Кочеткова А. В., Филиппов В. Н., Скворцов Я. Л., Тарасов А. С. 

 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кочеткова А. В., Филиппов В. Н., Скворцов Я. Л., Тарасов А. С.



Кочеткова А. В., Филиппов В. Н., Скворцов Я. Л., Тарасов А. С.

ТЗЗ Теория и практика связей с общественностью. — СПб.: Питер, 2009. — 240 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

ISBN 978-5-91180-786-3

Предлагаемый учебник посвящен актуальным проблемам развития и станов­ления связей с общественностью, а также их инструментарию. Связи с общест­венностью представляют собой длительную и последовательную работу, наце­ленную на создание репутации. В издании рассматривается широкий спектр во­просов — от исторических до прикладных. Особое внимание уделяется исследо­вательскому процессу как первому этапу планирования успешной PR-кампании. Обсуждаются способы проведения эффективной пресс-конференции, дается оценка наиболее сложных моментов, которые могут возникать как в процессе подготовки мероприятия у PR-отдела, так и по ходу ее проведения — у журнали­стов. Книга предназначена для студентов, обучающихся по специальностям «Свя­зи с общественностью» и «Реклама», а также будет полезна практикам, работаю­щим в данной сфере.

ББК 60.574я7 УДК 316.77(075)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-91180-786-3                                                © ООО «Питер Пресс», 2009


Оглавление

Введение..................................................................................................................... 7

Глава 1. Связи с общественностью как отрасль знания........................ 8

1.1.Связи с общественностью и их место

в современном мире.............................................................................. 8

1.2. История возникновения и развития связей

с общественностью............................................................................. 15

1.3. Принципы и функции связей с общественностью...................... 18

1.4. Целевые аудитории в связях с общественностью...................... 22

Резюме.................................................................................................... 25

Вопросы................................................................................................. 25

Литература........................................................................................... 25

Глава 2. Подготовка программ в связях с общественностью............ 26

2.1. Планирование программ в связях с общественностью............ 26

Определение проблемы..................................................................... 29

2.2. Типология программ в связях с общественностью.................... 32

Разработка стратегии и тактики..................................................... 33

2.3. Реализация программ в связях с общественностью.................. 41

Резюме.................................................................................................... 47

Вопросы................................................................................................. 47

Литература........................................................................................... 47

Глава 3. Мероприятия, направленные на установление
и поддержание отношений со средствами
массовой информации
.................................................................... 48

3.1. Общие принципы взаимодействия со средствами
массовой информации в практике связей

с общественностью............................................................................. 48

3.2. Организационные формы отношений государственных,

общественных и бизнес-структур с прессой............................... 52

Состав пресс-службы......................................................................... 53

3.3. Типология мероприятий, направленных

на установление отношений со СМИ............................................ 56

Основные правила подготовки и проведения
пресс-конференций............................................................................. 65


4___________________________________________________________ Оглавление

3.4. Другие формы подачи информационно-новостных

материалов............................................................................................ 75

Брифинг для прессы........................................................................... 75

Презентация.......................................................................................... 76

Пресс-тур............................................................................................... 77

Резюме.................................................................................................... 79

Вопросы.................................................................................................80

Литература........................................................................................... 80

Глава 4. Практические аспекты планирования и проведения

пресс-конференций....................................................................... ..82

4.1. Специфика организации пресс-конференции.............................. 82

4.2. Технологии создания информационного повода....................... 89

4.3. Медиа-брендинг.................................................................................. 96

Порядком подзабытое старое......................................................... 97

Cool и Oops! (непереводимая игра слов)................................... 100

Мы наш, мы новый бренд построим.......................................... 102

Резюме................................................................................................. 103

Вопросы............................................................................................. 104

Литература........................................................................................ 104

Глава 5. Виды мероприятий по связям с общественностью

в коммерческом секторе............................................................. 105

