Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Понятие и классификация земельных споров

Поиск

Земельный спор – неразрешенный конфликт между субъектами земельных отношений (ст. 1 КоЗ).

Круг субъектов земельных отношений – ст. 4 КоЗ.

Земельный спор – конфликт между субъектами земельных правоотношений, порядок разрешения которого обуславливается содержанием соответствующих правоотношений.

Особенности:

С начала 90-х годов наметилась тенденция перехода от административного к судебному порядку разрешения земельных споров. Само понятие земельный спор впервые было закреплено в кодексе 2008 года;

Рассмотрение земельных споров – один из способов защиты прав собственников земли, землевладельцев и землепользователей;

Для разрешения земельного спора необходимо применение материальных норм земельного права;

Участников земельных споров можно подразделить на: 1) основные (лицо, обладающее субъективным правом на землю = землепользователи); 2) иные (как ЮЛ/ ФЛ/ ИП/ ГО);

Спор может возникнуть по поводу уже существующего права на землю либо по поводу права, которое находится в стадии возникновения и прекращения;

Не являются земельные спорами территориальные конфликты между государствами, споры между ГО по поводу а.т.е., о передаче земель в ведение различных органов;

Понятие земельного спора – как споры о праве, так и дело, возникающие из административных отношений.

Классификация земельных споров:

1. По предметному признаку можно выделить:

Ø Споры, которые непосредственно связаны с земельным участком, как объектом земельных отношений (о признании прав на земельные участки, сервитуты);

Ø Имущественные споры, которые связаны с земельными отношениями (споры о возмещении правомерных и неправомерных убытков, о выплате компенсаций или выкупа при прекращении права собственности на землю).

2. В зависимости от способа разрешения земельных споров:

Ø Разрешаются в судебном порядке;

Ø Разрешаются во внесудебном порядке (1. В административном порядке; 2. Во вне административном порядке).

В административном порядке земельные споры могут рассматриваться:

1) соответствующими исполкомами;

2) создаваемыми ими комиссиями по организации и проведению аукционов.

По общему правилу, для земельных споров административный порядок рассмотрения действует, как альтернативный.

Такие споры разрешаются в исполкомах или (по желанию заинтересованной стороны) в суде.

В рамках административного порядка можно выделить земельные споры, которые возникают по поводу решений, в том числе решения об отказе в предоставлении земельных участков, а также иных действий (бездействий) государственных органов.

По ст. 71 КоЗ: они могут быть обжалованы в вышестоящие ГО или в суд.

Однако в отдельных случаях может быть установлен исключительно судебный или обязательный досудебный порядок.

Пример: решение о предстоящем изъятии земельного участка может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в 2 месячный срок со дня его вынесения – Указ от 2 февраля 2009 года № 58.

Пример: административные решения обжалуются в порядке, установленном в ст. 30 Закон об основах административных процедур от 28 октября 2008 года № 433 (соблюдение обязательного досудебного порядка обжалования).

Можно выделить различные правовые формы внеадминистративного порядка разрешения споров (мировое соглашение, медиация, переговоры сторон, передача споров на разрешение третейским органам).

Пример: ст. 2 Закона о медиации – от 12 июля 2013 года: способ альтернативного разрешения споров на земельные споры частного характера.

Так в суде Минского района за 2014 год и начало 2015 года – 5 дел, которые прекращены вследствие медиации. Это земельные споры.

вопрос.

 Правовые основы: глава 11 КоЗ, Положение о порядке образования комиссий по подготовке материалов по рассмотрению земельных споров – утв. ПСМ от 21 декабря 2008 года № 2053.

Особенности:

Рассмотрение споров исполкомами – 1 из функций гос. Регулирования землями.

Только земельные споры, связанные с правом землевладения и землепользования + не отнесены к исключительной компетенции судебных органов.

Могут рассматриваться исполкомами различного уровня.

Порядок разрешения земельных споров исполкомами:

Ст. 93 – 94 КоЗ;

1: подача заявления в исполком. Стороны: субъекты, использующие землю на законных основаниях, иные заинтересованные ФЛ И ЮЛ; органы государственной власти и управления, принявшие решения по земельным вопросам, которые предположительно ущемляют интересы землепользования;

2: подготовка материалов по земельным спорам (кто подготавливает: исполком или комиссии исполкома);

3: рассмотрение спора.

Рассматривается в присутствии: заинтересованных сторон (их представитель); лиц, в интересах которых установлены ограничения (обременения) прав; иные заинтересованные лица.

Сроки: заинтересованные стороны и лица уведомляются о рассмотрении спора не позднее, чем за 3 дня.

Земельный спор должен быть рассмотрен:

1) не позднее 1 месяца со дня поступления заявления;

2) не позднее 15 дней, если не требуется дополнительного изучения и проверки;

3) при необходимости проведения специальной проверки (запроса) дополнительных материалов срок может быть продлен, но не более, чем на 1 месяц (об этом следует уведомить заявителя).

В случае неявки одной из сторон: если от этой стороны не поступило заявление о рассмотрении земельного спора в ее отсутствие, рассмотрение земельного спора откладывается, а течение срока его рассмотрения приостанавливается.

Неявка стороны без увадительных причин по повторному вызову не является препятствием для рассмотрения земельного спора.

Права сторон – ст. 94 КоЗ.

3 стадия: принятие решения.

Решение – порядок + меры. В течении 5 рабочих дней направляется к каждой из сторон, участвовавших в земельных спорах.

Срок обжалования решения – в течении 1 месяца со дня получения копий решения.

Обжалование решения по земельному спору приостанавливает его исполнение.

4 стадия: исполнение решения. Исполнение решения обеспечивается соответствующим исполкомом или иным ГО (территориальные органы исполкома или территориальные органы гос.ком.имущества РБ).

4 вопрос. Судебный порядок разрешения земельных споров

правовые основы; статья 92 КоЗ, ГПК.

Особенности:

1. в судебном порядке могут рассматриваться любые земельные споры. Ст. 32 ГПК: судам подведомствены в том числе дела, возникающие из судебных отношений.

2. В настоящее время судебный порядок рассмотрения земельных споров – преобладающий;

3. Для некоторых земельных споров устанавливается исключительная судебная подведомственности: 1) споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки; 2) споры, связанные с наследованием земельных участков; 3) споры между лицами, имеющими капитальные строения в общей собственности; 4) споры, связанные с возмещением убытков; 5) споры, связанные с установлением и прекращением земельных сервитутов; 6) споры, связанные с изменением и расторжением договора аренды земельного участка, в том числе, находящегося в государственной собственности, кроме случаев, когда право расторжения договоров аренды земельных участков в одностороннем порядке не предусмотрено договором; 7) споры по оценке земель/ земельных участков.

4. Для иных земельных споров – альтернативная подведомственность: исполком или суд.

5. Споры рассматриваются судами общей юрисдикции.

6. Подведомственность споров судам общей юрисдикции – в ГПК и ХПК с учетом выделения в судебной системе общей юрисдикции судов, рассматривающих экономические дела.

7. Обращение в суд может осуществляться в форме подачи искового заявления или подачи жалобы.

8. Вопросы подсудности – ст. 48 ГПК, ст. 354 ГПК, ст. 51 ХПК.

9. Обратить внимание: ППВС «О практике рассмотрения судами земельных споров» от 22 декабря 2011 № 9.


 

Тема 10. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.15 (0.009 с.)