражается в приятии целей, но неприятии средств их достижения, что является результатом неадекватной реакции индивида на требования общества; 3) ритуализм – выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей (деятельность бюрократа); 4) ретритизм – вид адаптации индивидов в обществе, нормативно– ценностную систему которого они не приемлют, что проявляется в отстранении индивида от общества (уход в наркоманию, психическое заболевание, религию); 5) мятеж – поведенческая реакция, характеризующаяся полным отрицанием общественнозначимых целей и средств их достижения и попыткой установить новый социальный порядок. Все эти поведенческие реакции за исключением конформизма являются разновидностями девиантного поведения. Отклоняющееся поведение. Отклоняющееся (девиантное) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Чем жестче сформулированы социальные нормы, тем большее количество вариантов воспринимается обществом в качестве девиантного поведения. Но парадоксально, что, как правило, чем жестче сформулированы социальные нормы, тем меньше людей их нарушают. Объясняется это достаточно легко: жесткие нормы – жесткая система санкций – меньше людей нарушают эти нормы. Особый вид девиантного поведения – это деликвентное поведение – поведение, нарушающее не только социальные нормы, но и уголовный кодекс, преступное поведение. Р. Мертон, изучавший феномен аномии в рамках теории «среднего значения», определял данный тип девиантного поведения как дисфункциональное явление, возникающее вследствие нарастания напряженности и обострения социальных противоречий в социальной структуре.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое социализация? Почему она необходима? Какие этапы проходит социализация? 2. Что такое первичная и вторичная социализация? 3. Как зависит социализация от типа общества? 4. Как социализация связана с воспитанием и этапами морального развития личности? 5. Дайте определение девиантному поведению. 6. Какие виды социальных статусов Вы знаете? 7. Дайте характеристику социальной роли?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.230 (0.01 с.) |