5.1. Специальные мероприятия в связях

с общественностью........................................:............................... 105

5.2. Корпоративные мероприятия в связях

с общественностью.......................................................................... 110

Промо-акции...................................................................................... 115

Резюме................................................................................................. 117

Вопросы............................................................................................. 117

Литература........................................................................................ 117

Глава 9. Организация работы департаментов

и агентств по связям с общественностью............................. 174

9.1. Виды агентств по связям с общественностью......................... 174

9.2. Структура корпоративного департамента

по связям с общественностью....................................................... 183

Резюме................................................................................................. 195

Вопросы.............................................................................................. 196

Литература........................................................................................ 196

Приложение. Профессиональная этика специалиста по связям

с общественностью........................................................................................... 197

Связи с общественностью и этика........................................................ 197

Этические кодексы в связях с общественностью.............................. 199

Римская хартия................................................................................. 199

Хельсинкская хартия...................................................................... 203

Афинский кодекс.............................................................................. 204

Российский кодекс профессиональных и этических

принципов в области связей с общественностью................... 205

Лиссабонский кодекс (Европейский кодекс профессионального поведения

в области PR - кодекс CERP)......................................................... 209

Кодекс профессионального поведения IPRA........................... 212

Кодекс профессионального поведения

Британского института PR (IPR).................-............................... 214

Международный кодекс рекламной деятельности

(Кодекс МТП).................................................................................... 217

Декларация профессиональных и этических принципов

в области связей с общественностью......................................... 225

Кодекс профессиональных стандартов Американского

общества по связям с общественностью (PRSA)..................... 227

Декларация принципов профессиональной деятельности

американского общества по связям с общественностью...... 228

Хартия принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям

с общественностью.......................................................................... 229

Резюме................................................................................................. 232

Вопросы.............................................................................................. 232

Литература........................................................................................ 233


Введение

«Мир есть отпечаток слова», — говорил Генрих Гейне.[1] Как бы продол­жая эту мысль, экс-глава отдела международных новостей Дж. Киссиди отмечал: «Средства массовой коммуникации сильнее атомной бомбы». Эти два высказывания, разделенные столетиями, очень четко показы­вают то значение, которое имеют средства массовой информации и ком­муникации. Увеличение роли СМИ, интенсификация информационно­го потока привели к тому, что уже в начале XX в. возникла потребность в деятельности, увязывающей в едином процессе различных исполни­телей, коллективы, социальные группы. Так появилось понятие «связи с общественностью», отразившее в себе многообразие требований к уп­равлению информацией как к искусству ведения дел.

По степени насыщенности событиями, открытиями и свершениями XX в. вывел человечество на новый уровень сознания, что привело к необходимости создать и интенсивно развивать новую коммуникаци­онную модель, регулирующую общественные отношения. Появление связей с общественностью — процесс, носящий естественный харак­тер. Это ответ на изменение социальной и экономической потребно­стей общества.

 


Глава 1

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

КАК ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ

1.1. Связи с общественностью и их место в современном мире.

1.2. История возникновения и развития связей с общественностью.

1.3. Принципы и функции связей с общественностью.

1.4. Целевые аудитории в связях с общественностью.

Таблица 2

 

  Основание Связи

Реклама

     
  Точка входа (кто по- Менеджер по СО Рекламист непосредст-
  ставляет информацию) в СМИ через журнали­стов венно в СМИ
  Основная коммуника- Доверие к полученной Опознавание информа-
  ционная цель информации через зна­ние фактов ции как уже виденной
  Механизм влияния Восприятие информа- Информирование
    ции как своего личного о свойствах, призыв
    мнения, сформирован- к совершению некоего
    ного на основании действия (например
    полученных фактов покупки)
  Осознание сообщения Неосознанное воспри- Сознательный контроль,
  человеком ятие информации (убедительно) отсев части информации
  Основной инструмент воздействия Слово Образ
  Ощущение навязывания информации Нет Есть
  Степень уникальности Высокая Единая стилистика со-
  материала   общений во время всей рекламной кампании
  Доверие к полученной Есть Скорее нет, требуется
  информации   проверка

