Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 8. Социология личности

Поиск

Понятие личности. Личность - одно из центральных понятий в социологии. В социологии личность - целостность социальных свойств человека. Личность является продуктом общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений.

Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки.

При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент делается на влияние общества на личность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность.

Социализация личности. Социализация - процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.Благодаря социализации, человек становится дееспособным членом общества.

Но ни у кого, кроме человека, нет социализации - периода, когда человек обучается жить в обществе, в мире общественных отношений (а не только в своей экологической нише, как животные). Ни одно социальное свойство не является врожденным. Чувство совести, ответственность, честь и пр. генетически не передаются.

Пребывание в социальной среде и социализация играют решающую роль в превращении биологического существа в общественное. Этот процесс означает и превращение человека в индивида и в личность.

Процесс социализации проходит стадии, которые совпадают с основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость, старость.

Этапы социализации. Детство и юность - начальная социализация, зрелость и старость - продолженная социализация. Самый важный - первый этап, детство, когда закладывается фундамент социализации и на 70% формируется личность. Поэтому дети, изолированные от общества, погибают (как социальные существа), а взрослые - нет.

Процесс социализации проходит не без посторонней помощи. Ему помогают люди и учреждения. Конкретных людей, ответственных за социализацию, называют агентами социализации. Учреждения, влияющие на социализацию и направляющие ее, - институтами социализации. Когда говорят о семье обобщенно, называют ее "институтом" социализации. А когда подразумевают конкретных членов семьи, то употребляют понятие "агенты".

Выделяют первичную и вторичнуюсоциализацию. Существует два варианта интерпретации первичной и вторичной социализации.

Первый вариант интерпретации следующий. Существуют агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, родственники, друзья семьи, учителя, лидеры в молодежных группах и пр., т.е. те, кто непосредственновлияет на человека. На этапе вторичной социализации на личность в значительной степени начинают влиять институты социализации - администрация города, района, школы, университеты, армия.

Второй вариант интерпретации следующий. Первичная социализация– это социализация “набело”. Подобная социализация проходит преимущественно в детском возрасте, в том случае, когда в процессе социализации образцы поведения, ценности являются абсолютно новыми, т.е. как бы “ложатся” на чистый лист бумаги. Вторичная социализация то же, что ресоциализация – переструктурирование образцов поведения, ценностей, восприятия определенных процессов. Вторичная социализация начинается по времени позднее, чем первичная, и проходит, как правило, во взрослом возрасте. Однако жестко привязывать два вида социализации к возрасту – т.е. говорить о том, что первичная социализация проходит в детском возрасте, а вторичная во взрослом неправильно, так как у детей и подростков определенные ценности могут меняться и, наоборот, взрослый человек может получить какой-то новый опыт в уже зрелом возрасте.

Социальная роль и социальный статус. Каждый человек является одновременно членом нескольких социальных групп. В группе он занимает определенное положение, позицию, которая предполагает определенные права и обязанности и называется социальным статусом. Человек имеет несколько социальных статусов. Как правило, в обществе определяет положение человека один главный (интегральный) социальный статус. Определенный социальный статус порождает поведение человека, характерное для этого социального статуса (социальную роль). Поскольку человек входит в разные социальные группы, он активирует разные социальные статусы в разных ситуациях. Социальная роль - норма поведения человека определенного статуса в конкретном обществе, общности, группе. Ролевое поведение - ожидаемое поведение человека, занимающего определенный социальный статус. Ролевое поведение в обществе структурируется следующим образом: общество, общность, социальная группа сталкивается с осуществлением определенной роли, в результате чего исполнение этой роли стандартизируется. В результате от каждого следующего “ ролевого игрока” ожидают поведения в границах устоявшихся стандартов. Но степень стандартности разных ролей в разных ситуациях различна.

Совокупность всех ролей человека называется ролевым набором. Многообразие социальных ролей и их сочетание рождает индивидуальность личности. Но при этом многообразие социальных ролей порождает внутренние конфликты личности – в структуре личности возникает так называемый ролевой конфликт. Ролевой конфликт – проявление острого противоречия между ролями или различными сторонами, элементами одной роли, когда эти роли или стороны выступают как несовместимые, исключающие друг друга. Разрешение ролевого конфликта заключается в гармонизации ролевой структуры личности, а также в определенном структурировании системы личных ценностей, которая позволила бы создать систему приоритетов на уровне конкретной личности.

Виды социальных статусов

1. Достигаемый социальный статус - это статус, который получает человек в процессе жизни либо благодаря свободному выбору, либо благодаря удаче и везению.

2. Приписываемый социальный статус - это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени.

3. Смешанный статус - возникает тогда, когда достигаемый статус со временем превращается в приписываемый.

Социологические теории личности

1. Первая теория личности возникла в американской социальной психологии в 30-х г.г. ХХ века и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном направлении.

Т. Парсонс как представитель структурно-функционального направления в социологии рассматривал личность с точки зрения исполнения ею определённых ролей, которые задаются социальной позицией индивида в обществе, вне зависимости от индивидуальных особенностей. Исполнение роли связано со стремлением индивида соответствовать принятым в обществе социальным нормам и ожиданиям окружающих. Неисполнение роли влечёт за собой конфликт с обществом и применение общественных санкций. Социальная роль задаёт общую направленность поведения, а стиль её выполнения - фактор вариативный.

