Социальные изменения. Социальное развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные изменения. Социальное развитие



Социальные изменения – переход социального объекта из одного состояния в другое, любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нём образцах поведения.

Виды социальных изменений:

1) изменения, касающиеся структур различных социальных образований – структурные изменения;

2) изменения, затрагивающие социальные процессы (в сфере социальных взаимодействий, взаимоотношений различных общностей);

3) изменения, касающиеся функций различных социальных систем – функциональные социальные изменения;

4) изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности.

Структура социальных изменений:

1. Эволюционные социальные изменения – постоянные медленные преобразования социальных объектов или отношений. Это накопление постоянных, плавных, количественных преобразований, которое ведет к переходу социального объекта в качественно иное состояние.

2. Революционные социальные изменения – радикальные изменения, предполагающие коренную ломку социального объекта, носящие всеобщий характер и опирающиеся на насилие

3. Циклические изменения – определенная совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот, происходящий в качестве какого-то промежутка времени.

В зависимости от того, какие факторы считаются решающими для социальной эволюции можно выделить:

- социокультурные теории социальных изменений, среди которых наиболее яркой и основательной является теория социальной и культурной динамики П.А.Сорокина. Согласно этой теории социальные изменения затрагивают «культуру» - понятие более широкое, чем «общество», и включающее его в себя. Социальные изменения представляют собой периодическую смену социокультурных систем, основу которых составляют философия, религия, этика, право, основные формы социальной, экономической, политической организации, ее образа жизни и мышления.

- индустриально - технологические теории социальных изменений видят главный источник социальных преобразований в индустриальной технологии (теория «постиндустриального общества» Д.Белла, теория «стадий экономического роста» У.Ростоу).

- социально – экономические теории социальных изменений исходят из того, что решающим фактором социальных изменений является уровень развития производительных сил и производственных отношений (марксизм).

Социальный прогресс – тип развития социальной сферы, при котором она в целом или отдельные её элементы переходят на более высокую в качественном отношении ступень, стадию развития.

В целом развитие человечества от первобытного общества к современному может быть охарактеризовано с точки зрения нарастания прогрессивных социальных изменений. К некоторым областям социальной жизни понятие прогресса неприменимо (культура, искусство, религия). Здесь можно говорить лишь об эволюционных изменениях. Противоречивый характер социального прогресса проявляется в том, что в социальной жизни абсолютного прогресса, как совершенствования социального устройства всех сфер жизнедеятельности общества в направлении нарастания позитивных изменений, так же, как и абсолютного регресса, не существует.

Следует сразу определить различие между такими понятиями как            «социальные изменения» и «социальное развитие». Последнее является более «привычным» и чаще употребляется в практической политике. Различие заключается том, что социальное развитие с возрастанием ценности отдельных стадий процесса развития во временной последовательности представляет собой социальный прогресс. Если из развития исключаются повторения, то оно совпадает с понятием «изменения». Понятие «социальные изменения» охватывает широкий круг перемен, безотносительно к их направленности. Изменения не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла.

Важнейшим условием нормального существования любого общества является социальная стабильность. Социальная стабильность – процесс воспроизводства социальных структур и отношений в рамках целостности всего общества. Социальная стабильность достигается за счёт своевременного осуществления назревших социальных изменений и предполагает постоянное развитие при сохранении устойчивости.

Социальное поведение и социальный контроль

Массовое социальное поведение – образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами массового социального поведения являются массы, толпа, публика, социальные группы и индивиды.

Массы – большое количество людей, которых нельзя объединить ни в какую организацию, в соответствии с общими признаками, интересами, условиями жизнедеятельности и т.д.

Толпа – внешне не организованная социальная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма составляющих её индивидов, имеющая единый объект внимания и сходное эмоциональное состояние.

Публика – большая группа людей, объединенных на основе общих интересов, но внешне не организованная. В отличие от толпы у публики возможно проявление рационального мышления.

Индивиды являются субъектами массового социального поведения в том случае, когда их действия, формально не согласованные во времени и пространстве, принимают массовый характер (демографический взрыв).

Проблемы массового социального поведения, межгруппового взаимодействия исследует психологическое направление в социологии. В развитии данного направления следует выделить: «Психологию народов»  (В. Вунд); «групповую психологию» (Г. Лебон, Г. Тард); символический интеракционизм (Дж. Г. Мид).

«Групповая психология» непосредственно изучает сущностные характеристики группового и массового поведения. Определяющим фактором общественной жизнедеятельности выступает, согласно Г. Лебону (1841-1931г.) («Психология толпы»), «коллективная душа», основу которой составляют психологические механизмы. Доминирование в «коллективной душе» бессознательных субстратов психики обуславливает общность инстинктов, чувств, настроений, стремлений большой группы людей, которую Г. Лебон определяет как толпу. Толпа является, по мнению Г. Лебона, движущей силой истории (представляющей собой смену культурного доминирования рас) и играет решающую роль на новом этапе развития европейской цивилизации с конца XIX века («эра толпы»). Г. Лебон сформулировал психологический закон «духовного единства толпы»: нахождение в толпе ведёт к образованию «коллективной души», которая подавляет рациональные начала и превращает индивидов в иррациональные субъекты, стремящиеся к некритической реализации внушённых им идей. Г. Лебон выделяет организованную толпу, которая объединяет индивидов в единое целое на основе единства инстинктов, чувств, страстей. Но в толпе не только и не столько соединяются отдельные качества индивидов, взятые в среднем значении, сколько образуются новые черты: нетерпимость; импульсивность; раздражительность; утрата чувства ответственности как сдерживающего начала; быстрая смена реакций от разрушения до самопожертвования; восприимчивость к внушению; осознание неодолимой, необузданной сдерживающими факторами силы; заражённость общей идеей.