1.2. История возникновения и развития связей с общественностью ________ 15

Паблисити (от английского «publicity») в переводе означает глас­ность, публичность. В связях с общественностью под паблисити по­нимают прежде всего работу со средствами массовой информации, направленную на создание определенного имиджа организации. Раз­рабатывая стратегию создания паблисити, менеджер по СО плани­рует, каким образом будет поступать в открытое пространство необ­ходимая информация о компании. В этом случае составляется план мероприятий, включающий в себя график проведения пресс-конферен­ций, пресс-ланчей, мероприятий, нацеленных на широкую обществен­ность и освещаемых СМИ, те моменты, которые могут быть использо­ваны в качестве информационного повода. Тщательно отбираются СМИ, задействованные в процессе создания паблисити. Необходимо, чтобы формат СМИ (особенно печатных) четко соответствовал форма­ту новости и ожидающей ее целевой аудитории.

Резюме

Связи с общественностью направлены на установление доверитель­ных отношений между объектом и субъектом коммуникационного процесса. Они сочетают в себе как социальные, так и экономические аспекты. Можно выделить два основных направления работы в связях с общественностью: внутреннее и внешнее. Внешнее нацелено на ин­формирование о происходящем за пределами компании. Внутреннее направление предполагает работу с собственными сотрудниками, формирование корпоративной культуры и продвижения миссии орга­низации среди ее работников.

Вопросы

1. Дайте определение связей с общественностью.

2. Какие основные этапы в развитии СО можно выделить?

3. Какими принципами должен руководствоваться специалист по связям с общественностью?

4. В чем заключаются функции связей с общественностью?

5. Кто относится к внешней, а кто — к внутренней общественности?

Литература

1. Фрэйзер П. Сайтэл. Современные паблик рилейшнз. М., 2002.

2. Чумиков А. Н. Связи с общественностью. М„ 2000.

3. PR сегодня: новые подходы, исследования, международная прак­тика. М., 2002.


Глава 2

ПОДГОТОВКА ПРОГРАММ В СВЯЗЯХ

С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

2.1. Планирование программ в связях с общественностью.

2.2. Типология программ в связях с общественностью.

2.3. Реализация программ в связях с общественностью.

Планирование программ в связях с общественностью

Под программой в сфере связей с общественностью понимают комп­лекс логически взаимосвязанных и реализуемых в определенной по­следовательности акций и мероприятий с целью изменения в нужном направлении поведения ключевых и целевых аудиторий общественно­сти, решения конкретных корпоративных или маркетинговых проблем и задач. Разработку программы в связях с общественностью традици­онно тесно увязывают с общей стратегией коммерческой структуры на рынке. Практика последних десятилетий убедительно свидетельству­ет, что эффективность любого мероприятия, акции или целой кампа­нии в связях с общественностью напрямую зависят от качества про­граммирования.

Эту истину хорошо усвоили те компании и фирмы, которые при­шли на рынок, что называется, «всерьез и надолго» и чей коммерче­ский успех напрямую зависит от благоприятного отношения широкой общественности, потребителей-покупателей, государственных струк­тур и средств массовой информации как к самой коммерческой струк­туре, так и к ее продукции или услугам. Словом, к программам по свя­зям с общественностью повышенный интерес проявляют организации и объединения, постоянно находящиеся под прицелом СМИ и в цент­ре общественного внимания. Они расходуют существенные финансо­вые средства на регулярное информирование целевых аудиторий, на поддержание обратной связи и диалога с ними, на создание привлека-


2.1. Планирование программ в связях с общественностью                                    27

тельного имиджа и высокой деловой репутации, на формирование благоприятной среды для развития своего бизнеса.

