Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классицизм первой трети XIX в. – поздний классицизм.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основоположники русского классицизма: В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. На раннем этапе развития русского классицизма большую роль играли Ж. Валлен-Деламот и А. Ф. Кокоринов, связанные с Академией художеств в Петербурге (слайд 61). Академия занимает целый квартал набережной на Васильевском острове. В плане – четкий квадрат с вписанным в него кругом – двором для прогулок. Внешне объем вытянут и спокоен. Очень небольшой купол, углубленный в основание. Четыре этажа сгруппированы попарно: первый и второй – тяжелые, третий и четвертый – облегченные. Интересна средняя часть, напоминающая времена барокко: выпуклые и вогнутые элементы, колонны и статуи. Но на самом фасаде колонны заменяются пилястрами, а сами колонны не собраны в шести- и восьмиколонные портики с фронтоном, а рассредоточены по всему фасаду. В 1771–1786 гг. была возведена знаменитая решетка Летнего сада (слайд 62). Архитекторы – Ю. Фельтен и П. Егоров. Цветовая гамма, как и в эпоху барокко, черно-золотая, но если барочная решетка искривлена, рисунок ее напоминает живые побеги зелени, завершение сплетено в узор, то решетка Летнего сада четко геометрична: вертикальные пики пересекают вытянутые вверх прямоугольные рамы. Основу решетки составляют чередующиеся через определенные промежутки цилиндрические, похожие на колонны столбы, завершенные вазонами. Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный дворец в СанктПетербурге, 1768–1785 гг.). Архитектор решил, что Мраморный дворец будет привлекать внимание не только размерами, благородством форм и пропорций, но и красотой каменных облицовок, выполненных из полюбившихся ему русских мраморов, которые добывали в карьерах вблизи Ладожского и Онежского озер. Благородная сера гамма Мраморного дворца с розовым цветом пилястр великолепно сочетается со свинцовыми водами Невы, на набережной которой он стоит. Это было эпоха перепланировки городов России в духе нового времени. Как раз в эти годы В. И. Баженов задумал свой грандиозный проект Большого Кремлевского дворца в Москве с перепланировкой по сути всего Кремлевского ансамбля. Екатерина II поддержала идею превратить Кремль в древнеримский Форум – в место народного волеизъявления. Так продолжалось до пугачевского восстания, после чего Баженову пришлось свернуть все работы. Сохранились только чертежи и проект, но и они оказали огромное влияние на всю русскую архитектуру. Даже в модели, созданной Баженовым, Кремлевский дворец поражает воображение: здесь и грандиозные по протяженности фасады, то идущие по прямой, то огибающие кремлевский холм, и великолепные колоннады на очень высоких рустованных цоколях. Но главное – дворец был задуман как центр площади, где архитектор собирался устроить здания Коллегии, Арсенал, Театр, трибуны для народных собраний. Так наглядно должны были воплотиться идеи гражданственности, образцы Рима и Афин. В это время в Европе в искусстве возникает некоторое увлечение готикой – предвестие романтической эпохи. Баженов нашел свой путь и здесь. Его задача – сделать из готики не игрушку, увлечение, а глубокое, оригинальное направление, суть которого в том, чтобы почувствовать старину. Именно краснобелый декор московских башен и называл Баженов русской готикой. Так возник замысел Царицынского комплекса (1795–1785) (слайд 63). Белый камень декора и красный цвет кирпича – традиционная русская цветовая гамма. Именно в этой гамме и был решен комплекс. Стрельчатые арки, фигурные проемы окон, порталы входов, тонкие колонки, раздвоенные зубцы – все эти детали преображены архитектурой мастера. Их-то он и сумел увидеть в архитектуре Кремля. Но в Царицынском комплексе немало загадок, связанных в первую очередь с масонской символикой, которая обильно украшает стены зданий. Самое знаменитое сооружение Баженова – дом Пашкова в Москве на Ваганьковском холме против Кремля (1784–1786 гг.) (слайд 64). Поразительное по мощи, оригинальности, совершенству исполнения, это здание является истинным украшением Москвы. Здание, фасадом обращенное к улице, находилось в глубине сада на холме (это было совершенно новое решение). Вход и двор дома находятся с обратной стороны и открываются торжественными воротами. Замечательны балюстрада с вазами, орнамент, пилястры ордерной системы, руст с арками цокольного этажа. Прекрасен богато декорированный круглый купол с парными колоннами. В архитектуре боковых флигелей видно влияние античной традиции: они решены как портик с фронтоном. Разнообразны ордерные решения разных этажей, флигелей и главного корпуса. Переплетение барочной живописности и классицистической строгости делает это здание неповторимо красивым. Другие строения Баженова: церкви в селе Стоянове и в селе Быкове, в селах Виноградове, Михалкове. Замечателен дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве (слайд 65): оригинальна его полукруглая ротонда, выходящая на улицу. В XIX в. этом здании будет расположено училище живописи, ваяния и зодчества, которое окажет огромное влияние на русское искусство. Павел I нашел отставленного от дел зодчего, и Баженов принял участие в работе над Михайловским замком в Петербурге. Он спроектировал въездные флигели со стороны Садовой улицы. Павел подарил зодчему имение Глазово под Павловском, где архитектор