Виды толпы:

   1. Однородная толпа имеет ряд разновидностей:

а) секта, объединяющим моментом в которой служат верования;

б) каста, объединяющая индивидов на основе общности условий существования и воспитания;

в) класс, образующийся под влиянием одинакового образа жизни.

2. Разнородная толпа:

1) анонимная (уличная) толпа, образующаяся под влиянием внушения и отличающаяся полным отсутствием чувства ответственности;

2) неанонимная (совещательная) толпа, объединяющая индивидов с целью решения вопросов, имеющих общественное значение, и осознающая ответственность за принятие правильных решений.

Г. Тард (1843-1904) («Законы подражания», «Общественное мнение итолпа») определяет социологию, как науку, изучающую психологию взаимодействия между людьми, которое составляет основу общественного развития и всех социальных процессов. Общество, таким образом, является продуктом взаимодействия индивидов и возникающих при этом взаимодействии межиндивидуальных социальных отношений.

Г. Тард развивает теорию «трёх основных социальных процессов»: подражание (повторение), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация), на основе которой формулирует три универсальные социальные закономерности.

1.  Закон подражания. Подражание, рассматриваемое как изначальный элемент социальности, возникает в процессе межличностных взаимодействий и является движущей силой общественного прогресса в силу природной склонности людей усваивать и повторять новации в общественной жизни, обогащающие культуру народа. Закон подражания заключается в том, что любое нововведение в сфере социальных отношений распространяется от социальных верхов к социальным низам. Три типа подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и традициям, обдуманное подражание. Теория подражания делает предметом социологического исследования процесс межличностного взаимодействия.

2. Закон противоположения (оппозиции) выражается в борьбе сторонников различных социальных изобретений, которая способствует поиску альтернативного варианта подражания и выработке определённого направления социального взаимодействия. Оппозиция, таким образом, является необходимым фактором развития социальных отношений и динамики социального прогресса.

3. Закон приспособления (адаптации) выражается в приспособлении людей к новшествам и изменившимся условиям социальной жизни посредством развития сотрудничества как основного момента социальных отношений.

Задачей социологии, по Г. Тарду, является изучение законов подражания, противоположения и приспособления, благодаря которым общество поддерживает своё существование в качестве целостности и развивается благодаря изобретениям.

Анализируя деятельность больших социальных групп, действующих на арене социальной жизни, Г. Тард определил их как толпу и публику. Толпа – большая социальная группа слабо, но непосредственно связанных индивидов, объединённых на основе коллективной психологии, поведение которых иррационально. XX век Г. Тард определял не как «эру толпы», а как век публики. Публика – группа индивидуумов, физически разделённых, но связанных духовно на основании общих увлечений или убеждений. Публика характерна для развитых обществ, поскольку основным средством её формирования являются средства массовой информации. Она несёт на себе отпечаток индивидуальности её создателя и вдохновителя. Действие публики более разумно и осмысленно, и этим она отличается от толпы. Хотя не исключена возможность превращения публики в толпу. В ходе исторического развития основной задачей является постепенная замена толпы публикой, что выразится в распространении интеллектуализации и терпимости в обществе.

В целом, следует отметить, что и Г. Лебон и Г. Тард в своей трактовке социологического психологизма вскрыли механизмы внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий, таких как механизм межгрупповой агрессии, стихийного поведения индивидов в толпе, эффект группового принятия решений, роли лидера толпы или публики и т.д., что является актуальным и сегодня, когда большие массы людей вовлечены в решение назревших проблем социальной жизни.

Классификация массового социального поведения в соответствие с масштабами и степенью организации.

1. Социальные движения – массовые действия большой социальной группы, направление на удовлетворение потребностей и обеспечение групповых или общественных интересов.

Социальные движения:

а) революционные движения – стремятся к полной отмене существующей системы ценностей;

б) реформаторские движения – стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, которые способствуют более эффективному ее функционированию;

в) движения сопротивления – социальные движения, которые имеют цель не только добиться перемен, но и блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения;

г) социальное движение экспрессивного типа стремится сформировать собственную систему ценностей в соответствии с поставленной целью;

д) терроризм – движение, осуществляющее применение силы против людей или собственности с целью запугивания или принуждения правительства, формальной организации или гражданского населения к выполнению своих политических, социальных, религиозных планов.

2. Коллективное поведение – массовые, спонтанные реакции людей на критические, внезапно возникающие ситуации. Субъект коллективного поведения – толпа. Среди основных особенностей коллективного поведения следует выделить: несоответствие определённым стандартам, экстремальность поведения индивидов, наличие определённой социальной ситуации, способствующей проявлению основных свойств толпы как субъекта коллективного поведения (высокий уровень безработицы, тяжёлое социально-экономическое положение населения и т.д.).

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается марксистский подход к типологии обществ?

2. В чем сущность процесса модернизации?

3. В чем заключается различие между такими понятиями как «социальные изменения» и «социальное развитие»?

4. Раскройте содержание понятия «социальная стабильность».

5. Охарактеризуйте различные типы социальных движений.

6. Охарактеризуйте субъекты массового социального поведения с точки зрения представителей «групповой психологии».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.019 с.)