В число таких активных коммерческих структур входят компании, производящие на протяжении многих лет в массовом масштабе това­ры народного потребления (продукты питания, косметику, напитки), фирмы, связанные с источниками повышенной опасности (транспор­тные, авиационные, химические и энергетические компании, включая предприятия ядерной энергетики) или производящие продукцию на основе высоких технологий (телекоммуникационные компании), фи­нансовые структуры (инвестиционные и страховые компании, банки, финансово-промышленные группы), фармацевтические фирмы, тури­стические компании.

Рыночная действительность выявила и другую закономерность: фир­мы-однодневки с низкокачественной продукцией, фирмы-пирамиды и коммерческие структуры теневой экономики крайне редко тратят суще­ственные финансовые ресурсы и время на долгосрочные программы по связям с общественностью, предпочитая вместо них использовать шум­ные, агрессивные и назойливые рекламные кампании, рассчитанные на быстрый спекулятивный результат.

Объективная потребность в разработке и реализации продолжитель­ной программы по связям с общественностью может быть вызвана це­лым рядом самых разных факторов. Например, в коммерческом секторе наиболее распространенными и типичными являются следующие при­чины:

♦ необходимость создания, продвижения и поддержания привле­кательного корпоративного имиджа или имиджа бренда;

♦ принятие компанией новой наступательной маркетинговой стра­тегии закрепления на рынке и повышения уровня продаж;

♦ принятие новой корпоративной политики;

♦ смена названия фирмы, ее корпоративного имиджа, торговой мар­ки или логотипа;

♦ изменение статуса фирмы (например превращение ее в открытое акционерное общество), слияние с другой структурой, поглоще­ние ее более крупной фирмой и т. д.;

♦ необходимость улучшить и сделать более привлекательной дело­вую репутацию коммерческой структуры (reputation management);

♦ необходимость отстроиться от конкурентов, особенно в случае, если в данном секторе рынка работает большое число компаний, выпус­кающих продукцию, сходную по потребительским качествам и но-


28 ___________________ Глава 2. Подготовка программ в связях с общественностью

менклатуре, рассчитанную на одну и ту же целевую аудиторию и находящуюся в одной и той же ценовой нише;

♦ возникновение серьезной проблемы (issue management) или даже кризисной ситуации (crisis communications);

♦ неэффективность традиционной рекламы, наличие серьезных ог­раничений и даже законодательных запретов на ведение откры­тых рекламных кампаний в массовых СМИ (например, известные ограничения на рекламу рецептурных фармацевтических препа­ратов, ликеро-водочной и табачной продукции, оружия, игорного бизнеса, некоторых видов продукции химической и электронной отраслей промышленности, пищевых добавок, экологически вред­ных производств и т. д.);

♦ вывод на рынки новой, малоизвестной фирмы или компании;

♦ вывод на рынок особо сложной продукции (например в сфере высоких технологий), требующей специально подготовленной и хорошо информированной потребительской аудитории;

♦ необходимость индивидуальной работы с избранными группами аудиторий, занимающими ключевое положение и имеющими зна­чительное влияние в обществе;

♦ использование коммерческой структурой особой системы реализа­ции продукции постоянным клиентам не через обычную массовую обезличенную торговлю, а через индивидуальную работу с постоян­ными группами потребителей (так называемая система прямого мар­кетинга, которую используют компании Herbalife, Zepter, Avon);

♦ необходимость создания благоприятного климата для развития и функционирования компании (например налаживание отно­шений с правительственными структурами и органами местного самоуправления);

♦ развитие и поддержание связей с крупными и влиятельными обще­ственными организациями (защитники окружающей среды, обще­ства защиты прав потребителей);

♦ поиск и привлечение средств инвесторов (investor relations);

♦ организация и проведение специальных акций (special PR events);

♦ выделение скромного бюджета, недостаточного для широкомас­штабной рекламной кампании, ориентированной на продвиже­ние на рынок продукции или фирмы;