Роль может пониматься индивидом как объективно, с точки зрения её общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида, по-своему истолковываясь им. Т. Парсонс считал, что значения имеют не личностные смыслы, а социальные потребности в отношении роли.

2. Поведенческая концепция Дж Хоманса. Дж Хоманс, в соответствии с разработанной им теорией социального обмена, считал, что поведение человека обуславливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, СМИ и т.д. Общество использует в качестве стимулов, определяющих поведение человека, социально-значимые ценности: деньги, власть, уважение. Если поведение положительно стимулируется, то человек лоялен по отношению к социальной среде. Социально значимые ценности, таким образом, рассматриваются как социально-нормативные регуляторы поведения личности.

3. Социально-психологическая теория Дж Г. Мида. В работах «Разум, Я и общество», «Исследование человека» Дж Г. Мид, разрабатывая концепцию межиндивидуального взаимодействия, формирует понятие «обобщенного другого», как совокупность частных точек зрения, обобщённых в единое мнение относительно объекта взаимодействия. В результате взаимодействия индивидов происходит приспособление участниками своего поведения к поведению других на основе понимания субъективных состояний этих других.

Индивид в воображении принимает позицию другого человека и с этой позиции изучает самого себя, что даёт ему возможность понять и предсказать реакцию другого на его поведение. Индивид обретает ощущение индивидуальности, если подходит к себе в целом с той же меркой, что и к другим людям. Дж. Г. Мид считал, что становление человеческого «Я» формируется путём взаимодействия двух подсистем: «I» и «Me». «I» – это бессознательное (инстинкты, внутренние импульсы). «Me» – совокупность установок других, образующаяся из усвоенной человеком культуры через систему символов, общих для всех членов общества. «Me» направляет «I» в определённые рамки социально приемлемого поведения, в которое «I» вносит своеобразие, не давая ему кристаллизироваться в стандартизированное, жёстко определённое, и образует собственно личностное, интегральное «Я». Таким образом, Дж. Г. Мид определяет происхождение «Я» как социальное, обусловленное разными системами взаимодействия, в которых «Я» участвует.

4. Теория «зеркального Я» Ч. Кули.

Ч. Кули считал, что личность, со всеми присущими ей характеристиками, как «Я», возникает в процессе общения индивида с различными первичными группами, членом которых он является. В результате межличностного общения формируется самосознание индивида на основе совокупности представлений индивида о том, что думают о нём другие, что думает о себе он сам, каким ему представляется его образ в сознании другого. В зависимости от преобладания того или иного аспекта, формируются те или иные личностные характеристики, складывается «чувство личной определённости» - «зеркальное Я». «Я», таким образом, выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, итогом его взаимодействия с обществом.

Социальное поведение личности

Поведение личности – это осознанные действия индивида с целью реализации определенных целей и установок, затрагивающие интересы других людей, социальных групп, общества.

Индивид, действуя в плотном социальном окружении, обязательно сталкивается с проблемой соответствия собственных устремлений и представлений о методах и средствах их удовлетворения с принятой в той или иной общности шкалой целей и способов их достижения. Р. Мертон в этой связи выделял пять типов поведенческих реакций индивида как результат несогласованности индивидуальных и коллективных целей и средств их достижения:

1) конформизм – приятие целей и средств данной социальной общности даже путем отказа от собственных убеждений. Поведение, ориентированное на достижение общественнозначимых целей, является основным условием стабильного развития общества;

2) инновация - выражается в приятии целей, но неприятии средств их достижения, что является результатом неадекватной реакции индивида на требования общества;

3) ритуализм – выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей (деятельность бюрократа);

4) ретритизм – вид адаптации индивидов в обществе, нормативно– ценностную систему которого они не приемлют, что проявляется в отстранении индивида от общества (уход в наркоманию, психическое заболевание, религию);

5) мятеж – поведенческая реакция, характеризующаяся полным отрицанием общественнозначимых целей и средств их достижения и попыткой установить новый социальный порядок.

   Все эти поведенческие реакции за исключением конформизма являются разновидностями девиантного поведения.

Отклоняющееся поведение. Отклоняющееся (девиантное) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Чем жестче сформулированы социальные нормы, тем большее количество вариантов воспринимается обществом в качестве девиантного поведения. Но парадоксально, что, как правило, чем жестче сформулированы социальные нормы, тем меньше людей их нарушают. Объясняется это достаточно легко: жесткие нормы – жесткая система санкций – меньше людей нарушают эти нормы. Особый вид девиантного поведения – это деликвентное поведение – поведение, нарушающее не только социальные нормы, но и уголовный кодекс, преступное поведение.

Р. Мертон, изучавший феномен аномии в рамках теории «среднего значения», определял данный тип девиантного поведения как дисфункциональное явление, возникающее вследствие нарастания напряженности и обострения социальных противоречий в социальной структуре.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое социализация? Почему она необходима? Какие этапы проходит социализация?

2. Что такое первичная и вторичная социализация?

3. Как зависит социализация от типа общества?

4. Как социализация связана с воспитанием и этапами морального развития личности?

5. Дайте определение девиантному поведению.

6. Какие виды социальных статусов Вы знаете?

7. Дайте характеристику социальной роли?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.230 (0.01 с.)