и скончался. М. Ф. Казаков – наиболее яркий выразитель идей московского классицизма. Он учился только в школе Ухтомского, работал помощником Баженова на строительстве Кремлевского комплекса, где прошел великолепную школу у великого архитектора. Казаков не закончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище. Крупнейшие постройки Казакова – это здание Сената в Кремле, церковь Митрополита Филиппа, здание Благородного собрания, Голицынская больница, Петровский подъездной дворец на Петербургском шоссе. Всего Казаков построил около 100 зданий. Здание Сената в Кремле (слайд 66). Сенатский дворец явился крупнейшим воплощенным проектом Казакова. Согласно задумке архитектора здание должно было символизировать гражданские идеалы, законность и правосудие, а воплощение этих идеалов архитекторы находили в классических формах античности. Этим объясняется строгая и сдержанная лаконичность здания, увенчанного куполом, классической формой которого Казаков хотел усилить архитектурную выразительность Красной площади как главной площади первопрестольной столицы. Дворец имеет треугольную форму, вписываясь таким образом в пространство, ограниченное кремлевской стеной, Арсеналом и бывшим Чудовым монастырем. Заключенная внутри сооружения полость разделена на три части двумя поперечными корпусами. Во внутренний двор здания со стороны Сенатской площади ведет триумфальная въездная арка с ионическим четырехколонным портиком и фронтоном, над которой располагается купол овального зала. В углублении внутреннего двора находится главный композиционный центр сооружения – купольный зал сената. Это один из обширнейших круглых залов Москвы. Прежде он предназначался для дворянских собраний и называется Белым или Екатерининским. Сегодня он продолжается выполнять свою функцию – здесь проходят все главные официальные мероприятия с участием Президента. В Екатерининский зал ведет Шохинская лестница. Ее основание украшают два торшера, а пролеты – скульптуры богини правосудия. Лестница отделана мрамором и гранитом, перила – ценными породами дерева. Высота зала до купола – 29 м. Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице (слайд 67). Соединены здание больницы и церкви. Боковые крылья здания ничем не обработаны, в центре расположена мощная колоннада дорического ордера, над фронтоном возвышается барабан церковного купола. В здании Благородного собрания (Дворянское собрание) наиболее оригинален Колонный зал (слайд 68). Он отличается обширностью и высотой. Облик зала определяет коринфская колоннада, повторяющая очертания зала. Она выделяет центральное пространство, предназначенное для балов и приемов. Колонны сделаны из искусственного белого мрамора, который сияет белизной. Это придает залу радостный характер. Имя М. Ф. Казакова прочно связано с классицистической Москвой, потому что именно его лучшие здания создали образ города екатерининской эпохи – барского, «допожарного». Наиболее известными казаковскими усадьбами были дом на Гороховой улице богача-заводчика Ивана Демидова, сохранивший великолепную золоченую резьбу парадных интерьеров, дом заводчика М. И. Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой. Казаковская городская усадьба – большое, массивное, почти лишенное декора здание с колонным портиком – дом, доминирующий над остальными хозяйственными и надворными постройками. Обычно он располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы. Вместе с Баженовым в Петербург в академию из Москвы приехал Иван Старов. Вслед за Баженовым он отправился в Италию. Затем вернулся и работал в Петербурге. Это была эпоха «золотого века» дворянства. Идея представительной монархии рухнула, и все большее значение приобретает строительство загородных усадеб, дворцов, особняков. Самое знаменитое строение Старова – Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (слайд 69). Тип трехпавильонного жилого дома состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Эта схема станет основной для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма. Фасад дворца суров и строг. Простая дорическая колоннада шестиколонного портика (колонны без каннелюр), портик увенчан куполом, метопы пустые. Эта строгость контрастирует с роскошью интерьера. Из прямоугольного вестибюля через торжественные «врата» зритель попадал в восьмиугольный зал, затем в поперечно ориентированную огромную галерею с закругленными торцами галерею, обнесенную двойным рядом колонн. Позади дворца был разбит сад. К концу XVIII в. классицизм оставался господствующим стилем в русской архитектуре. В это время формируется строгий классицизм, ярчайшим представителем которого был Джакомо Кваренги. Он приехал в Россию в 80-е годы. На родине, в Италии, Кваренги был поклонником римской античности, идей городских особняков и частных усадеб. Кваренги выступил не только как создатель замечательных архитектурных произведений, но и как теоретик архитектуры. Главные его принципы следующие. 1) Трехчастная схема жилого или административного здания включает в себя центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом прямыми или скругленными галереями. 2) Центральный корпус отмечен портиком. Таково здание Академии наук в Петербурге, построенное Кваренги, новое здание для института благородных девиц – Смольный институт (слайд 70) рядом со старым монастырем работы Растрелли.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.220 (0.008 с.) |