♦ развитие отношений с персоналом: запуск новых программ по привлечению квалифицированных кадров, внутренняя реструкту-


2.1. Планирование программ в связях с общественностью                                     29

ризация, предотвращение трудовых конфликтов в компании, вос­питание духа «единой команды», единой корпоративной культу­ры (corporate identity);

♦ развитие связей с профессиональным сообществом специалис­тов и завоевание устойчивого авторитета;

♦ развитие связей с дилерами, дистрибьюторами и поставщика­ми, формирование фирменной сети производства и сбыта про­дукции;

♦ необходимость заручиться поддержкой акционеров (stockholders' relations).

При разработке и реализации программ по связям с общественно­стью выделяют четыре ключевых этапа: исследование проблемы и поста­ новка задач, разработка стратегии и тактики, практическая реализа­ция по приоритетам, оценка эффективности и внесение корректировок.

Определение проблемы

На первом этапе программирования основное внимание уделяется оцен­кам и анализу сложившейся проблемной ситуации. Поэтому, прежде чем начинать разрабатывать какую-либо отдельную акцию или целую про­грамму мероприятий, целесообразно в ходе исследования получить отве­ты на такие принципиальные вопросы:

1. История возникновения проблемы («бэкграунд»).

2. Причины, породившие возникновение проблемной ситуации и ее масштабы.

3. По вине каких подразделений или структур возникла проблема, кто виноват и чьи интересы затронуты.

4. Каково отношение общественности, целевых групп и СМИ к про­блемной ситуации.

5. Возможное развитие событий и вероятные последствия (по прин­ципу «худший вариант»).

6. Прецеденты и аналогичные случаи из практики { case- study) и т. д.

Проведение такого анализа позволит более эффективно и с наимень­шими затратами разработать целостную и эффективную программу конк­ретных шагов за счет более точного выхода на целевые/ключевые аудито­рии, подбора адекватных мероприятий в сфере связей с общественностью и соответствующих каналов коммуникации и СМИ.

В связях с общественностью условно выделяют две большие группы исследований: формальные (заказные или первичные) и вторичные


30 ___________________ Глава 2. Подготовка программ в связях с общественностью

(неформальные). Название первого вида исследований говорит само за себя: очень часто PR-агентство или фирма по связям с общественно­стью, для того чтобы получить высококачественные результаты, дого­варивается с какой-либо фирмой или центром, специализирующимися на маркетинговых исследованиях или изучении общественного мне­ния, о проведении заказного исследования на определенную тему. Этот вид исследований имеет как свои преимущества, так и недостатки.

К числу его несомненных достоинств можно отнести, как правило, дос­таточно высокую точность и объективность полученных результатов, ко­торые могли бы послужить надежной основой для разработки будущей программы по связям с общественностью. Основная задача заказчика зак­лючается в том, чтобы подобрать исследовательскую фирму, имеющую большой опыт в данной области и высокопрофессиональный штат.

Среди недостатков выделяются два наиболее крупных: необходи­мость выделения на исследования такого рода существенных финан­совых средств, а также фактор времени (формальные исследования длятся от нескольких месяцев до года).

В тех случаях, когда отведено недостаточно времени на решение про­блемы с помощью приемов и методов связей с общественностью, а также когда выделены небольшие финансовые средства, прибегают к помощи неформальных (вторичных) исследований. В данном виде исследова­ний PR-специалисты либо сами осуществляют аналитические разработ­ки по упрощенной схеме, либо просто используют know- how других уч­реждений по аналогичной тематике, в первую очередь государственных структур.

Основой таких неформальных бесплатных или малозатратных ис­следований могут послужить правительственные доклады и докумен­ты президентской администрации, слушания и итоги обсуждений в комитетах и комиссиях законодательной власти (например в Государ­ственной или городской думах) и власти исполнительной (местные администрации, мэрия и правительство города), государственные ста­тистические отчеты, документы органов местного самоуправления.

В крупных компаниях и корпорациях ценным источником исходной информации могут послужить аналитические доклады фирменных (ав­торизованных) дилеров и дистрибьюторов, работающих непосредствен­но в личном контакте с главными целевыми аудиториями компании, ре­зультаты контент-анализа приходящих в компанию писем потребителей (например, в компании Procter & Gamble есть специальная служба рабо­ты с потребителями, куда стекаются критические замечания, пожелания, рекомендации по поводу качества и ассортимента продукции), отзывы


2,1. Планирование программ в связях с общественностью                                    31

в книгах посетителей, результаты анкетирования целевых аудиторий и сессий фокусных групп, а также обзор обращений клиентов на специ­альную корпоративную страничку в Интернете.

Много полезной информации можно получить на основе анализа приема посетителей и гостей компании, которые, являясь заинтересо­ванными лицами, могут служить ценными поставщиками необходимой информации. Таким же источником полезных сведений служат обзоры, содержащие анализ либо звонков на горячую линию (hot line) фирмы или бренда, либо писем, поступающих по электронной почте (e-mail).

В тех случаях, когда специалисту, разрабатывающему программу по СО, приходится действовать в условиях особо жесткого дефицита вре­мени (на исследование выделяется не более 1-2 дней), используется особая четырехступенчатая схема.

Во-первых, менеджер запрашивает в информационно-аналитиче­ском отделе компании или в специализированной фирме (What Papers Say (WPS), Integrant, RPRG, Business Communications Agency, Inopress) пресс-досье с целью узнать, что писала пресса (включая такие Интер­нет-издания, как «Gazeta. ru», «Lenta. ru», «СМИ.ги», Vesti.ru» и т. д.) и крупные национальные информационные агентства по данной про­блеме за последние 3-6 месяцев. В тех случаях, когда необходима бо­лее полная картина того, что сообщали ключевые СМИ по запрашива­емой тематике, готовится более дорогостоящее полное медиа-досье, включающее еще и материалы мониторинга электронных СМИ (либо с аудио- и видеозаписями телевизионных и радиопрограмм, либо с их текстовыми расшифровками).

Во-вторых, просматриваются крупные профессиональные сборни­ки описаний аналогичных или близких по специфике случаев из прак­тики (так называемых case- study), в которых дается краткий анализ использованных для решения проблемы эффективных приемов и ме­тодов.[7] В подобных изданиях часто можно почерпнуть некоторые базо­вые отправные идеи для разработки собственных проектов по связям с общественностью и учесть допущенные другими ошибки.

В-третьих, изучаются веб-сайты специализированных изданий, PR-агентств и консалтинговых фирм, специализирующихся на СО (www.pressclub.host.ru, www.mikh-partn.ru, www.sovetnik.ru, www.rapr.ru,


32 ___________________ Глава 2. Подготовка программ в связях с общественностью

www.prinfo, www.smi.ru, www.rwr.ru, www.soob.ru и т. д.), веб-сайты круп­ных международных профессиональных объединений и международных сетей (www.akos.newmail.ru, www.martex.co.uk) также с целью изучения опыта, полученного в ходе решения сходных проблемных ситуаций. Не­редко большую пользу может принести изучение информации, помещен­ной на сайтах конкурентов.

В-четвертых, тщательно изучается представленный клиентом бриф, содержащий корпоративные оценки причин проблемной ситуации и фор­мулировку задачи для агентства по связям с общественностью.

Резюме

Программа в СО включает в себя четыре основных этапа: целеполага-ние и установление целевых аудиторий, планирование мероприятий, определение бюджета, оценка эффективности. Программы в СО могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. При плани­ровании программ в СО очень важно продумывать альтернативные сце­нарии, а также тщательно определять временные отрезки интенсивного ведения кампании.

Вопросы

1. Каковы основные этапы планирования программы в СО?

2. Какие типы программ в СО вам известны?

3. Почему необходимо осуществлять стратегическое планирование кампаний в СО?

4. Перечислите основные причины необходимости планирования программ в СО.

Литература

1. Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М.: Гном-пресс, 1997.

2. Блажное Е. А. Паблик рилейшнз. Учебное пособие для бизнесме­нов. М.: Има-пресс, 1994.

3. Блек С. PR: международная практика. М.: ИД «Довгань», Ассо­циация по связям с общественностью, 1997.

4. ДотиД. Паблисити и паблик рилейшнз. М.: ИД «Филинъ», 1996.

5. Otis Baskin, Craig Aronoff. Public relations. The profession and the practice. Second edition. Wm.C.Brown publishers, Dubue, Iowa, 1983.


 


Глава 3

Состав пресс - службы

Пресс-служба является структурным подразделением организации. Ру­ководитель пресс-службы и (или) пресс-секретарь подчиняется непо­средственно руководителю организации и взаимодействует со всеми ее структурными подразделениями.


54    Глава 3. Мероприятия, направленные на установление и поддержание..,

Существует множество вариантов состава пресс-службы в зависи­мости от масштабов деятельности организации и организационной структуры. Но, как показывает опыт, во время текущей работы (когда нет крупных мероприятий) достаточно пресс-секретаря и его помощ­ника. При проведении же массовых мероприятий и акций необходи­мо сформировать пресс-центр.

Пресс-центр создается на уровне министерства, государственного комитета, крупной компании, банка, а также на региональном уровне (пресс-центр мэрии, областной администрации, филиала компании).

По масштабу деятельности пресс-центр уступает пресс-службам, хотя в принципе решает те же самые задачи (аккредитация, освеще­ние деятельности «своей» структуры, организация пресс-конферен­ций, подготовка информационных материалов, выпуск бюллетеней и т. п.).

В структуру пресс-центра входят как технические сотрудники, так и журналисты, специализирующиеся по связям с прессой, ТВ или радио.

В распоряжении пресс-центра находятся средства связи, транспор­та, оперативной полиграфии.

Близки к пресс-центрам по своему функциональному назначению государственные и коммерческие структуры, ориентированные на свя­зи с общественностью, на поддержание оптимальных связей не только со средствами массовой информации, но и со всеми социальными ин­ститутами, с общественностью в целом.

Управления информации министерств (ведомств), поддерживая кон­такты со СМИ, снабжая их материалами по запросам редакций, в то же время способны и самостоятельно провести PR-кампанию, информа­ционную акцию в поддержку (обоснование) собственной позиции. На­пример, Департамент информации и печати МИД РФ самостоятельно поддерживает плодотворную работу иностранных журналистов, обес­печивает информацией российские СМИ, проводит пресс-конферен­ции, участвует в международных мероприятиях (информационные фо­румы, симпозиумы, конференции).

На региональном уровне контакты с журналистами весьма разно­образны по форме и содержанию.

Например, пресс-бюро может быть открыто в государственном уч­реждении, общественно-политической организации, коммерческой структуре. Пресс-бюро готовит пресс-релизы, корреспонденцию для прямой почтовой рассылки и т. п., выходит на связь с редакциями СМИ.


3,2, Организационные формы отношений государственных, общественных... 55

Пресс-клуб — профессиональное объединение журналистов, регу­лярно устраивающее встречи с популярными политиками, коммер­сантами (бизнесменами), деятелями культуры. Московский пресс-клуб был создан в 1991 г.

Клуб главных редакторов (Москва) имеет примерно те же задачи, что и пресс-клуб (различия касаются членства в клубе).

Деловая встреча бизнесменов с представителями журналистов про­ходит обычно в рамках крупных мероприятий международного или всероссийского уровня.

«Круглый стол» организуют редакции газет, приглашая специа­листов (экспертов) для обсуждения очередных проблем.

Неформальные встречи с журналистами принимают форму «зва­ного обеда для журналистов», или «званого ужина».

Пресс-секретарь — ключевая фигура пресс-службы (пресс-центра). Его деятельность наглядно воплощает стиль отношений руководства с общественностью: во-первых, со средствами массовой информации, во-вторых, с журналистами.

Функции пресс-секретаря определяются творческим подходом к сво­ей работе. Можно ограничиться лишь контактами со СМИ по мере необ­ходимости, а можно стать для всех СМИ постоянным источником ин­формации о деятельности вашей организации.

Что касается взаимодействия пресс-секретаря со СМИ, то можно выделить в его работе ряд основных направлений:

♦ освещение мероприятий, проводимых организацией, в СМИ;

♦ постоянное информирование СМИ о деятельности организации;

♦ организация совместно со СМИ общественных акций;

♦ подготовка программ на ТВ и радио;

♦ сотрудничество со специализированными изданиями (можно до­говориться о том, чтобы организации предоставляли отдельную полосу в газете);

♦ организация брифингов, пресс-конференций;

♦ формирование состава пресс-центра и организация его работы во время мероприятий;

♦ формирование круга «доверенных» журналистов, которые будут постоянно сотрудничать с вашей организацией;

♦ подготовка информационных материалов и имиджевых статей, касающихся деятельности организации;

♦ организация интервью руководства организации;


56        Глава 3. Мероприятия, направленные на установление и поддержание...

♦ отслеживание (мониторинг) всех материалов, вышедших в СМИ, создание архива;

♦ формирование базы данных СМИ и отслеживание изменений на рынке СМИ;

♦ сотрудничество с другими пресс-службами, департаментами по связям с общественностью;

♦ сотрудничество с пресс-службами общественных организаций и проведение совместных акций;

♦ написание статей в газетах и журналах;

♦ выпуск собственного печатного издания.

Брифинг для прессы

Краткая, сжатая во времени инструктивная встреча журналистов с пред­ставителями официальной структуры (государственной или коммерче­ской) называется обычно брифингом. Здесь передача информации имеет односторонний характер: официальный представитель или зачитывает долгожданный документ, сообщает о самом факте принятия соглаше­ния, или излагает самую суть позиции, занятой в ходе переговоров од­ной из сторон. Брифинг проводится как по итогам завершившейся рабо­ты (события), так и по ходу самого процесса выработки управленческого решения, позиции, оценки.

В отличие от пресс-конференции брифинг — более мобильная фор­ма общения со СМИ, короткая официальная форма уведомления и ознакомления журналистов с только что вышедшим официальным документом или произошедшим событием. Его продолжительность в среднем около получаса. К брифингу часто прибегают в случаях, когда нужно пояснить или расширить имеющуюся информацию (происше­ствия, чрезвычайные ситуации, аварии, официальный ответ/реакция на манифестацию и т. п.). В этих случаях брифинг позволяет донести до СМИ, а через них до всего общества вашу интерпретацию произо­шедших событий. Если же вовремя не среагировать, то информация в СМИ пройдет в вольном изложении журналистов и может оказать не­гативное влияние на общественное мнение.

Существует еще несколько отличий брифинга от пресс-конферен­ции. В классическом варианте пресс-конференция обычно заканчива­ется фуршетом или коктейлем, на котором продолжается общение и обсуждение поднятых пресс-конференцией проблем. После брифинга нежелательны контакты с прессой: возможна утечка неофициальной информации. Она может свести на нет все усилия брифинга. Кроме того, на пресс-конференцию помимо журналистов часто приглашают и других заинтересованных лиц (представителей различных организа­ций и учреждений, работающих в той же области, деловых партнеров, в том числе потенциальных, всех, в ком вы заинтересованы), до которых также необходимо донести информацию. На брифинге информация рас­пространяется толь



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.122 с.)